Пока, можно говорить только об одной успешной реализации, наиболее близкой к нашим реальным ощущениям - бинауральной. Для получения полноценной объемной информации с ее помощью слушатель должен находиться в наушниках. Опытная модель, на базе которой строились основные исследования, представляла собой манекен, где вместо правого и левого уха были установлены микрофоны. По результатам составлялась сложная математическая модель, которая позволила создавать виртуальные звуковые миры.
Но эти исследования, хоть и были близки к идеалу, имели достаточно общие результаты. Ведь, согласитесь, у каждого человека различная форма ушных раковин, а расстояние между правым и левым ухом - это также индивидуальный параметр. В общем, исследователи зашли в тупик. Практическое применение результатов бинауральных моделей сейчас предлагается в варианте субкультуры, развивающейся отдельно от основных направлений, применяемых на практике.
Как это ни странно, но самый важный вклад в области пространственного звука сделала киноиндустрия. В процессе своего развития она сталкивалась с множеством проблем, и нельзя сказать, что ее путь был гладким. На внедрение новых технологий тратились огромные деньги, и не всегда такие вложения оправдывались. В качестве примера можно привести стереокино, где зрителям предлагалось надевать специальные очки, чтобы смотреть изображение в объеме. Стереокино не стало стандартом, и даже хуже - оно полностью не прижилось. Поэтому идеализированные бинауральные варианты с наушниками - технология не для кинопроизводства.
Dolby
Как вариант - это многоканальная система. Изначально кино было немым, потом пришел моно звук, и следующий этап - стерео… Стерео ворвалось с большим количеством новых идей и их реализаций. Простой поворот ручки панорамы приводил зрителей и слушателей в восторг. Что интересно, до 80-х понятия "stereo" и "surround" являлись синонимичными. А знаете, когда разделились? С переходом стандарта кинопленки с 35 мм на 70 мм. Изначально, производители стали использовать так называемый канал эффектов (effect channel) - это расположенный позади слушателей громкоговоритель, предназначенный для озвучивания вспомогательных звуков, а зачастую и просто молчащий, поскольку место на 35 мм-пленке было ограничено. С внедрением стандарта 70 мм, канал эффектов стал задействоваться постоянно и был переименован в пространственный канал (surround channel, далее будем называть его как S-канал). И с этого момента можно сказать о разделении понятий "stereo" и "surround". В варианте 35 мм-пленки было предложен стандарт Dolby Stereo (середина 70-х). В 1982 году на рынок поступили первые Dolby Surround устройства. Стоили они тогда как аппаратура hi-end-класса, и были доступны очень небольшому числу граждан.
Параллельно с киноиндустрией развивались видео-индустрия и кабельное/спутниковое телевидение. Возможность обеспечить объемный звук в домашних условиях - одна из основных задач, которая была поставлена перед производителями. Появились более адекватные как по цене, так и по реализации варианты декодеров Dolby Pro Logic и Pro Logic II. Последний позволял не только воспроизвести закодированный объемный звук, но и слушать музыку с обычного CD, раскладывая его на surround-систему. Pro Logic и Pro Logic II являются переходными мостиками между обычными стерео-системами и многоканальным surround. Утрируя некоторые особенности можно сказать, что в чем-то они (стерео и surround в вариантах декодеров Dolby Surround - Pro Logic и Pro Logic II) взаимозаменяемы.
С активным внедрением цифровых технологий Dolby Labs представляет стандарт Dolby Digital AC-3 (5.1), разработанный для 35 мм пленки. Особенностью Dolby Digital 5.1 является наличие двух surround-каналов (правого (RS) и левого (LS), у предшественников S-канал был один, хотя громкоговорителей устанавливалось несколько) и сабвуфером. Если говорить об аббревиатуре "5.1", то она расшифровывается не только как пять каналов и сабвуфер. Дело в том, что в Dolby Digital впервые фронтальные и S-каналы имели одинаковый полный частотный диапазон. Например, в Dolby Pro Logic S-канал предусматривал диапазон от 100 Гц до 7КГц. Теперь же мы говорим о пяти полноценных каналах с диапазоном 20 Гц - 20 КГц и выше. Частотный диапазон сабвуфера или как его еще называют LFE-канал (Low Frequency Effect) является ограниченным и составляет примерно 0.1 от частотного диапазона пяти каналов, поэтому "5.1" следует расшифровывать как "пять и одна десятая".
Файлы Dolby Digital 5.1 имеют расширение *.ac3 и требуют для своей расшифровки специальный декодер (программный или аппаратный). На заре своего становления технология стоила очень не дешево. Декодеры были только аппаратные и выпускались в виде специализированных устройств. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону, и обычный пользователь может себе позволить приобретение звуковой карты со встроенными декодерами или скачать их программный вариант из интернета. Таким образом, современный кинозал и домашний кинотеатр полностью уравнялись по возможностям. Стоит отметить и еще один немаловажный аспект.
Наряду с развитием кино, видео и телевидения, открылся новый спектр применения технологии surround-звука - видео и компьютерные игры. Если раньше мы говорили о простейших вариантах 3D-движка, основанном на регулировках фазовых сдвигов, задержек и простейшей эквализации, то теперь подразумеваем полноценный 5.1 как минимум.
На сегодня Dolby Digital 5.1 является самым универсальным стандартом. Звук АС-3 может быть преобразован в зависимости от масштабов аппаратуры. Например, помимо доступного разделения на пять или шесть каналов (в зависмости от наличия/остутсвия сабвуфера), он может преобразовываться в четыре канала (Dolby Pro Logic), обычно стерео и даже моно. Поэтому, кодируя звук для компьютерных игр в Dolby Digital 5.1 можно не бояться того, что пользователь, имеющий в наличии меньшее количество колонок, будет чувствовать себя неуютно.
Естественно, кинотеатрам нужно иметь преимущество по сравнению с домашними комплексами, поэтому специально для них была разработана технология Dolby EX, подразумевающая ничто иное как 6.1. Помимо отдельных S-каналов для правого и левого (RS и LS) в ней предусмотрен S-канал центрального (CS). Технология Dolby Digital позволяет компрессировать данные и передавать их потоком с минимальной скоростью передачи 320 kbps (стандарт - 384 kbps). Конечно, сжатые данные являются более транспортабельными и занимают меньше места на носителях, будь то кинопленка или обычный винчестер. Но данная технология имеет и минусы - она рассчитана только на один цикл кодирования-декодирования и не решает проблемы ретрансляции и редактирования сжатых данных. Помимо этого хоть мы и выигрываем в месте, мы проигрываем в том, что звук стандарта AC-3 не синхронизирован с видеоданными, поэтому редактирование такого материала весьма проблематично.
Естественно, требуется многократное кодирование/декодирование. Решением этой проблемы явилась новая внедренная технология Dolby-E. Она позволяет передавать, многократно кодировать/декодировать восемь каналов с полным частотным диапазоном. Всего допускается десять циклов кодирования/декодирования. Помимо всего прочего стандарт предусматривает наличие метаданных - специальных инструкций, описывающих основные данные. Кроме синхронизации они могут нам сообщить настройки компрессора для каждого канала и т.п. Кстати, этими данными можно и не пользоваться, они не больше ни меньше, а дополнительная информация..
DTS
У основной массы пользователей понятие surround ассоциируется с Dolby. Это не так. Dolby Digital - более раскрученный брэнд, не более. В середине 80-х Терри Бирд, президент и основатель фирмы Nuoptix, объединился в команду с Джимом Кетчамом. Задачи, которые поставили перед собой экспериментаторы, были следующими - создать единый цифровой звуковой стандарт для кинотеатров и решить вопросы качественного размещения многоканального аудио на кинопленке. Изначально эксперименты велись с помощью цифровых магнитофонов (DAT) и проектора. Уже на начальном этапе разработки решались вопросы синхронизации (как мы знаем, в варианте Dolby они разрешились только с внедрением Dolby-E). Через некоторое время вместо DAT стали использоваться обычные CD-ROM. При использовании алгоритма сжатия apt-X100, разработанного Стивеном Смитом и его коллегами из Audio Processing Technology, позволяющего компрессировать данные 4:1, на один CD-ROM помещалось 100 минут многоканального аудио (скорость передачи данных 884 kbps). Таким образом на двух дисках мог храниться звук для трехчасового художественного фильма.
После получения патента в 1990-м имела демонстрация новой технологии для членов SMPTE. К 1992-му году технология была показана Стивену Спилбергу, правда, на базе винчестеров, и режиссер согласился ее применить в своей новой картине "Парк Юрского периода" ("Jurassic Park"). Студия Universal, являющаяся хозяином картины, решила проверить технологию на нескольких двух "менее значимых" фильмах. Результаты тестов оказались приемлемыми. Более того - Universal и Стивен Спилберг стали совладельцами с Терри Бирдом новой фирмы получившей название Digital Theatre Systems. Только за то время, когда образовывалась эта компания (а это заняло четыре месяца), в кинотеатрах было инсталлировано 876 систем DTS. На сегодняшний момент оных более 19.000 по всему миру. Было запланировано реализовать два технологических стандарта:
DTS-S - DTS-стерео, предназначен для кинотеатров, которые хотят использовать цифровой звук, но не могут себе позволить полноценный шестиканальный вариант.
DTS-6 - три фронтальных канала (левый L, центральный C, правый R), два S-канала (LS и RS) и сабвуфер. При этом следует отметить, что стандарты несколько различны с Dolby. Например частотный диапазон сабвуфера в DTS - от 20 до 80 Гц, вместо 3 -120 Гц у Dolby Digital.
Одним из главных отличий DTS от Dolby Digital является то, что DTS разрабатывался для 70 мм кинопленки. Соответственно, проблема места не стояла так актуально как в варианте Dolby Digital, вопросы реализации hi-res-звука и синхронизации решались практически сразу со времени возникновения стандарта.
Сейчас, упоминая DTS, мы можем говорить о восьми и более каналах hi-res-звука, новейших технологиях сжатия информации, и их активном практическом применении.
Dolby vs DTS
Стандарты DTS распространены точно также как и Dolby. При этом, конкуренты успевают ссориться. А что им еще делать? У Dolby гораздо мощнее поддержка со стороны обычных потребителей и производителей технологий для пользовательского рынка. Так, в Dolby Surround выпускаются музыкальные альбомы звукозаписывающими лэйблами Delos, RCA Victor/BMG Classic, Concord Jazz. Документация к этому стандарту постоянно востребована разработчиками современных видеоигр. Современное спутниковое телевидение также вещает в большинстве своем со звуком в режиме Dolby Surround. На последнем 114-м съезде AES в Амстердаме имели место обучающие семинары по записи, сведению и мастерингу в Dolby 4.0, 5.0, 5.1, 6.0, 6.1, и 10.2.
DTS остается привилегией кинопроизводства. На сегодня уже успешно решен воспрос с hi-res-аудио с фантастическими на сегодняшний день стандартами 64 бита и выше, 192 КГц и выше. Кстати, Dolby Digital также позволяет использовать hi-res-треки.
Производителями ПО и студийной техники вопрос противостояния решен очень просто - поддерживается и то, и другое. Это можно увидеть и в Steinberg Nuendo - одном из самых профессиональных и универсальных средств для производства surround-звука, и в линейке звуковых интерфейсов Audiotek - MAYA 5.1, 7.1, EX, EX7, PRODIGY 7.1. Там вы встретите поддержку сразу двух технологий - Dolby Digital и DTS. Помимо этого, стандартные программные приложения, предназначенные для воспроизведения звука в DVD также имеют декодеры для обоих стандартов.
Если же посмотреть на конфронтацию DTS и Dolby, то иногда доходит до смешного. Dolby выпускает некий пресс-релиз - DTS отвечает. Например: "Dolby проводила исследования на неизвестной студии с неизвестной аппаратурой при этом для воспроизведения использовался неизвестный материал, который тестировали неизвестные специалисты…". Да и иногда, говоря о surround звуке и DVD, Dolby действительно забывается, присваивая основные свершения и т.п. в свою пользу. В общем, обычная корпоративная война.
Другие многоканальные системы
В принципе, любой пользователей, имея в своем арсенале звуковую карту с четырьмя и более выходами и профессиональную мультитрековую программу, может почувствовать себя на заре 70-80-х. Именно тогда велись основополагающие опыты с многоканальным звуком. Многим известна квадрофония, была даже октофония. При этом, например, октофония тогда не подразумевала современных "7.1". Тогда предполагалось наличие 8 независимых каналов с полным частотным диапазоном, расставленных вокруг слушателя по кругу на равных расстояниях между собой.
Экспериментировать можно сколько угодно. Как результат проводимых исследований -необходимость некоей стандартизации в сведении и воспроизведении. Для примера, возьмем вариант октофонии, о котором мы вспомнили чуть выше.
Исходные данные - ударная установка, записанная на 14 микрофонов и сведенная таким образом, чтобы слушатель, находящийся в центре получал ощущение присутствия. При изменении положения слушателя от центра, близлежащие к нему громкоговорители будут громче, баланс и звуковая картина изменятся. Таким образом, в одной точке мы слышим одно, в другой - другое. Это основной недостаток систем такого плана - слушатель должен располагаться в центре.
В варианте surround нам сообщается только пространственный эффект присутствия. То есть локализация звука закреплена за отдельным каналом. Другие работают как сопровождающие. То есть, мы получаем эмуляцию пространственных ощущений, для чего собственно surround-системы и разработаны.
Самая уникальная многоканальная акустическая система - это наушники, в которых можно получить качественный 3D.
Хотя с другой точки зрения, никогда не стоит останавливать эксперименты. У вас есть к этому все возможности. Если в середине 90-х для опытов с квадрофонией мне приходилось подключать в РС две стерео-платы, то теперь даже самый дешевый звуковой интерфейс имеет как минимум четыре линейных выхода. Dolby Surround не является идеальной системой и места для экспериментов очень много.
Стандартный кодер Dolby Surround и пассивный декодер
Давайте немного вернемся к истории, в начало 80-х, когда появились первые Dolby Surround устройства. Кодер Dolby Surround - это устройство, позволяющее преобразовать четыре канала (L-левый, С-центральный, R-правый и S-пространственный) в два кодированных Lt и Rt. Lt и Rt - это аббревиатура от L-, R- total, что в переводе означает общий. В документациях к Dolby Surround такое наименование обозначает закодированные каналы для систем Dolby старого поколения. Такие Lt и Rt могут быть записаны на обычную магнитную пленку и воспроизводиться на ленточных магнитофонах. При наличии декодера, Lt и Rt расшифровываются на многоканальную систему Surround.
Давайте рассмотрим работу кодера Dolby Surround на представленной схеме. На рис. 1 отображено как четырехканальная система преобразуется в двухканальную. Обозначения и названия для каналов являются стандартными для всех систем Dolby Surround:
- L - фронтальный левый канал.
- С - центральный канал.
- R - фронтальный правый канал.
- S - surround-канал.
- Lt - общий левый.
- Rt - общий правый
Принципиальная схема работы кодера
Dolby Surround
Как мы видим в
процессе преобразования, сигнал
центрального канала делится поровну и
микшируется с левым и правым, при этом
его уровень понижается на 3 Дб. Сигнал S
проходит обработку через отдельный
тракт, в состав которого входят:
bandpass-фильтр - ограничение частотной
полосы в диапазоне 100 Гц - 7 Кгц (surround-канал
имеет частотный диапазон 100 Гц - 7 КГц),
шумоподавление Dolby B-type Noise Reduction,
корректировка фазы - составляющие
сигнала S сдвигаются по фазе таким
образом, чтобы при сложении с левым и
правым каналом оказаться в противофазе.
В варианте пассивного декодера сигнал S-канала можно получить простым вычитанием Lt-Rt. На рис.2 представлена схема работы простейшего декодера Dolby Surround, на выходе которого мы имеем L, R и S.
При декодировании возникает несколько проблем, главная из которых - взаимопроникновение фронтальных каналов и S. Например, при изменении равновесия уровней Lt и Rt в сигнал S-канала проникают составляющие и L, и R. Этот вопрос решается двумя путями - задержкой устанавливаемой на сигнал S, и ограничением его частотного диапазона. При задержке, равной 10 мс, устраняется эффект Хааса - сигнал с фронтальных каналов идет с опережением и локализация источника ассоциируется с ними. Ограничение звука до 7КГц также позволяет акцентировать внимание на фронтальных каналах, поскольку их звучание ярче, чем у S-каналов.
В таком варианте пассивного декодирования подразумевается, что центральный канал является виртуальным и соотвествует панорамному центру стереосистемы L и R. Данная система идеализирована, поскольку громкоговорители правого и левого каналов должны быть равноудалены от слушателя, что на практике практически недостижимо (в кинотеатре много слушателей).
Активные декодеры Dolby Surround. Pro Logic
Активные декодеры Dolby Surround - это новое поколение преобразующих устройств от Dolby Labs, внедренное в середине 80-х. Используя в качестве исходных данных те же Lt и Rt, что и в варианте пассивного декодера, они предусматривают более сложный процесс декодирования с учетом наличия физичекого (а не виртуального центрального канала). Первым устройством подобного класса стал Dolby Prologic.
Декодер Dolby Pro Logic.
Условно схему работы Pro Logic можно разделить на две составляющие - пассивную и активную. В пассивной части сигнал S-канала получается простым вычитанием сигналов левого канала из правого, а сигнал центрального канала получается путем сложения правого и левого. Как мы знаем при кодировании S-канал записан в противофазе и при таком сложении он должен исчезнуть. Чтобы центральный канал был слышимым, сигналы каналов L и R ослабляются на 3 Дб. Другой вариант - удаление сигнала центрального канала из левого и правого каналов. Делается это также с помощью противофазного сложения и взаимной компенсации компонентов сигналов правого и левого каналов. Данный принцип называется Cancellation Concept (принцип взаимной компенсации).
Если в процессе кодирования и записи было изменено балансное соотношение между Lt и Rt, то это может повлечь за собой ряд проблем - в сигнал S-канала проникают составляющие и L, и R, и так далее. В варианте Pro Logic для выравнивания баланса между входящими Lt и Rt предусмотрен специальный модуль Level Control.
Активная часть данного декодера позволяет выделять звуковые образы. Данная система предназначена только для кино. Параллельно со звуком идет и видео. Соответсвенно, основной задачей Pro Logic является обеспечение ассоциативного ряда. В описании к Pro Logic существует термин "доминирующий звуковой образ" (dominant sound). Появление этого термина не случайно и имеет прямое отношение к психоакустике. При акцентировании внимания зрителя на доминирующем звуковом образе все остальные звуковые объекты "размазываются" в пространстве и не имеют четкой локализации. В варианте Dolby это называется Signal Masking Concept (прицип маскирования сигнала). Именно он и является основополагающим для систем активных декодеров. Соответсвенно, в этих устройствах сигнал речи являются управляющим, все остальные - управляемые. Если киногерои говорят и параллельно с этим идет стереомузыка, то их речь воспроизводится центральным каналом, усиление L и R уменьшается. Музыка воспроизводится и за счет громкоговорителей S-канала. При замолкании речи звуковая картина и баланс уровней каналов восстанавливаются и приходят в исходное состояние. Таким образом, мы получаем некое "качание", называемое pumping.
Если персонажей несколько, их речь отличается от других звуков по мощности, и они локализованы в разных местах, то активный декодер Pro Logic работает в так называемом "быстром" режиме, переключая настройки с одного доминирующего образа на другой, время реакции декодирующей системы минимально. Если же звуки не имеют значительных расхождений по мощности, то декодер переходит в "медленный" режим.
Адаптивная матрица Dolby Pro Logic.
Говоря о системах Pro Logic, стоит упомянуть немаловажный аспект, который их выгодно отличает от предшественников - декодер может определять направление локализаций звуковых образов. Достататочно взять амплитуду сигнала центрального канала и сравнить ее со значениями амплитуды этого же сигнала в правом и левом каналах, и мы можем определить вектор направления локализации звукового образа. Дальше - дело техники.
Сердце Pro Logic - это адаптивная матрица. Для анализа звуковой картины используется четыре входящих сигнала - Lt, Rt, Lt+Rt и Lt-Rt подаваемые на два дифференциальных усилителя (на первый - Lt и Rt, на второй - Lt+Rt и Lt-Rt). В результате на выходах этих усилителей выделяются два управляющих сигнала, являющиеся ничем иным как разностями логарифмов от амплитуд поступающих сигналов. Не смотря на то, что в результате получается всего два управляющих сигнала, они являются биполярными, что позволяет устройству произвести полный анализ происходящего. При этом в данной матрице предусмотрено сравнение амплитуд с пороговыми значениями, что позволяет переключать "быстрый" и "медленный" режимы.
На выходе адаптивной матрицы мы имеем блок анализа, который оперирует десятью сигналами, складывая и вычитая их в определенной весовой пропорции. В результате мы имеем четыре стандартных сигнала C, R, L и S.
Pro Logic II
Dolby Surround Pro Logic II - это следующий этап развития аналоговых систем декодирования и последний из них. Он намного проще по принципу работы по сравнению с Pro Logic, помимо этого позволяет производить прослушивание в режиме surround не только звуковых треков к кинофильмам, но и музыкальных записей Dolby Surround. Начиная с этого этапа можно говорить об удешевлении стандартов Dolby, их приходе на рынок бытовых устройств.
Чтобы понять простоту работы Pro Logic II рассмотрим две схемы. Первая - реализация формирования сигнала S-канала.
Формирование сигнала S-канала
Как мы уже говорили в описании к Pro Logic, очень большое значение имеет отсутствие проникновения сигналов L и R каналов в S-канал. Но, например, если баланс между каналами изменен и доминирующий образ расположен в направлении, к примеру, "центр-право", то такое проникновение будет обязательно. На рис. 5 показан вариант простейшего решения данной проблемы. В цепи между входами Lt и Rt и входом сумматора ставятся два управляемых усилителя VCA (Voltage Controlled Amplifier). Управление обоими VCA взаимосвязано в разной полярности. Если сигнал Lt мощнее Rt, то усиление сигнала Lt перед сумматором уменьшается, а Rt, наоборот, увеличивается. Таким образом, сигналы выравниваются - проникновение минимально.
Схема работы Pro Logic II.
Схема работы Pro Logic II также проста в понимании. Сигналы с обоих VCA поступают на модули амплитудных детекторов FWR (Full-Wave Rectifier). Дифференциальный усилитель сравнивает сигналы постоянного тока, которые пропорциональны амплитудам сигналов Lt и Rt. Его сигнал является управляющим для VCA. Сигнал центрального канала С получается путем сложения выровненных Lt и Rt.
По сравнению с Pro Logic, Pro Logic II не имеет "быстрого" и "медленного" режимов - переменная времени реагирования изменяется постоянно. Схема его работы проста и удобна.
Dolby Digital AC-3
Dolby Digital AC-3или как его еще называют Dolby Digital 5.1 появился в конце 80-х и был разработан для 35-мм пленки. С приходом этого стандарта нас ожидало несколько новшеств. Во - первых, был разработан шестиканальный стандарт, в котором появилась возможность использования сабвуфера, или как его еще называют LFE-channel (Low Frequency Effect). Во-вторых, S-канал перестал быть моно. То есть, в системе 5.1 мы имеем в ниличие SL и SR- каналы (Surround Left и Surround Right). Громкоговорители всех каналов кроме LFE являются широкополосными. Впервые стандарт предложил возможности сжатия динамического диапазона. При этом стандарт АС-3 предусматривает компрессию данных. Сейчас скорость цифрового потока аудиоданных Dolby Digital составляет 320 кбит/сек и больше.
Главная особенность Dolby Digital AC-3 - это его масштабируемость.
Масштабирование Dolby Surround 5.1.
Например, мы написали музыку в стандарте 5.1. При этом пользователь может ее прослушать без потерь в качестве в 5.1 (5.0), четырехканальном варианте Pro Logic, в обыкновенном стерео и даже в моно. И теперь представьте как это выгодно и пользователям и производителям. Компьютерные и видео-игры нового поколения само собой подразумевают наличие звука 5.1. При этом, пользователи, не имеющие расширенных вариантов акустических систем не будут чувствовать себя дискомфортно - система будет масштабироваться под параметры системы, имеющейся в наличии. Многие спутниковые телеканалы вещают в 5.1, но это ни как не отражается на большинстве зрителей, имеющих телевизоры с моно-звуком.
Настройки многоканальной системы
С этим фрагментом данного материала вы могли столкнуться в статье "Домашняя студия на базе РС-2003. Hardware-рейтинг". Чтобы сохранить целостность раскрытия темы я позволю себе некоторое повторение. Причем оно позволит воспринять вам все наиболее полно.
На примере с Dolby Digital 5.1 мы можем рассмотреть основные вопросы по инсталляции акустических систем и аппаратного обеспечения для многоканальных систем.
Правильная расстановка акустических
систем для Dolby 5.1
Dolby Surround 5.1 в развернутом виде для
кинотеатров и больших помещений.
Как можно увидеть из рисунка 8, система Dolby Digital 5.1 рассчитана на базе идеальных условий, где все каналы равноудалены от слушателя. Но такие условия достаточно трудно реализовать физически, особенно в условиях малых и больших помещений с не идеальной геометрией. Данную проблему можно успешно решить электрическим путем. В родной документации по сведению в Dolby Surround (www.dolby.com) приведен интересный вариант расчетов времен задержек - путем простого перевода футов в миллисекунды.
Если DimL - это расстояние от слушателя до левого фронтального канала в футах (30,48 см), а DimS - расстояние от слушателя до ближайшего surround-канала в футах, то задержка в этом канале должна быть равной разности DimL и DimS. Иными словами: Задержка (миллисекунды) = DimL (футы) - DimS (футы). Если левый канал находится от нас в 10 футах, а surround-- в пяти, то параметр задержки равняется 5 мс (10-5=5).
Это справедливо не только для расчета взаимодействий фронтальных и surround-каналов, но может применяться и в других случаях для выравнивания картины. Например, если центральный канал расположен ближе к слушателю, нежели правый и левый. Формула подобна:
- Задержка (миллисекунды)
= DimL (футы) - DimC (футы).
Соответственно, если мы оперируем большим количеством surround-каналов в больших помещениях, то параметры задержек для каждой их пары отстраиваются отдельно.
Что собой представляют новые перспективные разработки в области объемного звука?
Даешь новый звук к Рождеству
Давно канули в лету эпохи утверждения стандартов «на века». И если путь стерео в кино занял более полувека - прежде, чем господин Долби взялся за тотальный перевод театров на многоканальную схему, подобное стало лишь прощанием с медленным течением времени. Прогресс и ускорение ритма жизни, а также новые приемы по стимулированию рынка привели к поистине компьютерной гонке в сфере домашних кинотеатров, что вылилось в бурную (и почти ежегодную) смену звуковых форматов для домашнего пользования. Еще не отгремели страсти по доукомплектации хоум-синема двумя дополнительными тыловыми центральными каналами (Dolby Digital EX, DTS ES Discrete/Matrix), еще не вышло должного количества DVD с поддержкой этих звуковых систем, как прошлый год ознаменовался дальнейшим расширением «модельного» ряда - в серию пошли аппараты с DTS 96/24 и Dolby Pro Logic II. Ниже мы постараемся расставить точки над «i» в данном вопросе, подробно рассказав, кому и зачем они могут пригодиться (заметим, что данный обзор не претендует на сравнение двух разных по сути и назначению стандартов, а лишь расшифровывает их положительные и отрицательные стороны).
Пятая реинкарнация DTS
С кинотеатрального внедрения детища Стивена Спилберга, DTS-звука для кино, прошло десять лет, а коллекция домашних форматов уже составила: оригинальный DTS 5.1 (с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс), DTS Neo:6 (раскладывающий двухканальные схемы в многоканальные), DTS ES 5.1 Matrix (с подмешанным в тылы сигналом тылового центра) и DTS 6.1 Discrete (с выделенным тыловым центром). И хотя последний, при принятом битрейте даже в 768 кбс обеспечивал лучшее из доступного качество звука дома, студия пошла дальше, утвердив DTS 96/24 - шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков - выборка 96 кГц, разрядность 24 бит, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах.
Главными преимуществами DTS 96/24 фирма называет:
- сохранение исходной разрядности студийного звука - 20-ти и 24-хбитные мастеры теперь доходят до зрителя без потери данных, как и в случае с DVD-audio;
- превосходство перед обычным CD-звуком (линейный PCM с параметрами 16 бит 44,1 кГц) - данное утверждение спорно, поскольку DTS использует сжатие данных, а PCM управляет оригинальным потоком с битрейтом свыше 3,000 кбс на два канала: при сохранении таких характеристик, многоканальный звук не уместится даже на нескольких DVD-дисках;
- превосходство перед всеми театральными стандартами (18-20 бит, 48 кГц);
- равные с DVD-audio характеристики без требования покупки нового совместимого плеера - опять же, достаточно спорное утверждение, поскольку битрейт у DVD-audio выше;
- полная совместимость с любым источником, имеющим старое DTS-лого;
- простой цифровой выход через коаксиальный и/или оптический интерфейсы.
И, хотя требования по декодированию включают лого DTS 96/24, то есть возможность процессора распознать новый стандарт, конверсия до обычного DTS возможна на большинстве DTS-совместимых устройств, а те из них, которые имеют 96/24 цифро-аналоговые преобразователи во всех каналах, могут, в большинстве случаев, корректно воспроизвести новый звук. Эта возможность не афишируется, но легко проверяется на практике.
Прием формата в США был не самым радушным, но в последнее время вышло определенное количество наименований музыки разных жанров (много релизов появилось в апреле 2003 г.):
Queen: Greatest Video Hits 1
Queen: The Game
Queen: A Night at the Opera
Rythmedia Tribe
Gorsby/Nash: Another Stoney Evening
Sheila Nicholls: Wake
Megadeth: Peace Sells...But Who"s Buying?
Brazilian Jazz
Brazilian Bossa
The Fabulcus Thunderbirds: This Night in L.A.
Frank Zappa: Halloween
Большая часть из них - совмещенные DVD-A релизы, содержащие 5.1 MLP треки DVD-audio, DTS 96/24 для обычных кинотеатральных систем и 2.0 РСМ для поклонников обычного стерео.
До сих пор выпущен только один фильм в данном формате - это «Tomb Raider» второго региона, сделанный в Италии - звуковая дорожка в DTS 96/24 там только в итальянском дубляже.
Такой подход совершенно неоправдан для пользователя - проигрыватели DVD-A сегодня начинаются по цене от $200 - а звук даже 5.1 96/24 в DVD-A формате без вопросов лучше, чем сжатый DTS той же разрядности. Бедный же список выпущенных наименований и их музыкальная направленность делает DTS 96/24 уделом маньяков узкоспециализированного звука - преимущества такого подхода в театре могли бы серьезно озаботить поклонников «самого лучшего», но, вероятно, камнем преткновения стали возможности студий, ведь переделка оригинальных мастеров - дело трудоемкое и неблагодарное, поэтому звукорежиссеры обычно ограничиваются лишь «быстрой» адаптацией стандартных DTS/DD кино-вариантов для домашнего использования. Довольно «нетрадиционен» и подход DTS Entertainment, специализирующейся на таких релизах - зачастую, все внимание уделяется DTS-мастерингу музыки, а секция DVD-A намеренно ухудшается: разница между ними, в итоге, нивелируется, но стоит поставить качественно записанный диск DVD-A, и все становится на свои места (но об этом чуть ниже).
Последней приятной новостью о формате стала поддержка его на ряде цифровых радиостанций - их вещание в DTS 96/24 кажется весьма выигрышным ходом в продвижении на рынок.
Dolby Pro Logic II или свержение Logic 7 с пьедестала лидера
В отличие от очередного изобретения велосипеда в DTS, здоровый консерватизм Dolby не позволил городить новые дискретные стандарты - и в ход пошла тяжелая артиллерия в виде «апгрейда» Pro Logic до версии 2.0. Обещания были заманчивыми - полный перевод стереозвука в 5.1-схему с качеством (внимание!), сравнимым с Dolby Digital 5.1. При условии наличия массы старых записей на видеокассетах, LD (их одних было выпущено более 50,000 наименований), сотен DVD с DD2.0 звуком (аниме, классика, сериалы), а также страстного желания отдельных киноманов воспроизводить CD через все свои колонки, данное решение могло действительно потрясти рынок.
В начале были представлены две вариации - Dolby Pro Logic II Movie для кинопрограмм и Dolby Pro Logic II Music для музыки, затем появились Car-адаптации, а недавно была представлена Virtual Speaker-технология, позволяющая создавать объемное поле всего с двумя колонками. Dolby Headphone также базируется на этом принципе. Есть еще и по-умолчанию включаемая в процессоры Matrix-система, работающая на моно-материале. Заметим, что до выхода Pro Logic II (и DTS Neo: 6, который, впрочем, получился весьма посредственным) пальма первенства в собственных форматах разложения 2.0 в 5.1-схемы принадлежала Logic 7 от Harman, наиболее успешно внедренная в процессорах Lexicon. Однако высочайшая цена на подобные устройства, а также в общем-то не самый совершенный алгоритм не делали чести подобному - аппараты же с Pro Logic II сегодня доступны в продаже по цене от $300.
При работе на кинематографическом материале по особым алгоритмам Dolby 2.0 звук ракладывается в многоканальную 5.1-схему с полноценным задействованием всех колонок, и, как утверждается, достаточно близко стоящем по качеству в DD5.1. При выборе музыки можно нивелировать самый главный дефект прошлого Pro Logic’a - завышенный уровень центрального канала. С помощью параметра Center Width этот показатель калибруется до полного соответствия с фронтальными колонками. Еще две функции - Panorama (регулировка перспективы) и Dimension (баланс) позволяют довольно точно отстроить перевод стереомузыки в объемную сцену. В этом случае Pro Logic шагнул сильно вперед по сравнению с аналогичным по содержанию DTS Neo:6, в котором пагубное влияние центрального канала на музыке еще сильно чувствуется.
Довольно приятно, что никаких требований к источнику и записанному на нем звуку формат не выдвигает, но официальная поддержка флага Pro Logic II (например, на играх для Nintendo Game Cube) может означать оптимизацию и лучшее качество. На сегодня подавляющее большинство выпускаемых ресиверов и процессоров поддерживают Dolby Pro Logic II.
Послушаем…
Сравнение проводилось с использованием следующей системы: ресивер Denon A1SR, акустика B&W CDM, плеер - Pioneer 757Ai.
В качестве материала DTS 96/24 использовались записи Queen: The Game, Queen: A Night at the Opera, а Pro Logic II тестировался на различном CD-материале (от Stray Cats, Metallica до Вагнера и Бетховена) и 2.0 DVD-дисках («Человек, которого не было» R5, Escaflowne Series 1-4 R1 и т. п.).
Мы не могли протестировать DTS 96/24 в кино-варианте, так как даже при наличии нужной версии Tomb Raider, вряд ли можно считать дублированный трек за полноценное звучание - поэтому дождемся появления DVD R1 с кинематографическим материалом в этом формате. Из представленной же музыки DTS 96/24 продемонстрировал неплохие задатки по части объемности и детальности, резко превзойдя обычные DTS-музыкалки. Однако даже не слишком качественный мастер в DVD-A звучал на этих дисках чуть лучше, не говоря уже о новых DVD-A дисках. Треки Queen отличались слышимой компрессией звука - увы, преодолеть недостатки сжатия физически можно только радикальным увеличением битрейта. Но и в таком виде был явно заметен потенциал формата для домашнего кино - вот где была бы почва для построения нового «SuperBit’а 96» или подобных наименований - безукоризненная детальность и мертвая хватка локализации - именно то, чего не хватает слегка расслабленным современным форматам для дома в сравнении с театральным SDDS, например.
Что касается Dolby Pro Logic II, то в музыкальном режиме на обычных CD он показал богатые таланты по превращению стерео в многоканальную схему, тонко и детально выстраивая звуковую панораму - иногда чуть более осторожно, чем хотелось бы, но весьма натурально и впечатляюще: это именно то, чего хотели фанаты Logic 7, только в более грамотном исполнении. Естественно, данный вариант совсем не для пуристов, так как тембральные окраски звука смещаются, а стереопанорама иногда становится нестабильной, но это все равно значительный шаг вперед по сравнению с ранее предложенными алгоритмами иных студий. В своем подавляющем большинстве обладатели многоканальных систем предпочтут Pro Logic II для «надстойки» над обычным компактом. С кинотеатральной стороны, данный формат также впечатляет даже видавших виды, чуть не дотягивая до DD5.1, но здорово оформляя спэцффектную составляющую во всех каналах - единственным нареканием становится слегка гулковатый центральный канал: создавая нужный объем, он, зачастую, приглушает диалоги. Впрочем, это можно легко поправить настройкой баланса системы.
Плюсы и минусы
Формат | Достоинства | Недостатки |
---|---|---|
DTS 96/24 | - высокий потенциал для кинозвука - хорошее качество музыкального материала, сравнимое (но не равное) некоторым дискам DVD-A - возможность воспроизведения на несертифицированном DTS-декодере | - малое количество наименований, практически полное отсутствие фильмов в формате - музыкальный потенциал не дотягивает до лучших образцов дисков DVD-A - поддержка не всеми современными ресиверами |
Dolby Pro Logic II | - идеальное поканальное разложение 2.0 звука в 5.1 - как на кино, так и на музыке - возможность использования на любом 2.0 и 1.0 материале - широчайшая поддержка производителями «железа» | - качественный DD/DTS 5.1 мастеринг, все равно, лучше - гулкость центрального канала в театральном режиме |
Резюме
Вряд ли DTS 96/24 светит радужное будущее, но свое место под солнцем в комплексах хай-енд, он, конечно, отвоюет. Другое дело Pro Logic II - покупая новый ресивер, вы обречены иметь такую возможность, а послушав старые кассеты с этой «фичей» обречены ее использовать и дальше - штука, действительно, ядерная. В очередной раз Dolby продемонстрировала свой массовый подход, а DTS - камерный. Что ж, каждому свое.
2 ответа
ТЛ: др; это возможно возможно; это может быть проще, если вы программист.
Поскольку закодированная информация представляет собой просто стереопарационную пару, нет гарантированного способа обнаружения сигнала Dolby Pro Logic II (DPL2), если вы специально не храните свои собственные метаданные, говорящие "это файл DPL2". Но вы, вероятно, можете сделать довольно хорошее предположение.
Все старые аналоговые форматы Dolby Surround, включая DPL2, сохраняют информацию объемного звучания в двух каналах, инвертируя фазу объемного звучания или окружающего звучания, а затем смешивая их с исходными левым и правым каналами. Декодеры Dolby Surround, включая DPL2, пытаются восстановить эту информацию, инвертируя фазу одного из двух каналов, а затем ищут сходства в этих парах сигналов. Это либо выполняется тривиально, как в Dolby Surround, либо эти сходства искусственно смещены, чтобы продвигаться намного дальше влево или вправо, или влево или вправо, как в DPL2.
Итак, трюк заключается в том, чтобы определить, хранятся ли важные данные в канале (каналах) объемного звучания. Я нарисую для вас метод, который может работать, и я попытаюсь выразить его без написания кода, но вам решать, как реализовать его и по своему вкусу.
- Обрезать первые N секунд или около того содержимого программы в стереофайл, где N составляет от одного до тридцати. Вызов этого файла.
- Смешайте входные стереоканалы с новым монофоническим файлом со скоростью -3 дБ на канал. Вызовите этот файл Center.
- Разделить левый и правый каналы ввода в отдельные файлы. Назовите эти левые и правые.
- Инвертировать правый канал. Вызовите этот файл RightInvert.
- Смешайте каналы Left и RightInvert с новым монофоническим файлом со скоростью -3 дБ на канал. Вызовите этот файл Surround.
- Определите RMS и пик дБ файла Surround.
- Если RMS или пиковая БД файла Surround ниже "допуска", остановите; исходный файл либо монофонический, либо централизованный, и, следовательно, не содержит информации объемного звучания. Вам нужно поэкспериментировать с несколькими источниками DPL2 и без DPL2, чтобы узнать, что такое допуски, но после дюжины или около того файлов цифры должны стать ясными. Я предполагаю около -30 дБ или около того.
- Инвертируйте файл Center в новый файл. Вызовите этот файл CenterInvert.
- Смешайте файл CenterInvert в файл Surround с 0 дБ (как CenterInvert, так и Surround должны быть моно). Вызовите этот новый файл SurroundInvert.
- Определите RMS и пик dB файла SurroundInvert.
- Если RMS и/или пик dB SurroundInvert ниже "допуск", остановка; ваш исходный источник содержит загоранную левую или правую переднюю информацию, а не информацию об окружающем пространстве. Вам нужно будет поэкспериментировать с несколькими источниками DPL2 и не DPL2, чтобы узнать, что такое допуски, но после дюжины или около того файлов цифры должны стать ясными - я предполагаю около -35 дБ или около того.
- Если вы дошли до этого, ваш исходный вход, вероятно, содержит информацию об окружающем пространстве и, следовательно, вероятно, является членом семейства кодировок Dolby Surround.
Я написал этот алгоритм таким образом, что вы можете выполнить каждый из этих шагов с помощью специальной команды в . Если вы хотите быть более любезным, вместо выполнения шага RMS/пикового значения в sox, вы можете запустить программу и проверить свои уровни в LUFS против допусков. Если вы хотите быть еще более привлекательным, создав файлы Surround и Center, вы можете отфильтровать все частоты выше 7 кГц и сделать акцент на них, как и реальный декодер DPL2.
Чтобы этот алгоритм был прост, я набросал его полностью в области амплитуды. Расчет файла SurroundLevel, вероятно, будет намного более точно выполненным в частотной области, если вы знаете, как вычислить величину и угол бит FFT, и вы используете окна от 30 до 100 мс. Но эта версия cheapo выше должна вас начать.
Последнее предостережение. AAC - это современный психоакустический кодек, что означает, что ему нравится играть в игры со стереофазированием и визуализацией для достижения сжатия. Поэтому я считаю вероятным, что простой акт инкапсуляции DPL2 в поток AAC, скорее всего, вложит некоторые из изображений, присутствующих в DPL2. Чтобы быть откровенным, ни DPL2, ни AAC не принадлежат нигде в этом конвейере. Если вы должны сохранить аналоговый поток, первоначально закодированный с помощью DPL2, сделайте это в формате без потерь, таком как WAV или FLAC, а не AAC.
На момент написания этой статьи операционные концепции Dolby Pro Logic (I) были . Эти базовые концепции по-прежнему применяются к DPL2; операционные концепции для DPL2 .
Если файл имеет более одного канала, вы можете с некоторой уверенностью предположить, что они используются для целей объемного звучания, хотя они могут быть просто несколькими дорожками. В этом случае он падает на игровую систему, чтобы делать с каналами, поскольку она "думает" лучше всего. (если заголовок файла не говорит, что делать)
Но ваш файл является стерео. Если вы хотите узнать, является ли это виртуальным файлом объемного звучания, вы можете посмотреть в заголовке поля кодера, чтобы узнать, какой кодер был использован. Это может несколько помочь, хотя и не очень. В основном поле кодера остается пустым, а во-вторых, что кодер не должен быть таким же, как рекодер, который смешивает данные объемного звучания. То есть рекодер сначала создаст необработанные данные PCM, а затем подаст его на некоторый кодер для создания сжатого файла. (AAC или что-то еще) Кроме того, существует множество приложений и версий, которые могут меняться, поэтому поле кодера может отслеживать все, что было бы неприятно.
Однако вы можете с уверенностью более чем на 60% вывести, что-то виртуальное окружение или нет, изучая данные. Это будет усовершенствованный DSP, и для скорости может быть задействовано даже машинное обучение. Вам нужно будет выяснить, содержат ли стереосигналы определенные функции HRTF (функция передачи, связанная с головкой). Это может быть достигнуто путем изучения различий интенсивности и задержек между тем же звуком, появляющимся во временной области и гармоническими характеристиками (характерные изменения частоты) в частотной области. Вам нужно будет сделать то и другое, потому что один без другого может просто сказать вам, что что-то очень хорошая стереозапись, а не виртуальное окружение. Я не знаю, есть ли какие-либо функции HRTF, которые уже были сопоставлены, или вам нужно будет сделать это самостоятельно.
Это очень сложное решение, требующее много времени, чтобы сделать правильно. Также производительность будет проблематичной.
С помощью этого метода вы также можете отключить стерео микширование до почти оригинальных каналов объемного звучания. Но для преобразования стерео в окружающее пространство используются другие методы, и они звучат хорошо.
Если вы настроены выполнить такое обнаружение, посвятите полгода или более тяжелой работы, если нет функций HRTF, несколько недель, если они есть, приготовьтесь к большому стрессу, и я желаю вам удачи. Я сделал что-то подобное. Это убийца.
Если вы хотите использовать готовое решение, тогда ответ на ваш вопрос не будет, если только заголовок не предоставит вам поле энкодера, а кодировщик отличается и, как известно, используется только для преобразования объемного звука в стерео. Я не думаю, что кто-то сделал это из фактических данных, как я описал, или если они это сделали, это часть коммерческого продукта. Выполнение того, что вам нужно, обычно не требуется, но это можно сделать.
Ow, BTW, попробуйте инверсию HRTF в googling, это может дать некоторую помощь.
Также известен, как:
Dolby Pro Logic - усовершенствованная схема декодирования, использованная в Dolby Surround . Она отличается тем, что обеспечивает получение центрального канала, лучшее разделение сигналов и более точное совпадение локализации звуков в соответствии с происходящим на экране. Обратите внимание на то, что наименование Dolby Surround относится к обеим системам декодирования: как к Dolby Surround , так и к Dolby Pro Logic. Хотя существуют два типа декодеров Dolby Surround , кодирующее устройство изготавливается только в одном варианте. Носители формата Dolby Surround работают с декодерами обоих типов. Декодеры Dolby Surround в значительной мере оказались вытесненными декодерами Pro Logic.
Помимо декодирования выходного двухканального звукового сигнала видеомагнитофона или проигрывателя лазерных дисков для получения звуковых сигналов левого, центрального, правого каналов и каналов окружения декодер Pro Logic обычно формирует шестой выходной сигнал, предназначенный для сабвуфера. Он представляет собой монофонический сигнал с полосой частот, ограниченной сверху 100 Гц, в котором объединена информация фронтальных каналов. Использовать этот сабвуферный сигнал не обязательно; многие системы домашнего кинотеатра для воспроизведения полного спектра звукового сигнала, включая и низкие частоты, применяют широкополосные громкоговорители левого и правого каналов.
Обратите внимание на то, что для передачи сабвуферного сигнала не используется специальный канал. Напротив, этот сигнал создается путем смешивания низкочастотных сигналов фронтальных каналов, благодаря чему левой и правой акустическим системам не нужно воспроизводить бас, и они могут иметь небольшие габариты.
Важно понимать, что Pro Logic обеспечивает работу четырех каналов звуковоспроизведения (левого, центрального, правого и монофонического тылового). Хотя используется два тыловых громкоговорителя, на них подается один и тот же монофонический сигнал.
Все декодеры Dolby Digital не зависимо от того являются ли они 5.1-соместимымми или двухканальными, имеют уникальную возможность downmixing`а для совместимости с любой системой воспроизведения. По вашему выбору декодер может в реальном времени создавать из Dolby Digital 5.1:
- двухканальное Dolby Surround стерео для воспроизведения в системах домашнего кинотеатра формата Dolby Surround Pro Logic ;
- двухканальное стерео для обычного стереооборудования и прослушивания в наушниках;
- монофонический сигнал для вывода на телевизор.
Для лазерных дисков downmixing не используется так как они содержат отдельные звуковые дорожки:
- PCM для воспроизведения на обычном стерео-оборудовании или Dolby Surround Pro Logic;
- FM для воспроизведения моно; FM в формате 5.1
П. ЛЮБИМОВ, г. Бобруйск Могилевской обл.
Радио, 2002 год, № 1
После установки процессора TDA3810, например, в АУ-ресивер с декодером Dolby Surround Pro Logic и многоканальной AC, монофоническое звуковое сопровождение ТВ приобретает заметную "глубину". Этот эффект возникает из-за наличия в декодере для тылового сигнала временной задержки на несколько десятков миллисекунд, отсутствующей в обычном стереопроцессоре. Автор рассказывает об установке процессора в аудиосистему Technics SC-CH60, используемую совместно с телевизором и видеомагнитофоном.
В статье описывалось устройство на базе звукового процессора TDA3810, позволяющее получить псевдостереофоническое звучание при монофоническом сигнале ТВ вещания. Этот режим работы микросхемы предоставляет дополнительные возможности при его использовании и в более сложной аудиосистеме.
Суть предложения заключается в установке микросхемы TDA3810 в мини-систему, ресивер или усилитель, способные воспроизводить стереофонограммы через декодер DSPL (Dolby Surround Pro Logic) с многоканальным усилителем и комплектом АС. Несмотря на то что псевдостереофонический сигнал весьма далек от формата DSPL , введение TDA3810 в такой тракт создает достаточно эффектную пространственную картину звучания.
Схема процессора приведена на рис. 1.
Она отличается от типовой, приведенной в , отсутствием элементов для обеспечения режима "Расширенное стерео" (в этом устройстве такой режим не используется), а также светодиодов индикации. Вывод 12 микросхемы DA1 подключен к общему проводу, что соответствует режиму "Псевдостерео".
Эскиз печатной платы процессора и расположение элементов на ней показаны на рис. 2. В устройстве применены резисторы МЛТ-0,125, конденсаторы С10 - С13 - К50-35, остальные - КМ-4, КМ-5.
Плату процессора устанавливают в блок "Stereo Sound Processor SH-EH60" мини-системы. Все подключения процессора производятся к плате коммутации, расположенной в задней части корпуса. Вход U ynp оставляют свободным. Питание процессора осуществляется от источника напряжения +13 В блока питания аппаратуры. Подключение входов левого и правого каналов производится к штатным разъемам "VCR INLUR". Для этого предварительно нужно выпаять выводы элементов С706, R710 и С705, R709 (обозначения на плате мини-системы) из точек подключения к разъемам. В освободившиеся отверстия впаивают провода входов левого и правого каналов процессора. Выпаянные выводы соединяют: С706 - с R710, а С705 - с R709. К точкам соединения припаивают провода выходов процессора правого и левого каналов соответственно. Расположение отверстий для подключения на плате коммутации изображено на рис. 3. Далее плату закрепляют винтом-саморезом на стойке в правой части корпуса (рис. 3).
Таким образом, после проведенных работ вход VCR теперь предназначен для подключения источников с монофоническим трактом (сигнал подается на левый и правый каналы) - телевизора, видеомагнитофона и пр. Стереофонические сигналы можно подавать на входы VDP и ЕХТ минисистемы.
Если требуется подключение источника, работающего как в моно-, так и в стереофоническом режиме, например, Hi-Fi видеомагнитофона, то процессор нужно дополнить двухпозиционным переключателем, который устанавливают на заднюю стенку корпуса блока SB-EH60. В режиме "Стерео" переключатель должен замыкать вход Uупр на общий провод, в режиме "Псевдостерео" - оставлять этот вход свободным. Переключатель также необходим, если процессор устанавливается в аппарат, который имеет только один вход.
При прослушивании была отмечена отличная работа процессора в составе мини-системы Technics SC-CH60. Особенно впечатляет звучание в режиме DSPL. Если на монофонический сигнал декодер не реагирует, то при включении процессора все громкоговорители АС создают ощутимое пространственное распределение звука.
По приведенной методике несложно оснастить процессором TDA3810 и другой музыкальный центр, ресивер, усилитель с декодером DSPL.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брылов В. Стереозвук в ЗУСЦТ. - Радио, 2001, № 2, с. 9 - 11, 14; № 3, с. 10 - 12.
2. Соколова Н. Звукотехника "домашнего театра". - Радио, 1997, №5, с. 17 - 19.
3. Процессор пространственного звучания TDA3810. - Радио, 2001, № 2, с. 49 - 51.