Инструкция по настройке максимального качества звука на звуковой карте Creative X-Fi.
2015-08-18T08:43
2015-0408-18T08:43
Audiophile"s Software
Примечание : Информация в этой статье актуальна для звуковой карты Creative X-Fi XtremeGamer с интерфейсом PCI (а также аналогичных XtremeMusic, Fatality и т. п.) и операционных систем Windows c Vista по 10. Настройки ориентированы на воспроизведение звука с помощью подключенной к выходу звуковой карты. При использовании интерфейсов/устройств/драйверов/программ отличных от указанных в этой статье, настройка может не привести к желаемому результату.
Copyright (C) 2015, Taras Kovrijenko
Полное или частичное копирование текста допускается.
1. Вступление
Примечание: так как мне не хотелось бы повторяться, а также чтобы вы не пропустили что-то важное, очень советую прочитать эту статью с начала и до конца.
Первое, что хочу сказать - звуковая карта стоит своих денег. Учитывая её возможности (о которых многие наверное и не знают), 100$ - это цена очень разумная. Кроме того, у других производителей аналогов этой карты (в плане мультимедийных возможностей) просто нет.
2. Подготовка к установке
Значит, что мы имеем, как говорится "из коробки". Это собственно сама звуковая карта, пачка мануалов и прочей макулатуры, ну и два диска: один для Windows XP, второй - для Windows Vista. "А что делать пользователям Windows 7 и 8?" - спросите вы. "Взять эти два диска и аккуратно положить в мусорное ведро" - отвечу я. Ну, как минимум, положить с макулатурой обратно в коробку и закинуть ее подальше в шкаф. Просто потому, что ничего с того диска нем не понадобится. Можно конечно поставить софт с этих дисков, но дело в том, что драйвера, например, придётся ставить для XP, а софт - для Windows Vista. При этом придётся пойти на ряд ухищрений (вроде режимов совместимости и т. п.). И не факт, что в итоге всё это будет исправно работать. Ну а вдобавок с диска устанавливается много ненужного мусора.
Посему мы пойдем другим путем, одним пакетом скачав последние версии софта, уже заточенные под новые ОС - скажите спасибо Daniel Kawakami.
3. Установка драйверов и утилит
Итак, как всё должно выглядеть изначально:
Более того, в папке Пуск->Программы (и в Установке/удалении программ) не должно быть ничего связанного с Creative. Если у Вас не так - запускаем Установку/удаление программ и чистим. После удаления всего софта от Creative, распаковываем Support Pack, идём в подпапку \Audio\Drivers\SBXF и запускаем файл Setup.exe. Выбрав всё, как на скриншоте, жмем ок:
Избавившись от софта Creative и получив устройство без драйверов в диспетчере, ещё раз перезагружаемся (на всякий случай).
А теперь переходим непосредственно к установке. Из X-Fi Support Pack желательно установить следующие компоненты:
- Audio Drivers - последние версии драйверов звуковой карты;
- Audio Control Panel - предоставляет базовые возможности настройки звуковой карты;
- Console Launcher - центр управления возможностями звуковой карты;
- Speaker Setup Console (THX) - утилита для калибровки 3D-эффектов в соответствии с положением слушателя относительно источников звука;
- Volume Panel - удобная утилита которая запускается автоматически и позволяет непосредственно в трее регулировать громкость и оттуда же запускать другие утилиты;
- ALchemy - утилита, восстанавливающая аппаратные эффекты окружения в Windows Vista+.
На предложение о перезагрузке отвечаем положительно.
Если всё прошло нормально, после запуска ОС в трее появится серебристый значок с ручкой громкости, а в пуске Вы увидите группу программ Creative:
Ну и, естественно, система при запуске должна уже будет издавать какие-то звуки (если они включены).
4. Настройка микшера Windows
Как я уже говорил, Microsoft, начиная с Windows Vista значительно усложнила подсистему звука. При этом не только расширился функционал, но и появились некоторые «подводные камни».
Что ж, попытаемся эти камни обойти.
Перейдите в Панель управления Windows->Оборудование и звук->Звук. Появится вот такое окошко:
Через контекстное меню отключите SPDIF (т.к. это устройство в некоторых случаях способно вызывать переключение опорной частоты звуковой карты, что нежелательно), таким же образом сделайте наше устройство (Динамики Creative SB X-Fi) устройством по-умолчанию (если оно таковым не является). Затем дважды кликните по устройству. Теперь проверьте чтобы настройки на вкладках совпадали со скриншотами:
5. Режимы звуковой карты
Для того чтобы максимально использовать ресурсы DSP X-Fi для самых различных задач существует три режима:
- Audio Creation Mode - создание аудио, а в нашем случае - и воспроизведение. Так как только в этом режиме доступен точный вывод звука без лишних преобразований.
- Entertainment Mode - режим главным образом рассчитан на воспроизведение многоканального аудио (в т.ч. дорожек к видеофильмам) с наложением различных эффектов, преобразованием каналов и т.д.
- Game Mode - название режима говорит само за себя. Только здесь Вы получаете доступ к последним разработкам Creative в области 3D звука для непревзойденного эффекта присутствия в современных играх.
Переключать режимы удобно через контекстное меню Volume Panel:
Окно настроек (Console Launcher) появляется при двойном клике на значок Volume Panel в трее.
5.1 Режим Audio Creation и воспроизведение музыки
Итак, отключим всё лишнее:
Теперь пару слов о настройке плеера foobar2000. Ввиду ненадежности остальных интерфейсов (они действительно иногда оказываются не вполне адекватными), выводить звук рекомендуется именно через ASIO. Благо, у этой карты есть полнофункциональный драйвер ASIO 2.0. Всё что Вам нужно - это установить плагин foo_out_asio (скачать можно на странице foobar2000 + плагины), добавить устройство ASIO в настройках плагина, ну и выбрать его в настройках вывода. Обратите внимение на разметку каналов (полезно для многоканальных систем).
Теперь можете наслаждаться чистым звуком, не испорченным всякими "улучшайзерами" и прочей ерундой.
Еще одна приятная мелочь - драйвер ASIO автоматически переключает опорную частоту звуковой карты в соответствии с частотой дискретизации воспроизводимого аудио. Например, если сначала играл трек с частотой 44.1 кГц, а потом Вы запустите трек с частотой 96 кГц - произойдет переключение опорной частоты, сопровождающееся характерным звуком. Некоторым это приходится не по душе, тем не менее, эта функция является весомым преимуществом, ведь только при совпадении частоты материала и опорной частоты карты возможно побитовое воспроизведение. К тому же, теперь Вам скорее всего не понадобится ресемплер.
Но здесь надо сделать замечание - иногда встречаются треки с частотой семплирования отличной от поддерживаемых драйвером ASIO (напомню: это 44.1, 48, 88.2, и 96 кГц). Для таких случаев можно добавить в цепочку DSP SoX Resampler mod (который можно скачать на всё той же странице foobar2000 + плагины). Он будет ресемплировать все частоты не входящие в список поддерживаемых (их мы указываем в настройках ресемплера) до заданной частоты - чтобы минимизировать потери качества, на всякий случай укажем 96 кГц:
5.2 Режим Entertainment - просмотр фильмов
В этом режиме нам открываются некоторые интересные возможности сигнального процессора X-Fi.
Хотите насладиться 5.1 звуком своего любимого фильма, но у Вас нет многоканальной акустики? Не проблема! Ведь у человека всего два уха, а это значит, что с помощью двух звукоизлучателей можно воссоздать абсолютно любой виртуальный источник в любой точке вокруг слушателя, да так, что он будет неотличим от реального!
С помощью специальных алгоритмов обработки чип X-Fi преобразовывает многоканальное аудио в 2.0 для акустики или для наушников (заметьте, что алгоритмы для создания эффекта окружения в наушниках и колонках сильно отличаются).
А теперь - о том как нам воспользоваться этими возможностями. Прежде всего запустим Console Launcher:
Рассмотрим поочередно основные разделы.
В этом разделе надо выбрать конфигурацию Вашей акустической системы, или же наушники. При нажатии на кнопку THX открывается окно калибровки акустической системы. Нас интересует вкладка Speaker Position. Дело в том, что при использовании двухканальной акустической системы (какая стоит у большинства пользователей) положение слушателя относительно звукоизлучателей далеко не всегда одинаковое (хуже того, порой оно нестабильно, но тут уже ничего не поделаешь). Для того чтобы алгоритмы создания эффекта окружения работали, им необходимы правильные данные о положении слушателя. В данном случае надо указать расстояние до каждого звукоизлучателя и угол поворота относительно центральной оси. Если непонятно, поясню: имеется ввиду угол между двумя линиями:
- линией соединяющей голову слушателя с точкой непосредственно перед его лицом.
- линией между его головой и звукоизлучателем
Угол отсчитывается по часовой стрелке (если смотреть сверху), значение параметра может принимать отрицательные значения.
Так что, если хотите 3D эффекта - линейку в руки и вперед - мерять;)
На этой вкладке можно включить эффект окружающей среды - амфитеатра, концертного зала и т.д. В случае когда выбрано None , галочка Enable EAX Effects ни на что не влияет, но на всякий случай оставим эту опцию включенной.
Эта опция отвечает за включение X-Fi CMSS 3D - алгоритма призванного улучшить эффект окружения и точность позиционирования виртуальных источников. Данная функция окажется полезной при воспроизведении многоканального аудио на 2.0 акустике или наушниках, или же наоборот - для так называемого апмикса - разложения звука на несколько каналов (пример - воспроизведение стерео записей на 5.1 системе). Если же Вы включите её при воспроизведении скажем стерео материала через наушники, толку от нее будет мало - разве что создастся некоторый эффект виртуальных источников звука непосредственно перед слушателем, что на мой слух например звучит не слишком приятно. Но в любом случае, выбор за Вами.
Знаменитый (благодаря красноречивым маркетологам из Creative) X-Fi Crystalizer - порой он может придать звуку выразительности, но при этом неминуемо вносит значительную порцию искажений. Любителям "честного саунда" конечно же не рекомендуется. Хотя, на слух он весьма интересно звучит при ползунке передвинутом на минимум - искажения в этом случае практически незаметны, но эффект довольно неплох.
Smart Volume Management - в какой-то мере - тот же Advanced Limiter в foobar2000, правда с бОльшим пре-буфером. Так как данные на выходе DSP неминуемо преобразуются в формат с фиксированной точкой, необходимо принять меры для предотвращения клиппинга, что и сделали программисты Creative. Завидев превышение допустимой громкости в фрагменте потока аудио, SVM занижает его громкость. Главный недостаток - происходит компрессия (значительно меняется баланс громкости между фрагментами аудио). Хотя, компрессия динамического диапазона - это второе назначение SVM. Если например, Вы хотите ночью посмотреть фильм на низкой громкости (чтобы никому не мешать), но при понижение громкости перестают быть слышны тихие звуки - тут как раз и поможет компрессор. Он повысит громкость тихих участков приведя их примерно к одному уровню с остальными - и Вы сможете отрегулировать общую громкость до нужного Вам уровня.
Но если необходимости в описанном выше нет, я бы посоветовал при включении эффектов (и воспроизведении многоканального звука в т.ч.) - ставить громкость (Master Volume) не на максимум, а примерно на 50% - обычно этого достаточно чтобы избежать искажений.
Тут мы видим обычный 10-полосный эквалайзер с дополнительным регулятором уровня. Если не нужен - выключаем.
А это микшер звуковой карты. Тут можно включить воспроизведение с линейного входа, микрофона, и т.п. Ненужные источники выключаем (т.к. лин. вход и микрофон например могут шуметь).
Со звуковой картой - всё. Что же касается плеера - тут тоже есть некоторые нюансы. Первый - плеер должен выводить звук "AS IS". Т.е., все софтовые микшеры должны быть отключены, чтобы в случае 5.1 дорожки например, звуковой карте непосредственно передавались все 6 каналов. Для просмотра фильмов я могу посоветовать плеер MPC HomeCinema и фильтры ffdshow audio/video (входит в состав Sam CoDec Pack) . О их настройке мне тоже хотелось бы подробно написать, но это будет позже и в другой статье. Ниже я приведу основные моменты настройки вывода звука (плеер и фильтр ffdshow), а там - надеюсь, разберетесь:
5.3 Режим Game - объемный звук в играх.
Без сомнений, Creative является лидером в области трехмерного звука для игр. Именно программисты Creative создали набор расширений для DirectSound3D, т.н. EAX. Почитать об этой технологии можно в статье Вопросы и ответы по EAX , а также в Википедии .
Последняя на данный момент версия EAX - 5.0, наше же карта поддерживает все версии до пятой включительно.
Итак, приступим к настройке. Некоторые разделы настроек совпадают с настройками режима Entertainment, так что повторно мы их рассматривать не будем.
На этой вкладке находятся основные настройки - конфигурация динамиков (которая обязательно должна быть установлена в соответствии с реальной конфигурацией Вашей АС), SVM, включение/регулировка EAX (имеются ввиду только эффекты окружающей среды - реверберации и т.п.). Mic Environment FX - новая функция, которая позволяет накладывать эффекты на звук микрофона в соответствии с окружением в трехмерной игре.
Также, в этом режиме крайне важна калибровка расположения динамиков (THX). И еще советую обратить внимание на Master Volume - во избежание искажений этот регулятор желательно держать в положении где-то около 35-40%.
Особый интерес в этом режиме представляют настройки X-Fi CMSS-3D. При включении этой функции (что очень рекомендуется для значительного улучшения 3D эффекта в играх), становятся доступны два новых расширения появившихся в EAX 5.0:
- MacroFX - эффект значительно увеличивает реалистичность источников звука расположенных в непосредственной близости от уха.
- Elevation Filter - эффект значительно улучшает позиционирование источников по вертикальной оси (выше/ниже слушателя).
Значение параметра On означает принудительное включение эффекта для всех источников звука (для которых предназначен эффект). Нажатием на кнопку Test можно запустить небольшую проверку эффектов окружения.
Что ж, с настройкой звуковой карты мы закончили. Осталась настройка софта. Как я уже писал, к сожалению в Windows 7 программы не имеют прямого доступа к аппаратным ресурсам звуковой карты через API DirectSound3D. Единственным API имеющим доступ к аппаратному 3D звуку стал OpenAL. Так что, не долго думая, Creative принялись за разработку утилиты Alchemy преобразующей вызовы DirectSound/EAX в OpenAL. О её настройке я сейчас и расскажу.
Итак, если Вы в точности выполняли все инструкции с начала статьи, у Вас уже должна быть установлена Creative ALchemy 1.43.06 beta. Не зря я выбрал именно эту версию, так как каким-то непостижимым образом последняя релизная версия не совсем честно выполняет свои функции - очевидно что EAX с её использованием является программным, плюс не работают эффекты MacroFX и Elevation Filter.
Итак, слева мы видим список установленных игр, которые определились автоматически. Переместив игру в правый список, мы автоматически включаем для нее функционал Alchemy.
Также игры можно добавлять вручную. Давайте воспользуемся этой возможностью. Установим программу RightMark 3DSound и добавим адрес папки с исполняемым файлом утилиты RightMark 3DSound Positioning Accuracy test (RightMark3DSound.exe) в список Creative Alchemy:
Переместим добавленную программу в правый список. Теперь программу можно запустить.
На скриншоте изображено, как можно воссоздать источник звука находящийся за преградой, сзади, справа от слушателя.
Данная программа - прекрасная возможность испробовать технологии MacroFX и Elevation filter. Включая, выключая эти эффекты попробуйте сначала приблизить источник звука в программе поближе к уху слушателя, а затем перемещать его вниз-вверх по вертикальной оси - Вы почувствуете разницу!
И пусть Вас не смущает что в программе нет включения EAX 5.0 - большинство эффектов этой версии автоматически применяются ко всем источникам звукам, в независимости от поддерживаемой программой/игрой версии EAX.
По такому же принципу настраиваются и игры - главное добавить в Alchemy адрес папки с исполняемым файлом игры. Если в игре есть соответствующие настройки, в них необходимо включить поддержку EAX. Если же такой опции нет - есть альтернатива: включить в игре многоканальный звук. При этом он будет преобразовываться звуковой картой в стерео и Вы получите превосходное позиционирование звуков.
Если Вы хотите в полной мере ощутить все эффекты EAX 5.0, могу посоветовать игру S.T.A.L.K.E.R: Call of Pripyat. Эта игра использует звуковой движок OpenAL, который предоставляет ей непосредственный доступ ко всем эффектам EAX (необходимость использования Alchemy отпадает) - Вам лишь надо включить в настройках игры поддержку EAX и выбрать устройство SB X-Fi Audio.
6. Эпилог
Это всё что я хотел рассказать по поводу настройки X-Fi XtremeGamer. Надеюсь, информация в этой статье оказалась для Вас полезной и теперь Вы сможете раскрыть весь потенциал своей звуковой карты. Приятного прослушивания!
новое поколение процессоров и звуковых карт Xtreme Fidelity
Что такое Xtreme Fidelity?
2 августа 2005 года компания Creative провела в Германии конференцию, где европейской прессе были продемонстрированы звуковые карты нового поколения - SoundBlaster X-Fi.
Ранее, 13 мая 2005 года Creative анонсировала технологию Xtreme Fidelity, сокращенно X-Fi, и одноименный звуковой процессор.
Если с новым процессором более-менее понятно, то что же такое «технология Xtreme Fidelity»? По версии производителя, её суть заключается в обеспечении 24-битного качества, четкости звука как минимум с 110 дБ сигнал/шум и новой технологии CMSS (Creative Multi Speaker Surround) 3D-звука в наушниках и многоканальных колонках. Как заявил Сим Вонг Ху, основатель и исполнительный директор компании Creative «Xtreme Fidelity результат нашего видения нового аудио стандарта, который сможет привнести драматическое улучшение в воспроизведение MP3, в геймплей на PC-играх и в цифровые фильмы, таким образом закладывая основу целой новой платформы домашних цифровых развлечений» .
Говоря о Xtreme Fidelity, производитель делает особенный упор на две новые технологии: 24-bit Crystalizer и CMSS-3D. По замыслу Creative, технологии предназначены для ремастеринга, улучшения и ремикширования в реальном времени существующего обычного и сжатого 16-битного стерео материала в 24-битное качество, с многоканальным звучанием в колонках любой конфигурации, а также в наушниках.
Для того чтобы обеспечить возможности нового стандарта, Creative создает процессор X-Fi под девизом «Xtreme Audio Needs An Xtreme Fidelity Processor!» («исключительному звуку требуется процессор высшего качества»).
Ретроспектива
Предыдущие звуковые карты, начиная с Live! образца 1998 года, основывались на модификациях процессора EMU10K. Этот процессор разрабатывался в основном для использования в синтезаторах и модулях производства E-MU как аппаратный MIDI-синтезатор со встроенным эффект-процессором. В то время, когда основным требованием к звуковой карте являлось наличие аппаратного MIDI с максимально большим банком памяти, широкими возможностями и качественными эффектами, EMU10K был прогрессивным чипом. Однако в настоящее время, как все понимают, он морально устарел. Несмотря на 32-битную обработку звука, программируемые качественные профессиональные эффекты, поддержку 8 цифровых I2S или SPDIF интерфейсов, недостатки (главный из которых - жесткая архитектура) сводили всё на нет.
С момента разработки EMU10K интересы пользователей звуковых карт существенно изменились. Фактически произошло разделение аудитории на три лагеря: 1) офисные и прочие пользователи, которых устраивает даже интегрированный звук; 2) геймеры, не особенно интересующиеся качеством, которые не против хорошего трехмерного звука в играх, если это не идет в ущерб производительности; 3) меломаны и аудиофилы, использующие компьютер под удобную музыкальную библиотеку, им карта нужна исключительно для качественного воспроизведения музыки.
Однако любители качественного звука выражали недоверие изделиям Creative, даже несмотря на установленные в последних моделях качественные I2S ЦАПы Cirrus Logic. Главной "страшилкой", разрушающей имидж звуковых карт Live/Audigy, на долгие годы стало наличие неотключаемой посредственной аппаратной передискретизации (resampling) всех частот в опорную частоту 48 кГц. Для получения качественного воспроизведения формата 44,1 кГц, в котором существует большинство записей, пользователи карт в массовом порядке стали устанавливать DirectSound или ASIO плагины программного пересчета частоты семплирования (SSRC software sample rate convertion) для популярных mp3-плееров Winamp и Foobar.
SRC Audigy vs. SSRC Winamp
Начиная с Audigy2, разработчики ввели в чип блок P16V, позволяющий картам напрямую проигрывать частоты 96 и 192 кГц для воспроизведения DVD-Audio. Но данный режим оказался доступен только для этих частот и лишь через DirectSound интерфейс. Эффект-процессор, работающий на 48 кГц, в таком случае должен был быть отключен. В противном случае в дело опять вступает передискретизация.
В low-end ниже Creative начинает катастрофически терять рынок звуковых карт за счет экспансии AC"97 и HDA кодеков, принудительно установленных на материнских платах. Это сильно снижает стимул пользователей тратиться на отдельную звуковую карту. Помимо этого, наступление интернет и файлообменных сетей делает компьютер средством накопления коллекции файлов в сжатых форматах. Так что для качественного прослушивания музыки многие предпочитают полупрофессиональные карты на Envy24, с минимумом аппаратных возможностей, но с выбором фиксированной частоты семплирования, честным 44,1 кГц по цифре и минимумом ненужных многим наворотам.
Очевидно, что Creative был нужен новый процессор, лишенный недостатков прежнего. X-Fi был в разработке последние 5 лет. Ещё с момента выпуска первой модели Audigy началась работа над процессором нового поколения. Место разработки Creative Advanced Technology Center, Кремниевая долина, Калифорния.
Архитектура X-Fi
По заявлению производителя новый процессор Xtreme Fidelity имеет более 51 миллиона транзисторов и производительность более 10000 MIPS (миллионов инструкций в секунду). X-Fi также в 24 раз более мощный, чем предшественник.
Сердце процессора - DSP "Quartet", так как имеются 4 подпроцессора, работающие параллельно. Архитектура именуется TIMD (Thread Interleaved Multiple Data). Для достижения параллелизма используется архитектура процессора с командными словами очень большой длины (Very Large Instruction Word, VLIW).
В такой команде объединено несколько обычных команд, которые выполняются одновременно (параллельно) разными функциональными блоками процессора для повышения его быстродействия. Рост производительности достигается за счет того, что процессору не нужно тратить время на организацию параллелизма на уровне команд. Группировка параллельно исполняемых операций выполняется компилятором. )
Каждый подпроцессор имеет архитектуру 2xSIMD. 2x происходит от того, что обычно подпроцессор оперирует с двумя потоками данных - стерео данные, комплексные числа. Кстати, используется тип данных как с плавающей точкой, так и с фиксированной. Набор инструкций состоит из 235 кодов операций, и около 60 специализированных команд, часто встречающихся в алгоритмах частотной обработки звука, например, комплексное умножение данных из двух потоков, десятичный логарифм, экспонента.
Внутренняя частота процессора 400 МГц. Поддерживается внешняя синхронизация для S/PDIF и I2S. Приводится значение джиттера ФАПЧ (PLL) процессора В алгоритмах обработки звука (реверберация, эквалайзер, эффекты моделирования распространения 3D-звука) используются 512 БИХ-фильтров (IIR, infinite impulse response = БИХ, бесконечная импульсная характеристика) второго порядка. Этим никого не удивишь в современных средствах обработки звука, но следует учесть, что здесь всё работает в реальном времени для десятков потоков одновременно. В число аппаратных фильтров, в том числе входят 4 и 5 полосные параметрические эквалайзеры, полосовые, режекторные и прочие специфические фильтры.
Также имеются богатые возможности по микшированию - до 4096 сигналов с аппаратной регулировкой громкости и объединения двух источников. Это может быть использовано как для построения микшера, гибко конфигурируемого в плане роутинга сигналов, а также используется в играх, так как требует регулировки уровня каждого наложенного эффекта.
Для соединения с цифровыми и аналоговыми интерфейсами процессор имеет 4 входных/выходных шины I2S, обеспечивая 8 входных и 8 выходных каналов. Помимо этого, имеется проприетарный протокол для передачи 8 каналов по одному проводу, таким образом получается 32 х 48 кГц, 16 х 96 кГц, 8 х 192 кГц каналов. Для внутренних нужд и роутинга имеется 4096 звуковых и 4096 параметрических каналов.
SRC
Преобразователи частоты семплирования (SRC, Sample Rate Convertors) задействуются в тех случаях, когда частота семпла не совпадает с опорной частотой текущего режима (иначе семпл проиграется с неправильной скоростью и изменит тон). Используется 256 интерполяторов, с качеством выше, чем у типичного полифазного КИХ-фильтра 100-го порядка (FIR, finite impulse response = КИХ, конечная импульсная характеристика) . Диапазон сдвига тона от 0 до 8.
Схема работы SRC X-Fi
Картинка иллюстрирует работу SRC X-Fi по конвертации 44.1 кГц в 48 кГц. Сперва отсчеты сигнала удваиваются до 88.2 кГц. Полифазный КИХ фильтр конвертирует сигнал до 192 кГц с коэффициентом, равным удвоенному отношению 48/44.1. В финальной стадии частота уменьшается до 48 кГц. Такая схема более эффективна с точки зрения вычислительных затрат и даёт более качественный результат, так как на последнем этапе не образуется алиазинг из-за некратных частот.
При конвертации стандартного тона 997 Гц из 44.1 кГц в 48 кГц стандартный параметр, отвечающий за мощность шумов и искажений, THD+N равен -136 дБ, дрожание частоты в полосе пропускания ±0.00025 дБ. Проверять эти параметры Creative рекомендует как минимум с помощью измерительной станции AudioPrecision.
Учитывая запас по перегрузке (headroom) в 6 дБ и 32 стадии цикла обработки, THD+N может ухудшиться до –124 дБ, а неравномерность АЧХ возрастёт до ±0,01 дБ. Но параметры даже самых лучших на сегодня ЦАПов по шумам и искажениям уступают таким показателям.
Качество работы SRC X-Fi при конвертации 44,1->48 кГц
Следует лишь учесть, что параметры качества в частотной области не показывают работу фильтров во временн ом домене. Но, учитывая позиционирование карт в первую очередь на игры и фильмы, такую точность преобразования можно считать великолепной. В прошлых изделиях интермодуляционные искажения от SRC доходили до 0,1% в высокочастотной области, при этом на падение качества жаловались лишь единичные пользователи.
Имеется очень важный момент, который не сильно афишируется производителем - в отличие от звуковых процессоров предыдущего поколения, в X-Fi можно отключить передискретизацию вместе с остальными эффектами DSP! При этом, конечно, теряется уникальная возможность одновременного прослушивания нескольких сигналов разных частот дискретизации, с последующим наложением всяческих эффектов и улучшайзеров. Однако поклонникам максимально качественного саунда подобное нужно меньше всего.
Преобразователи SRC работают также в режиме DMA, позволяя производить преобразования прямо в ОЗУ компьютера без участия ЦПУ. Для исключения коллизий при загруженной шине PCI имеется настраиваемый кэш.
Возможности X-Fi
Обработка данных для передаточных функций головы и ушей человека (HRTF) и расчета звука для наушников базируется на нескольких технологиях. Это разработки UCDavis, Aureal и Sensaura. Используются патенты на MacroFX, бинауральный 3D паннинг. В реализации применены 48-tap КИХ(FIR) фильтры, обрабатывается до 128 источников 3D-звука.
Технология CMSS (Creative Multi Speaker Surround) обновлена до CMSS-3D. Производитель заявляет, что качество звукового поля выше, чем у Dolby Prologic II/IIx, а в наушниках пространственность и натуральность тембров на ВЧ превосходит Dolby Headphone.
В отличие от предыдущих поколений процессоров, теперь поддерживаются эффекты и для режимов 24/96 и 24/192. Для обработки сигналов повышенного разрешения, например, 192 кГц, используется технология Quadrature Mirror Filter - разбиение сигнала на 4 частотные полосы по 48 кГц, которые обрабатываются раздельно, а результаты складываются. Таким образом, при обработке 192 кГц возрастает скорость вычисления, по сравнению с обычными методами.
Архитектура чипа допускает переключение между режимами без перезагрузки, так что звуковые карты могут максимально задействовать ресурсы.
Поддерживается ASIO 2.0 со временем задержки Для WDM и OpenAL проведены оптимизации драйверов и железа для получения наименьшей latency, при более высоком качестве звука.
Сравнение
В таблице указаны приблизительные соотношения по производительности между различными поколениями карт Creative (по данным производителя).
Произв. вычисл MIPs | Общая произв. MIPs | Внутр. каналов | MIPS vs Live! | Кол-во эффектов | Число транзисторов |
|
Sound Blaster Pro | ≈1 | 3+ | - | 0,0001x | - | 100K |
AWE 32 (EMU8000) | 67 | 200+ | - | 0,2x | - | 500K |
Live! (10k1) | 335 | 1000+ | 16 (эффекты) | 1x | 1 | 2M |
Audigy (10k2) | 424 | 1250+ | 64 (эффекты) | 4x | 4 | 4,6M |
X-Fi | 10340 | 30000+ | 4096 (всего) | 67x | 8 | 51,1M |
X-Fi обладает архитектурой, полностью отличающейся от строения предыдущих поколений процессоров Creative, также как всех прочих процессоров, включая графические. Концепция представляет собой программируемую архитектуру на основе кольца. Это дает гибкость в роутинге сигналов, позволяя любому из 4096 звуковых каналов перенаправить сигнал к любому элементу процессора - Tank, SRC, Mixer, DSP.
Таким образом, новая архитектура X-Fi состоит из следующих основных инноваций:
- Архитектура "Ring"
- Новый DSP "Quartet"
- Ультра-качественный SRC
- Аппаратная акселерация Mixer, Tank Engine (эффекты), Filter Engine, DMA.
- Одновременная разработка и взаимодействие аппаратной и программной частей
Огромное количество информации о процессоре X-Fi можно найти на специальном сайте .
Звуковые карты Sound Blaster X-Fi
8 августа 2005 года Creative анонсировала новую линейку звуковых карт Sound Blaster X-Fi на базе одноименного процессора. Будут выпускаться 4 модели карт: Sound Blaster X-Fi Elite Pro, Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS, Sound Blaster X-Fi Platinum, Sound Blaster X-Fi XtremeMusic.
Sound Blaster X-Fi Elite Pro оборудована ЦАП профессионального качества 116 дБ сигнал/шум, плюс внешний интерфейсный модуль с кнопками регулировки 24-bit Crystalizer, X-Fi CMSS-3D, 3DMIDI и EAX. Карта оснащена 64 Мб набортной X-RAM звуковой памятью, а также микрофонным и гитарным предусилителями. Ориентировочная стоимость US$399.99.
Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS сконструирована, чтобы удовлетворить запросы знаменитого геймера Джонатана "Fatal1ty" Вендела. Карта имеет 109 дБ сигнал/шум, 64 Мб набортной X-RAM. В комплекте поставляется коммутационный блок под 5" отсек и ИК-пульт ДУ. PCI-карта с менее качественными ЦАП. Стоимость US$279.99.
Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS
Sound Blaster X-Fi Platinum. То же самое, что и Fatal1ty, но PCI-карта без набортной памяти. US$199.99
Sound Blaster X-Fi XtremeMusic. Самый простой вариант платы. Platinum без коммутационного блока. US$129.99
Кстати, даже для этой карты есть упоминание о возможности заказа ИК-приемника на шине USB и пульт ДУ.
В данной статье мы рассмотрим самую интересную модель - Sound Blaster X-Fi Elite Pro. Отличительная черта карты - максимальное качество и производительность, плюс огромных размеров внешний коммутационный блок с пультом ДУ.
Sound Blaster X-Fi Elite Pro
Sound Blaster X-Fi Elite Pro
Сама карта, с маркировкой SB0550, имеет позолоченные разъемы и загадочную прямоугольную деталь в верхнем углу платы. На поверку оказалось, что это светодиод с надписью X-Fi, которая загорается синим цветом при включении и будет хорошо видна в полупрозрачных моддерских корпусах.
PCI-карта Sound Blaster X-Fi (SB0550) из комплекта Elite Pro
Действительно, с фонограммой производят ремастеринг с помощью "широко известного в узких кругах" мастерингового плагина, под названием "многополосный компрессор". Чтобы на 100% убедиться в своей правоте, я сравнил работу Crystalizer с тремя мастеринговыми многополосными компрессорами: Waves LinMB, iZotope Ozone, Steinberg MultiBand Compressor. При включении этих плагинов характер звука меняется аналогично включению Crystalizer.
Чтобы удостовериться на все 200%, я протестировал Crystalizer нашей программой RMAA и сопоставил с результатами Waves LinMB Linear Phase MultiBand compressor (со стандартным пресетом Low-Level Enhancer - сообщаю для тех, кто захочет повторить измерения). Тесты были проведены с настройкой Crystalizer по умолчанию, в среднем положении.
Обратите внимание на эквализацию АЧХ и большие интермодуляционные искажения - по измерениям характер воздействия плагинов аналогичен. Однако на слух ситуация намного лучше. Это связано с тем, что характер музыкального сигнала отличается от тестового. Согласно психоакустике, перегрузка менее 6 мс человеком не фиксируется, а качественный компрессор не допускает длительной перегрузки, оперативно снижая уровень сигнала, что регулируется временем атаки.
Можно найти аналогию технологии Crystalizer в мире цифровой фотографии. Предположим, появляется некий плагин, который переводит JPEG, полученный сжатием из некоего качественного TIF, в формат 16-бит на цвет, затем поджимает уровни (грубо говоря, повышает яркость/контрастность) и резкость на 10-20% в некой зависимости от исходника. Готово! Получаем новый гениальный "48-bit Picturelizer", который делает JPEG лучше исходных TIF. Внимание, вопрос: в каком случае качество будет лучше? Правильно, только в случае, если JPEG обладает запасом по качеству для подобных надругательств, а устройство отображение имеет проблемы с передачей самых светлых и самых темных полутонов исходного изображения.
В звуке ситуация с MP3 и WAV примерно такая же, однако есть и разница. В мастеринговых студиях применяется весьма дорогостоящее оборудование, анализирующее исходный файл не в реальном времени, а с некоторым забеганием вперёд или даже не в один проход, с применением точности вычислений не 24 бит, а 64 бит с плавающей запятой. Далее, параметры мастеринговой компрессии должны кропотливо подстраиваться индивидуально под каждую запись на высококачественных контрольных мониторах среднего и дальнего поля. Доверять аналогичную функцию автомату в реальном времени и говорить о превосходстве над студийным результатом - самонадеянно. В финальной же стадии мастеринга проходит этап формирования психоакустического распределения шумов дизеринга (нойз-шейпинг), что на слух превращает 16-битную запись в 20-битную, так что остаётся лишь побитно переслать запись на входной интерфейс ЦАПов. Любое вмешательство в этот процесс пагубно отражается на качестве, и уж из MP3-записи первоначальную фонограмму превзойти никак не удастся, а многополосная компрессия может до неузнаваемости исказить тональный баланс и привести к перераспределению энергетики сигнала, что вызовет перегрузку на высоких или низких частотах.
Другое дело, если мы ведём разговор о посредственной бытовой акустике с ограниченным динамическим диапазоном и ущербной АЧХ, так что даже самый примитивный регулятор тембра субъективно существенно повышает комфортность восприятия. В таком случае дополнительная полосовая компрессия высоких и низких частот облегчает восприятие фонограммы через данные конкретные колонки, особенно в сочетании с умеренно поджатой исходной фонограммой, с меньшей агрессивностью (соотношение пиковой мощности к среднему значению). В этом случае итоговые искажения от обработки не превзойдут искажения воспроизводящего тракта.
Так и обстояло дело на практике. На недорогих активных стереоколонках некоторые записи субъективно звучали разборчивее, хотя и c большей агрессией. На качественной акустике (студийных мониторах и Hi-Fi колонках среднего класса) я без труда нашел несколько MP3, а также оригинальных CD, качество которых Crystalizer существенно ухудшал, так что была слышна перегрузка, либо звук делался излишне агрессивным, что приводило к быстрому утомлению от прослушивания.
При измерениях выяснилось, что кроме многополосной компрессии сигнала осуществляется поднятие уровня примерно на 3 дБ. Так что любые тихие записи будут казаться субъективно лучше даже без действия компрессора.
Таким образом, 24-bit Crystalizer пойдет на пользу обладателям недорогой акустики или бюджетных наушников, что практически автоматом означает недостаток НЧ и ВЧ, а также проблемы с детальностью СЧ. Для обладателей качественной акустики хорошая новость в том, что данная технология легко отключается.
Технология 24-bit Crystalizer вполне имеет право на жизнь, однако сама подача, с выдачей желаемого за действительное, совершенно не радует. В реальности Crystalizer не расширяет, а сужает динамический диапазон, а 24 бита действительно используются, но только для того, чтобы не накапливалась ошибка округления (это нормальная практика, ни один современный DSP не работает в том же разрешении, что и исходные данные).
СMSS-3D
Технология CMSS-3D призвана решить основную проблему молодого поколения пользователей многоканальных звуковых карт: "У меня 5.1 набор колонок. В фильмах всё классно, но в MP3 играют только 2 фронтальные колонки! А я хочу, чтобы все!!!"
Как было сказано выше, технология CMSS (Creative Multi Speaker Surround) обновлена до CMSS-3D. Используются разработки и патенты IRCAM, UC Davis, Aureal, Sensaura и Creative"s Advanced Technology Center.
CMSS-3D виртуализирует источник звука любой канальности на любое устройство, таким образом, обеспечивается:
- CMSS-3DHeadphone: объемное звучание в наушниках;
- CMSS-3DVirtual: объемное звучание в стереоколонках;
- CMSS-3DSurround: конвертация стерео в многоканальный звук;
- CMSS-3DInteractive: 3D-звук из нескольких источников.
Тестирование проводилось в наушниках Sennheiser HD600. Была выявлена проблема двойного наложения эффектов виртуализации, с ухудшением эффекта объемности. Дело в том, что все музыкальные записи последних лет уже содержат в той или иной мере расширение стереопанорамы, так что результат может оказаться неожиданным.
В то же время, демонстрационный файл "The Rising of the Sun" с CD "Essential Anuna", содержащий практически сырое стерео, показал хорошие результаты, и даже превосходство над технологией DolbyHeadphones.
Помимо музыки, технология CMSS-3D может использоваться и в играх. В этом случае игра рассчитывает трехмерный звук на 5.1 колонки, а CMSS-3DHeadphone преобразует многоканальный звук в объемное звучание в наушниках.
X-RAM
В отличие от карт прошлых десятилетий, набортная память X-Fi используется не для MIDI-семплов, а для хранения или кэширования звуков во время работы игровых приложений. Существует проблема с дефицитом оперативной памяти, так что разработчики либо снижают разрядность семплов до 8 бит 11 кГц, что на порядок ухудшает качество, либо сжимают в форматы с потерями, MP3 или OGG, что ведёт к загрузке процессора при распаковке на этапе проигрывания сэмпла.
Таким образом, введение набортной памяти на звуковой плате позволяет: сэкономить основную память, ускорить доступ к памяти, устранить необходимость в декомпрессии в реальном времени, устранить потерю качества сэмплов, увеличить производительность графической части и величину FPS.
На сегодня существует лишь одна игра с полноценной поддержкой X-RAM. Это недоступная пока для широкой аудитории UT2004 X-Fi Edition. Мы предлагаем ознакомиться с результатами, предоставленными Creative. Как видно, внедрение X-RAM может увеличить производительность до 20%, что эквивалентно апгрейду графического ускорителя, при этом ещё и вырастет качество звука! Однозначно полезное нововведение.
UT2004 X-Fi Edition
Тесты в RMAA 5.5
Мы не можем удержаться от публичного цитирования мануала Creative для журналистов, тестирующих X-Fi.
"Как уже было сказано, Creative разработал семейство Sound Blaster X-Fi, в первую очередь, заботясь о качестве звука. Для достижения этой цели, мы подошли к тестированию очень серьезно. Однако мы осознаем, что не все журналисты имеют доступ к аппаратуре “Audio Precision”, промышленному стандарту тестирования профессиональной аудиоаппаратуры. Мы видим, что многие используют для тестов качества аудиоаппаратуры “RightMark Audio Analyzer” из-за его доступности и симпатичного интерфейса. Однако из-за разницы в методиках между этими двумя платформами, их результаты будут различными. В прошлом, мы получали некоторые вопросы об этих различиях, так что мы хотим показать заготовленные результаты и тестовые методики как для Audio Precision, так и для RMAA. Мы надеемся, вы найдете в них для себя что-то полезное".
Инструкцию от Creative по установкам карт X-Fi для измерения в RMAA можно скачать на официальном сайте .
Результаты тестов Audio Precision
Sound Blaster X-Fi XtremeMusic/ Platinum/ Fatal1ty FPS | Remark | ||
Digital Playback | Frequency Response | Lo –1dB Hi –1dB ≈ 45kHz | N.B. "Digital Playback" refers to the fact that only the quality of the line-out is tested using a digital source file. It is not a test of the digital outputs |
Cross-talk | L-R: -105 dB R-L: -105dB |
||
Signal to Noise Ratio (SNR) | 109 dB | ||
0.004 % | |||
Line-IN / Line-OUT Record & Playback | Frequency Response | Lo –1dB ≈ ~17 Hz Hi –1dB ≈ 42 KHz | Output: 2Vrms |
Cross-talk | L-R: -86 dB R-L: -86 dB |
||
Signal to Noise Ratio (SNR) | 98 dB | ||
Total Harmonic Distortion + Noise (THD+N) | 0.004% |
Sound Blaster X-Fi Elite Pro | Remark | ||
Digital Playback | Frequency Response | Lo –1dB Hi –1dB ≈ 46kHz | PCM: 24-bit/96kHz, 997Hz Output: 2Vrms N.B. "Digital Playback" refers to the fact that only the quality of the line-out is tested using a digital source file. It is not a test of the digital outputs. |
Cross-talk | L-R: -112 dB R-L: -112dB |
||
Signal to Noise Ratio (SNR) | 116 dB | ||
Total Harmonic Distortion + Noise (THD+N) | 0.0008 % | ||
Line-IN / Line-OUT Record & Playback | Frequency Response | Lo –1dB Hi –1dB ≈ 45 kHz | PCM: 24-bit/96kHz, 997 Hz Input: 2Vrms Output: 2Vrms |
Cross-talk | L-R: -106 dB R-L: -106 dB |
||
Signal to Noise Ratio (SNR) | 112 dB | ||
Total Harmonic Distortion + Noise (THD+N) | 0.001% |
Результаты тестов RMAA 5.5
Sound Blaster X-Fi Elite Pro
SB0550 | SB0550 | SB0550 | SB0550 | |
+0.01, -0.07 | +0.01, -0.07 | +0.01, -0.07 | +0.01, -0.07 | |
Noise level, dB (A): | -94.8 | -95.1 | -113.0 | -113.3 |
Dynamic range, dB (A): | 94.7 | 95.1 | 112.8 | 112.5 |
THD, %: | 0.0009 | 0.0009 | 0.0007 | 0.0007 |
IMD + Noise, %: | 0.0051 | 0.0049 | 0.0010 | 0.0010 |
Stereo crosstalk, dB: | -95.1 | -95.5 | -102.7 | -102.8 |
Sound Blaster X-Fi XtremeMusic
Sound Blaster X-Fi Platinum
Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS
Test | SB0460 | SB0460 | SB0460 | SB0460 |
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: | +0.02, -0.08 | +0.01, -0.09 | +0.01, -0.09 | +0.02, -0.17 |
Noise level, dB (A): | -94.1 | -94.5 | -102.1 | -102.2 |
Dynamic range, dB (A): | 94.0 | 94.3 | 101.6 | 102.0 |
THD, %: | 0.0009 | 0.0009 | 0.0008 | 0.0008 |
IMD + Noise, %: | 0.0057 | 0.0054 | 0.0026 | 0.0025 |
Stereo crosstalk, dB: | -97.0 | -94.5 | -101.5 | -98.6 |
Сравнивая результаты тестов RMAA loopback vs. AP loopback, хочется отметить, что расхождение составляет единицы процентов, что обусловлено различием алгоритмов подсчета. В последней версии 5.5 было соблюдено максимальное соответствие существующим международным стандартам (при этом в RMAA использует более точные вычисления, чем требуется по стандарту). Учитывая килобаксовую стоимость Audio Precision и бесплатность RMAA, можно вполне рекомендовать программу для проверки заявленных производителем паспортных данных. Значение THD+N следует брать из детального отчета RMAA.
Из тестов интерес представляют лишь графики искажений.
THD карты SB0550
IMD (DIN) карты SB0550
IMD (CCIF) от частоты SB0550
IMD (CCIF) от частоты SB0460
Судя по измерениям, проблема с большим количеством искажений - дело прошлого. Режим 44.1 кГц в картах X-Fi ничем не отличается от 48 кГц.
Тест качества аппаратного SRC
Интересно сравнить качество нового аппаратного SRC X-Fi против распространенного real-time SSRC плагина MP3-плеера WinAmp, отличающегося довольно высоким качеством и прилично нагружающего CPU.
IMD (CCIF) vs. frequency
IMD (DIN)
Reference 16/44 - анализ сгенерированного тестом файла исходных данных; показывает максимально достижимое качество для 16-битного формата.
X-Fi HW SRC OFF - отключение аппаратного SRC у X-Fi достигнуто путем установки опорного режима 44,1 кГц и опции Enable Bit-Matched Playback.
X-Fi HW SRC ON - включение аппаратного SRC у X-Fi получено путем проигрывания 44,1 кГц файла при установленном опорном режиме 48 кГц и отключении Enable Bit-Matched Playback.
WinAmp SSRC plug-in - проигрывание файла 44,1 кГц в WinAmp с установленным SSRC плагином, настроенным на пересчет в 48 кГц, при этом - у карты опорный режим 48 кГц и опция Enable Bit-Matched Playback.
Как мы видим, SRC карты превосходит SSRC плагина, а видимые по диаграмме искажения от его включения отсутствуют.
RightMark 3DSound
Диаграмма умышленно построена в масштабе 100%, чтобы показать - разница, даже в несколько раз, при малом количестве буферов несущественна, а включение EAX в режиме 3D обходится практически бесплатно.
OpenAL API опережает DirectSound за счёт более прямого доступа к железу и оптимизации комплектной библиотечки CT_OAL.DLL (Creative OpenAL Driver, 5.12.1.1141) исключительно под X-Fi. Исключение составляет режим 2D. Но, в этом режиме OpenAL вероятнее всего использоваться не будет, да и скорость там непринципиальна. Скорее всего у OpenAL 2D - это 3D с фиксированными координатами. Загрузка одинакова:
Игры
Как уже упоминалось, Creative имел возможность протестировать X-Fi на специальной версии UT2004 с поддержкой 128 голосов. Не могу не привести результаты:
- Realtek HD Audio: 7.1 Audio, EAX 2.0, 32 Voices
- Sound Blaster Live!: 5.1 Audio, EAX 2.0, 32 Voices
- Sound Blaster Audigy: 7.1 Audio. EAX 3.0, 32 & 64 Voices, CMSS-3D
- Sound Blaster X-Fi: 7.1 Audio, EAX 3.0, 32, 64 &128 Voices, X-Fi CMSS-3D, X-Fi 24-bit Crystalizer
Итак, в UT2004 разница между HDAudio и X-Fi на 32 голосах достигает 17%, при лучшем качестве звука и включенных CMSS-3D и 24-bit Crystalizer. Конфигурация компьютера вполне средняя: P4-3.4, 1 Гб, GeForce 6600.
Из реальных игр, прямая поддержка X-Fi есть пока лишь в Battlefield2 (даже в демо-версии!), реализованная через OpenAL. При наличии карты, в звуковых опциях можно выбрать отдельный пункт Creative X-Fi, EAX и Ultra High настройку звука. В этом случае задействуется набортная память для кэширования семплов и ускорения обсчета звука. Надо сказать, что семплы в этой игре в основном среднего качества, многие 22 кГц, плюс пожаты в OGG с переменным битрейтом 100 кбит/с. Так что при выбранной опции X-Fi и активации EAX звук заслуживает оценку "Очень хорошо", но не "Отлично" из-за отвратительного качества семплов. Намного интереснее слушается звук в Doom3 с патчем 1.3, включающим EAX4.
Мы провели свои измерения в Battlefield2 с помощью хакерского мода. Использовалась система P4 3.4 ГГц, 1 Гб DDR400, ATI X800, настройки графики 800×600, Medium. Режим Creative X-Fi + EAX ON + Ultra High дал 52 FPS, по сравнению с режимом Hardware + EAX OFF + Medium, который показывает 55 FPS. Таким образом, различие в производительности между режимами с максимальными и средними настройками не превышает 5%, за что нужно сказать спасибо быстрому и мощному процессору карты. И это при таких настройках видео, когда производительность ещё не упирается в видеокарту. В игровых же разрешениях можно смело выставлять звук на максимум.
По результатам тестирования реального продукта новому процессору
Creative X-Fi
присуждается награда сайт
Original Design
Продолжение следует…
Внешняя звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi HD призвана существенно улучшить качество звучания благодаря целому набору преимуществ. Девайс можно без труда подключить к ноутбуку или ПК, при этом он оборудован удобно расположенными разъемами для микрофона и устройств воспроизведения. Стоит сразу же и упомянуть о функции усиления звука и о возможности без труда регулировать уровень громкости исходящего аудиопотока. Задняя панель звуковой карты оснащена оптическим портом, позолоченным стереоразъемом RCA, а также интегрированным фонокорректором, позволяющим напрямую осуществлять запись звука, проигрываемого с вашей виниловой пластинки.
Устройство полностью поддерживает специальное ПО Media Toolbox 6, которое имеет удобный интуитивный интерфейс и позволяет с легкостью записывать цифровой звук, а также конвертировать его в различные аудиоформаты. Благодаря технологии SBX Pro Studio можно воспроизводить видео или аудио файлы с эффектом “живого звука”, например при просмотре фильмов или прослушивании музыки.
Превосходное качество звучания
Одним из главных преимуществ данной модели звуковой карты USB линейки Sound Blaster является способность воспроизводить звук в превосходном качестве. При этом, показатель соотношения сигнала и шума составляет 114 дБ.
Технология SBX Pro Studio
Модель Sound Blaster X-Fi HD оснащена технологией SBX Pro Studio, которая существенно улучшает качество звучания как во время игры, так и при просмотре фильмов или прослушивании музыки.
Отличный выбор для поклонников виниловых пластинок!
Вдобавок ко всем прочим преимуществам, звуковая карта оборудована фонокорректором с эквалайзером RIAA, что позволяет вам с легкостью подключить к ней проигрыватель виниловых пластинок и таким образом напрямую конвертировать звук в форматы CD или MP3.
Усилитель звука в вашей гарнитуре
В арсенале Creative Sound Blaster X-Fi HD вы также найдете интегрированный усилитель звука превосходного качества, который отлично работает даже в паре с наушниками премиум-класса, где показатель сопротивления может достигать 330 Ом.
Быстрое и простое подключение
Среди прочих преимуществ девайса стоит выделить наличие удобно расположенных звуковых разъемов для наушников и микрофона с позолоченным обрамлением. К тому же, устройство оборудовано отдельным регулятором громкости в виде специального тумблера, находящегося на передней панели звуковой карты.
Полная совместимость с Windows 8
Разработчики аудиокарты на славу потрудились не только над аппаратной, но и над программной составляющей своего детища. Благодаря этому, звуковые драйверы для Sound Blaster X-Fi HD позволяют устройству отлично работать даже в паре с операционной системой Windows 8.
Технические показатели
Основные:
- Звуковая технология: X-Fi.
- Показатель соотношения сигнала и шума: 114 дБ.
- Канальный выход: стерео.
- Используемая аудиотехнология: SBX Pro Studio.
- Качество звучания: 24 бита/96 кГц.
- Основной порт для подключения: USB 2.0.
- Гарантийный срок: 1 год.
Подключение:
- Оптический выход TOSLINK.
- Оптический вход TOSLINK.
- Один микрофонный вход 1/4", который полностью соответствует стандартам RIAA.
- Два линейных входа RCA.
- Выход для наушников 1/4".
- Два линейных выхода RCA.
Перечень совместимых ОС:
Windows8, WindowsXP SP2 или более, Windows Vista SP1 или более, Windows7 и Windows10.
Требования к системе:
- Совместимые ОС: Microsoft Windows10, Windows8, Windows7, Windows Vista, Windows XP (Professional x64 Edition, Service Pack 2 или более).
- Процессор Intel Core2 Duo или эквивалентный ему AMD с рекомендуемой тактовой частотой 2.2 ГГц или более.
- Наличие свободного USB-порта.
- Минимальный объем оперативной памяти: 1 ГБ.
- Объем свободной памяти на жестком диске: 600 Мб.
- Наушники или динамики с усилителем.
- Привод CD-ROM или DVD-ROM для установки ПО.
- Наличие интернет-подключения.
Комплектация:
- Звуковая карта Sound Blaster X-Fi HD.
- Руководство для быстрого подключения и установки ПО.
- Инструкция для пользователя.
- Адаптер-переходник с коннекторами RCA и входным звуковым разъемом.
- USB-кабель длиной 1,5 м.
- Установочный CD-диск.
- CD-диск с приложением Media Toolbox 6.
24.09.2014 17:05
Creative Sound Blaster X-Fi HD уже не является новым продуктом на рынке, однако это одна из ярких попыток указанной фирмы угодить уже совсем неискушенной аудиофильской публике.
Внешняя звуковая карта - это однозначно продукт специфический. А значит автоматически аудиофильский. Потому как рядовой пользователь вряд ли будет заморачиваться с поиском нужного устройства для воспроизведения какой бы то ни было музыки и уж тем более для озвучивания акустических сцен, например, в компьютерных играх.
Покупатель, решивший организовать на своем рабочем месте мини-студию, подходит к выбору аппарата для воспроизведения входящего и исходящего сигнала сугубо из субъективных предпочтений. Здесь важны и технические характеристики записи/проигрывания звука, внешние порты для подключения акустики и вспомогательных устройств, например, музыкальных инструментов или микрофона. Таким образом тонкостей в аппарате под названием внешняя звуковая карта довольно много.
На заводских драйверах и без использования комплектных и сторонних программ для улучшения и изменения звука, Creative Sound Blaster X-Fi HD звучит действительно хорошо.
Creative Sound Blaster X-Fi HD уже не является новым продуктом на рынке, однако это одна из ярких попыток указанной фирмы угодить уже совсем неискушенной аудиофильской публике. По большому счету этот аппарат умеет реализовывать две основные функции - воспроизводить весьма качественный звук, а также записывать таковой при помощи одного входного разъема jack формата ¼ , расположенного на передней панели черной коробочки .
Основные характеристики стерео карты Creative Sound Blaster X-Fi HD следующие: соотношение сигнал/шум - 114 дБ , внутри установлен уже известный многим (по игровой серии) процессор X-Fi, качество воспроизведения и записи – 24 бит/96 кГц , что для домашних нужд вполне неплохо. Усиление для наушников - 330 Ом .
Помимо озвученного инструментального разъема jack, расположенного на лицевой панели Creative Sound Blaster X-Fi HD, здесь есть еще один выход для наушников, с точно таким же форм-фактором исполнения. На обратной стороне устройства распаяны аналоговые тюльпаны (две пары), а также оптический вход и выход TOSLINK. Звуковая карта подключается через разъем USB 2.0 . Не забыли в Creative и про заземление устройства, что весьма приятно.
Истинные возможности Creative Sound Blaster X-Fi HD спрятаны в контрольной панели, которая устанавливается с диска или сайта производителя.
Во время работы синий диод оповещает пользователя о работоспособности устройства. На лицевой панели Creative Sound Blaster X-Fi HD располагается также регулятор громкости в стиле классических ресиверов. Многие пользователи ругают таковой, но напрасно. Пожалуй он излишне миниатюрен, но ведь и сам девайс довольно скромных размеров. В любом случае управлять громкостью удобно, плавный и в меру тугой ход пластиковой ручки создан именно для этого.
На заводских драйверах и без использования комплектных и сторонних программ для улучшения и изменения звука, Creative Sound Blaster X-Fi HD звучит действительно хорошо. Если честно, после использования внешней карты Behringer U-Phoria UM2 разницы замечено не было (в качестве акустической пары использовались пассивные колонки Dual из Германии, подключенные к усилителю Telefunken RA200). Запаса громкости более чем достаточно, частоты всех диапазонов великолепны.
Но истинные возможности Creative Sound Blaster X-Fi HD спрятаны в контрольной панели, которая устанавливается с диска или сайта производителя. В ней присутствуют различные эффекты EAX, эквалайзер, функции THX TruStudio Pro. Панель не перегружена опциями, а значит любой пользователь сможет отстроить звук по своему усмотрению. Оно действительно стоит того. Привычное звучание любимых композиций буквально обновляется с каждым поворотом ползунка того или иного параметра.
В Creative Sound Blaster X-Fi HD нет поддержки ASIO, а значит запись, как и последующее воспроизведение дорожки, происходит с существенной задержкой.
Еще один весомый плюс Creative Sound Blaster X-Fi HD заключается в распаянном инструментальном входе, с помощью которого можно записывать звук с музыкальных инструментов, например гитары, а также с полноценного микрофона. С этой задачей звуковая карта справляется весьма хорошо и на выходе вы получается слухабельное качество трека, не студийное конечно, но для личных экспериментов достаточное. Но есть одна недоработка - в Creative Sound Blaster X-Fi HD нет поддержки ASIO, а значит запись, как и последующее воспроизведение дорожки, происходит с существенной задержкой. Таким образом при наложении одной дорожки на другую, особенно при параллельном воспроизведении первой, могут возникнуть трудности в рабочем процессе. Это и есть минус любого непрофессионального решения, все-таки Creative Sound Blaster X-Fi HD - это любительский аппарат.
Creative Sound Blaster X-Fi HD можно приобрести за 3700 рублей и выше. По большому счету это достойное предложение за те возможности, которые предлагает пользователю обозреваемое устройство, если мы, говорим о непрофессиональных внешних картах для дома.
Начинающим музыкантам, которые хотят постоянно оценивать качество своих трудов, что называется на пленке , этот аппарат также подойдет, но с описанными выше оговорками, которые связаны с большой задержкой при записи. В любом случае при записи исключительно одной дорожки в моно или стерео режиме проблем по сути не возникнет.
А качество звука, воспроизводимого через аналоговые входы, действительно великолепное, без каких-либо преувеличений. Необходимо лишь обзавестись соответствующими колонками, желательно мощнее.
Любая более-менее крупнобюджетная игра предъявляет определенные требования к технике игрока - чтобы процессор был помощнее, монитор побольше, акустика покачественнее. Достойная звуковая карта тоже жизненно необходима. Встроенные в материнские платы звуковые кодеки свою задачу, конечно, выполняют, но многого от них ждать не стоит.
Со звуковыми картами в виде отдельных плат все глухо. С EAX 5.0 работают только карточки серии X-Fi от Creative , остальным доступна лишь устаревшая спецификация EAX 2.0 . Как видите, альтернатив продукции Creative нет или почти нет.
С некоторых пор на рынок звуковых карт вышла ASUS . Не так давно она представила звуковую карту Xonar DX - с новым интерфейсом PCIe x1, более качественными компонентами и поддержкой всех эффектов EAX. При всем при этом стоит новинка не дороже X-Fi Xtreme Gamer .
Мы тщательно протестировали Xonar DX и сравнили ее с . Она стоит существенно дороже X-Fi Xtreme Gamer, но только за счет наличия в комплекте поставки внешнего блока с разъемами и пульта ДУ, так что все честно.
Словарик |
Диапазон частот - полоса частот, которую может воспроизводить источник. Человек слышит звуки частотой от 20 до 22 000 Гц. Дискретизация - процесс превращения аналогового сигнала в цифровой. Частота дискретизации - параметр, показывающий, сколько раз секунду считывается звуковая волна. Чем больше частота дискретизации, тем шире диапазон частот, который можно записать. Для точного снятия звука до 22 кГц частота дискретизации должна составить 44,1 кГц. ЦАП - цифро-аналоговый преобразователь, необходим для вывода звука на колонки. АЦП - аналогово-цифровой преобразователь, необходим для записи. Соотношение сигнал/шум - соотношение мощности полезного сигнала к уровню шума. Чем выше этот показатель, тем меньше на выходе будет шумов. Бит в звуке - шаг, с которым можно снимать значения звуковой волны. При 16-битном процессоре волну можно разбить на 65536 отрезков, при 24 битах - на 16 777 216. |
Раунд 1: взгляд изнутри
К 2005 году Creative проиграла бюджетный рынок звуковых карт встроенным кодекам. С этим пришлось смириться, в итоге компания переключилась на более дорогие решения. В результате такой смены курса свет увидел чип X-Fi (Xtreme Fidelity), по мощности он превзошел Audigy в 24 раза.
В X-Fi заложены огромные возможности: со звуком работают сразу четыре ядра, они рассчитывают потоки параллельно; количество эффектов и способов обработки аудиопотока более чем достаточно; при этом мощность процессора позволяет проделывать все это в реальном времени. Особенно в Creative гордятся архитектурой X-Fi - раньше звук пропускался по жестко заданной цепочке эффектов, с приходом технологии Audio Ring он посылается на шину, к которой подключаются только необходимые модули. Такой подход не только разгружает процессор, но и позволяет избавиться от ненужных эффектов.
Увы, без ложки дегтя не обошлось: в звуковых картах серии X-Fi используют устаревшие чипы для вывода и захвата звука, со времен Audigy ничего не изменилось. За вывод звука отвечает ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) Cirrus Logic CS4382 , который умеет работать с акустикой класса 5.1, но ограничен низкой частотой дискретизации (96 кГц) при использовании многоканального звука, да и соотношение сигнал/шум слишком низкое. То же самое касается АЦП (аналого-цифровой преобразователь). Для обеспечения качественной записи у Wolfson WM8775SEDS слишком низкие показатели. Как ни крути, а сегодня линейка X-Fi смотрится не так привлекательно.
Другое дело ASUS Xonar DX. В этой плате нет революционного процессора, использован добротный чип от C-Media , а чип Oxygen HD CMI8788 ничем особенным похвастаться не может - звук у него проходит по классической жесткой цепочке эффектов, задержки при обработке в реальном времени относительно высокие. Зато ко всему этому прицеплены качественные АЦП и ЦАП. За вывод звука отвечают сразу два чипа: двухканальный Cirrus Logic CS4398 и шестиканальный Cirrus Logic CS4362A . Вместе они могут работать с восьмиканальной акустикой и по качеству оказываются на голову выше решений от Creative. На запись стоит Cirrus Logic CS5361 , у которого по сравнению с Wolfson куда шире диапазон и значительно меньше шумов.
Плата X-Fi Fatal1ty Edition выглядит солидно: черный текстолит и светящийся красным логотип будут неплохо смотреться в прозрачном корпусе. Собрана карточка на совесть, главный процессор закрыт радиатором. Разъемов на карте достаточно: есть вход AUX In для ТВ-тюнера и дополнительное 4-контактное питание (карта работает и без него), по центру находится разъем для управления питанием компьютера, для включения с пульта ДУ, помимо этого, в наличии два выхода для подключения внешних панелей от X-Fi Fatal1ty Edition и Elite Pro , а вот стандартные аудиоразъемы на корпусе отсутствуют. Панель ввода-вывода включает игровой порт, три выхода на колонки и один Flexi Jack, совмещающий цифровой выход, а также вход для микрофона. Подключается карта через PCI-интерфейс.
Xonar DX сильно отличается от X-Fi Fatal1ty Edition. Плата вполовину ниже конкурента, подключается по интерфейсу PCIe х1 и совместима с низкопрофильными корпусами (в комплект поставки входит специальная планка). Минус - микросхемы расположены с обеих сторон платы, что вполне ожидаемо, учитывая ограниченное пространство. Количество разъемов у Xonar DX чуть больше: есть AUX In, S/PDIF In и выход на фронтальную панель, на панели ввода-вывода - четыре выхода на акустику и Flexi Jack.
Минус обеих карт - разъемы для кабелей расположены слишком близко, подключить дорогие провода с толстой изоляцией будет затруднительно. Кроме того, комплектация у X-Fi Fatal1ty Edition и Xonar DX одинаково бедная: лишь диски с драйверами и инструкции. ASUS разве что добавила низкопрофильную планку, о которой мы упоминали, и переходник на S/PDIF.
Таблица 1 | |||||||||||||||||||||
|
Раунд 2: безграничные возможности
Подключение X-Fi Fatal1ty Edition начинается с установки драйверов и внушительного набора софта. Произвести настройки проще некуда, программы все понятные и в меру удобные. Достаточно выбрать режим работы карты (игры, запись, развлечения), после этого подключаются необходимые функциональные модули.
В процессе инсталляции на компьютер прописывается столько разных программ, что им можно было бы посвятить отдельную статью. Расскажем про самые главные. Управлять картой предстоит через Creative Console . В наличии привычные микшер и эквалайзер, но есть и куда более интересные вкладки - например, 24-bit Crystallizer и CMSS-3D .
Начнем с первой. Процессор X-Fi рассчитан на работу с 24-битным звуком. Это все хорошо, но на практике никому не нужно, ведь музыку пишут, используя 16-битный поток. Чтобы оправдать себя, Creative как раз и придумала технологию 24-bit Crystallizer, которая искусственно расширяет и усиливает частотный диапазон, уровень выставляется в процентах. Идея не нова, подобное умеют делать многие звуковые редакторы. Так или иначе, после такой обработки бас усиливается, верхи становятся более резкими, а середина плотнее. При прослушивании музыки поначалу кажется, что звучание реально улучшается и становится более напористым, но чуть позже замечаешь, что звук смазывается. Басы превращаются в ухающую кашу, из верхов выделяются только самые громкие тона, голос на фоне музыки отходит на второй план.
Вторая технология оказалась более жизнеспособной. CMSS-3D - это алгоритм, который позволяет получить объемный звук из обычной стереодорожки. При его включении знакомые песни преображаются, складывается полное ощущение, что находишься в самом центре происходящего: то где-то позади зазвучит гитара, то барабанщик сбоку заиграет. Еще один плюс CMSS-3D - возможность превращать наушники в акустику 7.1.
Софт ASUS Xonar DX радует своей простотой. |
Пара слов о кино: технологии Dolby и DTS поддерживаются в полном объеме только под Windows XP. Там все работает на уровне железа и не нагружает процессор. А вот драйвера для Windows Vista появятся лишь в конце лета (разработчики как-то не особенно торопятся). Также Creative предлагает собственный музыкальный плеер, каталогизатор медиафайлов и даже функцию караоке.
У ASUS такого разнообразия технологий и софта нет, но, может, оно и к лучшему. Все настройки собраны в одном окне, там же предстоит выбирать режим работы карты - музыка, фильмы, игры. ASUS не стала изобретать велосипед и воспользовалась разработками Dolby Laboratories , признанного лидера в области звука. Особо хочется выделить алгоритм получения объемного звука: если CMSS-3D от Creative впечатляет, то работа Xonar DX вкупе с Dolby ProLogic буквально сносит башню. При первом знакомстве с этой технологией возникает стойкое желание переслушать всю музыкальную коллекцию. Столь же хорошо показала себя технология Dolby Headphone , она с легкостью заткнула за пояс Creative X-Fi. И вот почему: если CMSS-3D перегружает наушники низкими частотами, то у ASUS звучание получается легким, воздушным.
Еще один козырь Xonar DX - плата отлично умеет позиционировать звук и мастерски его отдалять. По качеству звучания карта от ASUS оказалась чище X-Fi Fatal1ty Edition, особенно это заметно при подключении многоканальной акустики - честные 192 кГц дают о себе знать, да и шумов значительно меньше. Уступает новичок только по мощности выходного сигнала, наушники с сопротивлением 64 Ом раскачать удается с трудом, нужен усилитель.
Раунд 3: как это работает?
При переводе обеих карт в игровой режим появляются настройки EAX, управление голосом, у Creative отключаются 24-bit Crystallizer и эквалайзер, а у Xonar DX активируется функция DirectSound 3d GX 2.0 (о ней чуть позже).
Перед тестами поясним, почему Creative долгое время считалась единственным производителем звуковых карт, ориентированных на игроков. Звук в играх долгое время оставался на втором плане: шаги персонажей звучали одинаково и на траве, и на асфальте, не чувствовались изменения при переходе из одного помещения в другое, о расстоянии до персонажа можно было судить только по картинке на мониторе. Технологии вроде Microsoft DirectSound и Aureal 3D поддерживали лишь эффект реверберации и очень малое количество источников звука.
Чтобы подстегнуть интерес к своим картам, Creative разработала технологию EAX. Она позволила не только менять звук в зависимости от условий в игре, но и просчитывать расстояние до источников. Впервые поддержка EAX появилась в 1999 году в картах серии Sound Blaster Live! - тогда технология позволяла обрабатывать до 32 источников, умела самостоятельно обрабатывать эффекты, значительно разгружая тем самым центральный процессор. К выходу X-Fi технология доросла до версии 5.0. Мощный процессор научили работать со 128 источниками звука, принимать в расчет поверхность пола, стенок, потолка, плавно изменять звучание при переходе из одной локации в другую, обрабатывать встречающиеся препятствия, а для полного счастья добавили внушительное количество новых эффектов.
На пути к популяризации EAX встала одна проблема - для поддержки технологии недостаточно одной карты, игры необходимо затачивать по EAX, а это дополнительные затраты. За прошедшие три года появилось чуть больше двадцати игр, совместимых с EAX 5.0 - совсем негусто. Но Creative это не расстроило, там до сих пор уверены, что без EAX играть нельзя. В этом есть доля правды, но EAX - не панацея, в том же Call of Duty 4 обошлись без этой технологии, при этом звук все равно получился великолепный. А тут еще вышла Windows Vista, в которой избавились от поддержки аппаратного звука напрочь, ее можно реализовать лишь через программный интерфейс OpenAL . Этот шаг Microsoft существенно пошатнул позиции Creative на рынке.
Вообще, политика Creative в отношении EAX довольно жесткая, компания в принципе не лицензирует старшие версии стандарта сторонним разработчикам железа. На нет и суда нет, и в ASUS пошли другим путем: понятное дело, что процессор от C-Media недостаточно мощен, чтобы обрабатывать инструкции EAX 5.0, зато с этой задачей прекрасно справляется центральный процессор компьютера. И здесь они совершенно правы - современные ЦП достаточно мощные, насчитывают два, три и даже четыре ядра, которые только и ждут, чтобы их чем-нибудь загрузили. Схема действия поддержки EAX такова: как только мы запускаем игру, DirectSound 3D GX2.0 перехватывает EAX-команды, отправляя их на обработку в ЦП, после чего рассчитанный звук поступает на карту и акустику. О полноценной поддержке EAX 5.0 никто не говорит, но работу со 128 источниками звука и основные эффекты гарантированы. Решение не самое прозрачное, но это работает.
Раунд 4: финальная битва
Для тестирования звука в играх мы собрали компьютер на основе Core 2 Duo E6300 с частотой 1,8 ГГц, установили две планки памяти по 512 Мб и ограничились видеокартой GeForce 7800 GTX 512 Мб. Ударную линейку игр составили Unreal Tournament 3 , Call of Duty 4 и BioShock . Главное, что нас интересовало - насколько хорошо у Xonar DX получится работать с EAX и будет ли заметна разница по сравнению с X-Fi. Чтобы не пропустить ничего важного, звук каждого прохода уровня записывался и сравнивался.
Первым в очереди был BioShock. Игра поддерживает EAX 5.0 и отличается разнообразием помещений со сложной обстановкой. Первый запуск прошел на карте X-Fi Fatal1ty Edition. Для пущего эффекта мы сначала прошли уровень без поддержки EAX, после чего мы ее включили. Разница нас поразила. Звук меняется коренным образом. Если без EAX все идет общим потоком, то при включении обработки отлично прослеживаются переходы от одной поверхности к другой, ощущается объем помещений - например, в больших комнатах шаги звучат более гулко, чем в маленьких. В комнатах с коврами звуки как будто тонут, в то время как в пустых помещениях, наоборот, усиливаются. Отчетливо слышно, находится ли противник в одном с вами помещении или нет, без труда определяется расстояние до источника звука. Но вот технология CMSS-3D явно пасует - в наушниках невозможно понять, где находится источник.
Переходим к Xonar DX. Первым делом мы проверили настройки, EAX остался доступен. Звук от карты ASUS оказался совершенно иной. В то время как конкурент из стана Creative давит басами, Xonar DX четко выделяет каждый отзвук. Особенно порадовала технология Dolby Headphone - она явно превосходит CMSS-3D. Теперь о EAX-эффектах: на слух разница есть. Xonar DX срабатывает с некоторым отставанием, прохождение звука через стену слышно не так явно, переходы из одного помещения в другое более резкие, немного различается просчет плеска воды. Общее впечатление: нельзя сказать, что звук у Xonar DX хуже, он просто другой.
Unreal Tournament 3 взаимодействует с EAX куда интенсивнее, чем BioShock. Результаты обеих карточек в нем оказались примерно одинаковыми. На больших пространствах при игре в наушниках в лидеры вышла Xonar DX - благодаря более грамотному позиционированию.
Call of Duty 4 мы оставили на десерт: там нет поддержки EAX, так что оба соперника боролись на равных. Звук в игре часто теряет динамику и изобилует высокими частотами. За счет усиления басов и 24-bit Crystallizer на X-Fi Fatal1ty Edition удалось получить плотное живое звучание, которое куда больше похоже на то, что вы можете услышать в кинотеатре. У Xonar DX просто не оказалось нужных фильтров, чтобы подтянуть звук, к тому же в игре отказалась работать Dolby Headphone, главный козырь этой карты.
Подведем черту
У ASUS получилась отличная карточка, она не только не уступает продукции Creative по звуку, но зачастую и превосходит ее. При работе с музыкой или фильмами используются высококачественные технологии от Dolby, которые с легкостью затыкают за пояс все наработки Creative. Но самое главное то, что Xonar DX действительно умеет работать с EAX 5.0. Не так безукоризненно, как карты самой Creative, но в пылу боя вы вряд ли заметите разницу.
У Creative X-Fi Fatal1ty есть процессор, до которого Xonar DX еще расти и расти. Но все остальное за три года безнадежно устарело. То, что недавно выглядело впечатляюще, сегодня уже уходит в историю. Старые АЦП/ЦАП проигрывают Xonar DX по всем статьям.
У Creative много софта, но он зачастую бесполезен и нестабилен. За все время тестов мы получили один полный слет Windows и несколько синих экранов. Кроме того, у плат X-Fi нет выхода на стандартную звуковую панель на корпусе, есть лишь поддержка дорогих фирменных панелей расширения.
Куда сложнее обстоит дело с записью. У Creative в наличии продвинутый софт и полная поддержка ASIO. Процессор X-Fi обеспечивает малые задержки при обработке звука в реальном времени, внешние панели с большим количеством разъемов упрощают подключение микрофонов и музыкальных инструментов. Можно работать сразу с несколькими каналами - записывать одновременно голос и инструмент. Но мешает ограничение в виде 96 кГц. Xonar DX позволяет делать более качественные записи, но о работе со звуком в реальном времени можно забыть.
У каждой звуковой карты есть свои плюсы и минусы. Если у вас уже установлена карта серии X-Fi, то менять ее на Xonar DX стоит только в том случае, если вы решили прикупить высококачественную акустику. А вот если до сих пор вы обходились встроенным звуком и вам не надо записывать музыку, то Xonar DX станет прекрасным выбором.
Два в одном | |
После установки отдельной звуковой карты встроенный кодек на системной плате никуда не денется. Его можно отключить, но стоит ли торопиться? Есть несколько способов использования двух карт одновременно. Можно вывести разные звуковые потоки на разные карты. К примеру, смотрите вы фильм, звук идет через дискретную карту. В то же время кто-нибудь хочет послушать музыку в наушниках, тогда в Winamp вывод звука выставляется на встроенный кодек, и все довольны. Еще один вариант: использовать основную карту на вывод звука из игры, а вторую - для общения по TeamSpeak через гарнитуру. Удобно и практично. |