Выбирая компьютер либо ноутбук, стоит обращать внимание не только на то, какой в этом устройстве установлен процессор, но и какая видеокарта или видеоускоритель. Особенно пристальное внимание на него необходимо обращать игроманам, архитекторам и тем, кто хочет, чтобы картинка на мониторе была качественной. Безусловно, за качество изображения отвечает монитор, но не только он один, без хорошей видеокарты все его возможности могут быть не задействованы.
В настоящее время рынок предлагает огромное разнообразие видеоадаптеров. Первенство в этой сфере делят между собой AMD и NVIDIA. Хотя считается, что NVIDIA лучше.
В том случае, если вам необходим отличный бюджетный вариант, способный обеспечить качество изображения на высоком уровне и хорошие аппаратные возможности, советуем присмотреться к видеоадаптеру NVIDIA Geforce GTX 650. Почему именно к нему? Во-первых, он имеет относительно небольшую стоимость в сравнении со своими "старшими собратьями". Хотя он и уступает им в мощности и эффективности, но, тем не менее, обладает достойной производительностью.
Структура ускорителя
Структура карты NVIDIA Geforce GTX 650 такая:
Имеет 13 млрд транзисторов;
В нее встроены широкие блоки ROP на 16 пикселей, поддерживающие режим сглаживания в диапазоне до 32 выборок на один пиксель;
Оснащена 128-битной шиной и двумя независимыми контролерами, которые имеют ширину по 64 бита и поддерживают память GDDR5;
Обладает унифицированной архитектурой с массивом процессоров, предназначенным для потоковой обработки разнообразных видов данных - пикселей, вершин и т. д.
Поддерживает DirectX 11 AP, в том числе модель Shader Model 5.0, вычислительные и геометрические шейдеры и тесселяции;
Имеет два мультипроцессора, содержащих 384 скалярных ALU и обеспечивающих расчеты с плавающей запятой с FP64 и FP32, не выходя за рамки стандарта IEEE 754-2008;
В структуру входят 32 блока фильтрации и текстурной адресации, поддерживающих FP16- и FP32-компонент, а также анизотропное и трилинейное просеивание для всех видов обозначенных форматов;
Обладает интегрированной поддержкой RAMDAC, 2-х портов Dual Link DVI, DisplayPort и HDMI, что позволяет воспроизводить изображение на 4-х мониторах одновременно;
Поддерживает шины PCI Express 3.0.
Как можно оценить возможности GTX 650? Характеристики как нельзя лучше отражают ее потенциал по обеспечению воспроизведения качественного изображения. О них далее.
NVIDIA GeForce GTX 650 - характеристики
Видеокарта имеет такие краткие характеристики:
Производится по технологии 28 нм;
Чип имеет кодовое имя GK107;
Частота ядра карты составляет 1058 МГц;
384 универсальных процессора;
Память имеет пропускную способность в 80,0 Гб/с;
Блоки - 32 текстурных и 16 блендинговых;
Эффективность частоты памяти равна 5 000 МГц (1250×4);
Максимальная возможная скорость закраски равна 16,9 ГТ/с;
Память GDDR5 с 128-битной шиной;
Быстрота выборки текстур равна 33,9 ГТ/с;
Энергопотребление составляет 64 Вт;
1 Гб или 2 Гб;
Приемлемая стоимость - около 109 долларов США или 4 тыс. рублей.
Подробное описание видеоускорителя
Основой для этой модели видеоускорителей является известный бюджетный видеочип с названием GK107. Он работает во многих мобильных устройствах и в настольной видеокарте Этот аппарат обеспечивает поддержку всех возможностей, которые имеют место в топовом чипсете Geforce GT 640, установленном в Geforce GTX 680. Обладает всеми особенностями архитектуры Kepler.
В состав этого графического процессора входит один кластер, обеспечивающий графическую обработку GPC. Он состоит из 2-х мультипроцессоров SMX, которые включают 384 вычислительных потоковых ядра, а также 32 текстурных модуля. 128-битный доступ обеспечивает подсистема графического чипсета видеокарты, основу которого составляет два 64-битных канала памяти. Закон пропорциональности и привязка к контроллерам памяти обуславливает наличие 16 блоков, осуществляющих произведение растровых операций ROP.
Исходя из этого, возможный объём локальной видеопамяти NVIDIA Geforce GTX 650 - 1 или 2 Гб. Работает карта на эффективной частоте в 5 тыс. МГц. Она снижена у более дорогих моделей видеоускорителя, работающих на базе Kepler. Итоговая в результате равна 80 Гб/с и вполне подходит для бюджетных решений, так как ничем не отличается от той, которой обладает более дорогая и мощная видеокарта GTX 650 Ti.
Как и более дорогие устройства этой линейки, NVIDIA Geforce GTX 650 не обладает техническим оснащением, поддерживающим современную технологию GPU Boost. Этот комплекс программных решений позволяет в автоматическом режиме производить увеличение рабочих частот GPU с целью обеспечения максимальной производительности, увеличивая при этом энергопотребление. Она делает возможной работу на максимальных для устройства частотах, позволяя не выходить за рамки установленного теплопакета. Неплохо, правда? Но, к сожалению, производитель решил, что бюджетным картам не нужна подобная технология. Таким образом, в отличие от устройств помощнее, к примеру NVIDIA Geforce GTX 650 Ti, стандартная тактовая частота видеочипа, которым оснащён этот аппарат, является фиксированной - 1058 МГц.
Несмотря на бюджетность, видеокарта является прекрасным решением для обеспечения стабильного функционирования даже самых новых и очень требовательных к видеопамяти игровых программ. Любой шутер не будет тормозить при очень мелкой детализации картинки и цветовой насыщенности графики. Она также способна обеспечить высокое качество игрового процесса многопользовательских игр, функционирующих на базе DirectX 11 и в формате HD (1080 p).
Прочие особенности видеокарты
Печатная плата этого видеоадаптера короткая, поэтому установить на ней можно только кулеры небольших размеров. РСВ стандартного дизайна упрощена, если сравнивать ее с дорогими решениями этой линейки. Длина платы равна 145 мм. Дополнительное питание обеспечивается 6-контактным разъемом, так же как и у GTX 660. Вывод изображения возможен на три устройства. Несмотря на это, аппаратно карта может поддерживать до 4-х дисплеев. Для вывода видеоинформации используются два разъёма dual-link DVI и один HDMI.
Благодаря применению в этой карте графического процессора GK107, который используется на мобильных устройствах, видеоускоритель потребляет очень мало энергии, даже при том, что устройство работает на высоких частотах. В спящем режиме аппарат использует всего 5 Вт, а при воспроизведении видео с высоким разрешением - только 13 Вт. Этот показатель лучший в данном классе. Более сложные задачи требуют большего потребления энергии, и максимально оно составляет 64 Вт. Но даже при работе на полную мощность устройство излучает очень мало тепла. Учитывая это, производителем был оставлен 6-контактный разъём для дополнительного питания. Оно предоставляет отличные возможности для разгона устройства, увеличения его производительности, а также обеспечивает улучшенную стабильность работы адаптера.
Некоторые партнёры компании производят такое устройство без разъёма, обеспечивающего дополнительное питание. Взамен они предлагают разогнанные фабрично решения. В основной своей массе такие видеоадаптеры, изготовленные компаниями-партнёрами, имеют возможности для разгона и частоту, равную 1100 МГц. Если осуществить разгон NVIDIA Geforce GTX 650, карта будет выдавать частоту до 1200 МГц. Есть модели, обладающие усиленными системами питания, охлаждения, обеспечивающими более эффективную работу устройств.
Эта видеокарта поддерживает все самые современные технологии, реализуемые компанией NVIDIA в своих аппаратах. Это PhysX, Adaptive VSync и т. д. Новая модель предлагает потребителям самые актуальные в настоящее время возможности - DirectX 11, TXAA, PhysX, адаптивный VSync и прочие.
Видеокарта NVIDIA Geforce GTX 650 является отличным вариантом для апгрейда видеосистем любителей игр, имеющих совместимое аппаратное обеспечение DirectX 10.
Сравнительные характеристики этого устройства от экспертов
Это устройство хуже или лучше предшественников? А что лучше брать: видеоадаптер от конкурента - компании AMD - или всё же NVIDIA Geforce GTX 650? Сравнение даст ответы на все эти вопросы.
1. Сравнение аппаратов производителя. Производитель приводит сравнение новой видеокарты с моделью Geforce (немного устаревшей). Таким образом, предоставляется возможность оценить достижения компании в этой сфере.
При запуске таких игр, как World of Warcraft: Mists of Pandaria, новинка показывает в 4 раза лучшую производительность, чем та карта, с которой она сравнивается. При запуске Max Payne 3 результат тот же. Более старая карта не в состоянии составить конкуренцию новинке даже при работе в режиме программного пакета DirectX 9.
То же происходит и при проверке производительности этих устройств на MechWarrior Online. Старая не в состоянии составить конкуренцию более свежей разработке компании NVIDIA. Она воспроизводит только 10 кадров в секунду, когда новая - 40.
2. Сравнение с более новыми устройствами той же ценовой категории. Приведём сравнение с ускорителем предыдущей линейки, находящемся в той же ценовой категории - Geforce GTS 450. Этот аппарат основан на GPU и также поддерживает DirectX 11.
При таком сравнении результат тоже получается неплохим. Производительность новинки на 20% выше, чем модели, с которой осуществляется сравнение. У неё значительно лучше показатели энергоэффективности. Такое преимущество обеспечивает новая технология, которая отсутствует в более старой модели, - Kepler. В результате производительность из расчёта на единицу потраченной энергии у нашего устройства приблизительно в два раза выше.
3. Сравнение с современными устройствами от конкурентов. Главным конкурентом NVIDIA Geforce GTX 650, обладающим современными технологиями, является AMD Radeon HD 7750. Но это устройство, как и другие, отстаёт от бюджетной новинки NVIDIA. И это при том, что рассматриваемый видеоадаптер не обладает технологией GPU Boost, которая делает возможным производить автоматическое увеличение рабочей частоты GPU. Но и без этой технологии видеокарта от NVIDIA имеет частоту 1200 МГц и выше, в то время как у конкурента она - только 1058 МГц. Как видим, несмотря на то что на NVIDIA Geforce GTX 650 цена несколько выше,чем у конкурента, ее возможности и характеристики с лихвой перекрывают эту разницу.
Подробнее о технологиях, реализованных в этих видеокартах
Современные разработки компании NVIDIA позволяют значительно улучшить работу видеоадаптера.
Adaptive V-Sync обеспечивает плавность воспроизведения изображения в играх
Благодаря этому программному обеспечению каждый кадр воспроизводится плавно, минимизируя разрывы между изображениями, обеспечивая при этом максимальную производительность.
GameStream от NVIDIA
Благодаря NVIDIA Geforce GTX 650, игры будут доступнывдали от персонального компьютера. Она использует технологию стриминга и мощь графического процессора для того, чтобы задействовать в этом процессе портативное устройство SHIELD. Оно предоставляет возможность играть вдали от ПК в любом месте, где есть доступ к скоростному Интернету.
С PhysX игровой мир не отличишь от настоящего
Эта технология, являясь новым подходом к 3D-изображению персонажей и происходящего вокруг, делает картинку более реалистичной. Обеспечивает такое же взаимодействие между персонажами. Картинка ничем не отличается от настоящей, даже под пристальным критичным взглядом. Дым, течение ручья, капли дождя, летящий снег, качание ветвей на ветру и т. д. - все это происходит, как в реальной жизни.
TXAA - картинка без острых углов и изломов
Эта технология производит сглаживание изображения, делает его более чётким и точным. Таким образом обеспечивается картинка, благоприятная для зрения. Она позволяет человеческим глазам более длительное время не уставать во время игрового процесса.
Nvidia 3D Vision Surround - стереоскопический эффект в играх
Эта технология предоставляет возможность просматривать видео в высоком разрешении - 5760x1080 п. Позволяет выводить стереоскопическое изображение на три монитора одновременно.
CUDA - высокая скорость выполнения вычислений
Необходима для обработки огромных массивов информации за единицу времени. Это очень важно для насыщенных графикой и действиями игровых процессов, создания реалистичных образов на экране монитора.
Новые технологии позволяют значительно улучшить производительность и долговечность видеоускорителя
Эта видеокарта является обладательницей таких новых систем:
DirectCU обеспечивает эффективное охлаждение.
DIGI+ обеспечивает экономию питания, точность настройки системы энергообеспечения.
GPU Tweak тестирует и выдаёт информацию о карте на экран монитора.
Партнёры NVIDIA
Компаниями-партнёрами NVIDIA по производству видеокарт являются:
Palit Microsystems Ltd.
GIGABYTE UNITED INC.
PNY Technologies.
Point of View.
Каждая компания-партнёр включает в видеокарты свои собственные фирменные элементы, обеспечивая им дополнительные возможности и характеристики. Конечно, не всегда они удачно сочетаются в видеокарте, но по крайней мере не ухудшают характеристики оригинального изделия.
Поэтому можно смело приобретать, например,Производитель ASUS сам по себе уже имеет положительную репутацию и пользуется популярностью у покупателей. Поэтому видеоадаптеры под маркой NVIDIA от этой компании достойны внимания польователей ПК, которые вряд ли прогадают, приобретая их.
Приветствую вас, читатели блога.
Существует несколько направлений, отталкиваясь от потребностей которых, собираются компьютеры. Это могут быть самые простые машины, предназначенные для работы, улучшенные – для игр или максимально укомплектованные – для вычисления сложнейших задач. Последние, мы рассматривать вряд ли будем когда-нибудь, так как они имеют немного другое строение, отличающееся от стандартного. В любом случае, независимо от «начинки», скорость работы устройства также зависит и от используемого программного обеспечения. В частности, важно вовремя обновить драйвера видеокарты NVIDIA GeForce GTX 650. В противном случае у пользователей могут возникнуть некоторые проблемы во время использования того или иного ПО, включая требовательные игры. И я постараюсь рассказать, как можно быстро и просто выполнить задуманное.
Вышеуказанный компонент, как и его «ближайший сородич» NVIDIA GeForce GTX 650 Ti считаются видеокартами, предназначенными для современных игр или объемных графических редакторов. В обоих версиях оборудования предусмотрено 1GB памяти. Несмотря на это важно помнить, что скорость работы зависит не только от одного составляющего, но и от остальных. Поэтому в целом другие компоненты также должны отличаться повышенной эффективностью. Вместе с тем обязательно должно быть установлено правильное современное обеспечение. Только в таком случае оборудование сможет работать на максимальной скорости.
Сайт ( )
Каждый разработчик старается постоянно поддерживать свои продукты соответствующим современным программным обеспечением. Так что, если вы намерены обновиться – это можно сделать с .
Просто заходите на главную страницу и отправляетесь на необходимую вкладку. Указываете для Windows 7, ставите битность. Появится список, в котором и нужно будет выбрать подходящую строку. Далее нажимаем «Скачать драйвер ». После этого просто запускаем дистрибутив и ждем пока все установится в автоматическом режиме.
Если таким образом не получилось установить, пробуем другой способ:
Ждем окончания процесса. Если все идет нормально, монитор может потухнуть несколько раз. Кроме того, нередко меняется и картинка в общем.
Обновления ( )
В последних нескольких вариантах операционных систем от Microsoft присутствует полезный и удобный инструмент, позволяющий быстро улучшить работу не только оболочки, но и отдельных установленных компонентов. В седьмой и восьмой версии этот механизм обычно настроен на работу в автоматическом режиме.
Правда иногда такая функция может быть выключена. Поэтому для запуска необходимо все сделать вручную:
А вот на Windows 10 вышеописанный инструмент находится в пункте «Параметры », что в «Пуске ». Вместе с тем он всегда работает в автоматическом режиме, если конечно не прикладывать весомых усилий для обратного.
Как обновить драйвера в этой ОС? Все просто – проходите по вышеуказанному пути и запускаете инструмент. Он должен все сделать самостоятельно.
Если вы хотите узнать, как разогнать видеокарту с помощью новых драйверов, все просто – их нужно только поставить и этот компонент сам начнет работать быстрее. Нередко после этого некоторые приложения нормально функционируют, которые ранее этого не делали.
Надеюсь, вы сможете решить возникшие ранее проблемы с вашей картой. Подписывайтесь и рассказывайте друзьям.
Видеокарты стоимостью 100-150 долларов имеют наибольшую популярность. Они обладают приемлемой производительностью, небольшим энергопотреблением и низкой ценой — теми качествами, которые ценят геймеры, не готовые вкладывать в свое хобби большие деньги. Компания Nvidia решила расширить свой ассортимент бюджетных видеоадаптеров, выпустив Nvidia Geforce GTX 650.
Nvidia Geforce GTX 650 построена на графическом ядре GK107, которое относится к архитектуре Kepler. Видеокарта самая бюджетная из семейства GTX, но при этом поддерживает те же технологии, что и старшие модели. Среди них и DirectX 11.
Параметры видеокарты Nvidia Geforce GTX 650 представлены в таблице.
Параметры | Показатели |
---|---|
Количество универсальных процессоров | 384 |
Количество блоков текстурирования | 32 |
Частота графического ядра, МГц | 1052 |
Частота видеопамяти, МГц | 5000 |
Тип памяти | GDDR5 |
Шин памяти, бит | 128 |
Объем памяти, ГБ | 2 |
Энергопотребление, Вт | 64 |
Видеокарта отличается высокой пропускной способностью в 80 Гб/с. Это почти столько же, как у более производительной . Видеокарта не имеет функции GPU Boost, поэтому ее тактовая частота является фиксированной.
Обзор видеокарты Geforce GTX 650
GTX 650 имеет особую роль в линейке видеоадаптеров Nvidia. Видеокарта выпускается большими тиражами, поэтому для компании важно то, чтобы видеокарта была технологичной и имела низкую себестоимость. От предыдущей модели в линейке новый видеоадаптер отличается использованием памяти DDR 5 и увеличенными тактовыми частотами. Согласно официальным данным, производительность выросла в среднем на 15%. Наряду с повышением производительности, энергопотребление GTX 650 немного снижено.
Среди достоинств можно выделить следующие:
- низкое энергопотребление;
- поддержка большинства современных технологий;
- производительная система охлаждения;
- небольшая цена.
Видеокарта обладает референсным дизайном. Длина ее платы составляет всего 14,5 см. Видеоадаптер не оборудован коннектором для SLI-моста, поэтому использовать несколько видеокарт в связке не получится. На панели находятся 2 выходы DVI и один mini-HDMI.
Как разогнать видеокарту
Как и большинство видеокарт в линейке, Nvidia Geforce GTX 650 обладает отличным разгоночным потенциалом. Чтобы разогнать видеоадаптер, потребуется скачать бесплатную программу NVIDIA Inspector. Разгон Nvidia GTX 650 осуществляется следующим образом:
- После запуска программы нужно нажать на кнопку Show Overclocking. После этого отобразится предупреждение, что манипуляции с увеличением производительности могут вывести видеокарту из строя. Если вы решили начать разгон, нажмите кнопку «Да».
- В открывшемся окне найдите пункт Performance Level. Именно он нужен для настройки производительности.
- Увеличьте частоту графического процессора и частоту памяти на 5% с помощью ползунка. После этого сохраните изменения.
- Несколько минут поиграйте в любую игру. Если наблюдаются артефакты или сбрасывается драйвер видеоадаптера, потребуется немного уменьшить значение частоты параметров, которые были изменены.
- Если артефактов не наблюдается, то разгоняем видеокарту Nvidia Geforce GTX 650 еще на 5%.
Nvidia GTX 650 удается разогнать частоту графического процессора приблизительно на 25%, а частоту памяти на 20%. Прирост в играх после разгона составляет порядка 10-15%. Это позволяет немного сократить отставание от более дорогих моделей.
Результаты тестов в играх (производительность)
Тесты проводились при разрешении экрана 1920х1080 при высоких настройках качества изображения. Также включено полноэкранное сглаживание 4x.
Игра | Geforce GTX 650 | Geforce GTX 650 overlocked |
---|---|---|
Batman AC | 29 | 34 |
Battlefield 3 | 30 | 35 |
Metro 2033 | 13 | 15 |
Sniper Elite 2 | 26 | 30 |
Mafia 2 | 29 | 34 |
Lost planet 2 | 25 | 28 |
Crysis 2 | 22 | 26 |
Borderlands 2 | 28 | 31 |
Hitman: Absolution | 22 | 25 |
Видеокарта показала неплохие результаты на Full HD разрешении в большинстве игр. Чтобы увеличить fps, потребуется отключить сглаживание, после чего число кадров в секунду существенно возрастет.
Некоторые пользователи задаются вопросом, потянет ли видеокарта Nvidia Geforce GTX 650 GTA 5? Ответ – да. Играя в GTA 5 на данном видеоадаптере, вы можете рассчитывать на хорошее значение фпс при средних настройках. Но это в том случае, если другие характеристики вашей системы соответствуют рекомендуемым системным требованиям игры.
Драйвера для Geforce GTX 650
Скачать драйвер для видеокарты Nvidia Geforce GTX 650 рекомендуется на официальном сайте Nvidia. Для этого в меню сайта выберите пункт «Драйверы». Далее выберите тип, серию и семейство вашего продукта, выберите установленную на вашем компьютере операционную систему. После этого нажмите кнопку «Поиск» и загрузите доступный драйвер.
Также можно воспользоваться автоматическим подбором драйвера. Для этого нажмите на кнопку «Графические драйверы». После проведения сканирования вашей системы вы сможете скачать драйвер на GTX 650.
Все драйверы для видеокарт доступны и на нашем сайте. Чтобы скачать драйвер для этой модели, перейдите по ссылке.
Видеокарты стоимостью $100–150 традиционно пользуются максимальной популярностью. Устройства, попадающие в данную ценовую категорию, зачастую являются лучшим выбором для игровых систем начального уровня. Приемлемая производительность, хорошая энергоэффективность и разумная цена – именно эти качества особенно ценят любители поиграть, которые не готовы тратить большие деньги на свои увлечения. Совсем недавно компания NVIDIA расширила свой ассортимент недорогих графических решений, представив GeForce GTX 650 . Посмотрим, на что способна новинка с рекомендованной ценой в $109.
В своей презентации новой модели в линейке дискретных адаптеров, основанных на современных GPU с архитектурой Kepler, компания NVIDIA делает акцент на том, что за последние несколько лет значительно возросла популярность устройств отображения с разрешением Full HD. Согласно статистике самого популярного сервиса цифровой дистрибуции игр Steam, в начале 2008 года мониторы с разрешением 1920×1080 использовали порядка 1% пользователей, тогда как экраны с 1280×1024 были примерно у 40% любителей поиграть.
За прошедшее время ситуация изменилась кардинальным образом – дисплеи с Full HD с долей в 30% являются наиболее популярными устройствами отображения, и их доля продолжает уверенно увеличиваться, тогда как 17/19-дюймовые мониторы с классическим соотношением сторон 5:4 еще остаются примерно у 11% пользователей. С увеличением разрешения требования к производительности видеокарт возрастают. Давайте посмотрим, что предлагает NVIDIA для пользователей, которые обзавелись монитором c разрешением Full HD, не хотят пропускать новые игры с DirectX 11, но не готовы тратить на покупку видеокарты значительно более $100.
GeForce GTX 650
Представленной модели в новой линейке адаптеров NVIDIA отведена особая роль. Это массовый продукт, который будет производиться большими тиражами. В подобном случае для разработчика очень важно, чтобы устройство было технологично и имело минимальную себестоимость производства.
Новинка основана на графическом процессоре GK107, точно таком же, что и у GeForce GT 640 – самом доступном на данный момент решении с GPU на архитектуре Kepler. Это достаточно компактный кристалл площадью 118 мм², который вмещает 1,3 млрд. транзисторов и выпускается по 28-нанометровой технологии. Чтобы лучше понимать изначальные позиции конкурирующих устройств от AMD и NVIDIA, напомним, что чипы Cape Verde, лежащие в основе видеокарт Radeon HD 7750 и 7770, имеют площадь 123 мм² и содержат примерно 1,5 млрд. транзисторов. Как видим, размеры кристаллов в обоих случаях примерно идентичны. Учитывая то, что и для NVIDIA и для AMD производством графических процессоров занимается компания TSMC, можем предложить, что себестоимость изготовления чипов очень близка. Потому серьезного преимущества в ценовой войне не будет ни у одной из сторон – оба разработчика на данном этапе находятся в равных условиях.
Возвращаясь к GK107, отметим, что данных чип содержит 384 вычислительных блока CUDA. Архитектурно ядро включает один кластер GPC (Graphics Processing Clusters), который имеет два мультипроцессорных модуля SMXs. Количество текстурных блоков – 32, ROPs – 16. Ядро имеет кеш-память L2 объемом 256 КБ.
В случае с GeForce GTX 650 , графическое ядро изначально работает на высокой частоте – 1058 МГц. GK107 не поддерживает технологию GPU Boost. Это значит, что во время нагрузки чип функционирует на максимальной заданной частоте и не разгоняется динамически в зависимости от текущих условий. Считать ли этот факт недостатком или наоборот – достоинством, зависит от того, с какой точки зрения на это посмотреть. С одной стороны, пользователи, не слишком увлекающиеся разгоном, возможно не дополучат толику производительности, которую потенциально мог бы обеспечить GPU Boost, активированная в старших моделях Kepler, с другой – отсутствие такого механизма позволяет энтузиастам получить более прогнозируемую производительность, которая не будет зависеть от факторов, влияющих на диапазон авторазгона.
Два 64-битовых контроллера памяти обеспечивают суммарно 128-битовую магистральную шину, что является вполне приемлемым вариантом для устройств такого класса. При этом в случае с GeForce GTX 650 используется скоростная GDDR5, которая работает на достаточно высокой частоте – 5000 МГц, благодаря чему пропускная способность составляет 80 ГБ/c. Напомним, что у решений AMD на чипах Cape Verde также применяется 128-битовая шина, при этом в штатном режиме память работает на 4500 МГц, обеспечивая пропускную способность на уровне 72 ГБ/c. Здесь решение от NVIDIA имеет небольшое преимущество. Видеокарты GeForce GTX 650 могут нести на борту 1 ГБ, либо 2 ГБ памяти. Учитывая позиционирование адаптера, в большинстве случаев мы увидим устройства с меньшим объемом, однако 2-гигабайтовые версии также наверняка появятся в продаже.
Заявленный уровень энергопотребления – 64 Вт. Подобные нагрузки вполне допустимы для слота PCI Express x16, однако производитель все же счел необходимым добавить шестиконтактный разъем для подключения дополнительного питания на тот случай, если видеокарта будет работать не в штатном режиме. Рекомендованная мощность блока питания при сборке системы с GeForce GTX 650 – 400 Вт.
NVIDIA разработала референсный дизайн для GeForce GTX 650. Видеокарта имеет очень компактную полнопрофильную плату длиной всего 145 мм. Силовая подсистема содержит трехфазную (2+1) схему стабилизатора. Обратим внимание на то, что на верхней кромке адаптера нет характерного коннектора для SLI-моста – данная модель не предполагает использования двух видеокарт в одной связке.
Система охлаждения довольно простая. Компактный алюминиевый радиатор, визуально несколько напоминающий таковой для коробочной версии кулеров от процессоров Intel, только чуть большей высоты. Охладитель продувается осевым вентилятором. Очевидно, что от такой модели не стоит ожидать суперэффективности, однако даже этой конструкции наверняка будет достаточно для того, чтобы температура чипа не приблизилась к заявленному пороговому значению для GK107 в 98 градусов.
На интерфейсной панели расположены три видеовыхода – пара DVI (DVI-I и DVI-D), а также mini-HDMI. GeForce GTX 650 позволяет подключить одновременно до трех устройств отображения. Крепежная планка адаптера однослотовая, однако с учетом габаритов радиатора, видеокарта также займет соседний нижний разъем.
Наверняка мы увидим в продаже видеокарты на его основе референсного дизайна. И если с системой охлаждения наверняка многие производители будут экспериментировать, стараясь выделить свои продукты на фоне остальных, то печатные платы в большинстве случаев будут использоваться стандартные для этой модели. Ну, а производители, традиционно старающиеся удивить не только внешним видом новых адаптеров, и этот раз подумают над доработками печатной платы и улучшением элементной базы.
MSI N650 PE 1GD5/OC
Компания MSI представила сразу четыре модификации GeForce GTX 650, для которых используются оригинальные печатные платы и системы охлаждения. Рассматриваемая модель MSI N650 PE 1GD5/OC принадлежит линейке адаптеров Power Edition, обладающих усиленной элементной базой и возможностью управлять напряжениями питания основных узлов видеокарты (функция Triple Overvoltage).
Модификация ОС с заводским тюнингом, имеет изначально увеличенную частоту GPU. Графический процессор работает на 1124 МГц (+6,2%), вместо 1058 МГц, тогда как 1 ГБ памяти GDDR5 функционируют на рекомендованных 5000 МГц.
Для данной модели MSI использует печатную плату оригинального дизайна. Длина PCB увеличена до 225 мм, однако габариты здесь вторичны, основной особенностью является усиленный стабилизатор питания. В данном случае используется четырехфазная схема (3+1), вместо трехфазной.
Производитель оснастил новинку на чипе GK107 трансформируемой системой охлаждения TransThermal . Мы уже ранее рассматривали видеокарту, имеющую .
Данная СО позволяет при необходимости использовать дополнительный вентилятор, при этом можно установить его поверх основного (Double Airflow) или же сместить защитный пластиковый кожух с пропеллером и закрепить дополнительный рядом с ним (Dual Fan).
Если говорить непосредственно о самом кулере, то это значительно более серьезная конструкция, чем в случае с референсной моделью. В данном случае используется довольно массивный радиаторный блок, выполненный из алюминия. Теплосъемник медный, при этом эффективности распределения тепла улучшена за счет S-образной тепловой трубки. Силовые сборки и пара микросхем памяти контактируют с радиатором через термопрокладки. В штатном режиме конструкция продувается 90-миллиметровым вентилятором, лопасти которого выполнены по технологии Propeller Blade.
На верхней панели видеокарты размещен четырехконтактный разъем для подключения второго вентилятора. Рассматривая ранее с кулером TransThermal, одним из основных нареканий было подключение вентилятора с помощью двухконтактного разъема. При этом он имел постоянную скорость вращения, которая никак не зависела от оборотов основного вентилятора и не поддавалась регулировке. В случае с GeForce GTX 650 производитель модернизировал схемотехнику. Дополнительный вентилятор теперь подключается с помощью четырехконтактного разъема, а его обороты хотя и не мониторятся (возможно эта опция будет доступна в последующих версиях утилиты MSI Afterburner), но синхронно изменяются вместе с оборотами основного.
Разъем для подключения дополнительного питания расположен в торце платы. Учитывая увеличенную тактовую частоту GPU, а также модернизированную силовую подсистему, тепловой пакет видеокарты от MSI увеличен с 64 Вт до 70 Вт.
На интерфейсной панели, как и в случае с рефересной моделью, расположена пара DVI, а также один разъем mini-HDMI. Однако, в отличие от стокового адаптера, крепежная пластина здесь двухслотовая, и половину ее площади занимает вентиляционная решетка с логотипом компании.
В комплект поставки видеокарты входит руководство пользователя, небольшие буклеты с нюансами установки видеокарты и особенностями настройки и использования системы охлаждения TransThermal. Также в коробке имеются диск с драйверами и утилитами, переходник с molex на шестиконтактный коннектор для подключения дополнительного питания, переходник DVI-VGA, а также с mini-HDMI на полноформатный разъем. Кроме того, в поставку включен дополнительный 90-миллиметровый вентилятор осевого типа и винты для его крепления.
В работе
На открытом стенде (~ 25C) графический чип прогрелся до 29 градусов. Вентилятор при этом вращался со скоростью ~ 1100 об/мин, в таком режиме его работа практически не слышна. Игровые баталии увеличили температуру GPU до 49 градусов, а скорость вращения вентилятора – до ~1600 об/мин. При этом уровень издаваемого шума СО оставался на очень низком уровне. FurMark удалось прогреть чип до 56 С, и повысить обороты до 1800 об/мин.
Именно в подобных условиях мы проверили, каким образом повлияет на эффективность охлаждения установка дополнительного вентилятора. В режиме Double Airflow, когда второй пропеллер был закреплен поверх основного, в автоматическом режиме работы температура снизилась на 2 градуса – до 54С, однако обороты вентиляторов минимально возросли (макс. 1920 об/мин). После создания конфигурации Dual Fan, максимальный нагрев снизился еще на один градус – до 53 С, при этом скорость вращения вентиляторов снизилась до 1680 об/мин. На наш взгляд, именно последний вариант предпочтительнее, так как в этом случае эффективнее обдуваются силовые элементы. Однако стоит учесть, что при смещении защитного кожуха для установки второго вентилятора, несколько увеличивается общая длина видеокарты.
Стоит ли дополнительно улучшать температурный режим, учитывая очень невысокий нагрев чипа даже с одним штатным вентилятором? Производитель дает такую возможность, а уж использовать ее или нет, каждый решит для себя сам.
Разгон
Во время экспериментов с разгонным потенциалом видеокарты, удалось добиться стабильной работы GPU на 1244 МГц (+17,6% к референсному значению), тогда как память стабильно работала 5850 МГц (+17%). На момент тестирования еще была недоступна версия MSI Afterberner, позволяющая увеличить параметр Power Limit, потому полученные значения тактовых частот для чипа/памяти скорее можно считать «пристрелочными». После увеличения допустимой мощности наверняка GK107 покорится планка в 1300 МГц, однако, это скорее символичный предел, не способный кардинально повлиять на итоговое быстродействие.
Производительность
Для оценки производительности GeForce GTX 650 мы подобрали «рецензентов» схожей ценовой категории. Прежде всего, интересно был оценить возможность новинки NVIDIA в сравнении с таковыми для игровых видеокарт начального уровня от AMD на чипах Cape Verde – Radeon HD 7750 и HD 7770. Кроме того, любопытно было сравнить GTX 650 с предшественником на чипе GF116 – GeForce GTX 550 Ti.
Как видно на диаграммах, в большинстве случаев GeForce GTX 650 оказывается в тесных объятиях решений от AMD – сверху новинку зажимает Radeon HD 7770, снизу – HD 7750. В штатном режиме по производительности она оказывается ближе к младшему решению на Cape Verde, тогда как после разгона близка к HD 7770. В ряде случаев дополнительное форсирование позволяет даже опередить последнюю, причем, что любопытно, такую ситуацию можно наблюдать в играх, где традиционно сильны позиции решений от AMD – Metro 2033 и Aliens vs. Predator. Если говорить о сравнении с GeForce GTX 550 Ti, то очевидно, что заслуженному ветерану подросла достойная смена. GeForce GTX 650 зачастую имеет 5–10%-ное преимущество, за исключением Dirt 3, где наблюдается паритет, а также Mafia II, которой новичку удалось опередить GTX 550 Ti только после разгона.
А вот в чем новинка на GK107 значительно опережает предшественника, так это в уровне энергопотребления. Разница разительна. При заявленных TDP в 64 Вт и 116 Вт для GTX 650 и GTX 550 Ti эта разница примерно сохраняется и на практике во время замера энергопотребления всей системы под игровой нагрузкой. Когда показатели отличаются не на проценты, а практически в разы, это всегда впечатляет.
Итог
GeForce GTX 650 – прогрессивное экономичное решение с хорошим уровнем производительности. Наконец-то решения на Kepler пришли в сегмент доступных видеокарт, которые можно без каких-либо скидок отнести именно к разряду игровых. Ранее представленная модель – GeForce GT 640 – на наш взгляд, больше подходит для мультимедийных систем.
Успешный старт нового решения на GK107 во многом будет зависеть от розничной стоимости видеокарт. В данной ценовой категории $10–20 могут играть решающую роль при выборе конкретного устройства. При минимальном отличии розничной цены от рекомендованной, GeForce GTX 650 станет очень интересным вариантом для игровой платформы начального уровня, тогда как завышенная стоимость на старте продаж может существенно снизить интерес к данным решениям. GeForce GTX 650 попадает в ценовой сегмент с очень высокой конкуренцией. С одной стороны это присутствующие на рынке в достаточных количествах GeForce GTX 550 Ti стоимостью от $110, с другой – уже успевшие подешеветь Radeon HD 7750, цена которых опустилась до $100–110. Еще более грозные соперники в лице моделей Radeon HD 7770, предлагающихся за $120–135.