Компьютерный ресурс У SM. Компьютерный ресурс У SM Radeon hd 6870 энергопотребление

В конце лета пришлось попрощаться с канадскими корнями графического подразделения AMD, и, видимо, зря. Проведенные опросы на нескольких зарубежных сайтах выявили неоднозначное отношение респондентов к такому решению. Более половины участников сожалеют, что больше не увидят знакомую надпись, при этом не меньшая часть уже не ассоциирует аббревиатуру из трех букв с видеокартами. Иными словами, ATi помнят и не хотят забывать. Тогда зачем было отказываться от хорошо знакомого бренда? Возможно, в AMD считают, что пора отучать опытных и матерых потребителей от устаревшего названия, ведь все молодые как бы уже свыклись с приставкой AMD, а зачастую и вовсе не вспоминают про ATi.

Но постойте! Торговая марка всех видеокарт AMD/ATi по-прежнему именуется "Radeon". Что это – двойные стандарты? Двоякая ситуация сложилась и для описания авторами комплектующих: правильно - "ATi HD 5850", неправильно - "AMD HD 5850", а для свежевыпущенных графических адаптеров все наоборот. Честно говоря, так и запутаться недолго. Может, стоит упростить до простой приставки Radeon, а через полгода – год вернуться к имени производителя. Исходя из тех же опросов, 3/4 склонны считать видеокарты ATi/AMD именно Radeon’ами, а кто их сделал - не столь важно.

реклама

Этой осенью, вопреки знакомым традициям первыми вышли в свет видеокарты среднего ценового сегмента, призванные скорее расширить диапазон занимаемых мест на рынке, нежели полностью заменить существующие. Если раньше между $179 и $229 у AMD не было представлено ни одного приемлемого варианта, то теперь там находится привлекательный Radeon HD 6850.

Таблица характеристик

На данный момент мы можем наблюдать сразу несколько конкурирующих карт одной компании. Так, до определенного времени на рынке будут сосуществовать HD 5850 и HD 6870. Естественно, что по мере истощения складов, первая пропадет с прилавков.

Не стоит жестко привязываться к «рекомендуемой цене» производителя, она приведена лишь для сравнения. В реальности сумма, необходимая на покупку, напрямую зависит от конъюнктуры рынка и сезонности (...или, говоря без умняков, алчности продавца и всех тех, кто сопутствует попаданию видеокарт на витрины - прим. ред. ).

Характеристики HD 5830 HD 5850 HD 5870 HD 6850 HD 6870 GTX 465 GTX 470 GTX 480
Кодовое имя Cypress LE Cypress Pro Cypress XT Barts Pro Barts XT GF100 GF100 GF100
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40 40 40
Размер
ядра/ядер, мм 2 .
334 334 334 255 255 Количество
транзисторов,
млн.шт.
2154 2154 2154 1800 1800 3200 3200 3200
Частота ядра,
2D|3D, МГц
157 | 800 157 | 725 157 | 850 100 | 775 100 | 900 50/100 | 607/1215 50/100 | 607/1215 50 / 100 | 702/1402
Напряжение
на ядре,
2D|3D, В
0,95 | 1,15 0,95 | 1,10 0,95 | 1,15 0,96 | 1,21 0,96 | 1,21 0,9 | 1,05 0,9 | 1,0 0,96 | 1,05
Число шейдеров
(PS), шт.
1120 1440 1600 960 1120 352 448 480
Число блоков
растеризации(ROP), шт.
16 32 32 32 32 32 40 48
Число текстурных
блоков(TMU), шт.
56 72 80 48 56 44 56 64
Максимальная
скорость закраски,
Гпикс/сек
12,8 23,2 27,2 24,8 28,8 19,5 24,3 33,6
Максимальная
скорость выборки
текстур, Гтекс/сек
44,8 52,2 68 37,2 50,4 26,7 32,4 42,1
Версия
пиксельных/вер-
тексных
шейдеров
5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Эффективная частота
памяти, 2D|3D, МГц
1200 | 4600 1200 | 4000 1200 | 4800 300 | 4000 300 | 4200 67 | 3206 67 | 3306 67 | 3700
Напряжение
на памяти, 2D|3D, В
1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,63 1,6 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6
Объём памяти,
Мбайт.
1024 1024 1024 / 2048 1024 1024 1024 1280 1536
Шина памяти,
бит
256 256 256 256 256 256 320 384
Пропускная способность
памяти, Гб/сек
147,2 128 153,6 128 134,4 102,6 133,9 177,4
Потребляемая
мощность, 2D|3D, Вт
24 | 175 27 |170 27 |188 15 |127 19 | 151 нд | 200 нд | 215 нд | 250
Crossfire / SLi да да да да да да да да
Размер карты
(ДхШхВ), мм
282x100x38 244х100х37 282х100х38 233x100x37 248х100х37 270x100x38 270x100x38 270x100x38
Рекомендованная
цена, $
229 299 399 179 239 279 (229) 349 (259) 499

И Radeon HD 6870 были выпущены взамен решений серии AMD Radeon HD 57** значительно переработанными и более энергоэффективными, что позволило данной продукции стать гораздо более выгодным приобретением, нежели видеокарты от конкурента серии NVIDIA GeForce 400. Несмотря на появление новых видеокарт NVIDIA GeForce 500, которые уже более легко конкурируют с видеокартами AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 производители продолжают выпускать все новые и новые решения на базе данных платформ.
Еще зимой текущего года был произведен анонс видеокарты HIS Radeon HD 6870 IceQ X TurboX, которая кроме традиционного заводского разгона для серии Turbo, смогла похвастаться наличием уникальной системы охлаждения IceQ X. Данная система охлаждения не новая и уже знакома нашим постоянным читателям по нашим предыдущим обзорам видеокарт от Hightech Information System Limited (HIS).

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению видеокарты HIS Radeon HD 6870 IceQ X TurboX, нам хотелось бы более подробно остановиться на линейке графических решений - AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Связано это с тем, что многие пользователи приобретая графические решения данной серии заблуждаются относительно их уровня производительности. В частности, компания AMD пошла на хитрый ход. Выпустила видеокарты среднего ценового диапазона для замены продуктов из линейки AMD Radeon HD 57**, а обозначила ее как AMD Radeon HD 68**. Это необходимо учитывать, так как заменять видеокарту серии AMD Radeon HD 58** на продукт данной серии врятли имеет смысл. Вы либо получите меньшую производительность, либо аналогичную.

Видеокарты серии AMD Radeon HD 6800 хоть и относятся к среднему ценовому сегменту, в референсном исполнении их длина достигает 25 сантиметров, поэтому установить их в тесные корпуса ITX не получится. Многие пользователи после приобретения видеокарты данной серии начинают жаловаться на низкую производительность и связывают ее с наличием шины PCI-Exp 2.0 вместо PCI-Exp 2.1, которую поддерживает видеокарта. На самом деле, никакой здесь взаимосвязи нет. Данные интерфейсы обратно совместимы и применение любой из них не ограничивает конечную производительность вашей видеокарты. Низкий уровень производительности может быть связан с наличием медленного процессора, который не может адекватно нагрузить вашу видеокарту.

Картинка кликабельна --

Вторым ключевым моментом при приобретении видеокарт серии AMD Radeon HD 6800 является мощность блока питания. На большинстве сайтов рекомендуют приобретать блок питания мощностью не менее 500 ватт в случае с одиночной видеокартой и 720 ватт в случае двух видеокарт в режиме CrossFire. Мы считаем, что для одной видеокарты блока питания мощностью 450 ватт стандарта ATX 2.xx вполне достаточно, даже в режиме разгона. Естественно, многое еще зависит от имеющихся у вас других комплектующих - процессора, приводов, жестких дисков и т.д.

Третьим вопросом, которым задаются наши пользователи в магазине компьютерных комплектующих, является решение выбора между видеокартами AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Естественно, старшая видеокарта стоит дороже, но ключевой вопрос состоит в том, насколько данная стоимость сопоставима с производительностью. Мы можем с уверенностью сказать, что разница в уровнях производительности двух данных видеокарт не превышает пятнадцати процентов. Чаще всего данная цифра колеблется в районе 10%. Если же видеокарту AMD Radeon HD 6850 разогнать в домашних условиях, то ее уровень производительности будет сопоставим с производительностью старшей видеокарты. Это будет оправданно, если вам попадется удачный экземпляр. Так как младшая видеокарта имеет урезанное ядро Barts Pro, а старшая видеокарта полноценное ядро Barts XT.

Говоря о разгоне видеокарт данной серии следует остановиться на том, что видеокарты имеют разные частоты в 2D и 3D режиме. Переключение из одного режима в другой может происходить и без каких-либо объективных причин, - это особенность видеокарты. Естественно, мы не имеем в виду сбрасывание частот с 3D уровня на 2D.

Опыт показывает, что разгонять имеет смысл только младшие видеокарты AMD Radeon HD 6850, разгон видеокарты Radeon HD 6870 не дает адекватного прироста производительности из-за несущественного разгонного потенциала. Тем не менее, частоту в 1 Ггц по ядру берет большинство видеокарт Radeon HD 6870, но из-за высокой номинальной частоты равной 900 Мгц, данный разгон не превышает 10% от номинальных значений.

Картинка кликабельна --

Разгон видеокарт данной серии следует осуществлять либо традиционными способами с помощью закладки OverDrive в панели драйвера, либо через MSI Afterburner. Последняя программа предпочтительнее, так как снятие ограничения в разгоне осуществляется достаточно просто, путем настройки файла MSIAfterburner.cfg, где указываете UnofficialOverclockingMode = 1 для отключения контроля за разгоном.

Поклонники разгона видеокарт через официальные драйвера также получили возможность снятия ограничений разгона. Чаще всего рекомендуется перепрошивка видеокарты БИОСом от MSI Cyclone Power Edition. Естественно, метод этот достаточно рискованный в плане необходимости восстановления БИОСа видеокарты "вслепую", поэтому все риски при выполнении данной процедуры пользователь берет на себя.

Ключевым и наиболее интересным моментом для оверклоккера является возможность софтвольтмода на видеокарте. Видеокарты серии AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 подерживает софтвольтмод. Как правило, он выполняется через туже программу MSI Afterburner. При этом следует отметить, что данной возможностью не обладают видеокарты от компании PowerColor и Gigabyte, поэтому оверклоккерам лучше обходить их стороной.

В ходе разгона видеокарты и осуществления софтвольтмода у пользователей возникает традиционный вопрос: "До какого предела можно осуществлять повышение частот и напряжений?". По поводу повышения частот ответ вполне стандартен - необходимо повышать до максимально возможных стабильных частот. Видеокарты очень редко выгорают в результате установленных высоких частот, чаще всего проблемы возникают в результате подачи высокого напряжения на ядро.

Итак, номинальными напряжениями у видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 являются 1,148 в и 1,172 в соответственно. Вторая видеокарта трудится на более высоких частотах, поэтому работает при более высоком рабочем напряжении. Максимальный уровень выставляемого напряжения в ходе разгона должен полностью зависит от ваших условий работы видеокарты и конкретного экземпляра. В большинстве случаев, следует ограничиться числом 1,275 вольт, так как дальнейшее повышение редко приводит к существенному повышению рабочих частот. Чаще всего это будет наблюдаться только при разгоне видеокарты в условиях водяного охлаждения или других "изощренных способов". На воздухе выше 1,275 вольт идти не следует, а, наоборот, лучше постоянно контролировать рабочие температуры своей видеокарты.

Картинка кликабельна --

В ходе осуществления любого софтвольтмода будь-то на видеокартах AMD Radeon HD 6850/Radeon HD 6870 или на других решениях следует понимать тот факт, что программные значения напряжения не всегда будут соответствовать реальным. Если имеется возможность лучше на точках замера напряжений контролировать измененные напряжения. Наши тесты показали, что выставление напряжения 1,275 вольт через программы реально дает напряжение 1,3 вольта на ядро. Это встречается не на всех видеокартах, но все-таки встречается и может привести к так называемой "деградации видеокарты".

Понятие деградация видеокарты не ново в оверклоккерском мире и достаточно давно обсуждается в нем. Проявляется оно при чрезмерном разгоне видеокарты, а именно, при подаче чрезмерного напряжения на ядро. Деградация видеокарты приводит к постепенному снижению ее разгонного потенциала. Как правило, процесс необратимый, но его можно всегда остановить - установив номинальные напряжения. Среди пользователей несколько лет уже обсуждается вопрос о том, с чем связано данное явление. Причин здесь может быть только две - либо деградирует само ядро, либо система питания. Естественно, нельзя исключить и сочетанное взаимодействие данных факторов.

Опыт работ среди оверклоккеров на предыдущих поколениях видеокарт показывает, что наиболее часто причина кроется в системе питания видеокарты. Чрезмерное повышение напряжения приводит к повышенному энергопотреблению, на которое бывает не рассчитана распаянная система питания, что приводит к постепенному снижению мощностных показателей цепи с периодическими просадками напряжения. Косвенно это подтверждается тем, что банальная замена конденсаторов на деградированной видеокарте на новые, позволяет увеличить ее разгонный потенциал. Учитывая все это, мы не рекомендуем выходить за рамки реальных 1,275 вольт подаваемых на ядро у видеокарт обсуждаемой серии.

Картинка кликабельна --

Попутно хочется предостеречь обладателей видеокарт от компании ASUS. Продукция данной компании пользуется популярностью в нашей стране, поэтому многие вначале прицениваются к ней и если разница в стоимости устраивает, приобретают ее. Разгон видеокарт от ASUS осуществляется утилитой ASUS Smart Doctor, которой комплектуются видеокарты данного производителя. Особенностью данной программы является то, что она показывает значения напряжения примерно на 0,1 вольт ниже действительных. Тем самым, выставив указанные нами 1,275 вольт, вы рискуете на ядре получить 1,375 вольт и благополучно вывести ее из строя при первом же тестировании.

Многие владельцы видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 начинают сдавать их по гарантии в связи с неработоспобностью нижнего слота DVI через переходник DVI-to-VGA. На самом деле никакого "криминала" здесь нет и это встречается на всех видеокартах. Для данного переходника предназначен верхний DVI-I порт, а нижний порт не работает с данными переходниками, но полностью работоспособен при подключении обычного DVI кабеля.

Наиболее реальной технической неисправностью видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 может явиться "черный экран", который будет сопровождать пользователя во время прохождения игр. Как правило, восстановить изображение помогает только перезагрузка через кнопку Reset. Причины данного состояния может заключаться в двух причинах:
- низкое напряжение на линии 12 воль блока питания,
- бракованный контроллер напряжения на видеокарте.

В первом случае необходимо менять блок питания, то есть случай по видеокарте не гарантийный, во втором случае, необходимо нести видеокарту по гарантии. Главная проблема - диагностика причины неисправности.

Картинка кликабельна --

Для диагностики необходимо выполнить простую манипуляцию. После подачи нагрузки на процессор и видеокарту берете мультиметр и на Molex (четырехштырьковом коннекторе) блока питания измеряете напряжение по линии 12 вольт. 12 вольт подается на желтый провод и ближайший к нему черный. Если данная цифра уходит далеко 11,7 вольт, то точно необходимо менять блок питания. Если же значение болтается в районе 12 вольт, то неисправен контроллер питания видеокарты и ее необходимо сдать по гарантии.

Перед сдачей не забудьте убрать все признаки модификаций, если вы перепрашивали БИОС и т.д. Наиболее часто проблемы с контроллером напряжения встречаются у видеокарт Gigabyte GV-R685OC-1GD, но от брака ни одно решение не застраховано.

Если же гарантия прошла, а денег на новую видеокарту нет, то решение проблемы - снизить частоты на проблемном компоненте. Практика показала, что при проблемах с контроллером страдает видеопамять, и снижение ее рабочей частоты позволяет забыть о проблеме "черного экрана".

В редких случаях пользователи жалуются на свист со стороны видеокарты при игре в игры. Данная проблема бывает связана с одной причиной - низким качеством вашего блока питания, который просаживает напряжение по линии 12 вольт. Если все-таки у вас действительно "не удачный" экземпляр, то возьмите в руки радиотехнический лак и промажьте им свистящую катушку - это позволит решить проблему.

Заключение

Видеокарты серии AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 нельзя назвать проблемными. Стабильная работа в течение длительного времени - это их настоящая характеристика. Некоторые проблемы могут быть при установке драйверов к данным видеокартам, но предварительная полная чистка ранее установленных драйверов позволит решить данную проблему раз и навсегда.


Описывающую Radeon HD 6850/6870, которые ранее имели кодовое обозначение Barts.

Поэтому сегодня мы наверстываем упущенное и предлагаем вниманию наших читателей уже две практические части, где мы детально изучим новинки AMD.

Как обычно, в этой, второй части, мы изучим сами видеокарты, а также познакомимся с результатами синтетических тестов.

  • GPU : Radeon HD 6850 (Barts)
  • Интерфейс : PCI-Express x16
  • : 775/775 МГц (номинал - 775/775 МГц)
  • : 1000 (4000) МГц (номинал - 1000 (4000) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью : 256 бит
  • Число вершинных процессоров:
  • : 960
  • Число текстурных процессоров : 48 (BLF/TLF)
  • Число ROPs : 32
  • Размеры : 250×100×33 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты)
  • Цвет текстолита : черный
  • RAMDACs/TMDS : интегрированы в GPU
  • Выходные гнезда
  • VIVO : нет
  • TV-out : не выведен
  • : CrossFire (Hardware)
  • GPU : Radeon HD 6870 (Barts)
  • Интерфейс : PCI-Express x16
  • Частоты работы GPU (ROPs/Shaders) : 900/900 МГц (номинал - 900/900 МГц)
  • Частоты работы памяти (физическая (эффективная)) : 1050 (4200) МГц (номинал - 1050 (4200) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью : 256 бит
  • Число вершинных процессоров:
  • Число пиксельных процессоров:
  • Число универсальных процессоров : 1120
  • Число текстурных процессоров : 56 (BLF/TLF)
  • Число ROPs : 32
  • Размеры : 270×100×33 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты)
  • Цвет текстолита : черный
  • RAMDACs/TMDS : интегрированы в GPU
  • Выходные гнезда : 2×DVI (Dual-Link/HDMI), 2×mini-Display Port, 1×HDMI
  • VIVO : нет
  • TV-out : не выведен
  • Поддержка многопроцессорной работы : CrossFire (Hardware)
AMD Radeon HD 6850 / 6870 1024MB 256-битной GDDR5, PCI-E
Каждая карта имеет по 1024 МБ памяти GDDR5 SDRAM, размещенной в восьми микросхемах на лицевой сторонe PCB.

Есть смысл сказать, что обе карты требуют дополнительного питания, причем 6870 - двумя 6-пиновыми разъемами, а 6850 - одним разъемом.

О системах охлаждения.

AMD Radeon HD 6850 1024MB 256-битной GDDR5, PCI-E

Прекрасно видно, что СО состоит из двух частей - центрального кулера и радиаторов для охлаждения памяти, которые работают как бы сами по себе, а центральное устройство охлаждает лишь ядро.

Прибор цилиндрического типа, когда на одном конце закреплена цилиндрический вентилятор, прогоняющая воздух через радиатор, установленный над ядром. Несмотря на медную подошву, сам радиатор небольшой. В целом устройство довольно тихое, и явно говорит о том, что нагрев ядра не столь велик.

AMD Radeon HD 6870 1024MB 256-битной GDDR5, PCI-E

Аналогичное по принципу действия устройство, но отличия в том, что центральный кулер уже охлаждает как ядро, так и микросхемы памяти, поэтому радиатор усилен (увеличен в размерах). Да и цилиндрический вентилятор стоит помощнее. Однако все равно в целом устройство малошумное.

Мы провели исследование температурного режима с помощью утилиты EVGA Precision (автор А. Николайчук AKA Unwinder) и получили следующие результаты:

AMD Radeon HD 6850 1024MB 256-битной GDDR5, PCI-E

AMD Radeon HD 6870 1024MB 256-битной GDDR5, PCI-E

Как мы видим, обе СО работают одинаково эффективно, и нагрев не превышает 80-81 градус, что очень неплохо для подобного рода современных акселераторов.

Максимальное энергопотребление карт под нагрузкой: 6850 - 150 Вт, а 6870 - 180 Вт.

Комплектация. Учитывая, что референс-образцы никогда не имеют комплектаций, мы этот вопрос опустим.

Установка и драйверы

Конфигурация тестового стенда:

  • Компьютер на базе Intel Core I7 CPU 975 (Socket 1366)
    • процессор Intel Core I7 CPU 975 (3340 МГц);
    • системная плата Asus P6T Deluxe на чипсете Intel X58;
    • оперативная память 6 ГБ DDR3 SDRAM Corsair 1600MHz;
    • жесткий диск WD Caviar SE WD1600JD 160 ГБ SATA;
    • блок питания Tagan TG900-BZ 900W.
  • операционная система Windows 7 64bit; DirectX 11;
  • монитор Dell 3007WFP (30″);
  • драйверы ATI версии Catalyst 10.10; Nvidia версии 262.99/260.99.

VSync отключен.

Синтетические тесты

Используемые нами пакеты синтетических тестов можно скачать здесь:

  • D3D RightMark Beta 4 (1050) с описанием на сайте .
  • D3D RightMark Pixel Shading 2 и D3D RightMark Pixel Shading 3 - тесты пиксельных шейдеров версий 2.0 и 3.0 ссылка .
  • RightMark3D 2.0 с кратким описанием: , .

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • Radeon HD 6870 HD 6870 )
  • Radeon HD 6850 со стандартными параметрами (далее HD 6850 )
  • Radeon HD 5830 со стандартными параметрами (далее HD 5830 )
  • Radeon HD 5770 со стандартными параметрами (далее HD 5770 )
  • Geforce GTX 470 со стандартными параметрами (далее GTX 470 )
  • Geforce GTX 460 со стандартными параметрами, модель с 1 ГБ памяти (далее GTX 460 )

Для сравнения результатов новых моделей видеокарт серии Radeon HD 6800 были выбраны эти решения по следующим причинам: Radeon HD 5830 - наиболее близкое по цене и наименее производительное решение на основе чипа Cypress, HD 5770 - предыдущее решение компании для среднего ценового диапазона (того же, для которого предназначены новые модели), базирующееся на видеочипе Juniper.

А именно эти решения Nvidia взяты потому, что Geforce GTX 470 - одна из самых дешёвых карт на предыдущем топовом GPU, теперь спустившаяся по цене вниз и ставшая конкурентом для HD 6870 (GTX 465 рассматривать просто уже нет смысла, как снятую с производства). Ну а GTX 460 с гигабайтом видеопамяти была взята как прямой конкурент для младшей модели линейки HD - 6850.

Direct3D 9: тесты Pixel Filling

В тесте определяется пиковая производительность выборки текстур (texel rate) в режиме FFP для разного числа текстур, накладываемых на один пиксель:

Повторимся в очередной раз, что в данном тесте фильтрации RGB8-текстур большинство видеокарт показывают цифры, далёкие от теоретически возможных. И далее, в тесте из пакета 3DMark Vantage, есть более жизненные цифры. Результаты нашей текстурной синтетики в случае видеоплат HD 6800 сильно не дотягивают до пиковых значений, по ней получается, что новый чип выбирает лишь до 42 текселей за один такт из 32-битных текстур при билинейной фильтрации в этом тесте, что на треть меньше теоретической цифры в 56 отфильтрованных текселя.

Неудивительно, что в тяжёлых режимах карты семейства HD 6800 показывают столь высокую производительность, что значительно опережают своих соперников производства компании Nvidia. Любопытной получилась разница между семействами HD 6000 и HD 5000 в разных условиях. Если в случаях с большим количеством текстур, где больше всего сказывается количество TMU и их частота, выигрывают варианты на основе новых GPU, то при малом количестве текстур на пиксель впереди уже семейство HD 5000.

Забавно и то, что мы уже отметили подобный подход в обзоре Geforce GTX 580 - видимо, и в AMD несколько изменили баланс в новых GPU и/или драйверах и лёгкие условия принесли в жертву более тяжёлым. Рассмотрим эти же результаты в тесте филлрейта:

Ну а эти цифры показывают скорость заполнения, и в них мы видим всё то же самое, разве что с учетом количества записанных в буфер кадра пикселей. Максимальный результат остаётся за новыми решениями компании AMD, имеющими большее количество TMU и более эффективными в данном синтетическом тесте. В случаях с 0-3 накладываемыми текстурами, рассматриваемые сегодня решения немного уступают предыдущему поколению видеокарт AMD, а в сложных условиях опережают их.

Direct3D 9: тесты Pixel Shaders

Первая группа пиксельных шейдеров, которую мы рассматриваем, очень проста для современных видеочипов, она включает в себя различные версии пиксельных программ сравнительно низкой сложности: 1.1, 1.4 и 2.0, встречающихся в старых играх.

Тесты весьма просты для современных GPU и показывают не все возможности современных видеочипов, но они всё же интересны для оценки баланса между текстурными выборками и математическими вычислениями, и особенно при сравнении GPU, отличающихся архитектурно. Но в данном случае особых отличий между HD 5000 и HD 6000 нет, поэтому и результаты показаны схожие, с учётом частот, естественно.

Производительность в этих тестах ограничена по большей части филлрейтом и скоростью текстурных модулей, но с учётом эффективности блоков и кэширования текстурных данных. Новые модели Radeon попарно чуть быстрее предшествующих: HD 6870 быстрее HD 5830, а HD 6850 быстрее HD 5770. Ну и все они опережают две модели Geforce - GTX 470 в этих тестах показывает результат лишь на уровне HD 5770, да и у GTX 460 явно виден недостаток скорости текстурирования.

Посмотрим на результаты более сложных пиксельных программ промежуточных версий:

Как ни странно, получилось примерно то же самое. Тест Cook-Torrance более интенсивен вычислительно, и разница в нём примерно соответствует разнице в количестве ALU и их частоте. И из-за этого данный тест лучше подходит для архитектуры AMD, имеющей большее количество математических блоков, и в нём даже Radeon HD 5770 показывает результат на уровне видеокарты на основе GF100.

В сильно зависящем от скорости текстурирования тесте процедурной визуализации воды «Water» используется зависимая выборка из текстур больших уровней вложенности, и карты в нём располагаются по скорости текстурирования, с поправкой на разную эффективность использования TMU. В этом тесте есть две явные группы: HD 6870 и HD 5830, а также все остальные. Новые модели Radeon снова немного быстрее парных старых - неплохой результат.

Direct3D 9: тесты пиксельных шейдеров Pixel Shaders 2.0

Эти тесты пиксельных шейдеров DirectX 9 сложнее предыдущих, они близки к тому, что мы сейчас видим в мультиплатформенных играх, и делятся на две категории. Начнем с более простых шейдеров версии 2.0:

  • Parallax Mapping - знакомый по большинству современных игр метод наложения текстур, подробно описанный в статье .
  • Frozen Glass - сложная процедурная текстура замороженного стекла с управляемыми параметрами.

Существует два варианта этих шейдеров: с ориентацией на математические вычисления и с предпочтением выборки значений из текстур. Рассмотрим математически интенсивные варианты, более перспективные с точки зрения будущих приложений:

Это универсальные тесты, зависящие и от скорости блоков ALU? и от скорости текстурирования, в них важен общий баланс чипа. Производительность видеокарт в тесте «Frozen Glass» весьма схожа с тем, что мы видели выше в «Cook-Torrance». HD 6870 снова быстрее, чем HD 5830, а HD 6850 быстрее HD 5770. Ну и в целом решения компании AMD оказались быстрее карт Nvidia и в этот раз.

Во втором тесте «Parallax Mapping» решения Nvidia чувствуют себя немногим лучше, и HD 5770 соревнуется уже с GTX 460, а GTX 470 близка к HD 6850. Вероятно, скорость в тесте ограничена во многом математической производительностью. Рассмотрим эти же тесты в модификации с предпочтением выборок из текстур математическим вычислениям:

А вот со скоростью текстурирования у последних модификаций чипов графической архитектуры AMD всё очень хорошо, и поэтому они лишь наращивают своё преимущество. И даже GTX 470 из числа топовой серии уступает даже HD 5770 в этих тестах с упором на текстурирование. Ну а новые герои из семейства HD 6800 далеко впереди. HD 6870 и HD 6850 всё так же быстрее своих предшественников, что вполне объяснимо теоретически.

Но это были несколько устаревшие задачи, в основном с упором в текстурирование или филлрейт, а далее мы рассмотрим результаты ещё двух тестов пиксельных шейдеров - но уже версии 3.0, самых сложных из наших тестов пиксельных шейдеров для Direct3D 9 API, которые намного показательнее с точки зрения современных игр на ПК. Тесты отличаются тем, что сильнее нагружают и ALU, и текстурные модули, обе шейдерные программы сложные и длинные, включают большое количество ветвлений:

  • Steep Parallax Mapping - значительно более «тяжелая» разновидность техники parallax mapping, также описанная в статье .
  • Fur - процедурный шейдер, визуализирующий мех.

Как обычно, в наших самых сложных DX9-тестах, видеокарты производства Nvidia выступают уже сильнее решений AMD. И похоже, что с тестами сложных пиксельных шейдеров версии 3.0 у решений AMD всё не так уж безоблачно, как могло показаться ранее. При этом, оба PS 3.0 теста довольно сложные, скорость в них мало зависит от ПСП и текстурирования, зато код отличается большим количеством ветвлений, с которыми очень неплохо справляется новая архитектура Nvidia.

И в этих тестах даже HD 6870 трудно держать удар GTX 460, не говоря про GTX 470, которая является неоспоримым лидером в данной паре тестовых задач. Впрочем, не всё так плохо, и по крайней мере своих предшественников из серии HD 5000 новые решения уверенно обогнали. Просто в этих задачах позиции Nvidia традиционно сильнее.

Direct3D 10: тесты пиксельных шейдеров PS 4.0 (текстурирование, циклы)

Во вторую версию RightMark3D вошли два знакомых теста PS 3.0 под Direct3D 9, которые были переписаны под DirectX 10, а также ещё два новых теста. В первую пару добавились возможности включения самозатенения и шейдерного суперсэмплинга, что дополнительно увеличивает нагрузку на видеочипы.

Данные тесты измеряют производительность выполнения пиксельных шейдеров с циклами, при большом количестве текстурных выборок (в самом тяжелом режиме до нескольких сотен выборок на пиксель) и сравнительно небольшой загрузке ALU. Иными словами, в них измеряется скорость текстурных выборок и эффективность ветвлений в пиксельном шейдере.

Первым тестом пиксельных шейдеров будет Fur. При самых низких настройках в нём используется от 15 до 30 текстурных выборок из карты высот и две выборки из основной текстуры. Режим Effect detail - «High» увеличивает количество выборок до 40-80, включение «шейдерного» суперсэмплинга - до 60-120 выборок, а режим «High» совместно с SSAA отличается максимальной «тяжестью» - от 160 до 320 выборок из карты высот.

Проверим сначала режимы без включенного суперсэмплинга, они относительно просты, и соотношение результатов в режимах «Low» и «High» должно быть примерно одинаковым.

Производительность в этом тесте зависит как от количества и эффективности блоков TMU, так и от филлрейта с ПСП, но в меньшей степени. Результаты в «High» получаются примерно в полтора раза ниже, чем в «Low», как и должно быть по теории. В тестах Direct3D 10 процедурной визуализации меха с большим количеством текстурных выборок решения Nvidia обычно сильны, но последняя архитектура AMD к ним подтянулась, да как!

В результате, HD 6870 даже немного опережает GTX 470 в этом тесте, а HD 6850 показывает результат на уровне HD 5830 и лучше, чем GTX 460. Влияние эффективного филлрейта и ПСП хорошо видно по тому, как сильно отстаёт HD 5770 с 128-битной шиной памяти. Посмотрим на результат этого же теста, но с включенным «шейдерным» суперсэмплингом, увеличивающим работу в четыре раза, возможно в такой ситуации что-то изменится и ПСП с филлрейтом будут влиять меньше:

Включение суперсэмплинга увеличивает теоретическую нагрузку в четыре раза, и в этот раз сравнительные результаты решений Nvidia опускаются ещё ниже. Теперь HD 5770 встала на уровень GTX 460, а HD 6870 в полтора раза быстрее чем GTX 470. Разница между картами линеек HD 6000 и HD 5000 осталась примерно той же.

Второй шейдерный DX10-тест измеряет производительность исполнения сложных пиксельных шейдеров с циклами при большом количестве текстурных выборок и называется Steep Parallax Mapping. При низких настройках он использует от 10 до 50 текстурных выборок из карты высот и три выборки из основных текстур. При включении тяжелого режима с самозатенением число выборок возрастает в два раза, а суперсэмплинг увеличивает это число в четыре раза. Наиболее сложный тестовый режим с суперсэмплингом и самозатенением выбирает от 80 до 400 текстурных значений, то есть в восемь раз больше, по сравнению с простым режимом. Проверяем сначала простые варианты без суперсэмплинга:

Данный тест интереснее с практической точки зрения, так как разновидности parallax mapping давно применяются в играх, а тяжелые варианты, вроде нашего steep parallax mapping, используются во многих проектах, например, в играх Crysis и Lost Planet. Кроме того, в нашем тесте, помимо суперсэмплинга, можно включить самозатенение, увеличивающее нагрузку на видеочип примерно в два раза, такой режим называется «High».

Диаграмма во многом похожа на предыдущие. В обновленном D3D10 варианте теста без суперсэмплинга, HD 6870 становится лидером среди выбранных видеокарт, а HD 6850 с переменным успехом борется с HD 5830. Видеокарты Nvidia немного не дотягивают до решений AMD, а GTX 460 снова показала результат на уровне более дешёвой HD 5770. Посмотрим, что изменит включение суперсэмплинга, он должен вызвать ещё большее падение скорости на картах Nvidia.

При включении суперсэмплинга и самозатенения задача получается ещё более тяжёлой, совместное включение сразу двух опций увеличивает нагрузку на карты почти в восемь раз, вызывая большое падение производительности. Разница между скоростными показателями протестированных видеокарт изменилась, включение суперсэмплинга сказывается как и в предыдущем случае - карты производства AMD явно улучшили свои показатели относительно решения Nvidia.

И теперь HD 5770 уже опережает GTX 460, а HD 6850 обеспечивает производительность рендеринга, схожую со скоростью GTX 470. Сравнительные цифры в парах HD 6870 и HD 5830, а также HD 6850 и HD 5770 снова повторились, разница в пользу свежих моделей примерно та же. По этим тестам можно сделать вывод - обе карты линейки HD 6800 справились с «шейдерными» задачами отлично, что неудивительно, так как новый GPU имеет достаточно большое количество блоков ALU.

Direct3D 10: тесты пиксельных шейдеров PS 4.0 (вычисления)

Следующая пара тестов пиксельных шейдеров содержит минимальное количество текстурных выборок для снижения влияния производительности блоков TMU. В них используется большое количество арифметических операций и измеряют они именно математическую производительность видеочипов, скорость выполнения арифметических инструкций в пиксельном шейдере.

Первый математический тест - Mineral. Это тест сложного процедурного текстурирования, в котором используются лишь две выборки из текстурных данных и 65 инструкций типа sin и cos.

Чисто математические тесты привычно соответствуют разнице в частотах и количестве ALU. И это объясняет тот факт, что решения AMD в этих тестах явно оказываются значительно более производительными. Современная архитектура AMD в таких случаях имеет большое преимущество перед конкурирующими видеокартами от Nvidia. Что подтвердилось в очередной раз, даже HD 5770 быстрее обеих карт Nvidia, не говоря уже про новые HD 6870 и HD 6850.

Что касается сравнения нового и старого семейств видеокарт AMD, то HD 6870 является явным лидером теста, обогнав вдвое самую слабую карту сравнения - GTX 460. А HD 6850 показала результат на уровне HD 5830, что немного не соответствует теоретической разнице - в данном случае новый GPU отработал эффективнее старого. А вот все остальные решения расположились примерно соответственно теории, это касается как карт Nvidia, так и AMD.

Рассмотрим второй тест шейдерных вычислений, который носит название Fire. Он тяжелее для ALU, и текстурная выборка в нём только одна, а количество инструкций типа sin и cos увеличено вдвое, до 130. Посмотрим, что изменилось при увеличении нагрузки:

И в этот раз все GPU остались примерно на тех же позициях, можно лишь отметить тот факт, что HD 5830 в этом тесте всё же опережает HD 6850. И, в отличие от предыдущего теста, это уже полностью соответствует теории, так как HD 5830 и должен быть немного быстрее. В остальном - всё то же самое, так как скорость рендеринга ограничена исключительно производительностью шейдерных блоков, поэтому карты AMD оказываются далеко впереди решений Nvidia - налицо уже привычный разгром.

Direct3D 10: тесты геометрических шейдеров

В пакете RightMark3D 2.0 есть два теста скорости геометрических шейдеров, первый вариант носит название «Galaxy», техника аналогична «point sprites» из предыдущих версий Direct3D. В нем анимируется система частиц на GPU, геометрический шейдер из каждой точки создает четыре вершины, образующих частицу. Аналогичные алгоритмы должны получить широкое использование в будущих играх DirectX 10.

Изменение балансировки в тестах геометрических шейдеров не влияет на конечный результат рендеринга, итоговая картинка всегда абсолютно одинакова, изменяются лишь способы обработки сцены. Параметр «GS load» определяет, в каком из шейдеров производятся вычисления - в вершинном или геометрическом. Количество вычислений всегда одинаково.

Рассмотрим первый вариант теста «Galaxy», с вычислениями в вершинном шейдере, для трёх уровней геометрической сложности:

Соотношение скоростей при разной геометрической сложности сцен примерно одинаково для всех решений, производительность соответствует количеству точек, с каждым шагом падение FPS составляет около двух раз. Задача для современных видеокарт не особенно сложная, производительность в целом ограничена не только скоростью обработки геометрии, но и пропускной способностью памяти в определённой мере.

И вот здесь мы впервые видим результат архитектурных изменений в виде подтянутой геометрической производительности видеочипа Barts. Обе видеокарты нового семейства Radeon HD 6800 показали результаты, заметно превышающие скорость решений линейки HD 5000. Причём, они обе обогнали и GTX 460, а вот до победы над GTX 470 новой HD 6870 не хватило совсем чуть-чуть.

В любом случае, выполнение геометрических шейдеров у HD 6800 стало заметно более эффективным, и новый чип быстрее всех предыдущих от компании AMD в этом тесте. Посмотрим, как изменится ситуация при переносе части вычислений в геометрический шейдер:

При изменении нагрузки в этом тесте, цифры для решений и Nvidia и AMD почти не изменились. Новые видеокарты семейства HD 6800 в данном тесте почти не реагируют изменения параметра GS load, отвечающего за перенос части вычислений в геометрический шейдер, и показывают аналогичные предыдущей диаграмме результаты. И, что интересно, они ведут себя скорее аналогично видеоплатам Nvidia, а не HD 5830 и HD 5770. Последние-то как раз немного улучшили свои показатели в данном случае. Что же, посмотрим, что изменится в следующем тесте, который предполагает большую нагрузку именно на геометрические шейдеры.

«Hyperlight» - это второй тест геометрических шейдеров, демонстрирующий использование сразу нескольких техник: instancing, stream output, buffer load. В нем используется динамическое создание геометрии при помощи отрисовки в два буфера, а также новая возможность Direct3D 10 - stream output. Первый шейдер генерирует направление лучей, скорость и направление их роста, эти данные помещаются в буфер, который используется вторым шейдером для отрисовки. По каждой точке луча строятся 14 вершин по кругу, всего до миллиона выходных точек.

Новый тип шейдерных программ используется для генерации «лучей», а с параметром «GS load», выставленном в «Heavy» - ещё и для их отрисовки. Другими словами, в режиме «Balanced» геометрические шейдеры используются только для создания и «роста» лучей, вывод осуществляется при помощи «instancing», а в режиме «Heavy» выводом также занимается геометрический шейдер. Сначала рассматриваем лёгкий режим:

Относительные результаты в разных режимах снова соответствуют нагрузке: во всех случаях производительность неплохо масштабируется и близка к теоретическим параметрам, по которым каждый следующий уровень «Polygon count» должен быть менее чем в два раза медленней.

В этом тесте скорость рендеринга больше всего ограничена именно геометрической производительностью. Новые видеокарты компании AMD показывают значительно более сильные результаты, по сравнению со старыми моделями, что объясняется архитектурными изменениями в GPU. И хотя Geforce GTX 470 остаётся лидером теста, за ней очень плотно идёт HD 6870. А в паре HD 6850 и GTX 460 решение AMD и вовсе выигрывает. Это явственно говорит о наличии серьёзных оптимизаций по обработке геометрических данных в Barts.

Но цифры должны измениться на следующей диаграмме, в тесте с более активным использованием геометрических шейдеров. Также будет интересно сравнить друг с другом результаты, полученные в режимах «Balanced» и «Heavy».

А вот в этом тесте мы всё же видим явную разницу между чипами с традиционным графическим конвейером (все Radeon, в том числе и новые решения на Barts) и чипами с архитектурой Fermi. Да, GF104 по скорости исполнения геометрических шейдеров в этом тесте отстаёт, показывая худший результат, чем обе Barts, но это легко объяснимо урезанными возможностями геометрической обработки в чипе среднего ценового диапазона. Но посмотрите на результат GTX 470, имеющей в основе чип GF100, - он значительно выше всех остальных протестированных сегодня видеокарт.

Возможности топовых чипов Nvidia по обработке геометрии и скорости исполнения геометрических шейдеров очень сильно превышают их же решения среднего ценового диапазона, а также все конкурирующие решения AMD. Но всё же, новый чип Barts, применённый в линейке HD 6800, позволил в этих тестах обогнать GF104 и значительно сократить отставание даже от недавнего топового чипа Nvidia. Отличный результат!

Direct3D 10: скорость выборки текстур из вершинных шейдеров

В тестах «Vertex Texture Fetch» измеряется скорость большого количества текстурных выборок из вершинного шейдера. Тесты схожи по сути, и соотношение между результатами карт в тестах «Earth» и «Waves» должно быть примерно одинаковым. В обоих тестах используется на основании данных текстурных выборок, единственное существенное отличие состоит в том, что в тесте «Waves» используются условные переходы, а в «Earth» - нет.

Рассмотрим первый тест «Earth», сначала в режиме «Effect detail Low»:

Предыдущие исследования показали, что на результаты этого теста влияет и скорость текстурирования, и пропускная способность памяти. И это отлично видно по результатам Radeon HD 5770, имеющем меньшую ПСП и сильно отставшем от других участников теста. Между остальными решениями разница не такая уж большая, хотя интересно, что GTX 470 оказывается лидером в двух тяжёлых режимах, а HD 6870 - в наиболее простом. Но что важно, так это то, что обе карты семейства HD 6800 опережают HD 5830 предыдущего поколения.

Посмотрим на производительность в этом же тесте с увеличенным количеством текстурных выборок:

Взаимное расположение карт на диаграмме почти не изменилось, но обе карты Nvidia почему-то ещё больше потеряли в производительности в наиболее лёгком режиме. В данном случае GTX 460 и GTX 470 остаются недосягаемы для соперников, но лишь в двух тяжёлых режимах теста. Обе карты линейки HD 6800 всё так же опережают старые. Влияние ПСП заметно и тут - результат HD 5770 довольно низок.

Рассмотрим результаты второго теста текстурных выборок из вершинных шейдеров. Тест «Waves» отличается меньшим количеством выборок, зато в нём используются условные переходы. Количество билинейных текстурных выборок в данном случае до 14 («Effect detail Low») или до 24 («Effect detail High») на каждую вершину. Сложность геометрии изменяется аналогично предыдущему тесту.

А вот результаты в тесте «Waves» совсем не похожи на то, что мы видели на предыдущих диаграммах. Подавляющего преимущества у продукции AMD здесь нет, но в этом тесте именно две новые карты стали лидерами, а GTX 470 и HD 5830 немного отстают от них. GTX 460 показывает производительность ещё ниже, а наиболее медленной привычно и заслуженно стала Radeon HD 5770. Видимо, в тесте всё-таки сказывается влияние ПСП. Рассмотрим второй вариант этого же теста:

Изменения почти отсутствуют, хотя карты Nvidia немного сдали позиции и теперь GTX 470 по скорости соответствует HD 5830, кроме самого тяжёлого режима. Снова мы видим, что видеокарты Nvidia стали сильнее в тяжёлом режиме, но много теряют в простых. В любом случае, результаты нового графического процессора Barts, а также видеокарт на его основе, во втором тесте вершинных выборок весьма хороши, и новый GPU даже стал быстрейшим в этом тесте.

3DMark Vantage: Feature тесты

Синтетические тесты из пакета 3DMark Vantage могут показать нам что-то, что мы ранее упустили. Feature-тесты этого тестового пакета обладают поддержкой D3D10 и интересны уже тем, что отличаются от наших. При анализе результатов нового решения Nvidia в этом пакете мы сможем сделать какие-то новые и полезные выводы, ускользнувшие от нас в тестах семейства RightMark. Особенно это касается теста скорости текстурных выборок. Feature Test 1: Texture Fill

Первый тест - тест скорости текстурных выборок. Используется заполнение прямоугольника значениями, считываемыми из маленькой текстуры с использованием многочисленных текстурных координат, которые изменяются каждый кадр.

Как видно, тест Futuremark также не показывает теоретически возможного уровня скорости текстурных выборок, хотя эффективность новых карт AMD в нём несколько выше, чем в нашем. Карты Nvidia также более эффективно используют имеющиеся текстурные блоки, и в этом текстурном тесте получается иное соотношение результатов, по сравнению с нашим. И мы считаем, что эти цифры больше похожи на реальное положение дел.

Две новые видеокарты семейства Radeon HD 6800 показали результаты немногим лучшие, чем их парные соперники: HD 5830 для HD 6870 и HD 5770 для HD 6850. Видно, что в Barts усилилась в основном математическая производительность. Обе видеокарты Nvidia всё так же продолжают показывать не слишком высокие результаты, но они уже подобрались к решениям AMD поближе. GTX 470 оказался примерно на уровне HD 5770, а GTX 460, имеющий больше блоков TMU, почти дотянул до HD 6850. Feature Test 2: Color Fill

Это тест скорости заполнения. Используется очень простой пиксельный шейдер, не ограничивающий производительность. Интерполированное значение цвета записывается во внеэкранный буфер (render target) с использованием альфа-блендинга. Используется 16-битный внеэкранный буфер формата FP16, наиболее часто используемый в играх, применяющих HDR-рендеринг, поэтому такой тест является вполне своевременным.

В этом тесте мы видим две группы видеокарт, расположенных в соответствии с теоретическими цифрами филлрейта, но без учёта влияния ПСП видеопамяти. Цифры Vantage показывают именно производительность блоков ROP и только её, но не величину пропускной способности. Поэтому результаты HD 5830, HD 5770 и GTX 460 весьма близки, как и цифры обеих новых карт и GTX 470.

Впрочем, HD 6870 показывает лучший результат, процентов на 10 опережая соперника от Nvidia, а HD 6850 не только впереди своих прямых конкурентов, но также берёт верх и над GTX 470. Итак, отметим высокую скорость заполнения у новых моделей видеокарт, соответствующую уровню недавнего топа у конкурента.

Feature Test 3: Parallax Occlusion Mapping

Один из самых интересных feature-тестов, так как подобная техника уже используется в играх. В нём рисуется один четырехугольник (точнее, два треугольника), с применением специальной техники Parallax Occlusion Mapping, имитирующей сложную геометрию. Используются довольно ресурсоёмкие операции по трассировке лучей и карта глубины большого разрешения. Также эта поверхность затеняется при помощи тяжёлого алгоритма Strauss. Это тест очень сложного и тяжелого для видеочипа пиксельного шейдера, содержащего многочисленные текстурные выборки при трассировке лучей, динамические ветвления и сложные расчёты освещения по Strauss.

Этот тест отличается от других подобных тем, что результаты в нём зависят не исключительно от скорости математических вычислений или эффективности исполнения ветвлений или скорости текстурных выборок, а от всего понемногу. И для достижения высокой скорости важен правильный баланс блоков GPU и ПСП видеопамяти. Заметно влияет на скорость и эффективность выполнения ветвлений в шейдерах.

Сравнительные результаты видеокарт AMD на диаграмме весьма похожи на те, что мы видели в тесте текстурной производительности 3DMark Vantage. А вот для Nvidia это не так - в данном случае GTX 470 получила явное ускорение, видимо, из-за разной эффективности выполнения шейдерных программ с ветвлениями. И вообще - немного удивительно, что именно GTX 460 стал аутсайдером этого теста, проиграв даже HD 5770. А вот новые герои от AMD снова попарно хоть и чуть-чуть, но всё-таки быстрее своих предшественников в лице HD 5830 и HD 5770. Feature Test 4: GPU Cloth

Тест интересен тем, что рассчитывает физические взаимодействия (имитация ткани) при помощи видеочипа. Используется вершинная симуляция, при помощи комбинированной работы вершинного и геометрического шейдеров, с несколькими проходами. Используется stream out для переноса вершин из одного прохода симуляции к другому. Таким образом, тестируется производительность исполнения вершинных и геометрических шейдеров и скорость stream out.

Скорость рендеринга в этом тесте зависит сразу от нескольких параметров, основные из которых: производительность обработки геометрии и эффективность выполнения геометрических шейдеров. И поэтому видеокарты производства Nvidia чувствуют себя как рыба в воде, значительно опережая конкурентов от компании AMD. Хорошо видна и разница между решениями Nvidia из разных ценовых диапазонов.

Конкретно у представленных недавно видеокарт новой серии Radeon HD 6800 скорость рендеринга в этом тесте выше, чем у предыдущей линейки, так как в Barts увеличили скорость обработки геометрии и выполнения геометрических шейдеров. И хотя HD 6870 всё же не достаёт до GTX 460, но она значительно обгоняет другие протестированные решения компании, да и HD 6850 идёт где-то недалеко. Feature Test 5: GPU Particles

Тест физической симуляции эффектов на базе систем частиц, рассчитываемых при помощи видеочипа. Также используется вершинная симуляция, каждая вершина представляет одиночную частицу. Stream out используется с той же целью, что и в предыдущем тесте. Рассчитывается несколько сотен тысяч частиц, все анимируются отдельно, также рассчитываются их столкновения с картой высот.

Аналогично одному из тестов нашего RightMark3D 2.0, частицы отрисовываются при помощи геометрического шейдера, который из каждой точки создает четыре вершины, образующих частицу. Но тест больше всего загружает шейдерные блоки вершинными расчётами, также тестируется stream out.

Результаты очередного теста весьма похожи на те, что мы видели на предыдущей диаграмме, но здесь скорость обработки геометрии даже ещё важнее, чем в прошлом тесте. Именно поэтому старое поколение в виде карт Radeon HD 5830 и HD 5770 отстало как от обеих Geforce, являющихся лидерами сравнения, так и от новой линейки видеокарт, рассмотренной сегодня. А обе модели, основанные на Barts, показали неплохие результаты, уступив GTX 460 не слишком много.

В общем, в синтетических тестах имитации тканей и частиц из тестового пакета 3DMark Vantage, где активно используются геометрические шейдеры, новый чип Barts показал себя просто отлично, так как в нём была ускорена обработка геометрии. И хотя оба решения линейки HD 6800 продолжают отставать от конкурирующих с ними видеокарт соперника, разница между ними заметно сократилась - работа над этим улучшением в Barts проведена неплохо. Но всё же от следующего топового решения компании AMD мы ожидаем ещё больших архитектурных изменений. Feature Test 6: Perlin Noise

Последний feature-тест пакета Vantage является математически-интенсивным тестом видеочипа, он рассчитывает несколько октав алгоритма Perlin noise в пиксельном шейдере. Каждый цветовой канал использует собственную функцию шума для большей нагрузки на видеочип. Perlin noise - это стандартный алгоритм, часто используемый в процедурном текстурировании, он использует очень много математических расчётов.

В чисто математическом тесте из пакета компании Futuremark, показывающим пиковую производительность видеочипов в предельных задачах, мы видим уже знакомую нам картину. Показанная на диаграмме производительность решений примерно соответствует тому, что должно получаться по теории, и тому, что мы видели ранее в наших математических тестах из пакета RightMark 2.0.

Так как новые карты HD 6870 и HD 6850 серьёзно усилили позиции как раз по математике, то неудивительно, что старшая модель является лидером сравнения, а младшая опережает предшествующую плату среднего ценового диапазона - HD 5770. Видеокарты Geforce показывают не очень высокие результаты, проигрывая всем платам AMD, что полностью соответствует теории. Ведь простая, но интенсивная математика выполняется на видеокартах Radeon значительно быстрее.

Выводы по синтетическим тестам

По результатам проведённых синтетических тестов видеокарт из нового семейства Radeon HD 6800, основанных на графическом процессоре Barts, а также результатам других моделей видеокарт производства обоих производителей дискретных видеочипов, мы делаем вывод о том, что это весьма подходящая замена решениям среднего ценового диапазона на чипах прошлого поколения.

Графический процессор Barts хоть и не слишком сильно отличается от предыдущих чипов архитектурно, но зато количество исполнительных блоков и их частота возросли настолько, что производительность вплотную подобралась к топовой серии предшествующего поколения - HD 5800. Также новый GPU отличается некоторыми архитектурными улучшениями, направленными на устранение самого важного из недостатков, по сравнению с продукцией конкурента, - и по синтетическим тестам мы видим, что производительность обработки геометрии выросла.

Благодаря всем изменениям, результаты видеокарт новой серии во многих синтетических тестах являются максимальными для решений из данного ценового сектора. Особенно хорошо это видно в распараллеленных, но не слишком сложных по алгоритму вычислительных тестах из пакетов RightMark и Vantage. Да и во всех остальных приложениях скорость HD 6800 очень неплохая - заметно выше, чем у соответствующих решений из предыдущей линейки.

Можно предположить, что очень неплохие результаты Radeon HD 6870 и HD 6850 в наших синтетических тестах будут подтверждены и аналогичными результатами в следующей части нашего материла, где вы ознакомитесь с игровыми тестами из нашего набора. Соответственно, в игровых тестах HD 6870 должна будет опередить HD 5830, а HD 6850 оказаться быстрее, чем HD 5770.

Но вот что получится в сравнении с видеокартами Geforce, предсказать не так уж просто, так как и у тех, и у других есть свои сильные и слабые стороны. Вероятно, в некоторых играх будут первенствовать выпущенные недавно решения компании AMD, а в других верх возьмут их конкуренты от Nvidia. Тем интереснее будет посмотреть на результаты!

Учитывая достаточно большой спрос на различные модели видеокарт, использующие видеочип под названием Barts XT, компания из Тайваня MSI на сегодняшний день предлагает пользователям сразу пять различных решений, использующих графический процессор 6870. Все эти карты различаются между собой исключительно дизайном печатной платы, которая используется в системе охлаждения, а также рабочими частотами GPU и, соответственно, стоимостью. Ранее многие обращали внимание на саму карту 6870, отличающуюся от своего референсного аналога только стандартной наклейкой, расположенной на кожухе системы охлаждения, а также используемой версией BIOS, однако на сегодняшний день большее распространение получило более продвинутое решение, относящееся к известной серии устройств HAWK.

Стоимость

Учитывая специфику современных видеокарт данной модели, преимущественное большинство параметров было оставлено нетронутыми в сравнении с эталонным вариантом. Но при этом следует отметить тот факт, что помимо дополнительного дизайна печатной платы, а также специализированной системы охлаждения, характерной для любых видеокарт, имеющих приставку HAWK в названии, данный производитель решил также слегка повысить частоту работы ядра по сравнению с референсным образцом. Таким образом, в новой Radeon HD 6870 вместо стандартных 900 МГц частота работы GPU достигает 930 МГц. Далее мы будем рассматривать, каким образом такой разгон в конечном итоге повлиял на производительность данного устройства, а также разберемся в других особенностях его эксплуатации.

Комплектация

Видеокарта поставляется в достаточно большой коробке, оформленной в черно-синей расцветке. Один только вид данной коробки уже намекает на то, что компания предоставила пользователям действительно высококачественный продукт в виде Radeon HD 6870. Картонная коробка выполнена в форме небольшого чемоданчика и больше похожа на упаковку какой-нибудь материнской платы, а не на коробку от графического ускорителя.

После открытия верхней крышки становится видна система охлаждения, использующаяся в видеокарте. Место вокруг окошка точно так же, как и внутреннюю сторону верхней крышки, дизайнеры предпочли оставить для того, чтобы перечислить основные особенности видеокарты, а также всевозможных технологий, которые использовались в процессе ее производства.

Что это за особенности?

По словам производителя, система стабилизация питания, которая используется в AMD Radeon HD 6870, оснащается одновременно десятью фазами по сравнению с пятью, присутствующими в стандартной карте, благодаря чему обеспечивается достаточно стабильная работа устройства вне зависимости от того, будет оно работать в обычном режиме или же при достаточно интенсивном разгоне.

В цепи питания карты применялись специализированные компоненты так называемого «военного» типа, включая танталовые и твердотельные конденсаторы, всевозможные дроссели, оснащенные ферритовыми сердечниками, что также положительно сказывается на общем разгонном потенциале этой карты, а также существенно снижает любые тепловыделения, присутствующие в цепи питания.

В отдельных точках, используя мультимер, можно измерить напряжение, подающееся на GPU, память, а также блок PLL. Такая возможность является достаточно удобной, и вдобавок к этому значения напряжения можно получить максимально точные, что тоже является достаточно важным. Полученные таким образом значения основных напряжений в дальнейшем пользователь может изменить самостоятельно, используя фирменную программу Afterburner, присутствующую в первоначальном комплекте поставки видеокарты.

Отдельного внимания заслужила также возможность переключения режима работы видеокарты AMD Radeon HD 6870 при помощи специализированного рычага, расположенного на Пользователь самостоятельно может выбрать «тихий» режим работы или же предпочесть режим, в котором кулер начинает работать с повышенной производительностью.

Информация

На обратной стороне упаковки присутствует не так много полезной информации по поводу того, как работает и что представляет собой видеокарта Radeon HD 6870. Здесь присутствуют минимальные системные требования компьютера, в который будет устанавливаться данная карта, а также основные характеристики устройства. Стоит отметить, что в системе, где присутствует Radeon HD 6870 Reference или его модернизированная версия, должен присутствовать блок питания, имеющий мощность как минимум 500 Вт, так как в противном случае устройство вряд ли сможет раскрыть полностью потенциал, заложенный в него разработчиками.

Дополнительная комплектация

Помимо непосредственно самой карты, в коробке присутствуют также еще несколько полезных элементов, таких как:

  • Диск, на котором расположены соответствующие драйвера, а также указанная выше утилита, предназначенная для контроля над характеристиками устройства в процессе его работы. В случае необходимости можно использовать утилиту для того, чтобы разогнать видеокарту до нужного уровня.
  • Краткое руководство для пользователей, а также отдельная книжечка, в которой подробно расписываются все примененные фирменные технологии.
  • Переходник, предназначенный для переподключения mini DisplayPort на стандартный DisplayPort.
  • Переходник, предназначенный для переподключения DVI на стандартный VGS.
  • Два переходника с двух четырехконтактных периферийных на один шестиконтактный, предназначенный для подключения питания к видеокарте.
  • Переходники, позволяющие подключать мультимер для постоянного мониторинга напряжения.

Помимо всего прочего, в комплекте поставки должен присутствовать также мостик модели CrossFireX. Таким образом, формируется достаточно богатый комплект поставки, в котором есть практически все, что нужно для нормального взаимодействия с данной видеокартой без каких-либо проблем.

Что это дает?

Учитывая то, что видеокарта AMD Radeon HD 6870 имеет в комплекте одновременно два переходника, у пользователя не будет никаких проблем с тем, чтобы подключить нужный монитор, проектор или же плазменную панель в случае необходимости.

Стоит отметить отдельно тот факт, что к таким ускорителям может подключаться одновременно четыре монитора, разрешение каждого из которых составляет до 1900х1200, а учитывая наличие двух дополнительных DisplayPort-хабов, покупающихся отдельно от стандартного комплекта, присутствует возможность дополнительного подключения еще двух мониторов, формируя целостную шестимониторную конфигурацию.

Отзывы

В своих отзывах пользователи часто обращают внимание на возможность игры одновременно на нескольких мониторах, так как карта показывает стабильную работу в большинстве случаев.

Единственное, что некоторым не понравилось, - это размер данного устройства, так как не всегда получается удобно вставлять его в корпусы средних габаритов. Также не все довльны тем фактом, что устройство может достаточно сильно нагреваться и шуметь в случае серьезной нагрузки, но в процессе игры последнее практически незаметно.

Плата

Дизайн печатной платы выполнен несколько отличным от эталонного, что является вполне ожидаемым. Для того чтобы на данной плате полностью расположились присутствующие элементы 10-фазной схемы питания, было принято решение увеличить ее на два сантиметра. Для владельцев небольших корпусов, которые хотят установить себе Radeon HD 6870, характеристики данной карты могут не играть практически никакой роли, если они не смогут выделить внутри шасси хотя бы 275 мм. Сама по себе 10-фазная схема была использована именно для того, чтобы обеспечить максимально стабильную работу устройства, а также предоставить пользователям больше возможностей в плане до нужного значения.

Стоит еще раз заметить, что в процессе производства данной карты используются специализированные комплектующие, соответствующие стандарту Military Class II, при помощи которых достигается максимальная долговечность, предельно низкий нагрев элементов цепей питания, а также отличный разгонный потенциал данного устройства.

Обратная сторона платы

Различные световые индикаторы, находящиеся на обратной стороне печатной платы, позволяют предельно наглядно оценить, насколько нагружено графическое ядро, так как стабилизатор питания данного устройства предусматривает динамическое переключение активных фаз в случае необходимости. Благодаря этому появляется возможность полностью отключить ненужные фазы в том случае, если присутствует достаточно низкая нагрузка на ускоритель.

Здесь же располагаются небольшие элементы управления, при помощи которых активируется термоконтроль, а также специализированная защита GPU, обеспечивающая безопасность устройства при подаче слишком высокого напряжения. Конечно, такие функции являются актуальными только для достаточно узкого круга профессиональных специалистов, использующих соответствующее оборудование для охлаждения карты в процессе «азотных» тестов, поэтому рядовым пользователям крайне не рекомендуется проводить какие-то серьезные эксперименты, осуществляя экстремальный разгон устройства с установленным только штатным кулером.

Также обратная сторона платы, помимо уже указанных комплектующих, имеет крепление кулера карты. Таким образом, все основные элементы в Radeon HD 6870, обзор которых был проведен выше, располагаются на лицевой стороне текстолита, благодаря чему обеспечивается их наиболее эффективное охлаждение.

Разъемы

Часто оставляют о Radeon HD 6870 отзывы положительные, и нередко это связано не только с тем, какие характеристики и стоимость имеет данное устройство, но еще и с тем, что оно предоставляет достаточно большое количество возможностей подключения благодаря массе разъемов и специализированных переходников.

Так, сразу можно заметить разъем, предназначенный для подключения к устройству мостика CrossFireX, в связи с чем пользователь одновременно может объединить два ускорителя для обеспечения комплексного расчета графических эффектов.

Помимо стандартной на карту можно подавать питание также при помощи двух шестиконтактных разъемов, расположенных на боковой стороне данной карты. Недалеко от них присутствуют точки замера напряжения, а также переключатель режимов, в которых будет работать кулер.

Ядро

Графическое ядро, получившее кодовое название Barts XT, производится в соответствии с нормами 40 нм процесса, а также представляет собой основной элемент AMD Radeon HD 6870. Характеристики данного устройства показывают 1120 абсолютно универсальных шейдерных конвейеров, а также одновременно 32 блока растеризации, в то время как обмен информацией между памятью и ядром осуществляется при помощи 256-битной шины.

Видеопамять

Видеопамять выполнена в стандарте GDDR5, и общий ее объем составляет 1 Гб, полученный при использовании одновременно восьми чипов, каждый из которых имеет емкость 128 Мб. Чипы, в соответствии с технической документацией, могут работать в условиях эффективной частоты не более 5 ГГц. Учитывая тот факт, что в тестируемой видеокарте изначально работа памяти осуществляется на эффективной частоте 4.2 ГГц, у пользователя есть возможность существенно ускорить ее, используя разгон, вследствие чего получается существенный прирост производительности.

Система охлаждения

Стоит отметить, что когда проводился по стандартной карте и Gigabyte Radeon HD 6870 обзор, всегда отдельное внимание уделялось фирменной системе охлаждения Twin Frozr III, занимающей два слота и состоящей из алюминиевого радиатора с пятью тепловыми трубками, а также специального кожуха с дуэтом 80 мм вентиляторов, обеспечивающих эффективное нагнетание воздуха на радиатор.

По словам самого производителя, благодаря использованию системы охлаждения температура графического ядра на 21 градус ниже по сравнению со стандартной референсной турбиной, когда устройство работает при предельно возможной нагрузке. При этом маркетологи говорят о том, что фирменный кулер великолепно справляется со своей миссией, благодаря чему в процессе работы издается на 7 дБ меньше шума. По информации из описания, такая высокая эффективность кулера достигается за счет использования вентиляторов Propeller Blade, которые являются разработкой компании MSI и впервые начали использоваться именно на этих устройствах.

AMD Radeon HD 6870M (или ATI Mobility Radeon HD 6870) - это мобильная видеокарта high-end класса с поддержкой DirectX 11. По сути, это тот же адаптер ATI Mobility Radeon HD 5870 с более медленной частотой ядра. Таким образом, производительность примерно такая же, как и в устаревших картах (до сих пор поддерживается UVD2 и первичная технология Eyefinity).

Интерфейс памяти ATI Mobility Radeon HD 6870 состоит из двух 64-битных контроллеров, которые ведут к 128-битной шине памяти, которая может получить доступ к 1024 Мб видеопамяти DDR3 или GDDR5 (512 Мб GDDR3). Если ноутбуком используется память (G)DDR3, то производительность будет не так хороша как с GDDR5.

HD 6870M использует 800 MADD-ядер (так называемых потоковых процессоров), которые сгруппированы в 160 пятимерных групп. Ядра аппаратно поддерживают все функции DirectX 11 (тесселяция, рендеринг прозрачных и полупрозрачных объектов, пост-обработка, прорисовка теней, HDR-текстуры). Кроме того, на чипе можно обнаружить 16 блоков ROP, 40 блоков TMU и 40 TAU-блоков. В итоге, 1040 Mio-транзисторов предлагают теоретическую мощность вычислений до 1.08 TFLOPS (к примеру, у ATI Mobility Radeon HD 5870 это значение равно 1.12 TFLOPS). К слову, 1 TFLOPS - это 1012 операций с плавающей запятой в секунду.

Для выполнения общих вычислений графическая карта использует ATI Stream, OpenCL и DirectCompute 11.

Игровая производительность графического процессора примерно такая же, как и у HD 5870 , то есть вполне приемлема для современных игр (2010 года). Во все игры, кроме Metro 2033 и Crysis, можно играть при большом разрешении на высоких настройках.

Серия 6800M карт Mobility Radeon HD оснащается устаревшим видеопроцессором UVD2, который служит для декодирования HD-видео с помощью графического адаптера. Он работает только с VC-1, H.264 и MPEG-2, но, в отличие от UVD3 (используется в 6900M-серии), не поддерживает DivX. С появлением Flash 10.1, карты 6800M-серии стали помогать в ускорении Flash HD видео (например, YouTube).
Так же, как и Radeon HD 5870, адаптер 6870M может передавать HD аудио форматы (например, Dolby True HD и DTS HD Master Audio) к HDMI 1.3a (8 каналов и 192 кГц / 24 бит).

6870M , по-прежнему, поддерживает первое поколение технологии Eyefinity (а не улучшенную Eyefinity +), благодаря которой можно подключать к графической карте до 6 мониторов одновременно (если только ноутбук оснащен достаточным количеством интерфейсов DisplayPorts). Из-за большого энергопотребления Mobility Radeon HD 6870M устанавливается в большие ноутбуки с хорошей (по всей видимости, громкой) системой охлаждения.

Если сравнивать адаптер с картами для настольных ПК, Mobility Radeon HD 6870M по производительности находится между Radeon HD 5750 и 5770 .

Производитель: AMD
Серия: Radeon HD 6870M [email protected]
Код: Granville-PRO
Потоки: 800 - unified
Тактовая частота: 675 MHz* МГц
Частота шейдеров: 675 MHz* МГц
Частота памяти: 1000* МГц
Разрядность шины памяти: 128 Бит
Тип памяти: DDR3, GDDR3, GDDR5
Максимум памяти: 1024 Мб
Общая память: нет
DirectX: DirectX 11, Shader 5.0
Транзисторов: 1040 млн
Технология: 40 нм
Дополнительно: Eyefinity (up to 6 displays), HD Audio (Dolby True HD, DTS HD), HDMI 1.3a, Avivo HD (UVD2.2)
Размер ноутбука: большой
Дата выхода: 04.01.2011

* Указанные тактовые частоты могут быть изменены производителем