Графический чипсет intel gma 900. Набор системной логики и сокет

Рынок интегрированных чипсетов для платформы Pentium 4/Celeron довольно разнообразен. На сегодняшний день доступны пять интегрированных решений, включая последнюю разработку Intel, i915G и его Intel Graphics Media Accelerator 900. Перечислим доступные наборы системной логики:

  • Intel 915G;
  • Intel 865G;
  • ATI RADEON 9100 IGP;
  • ATI RADEON 9000 PRO IGP;
  • SiS 661FX.

На первый взгляд всё очень даже неплохо: выбор есть, однако, если внимательно взглянуть на характеристики наборов микросхем, то легко заметить, что старички SiS 661FX и Intel 865G, мягко говоря, отстали от прогресса и не могут обеспечить нормальный уровень производительности в современных игровых приложениях. Впрочем, они этого никогда и не делали - ни SiS315, ни Extreme Graphics 2 звёзд с неба не хватали. Но не будем делать преждевременных выводов, а, для начала, познакомимся со всеми вышеперечисленными чипсетами.

Intel 915 G


Начнём с самого свежего интегрированного решения для Pentium 4/Celeron.

Этот чипсет предназначен для работы с процессорами, выполненных в конструктиве LGA775. Главным козырем данного набора является контроллер памяти, который выполнен по двухканальной архитектуре и обеспечивает 128-битный доступ к памяти. Контроллер работает с памятью DDR2-400/DDR2-533. При использовании последней в двухканальном режиме пропускная способность составляет 8.5 GB/s. Частота памяти составляет 533 МГц, что, согласитесь, не так уж и плохо.

По сути контроллер памяти Intel 915G аналогичен таковому в i915P, и, соответственно, также гибок, как и у дискретного собрата. Его гибкость проявляется в возможности задействовать преимущества двухканального режима гораздо чаще, нежели у плат на i865G. Возможность эта появилась благодаря технологии Flex Memory Technology. Вспомните ситуацию с двухканальностью у i865G. Для активации последней обязательным наличием является использование одинакового числа модулей памяти с одинаковой организацией. В итоге, контролер памяти Intel 915G может функционировать в трёх различных режимах:

  • двухканальный симметричный режим - контроллер памяти работает в двухканальном 128-битном доступе к данными. Для активации данного режима достаточно заполнить попарно слоты памяти одинаковыми модулями, то есть модули с одинаковым объемом, латентностью (последнее не обязательно, но нужно помнить, что тайминги выставляются по медленному модулю);
  • двухканальный асимметричный режим - контроллер памяти пытается работать в двухканальном режиме, однако из-за использования модулей разных объемов (как вы уже могли догадаться, именно этот фактор является причиной включения данного режима) производительность такой подсистемы памяти приближается к одноканальному режиму;
  • одноканальный режим - по сути, сказать нечего: активация происходит при использовании одного модуля памяти, а уровень производительность явно меньше, чем в двухканальном режиме.

Однако для получения максимальной производительности в двухканальном режиме следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • слоты памяти нужно заполнять симметрично;
  • необходимо, чтобы ёмкость и число банков в устанавливаемых модулях памяти совпадали;
  • необходимо, чтобы были установлены одинаковые модули памяти (тайминги выставляются по самому медленному модулю памяти).

Конечно же, на данный момент ни один LGA775-чип не может полностью загрузить магистраль процессор — память, чипсета Intel 915G. В i915G интегрировано графическое ядро Intel Graphics Media Accelerator 900, память для нужд которого выделяется из основной оперативной памяти, то есть набор логики построен по принципу SMA - Shared Memory Architecture (архитектура с совместным использованием памяти). Главный минус SMA в том, что оперативная память не может обеспечить достаточную полосу пропускания для встроенного графического ядра. Поэтому большая ПСП будет кстати.

Однако у SMA-архитектуры есть одна неприятная особенность: так как шина памяти используется не только графическим ядром, но и процессором, то может возникнуть ситуация, когда максимального теоретического значения пропускной способности памяти, отведённой графическому ядру, не хватит, то есть CPU "съест" все ресурсы памяти. Из вышесказанного можно сделать ещё один вывод: производительность графического ядра будет "прыгать" в зависимости от того или иного приложения. Компания Intel учла этот момент, и GMA900 поддерживает гибкую систему выделения части ОЗУ под нужды графического процессора - DVMT 3.0 (Dynamic Video Memory Technology). Данная технология позволяет регулировать нагрузку на оперативную память. Весь необходимый объём памяти для GMA900 делится на две части: одна, объемом 1 или 8 MB (в зависимости от установок BIOS), так называемая Preallocated Memory, целиком принадлежит графическому процессору, операционные системы воспринимают её как обычную видеопамять; вторая часть управляется средствами DVMT. Различаются три режима работы DVMT:

  • Fixed - название говорит само за себя - при старте графического драйвера для нужд GMA900 выделяется фиксированный объём памяти (64 или 128 МБ);
  • DVMT - графический драйвер делит основную память с остальными компонентами системы. При запуске какого-либо графического приложения, необходимый объём памяти выделяется, с учётом того, что в момент запуска 3D-приложения, не запущены другие приложения;
  • Fixed+DVMT - в данном режиме графической подсистеме выделяется фиксированный объём видеопамяти, равный 64 МБ, включая Preallocated Memory, и дополнительно до 64 МБ памяти, выделяемой динамически.

Основные характеристики встроенного графического ядра выглядят так:

  • четыре пиксельных конвейера с двумя текстурными модулями;
  • аппаратная поддержка DirectX 9;
  • поддержка билинейной, трилинейной и анизотропной (до 4х) фильтрации текстур;
  • наложение до 8 текстур за один проход;
  • компенсация движения при воспроизведении DVD;
  • поддержка мультимониторных конфигураций;
  • RAMDAC с частотой преобразования 400 МГц.

Как видим, Intel Graphics Media Accelerator 900 - не очередное развитие существующей архитектуры, а совершенно новый продукт с впечатляющими характеристиками, которые требуют пояснений:

  • реальное число пиксельных конвейеров у Intel Graphics Media Accelerator 900, как и у предшественника Extreme Graphics 2, равно единице, однако в отличие от последнего, пиксельный конвейер GMA900 способен обрабатывать до четырёх текстур в каждый момент времени. Конвейер имеет четыре блока выборки текстур, что аналогично схеме "четыре отдельных пиксельных конвейера на один "текстурник". Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что пиксельные конвейеры Intel Graphics Media Accelerator 900 реализованы точно также, как в современных дискретных графических решениях.
  • аппаратная поддержка вершинных шейдеров и блока T&L в Intel Graphics Media Accelerator 900 так и не появились, поэтому весь просчёт геометрии возложен на центральный процессор, которому, с выходом таких компьютерных игр как Half-Life 2 и Doom III, и так приходится тяжело.

Графический процессор GMA900 построен на основе тайловой архитектуры (которая у Intel называется Zone Rendering Technology 3), которые имеет как свои плюсы, так и минусы.

Из достоинств стоит отметить:

  • более эффективное использование кэш-памяти графического процессора, за счёт построения картинки небольшими фрагментами, то есть "тайлами";
  • более эффективное использование ресурсов графического процессора: нарисовав какой-либо фрагмент, графический процессор больше не возвращается к этому "тайлу", а загружает его из буфера.

Из недостатков можно выделить следующие:

  • графический процессор вынужден дожидаться поступления всех геометрических данных, то есть построение изображения не начинается, пока все данные не поступят;
  • создание списков для каждого фрагмента ("тайла") плохо согласуются с архитектурой вершинных конвейеров. Как нам кажется, именно по этой причине у Intel Graphics Media Accelerator 900 нет ни вершинных шейдеров, ни блока T&L.

Вкупе с 915P могут поставляться две разновидностей южных мостов ICH6 или ICH6R.

Функциональность ICH6 находится на довольно высоком уровне, южный мост обеспечивает один ATA-100 канал, и четыре Serial ATA 150 канала, 8 портов USB 2.0, гигабитную сеть и отличный многоканальный звук Intel High Definition Audio. К базовым возможностям ICH6 в модификациях можно добавить следующие:

  • ICH6R добавляет поддержку технологии Intel Matrix Storage Technology;
  • ICH6W добавляет поддержку технологии Intel Wireless Connect Technology (WiFi);
  • ICH6RW добавляет поддержку технологий Intel Matrix Storage Technology и Intel Wireless Connect Technology (WiFi).

Стоит отметить, что выпуск двух последних версий нового южного моста был приостановлен по причине низкого на них спроса, а также присутствию большого решений от третьих производителей.

Подробно останавливаться на функциональности различных разновидностей ICH6 мы не будем по причине того, что всё это было описано в материале " ".

Графические ядра

Линейка Intel GMA (Graphics Media Accelerator) графических процессоров Intel заменяет предыдущюю «Intel Extreme Graphics», и дискретных AGP и PCI карт Intel740, а также интегрированную версию Intel740 в чипсете Intel 810.

Первые представители архитектуры GMA поддерживали только несколько функций на аппаратном уровне, и полагались на центральный процессор для обработки многих функций графического конвейера, что приводило к весьма низкой производительности. Однако с появлением 4-го поколения Intel GMA (GMA X3000) в 2006 году, многие функции были возложены на аппаратные средства графического процессора, что обеспечило существенный прирост производительности. GMA 4-го поколения сочетает блоки с фиксированными функциями с потоковым массивом программируемых блоков, обеспечивая преимущества как для обработки графики так и для ускорения и обработки видео. Многие из преимуществ новой архитектуры GMA исходят из способности гибко переключаться по мере необходимости между выполнением графических задач и задач по обработке видео данных. Хотя производительность встроенных решений Intel в прошлом считалась недостаточной для компьютерных игр, последнее поколение GMA должно устроить уровнем производительности многих неискушенных игроков в играх прошлых лет.

Несмотря на сходство, основная серия Intel GMA IGPs не основана на технологиях PowerVR лицензированных у Imagination Technologies. Intel стала использовать маломощные процессоры PowerVR MBX в чипсетах, поддерживающих платформу XScale, а после продажи XScale в 2006 году лицензию на PowerVR SGX использовали для ядра GMA 500 IGP которое предназначено для процессоров на платформе Intel Atom.

GMA 900

GMA 900 была первым графическим ядром производства корпорации Intel под именем Graphics Media Accelerator и был интегрирован в наборы системной логики Intel 910G, 915G и 915Gx.

3D-архитектура GMA 900 была значительно переработана по сравнению с предыдущими графическими процессорами Extreme 3D. Особенности: скорость обработки 4 пикселя за такт, поддержка шейдерной модели 2.0 и DirectX 9. Рабочая тактовая частота в диапазоне от 160 до 333 МГц, в зависимости от чипсета. Так, на частоте 333 МГц имеет пиковую скорость заливки 1332 млн пикселей в секунду. Однако, архитектура до сих пор не имеет поддержки для блоков Hardware T&L (аппаратной трансформации и освещения) и вершинных шейдеров.

Как и в предыдущих интегрированных графических ядрах Intel GMA 900 имеет аппаратную поддержку для компенсации движения в MPEG-2 , преобразование цветового пространства и оверлея DirectDraw .

Процессор использует различные тактовые генераторы для блоков отображения и обработки. Блок отображения содержит 400 МГц ЦАП ОЗУ (RAMDAC), два последовательных порта DVO со скоростью 25-200 Мпиксел/с и 2 контроллера отображения. В мобильных чипсетах включено до двух 18-битных передатчика LVDS работающих на частоте 25-112 МГц.

GMA 950

GPU второго поколения GMA 950 также был представлен Intel как «Gen 3.5 Integrated Graphics Engine». Он используется в чипсетах Intel 940GML, 945G, 945GU и 945GT. Объём видео-аппаратного декодирования, увеличилось, VLD, IDCT, и двойного Video Overlay окнах теперь выполняется аппаратно. Максимальная тактовая частота ядра до 400 МГц (на Intel 945G, 945GC, 945GZ, 945GSE), теоретическая скорость заполнения пикселами увеличена до 1600 мегапикселей/с.

Ядро GMA 950 не имеет аппаратного блока трансформации и освещения (T&L), и поддержка этих функций реализована программно. Особенность реализации поддержки DirectX 9 и Shader Model 3.0 заключается в том, что вершинные шейдеры также выполняются программно.

GMA 3000

946GZ, Q965 и Q963 используют ядро GMA 3000.

Несмотря на схожесть названия с ускорителями более новой серии X3000, в GMA 3000 используется старое ядро GMA 950, которое было ускорено. Особенность этого ядра заключается в том, что аппаратная поддержка DirectX 9 и Shader Model 3.0 реализована не полностью и вершинные шейдеры исполняются программно. Кроме этого, аппаратное ускорение видео - такое как аппаратные IDCT вычисления, ProcAmp (видео поток с независимой коррекцией цвета), VC-1 декодирование - не реализованы аппаратно. Только в чипсетах Q965 GMA 3000 имеет поддержку двух независимых дисплеев. Частота ядра составляет 400 МГц (скорость заполнения 1,6 гигапикселей/с), но по документации проходит как 667 МГц ядро.

Контроллер памяти может адресовать максимально 256 МБ памяти. DVO контроллеры получили частоту увеличенную до 270 мегапикселей/с.

GMA X3100

Чипсеты G31, G33 и Q35 содержат ядро GMA 3100, которое поддерживает DX10. Это ядро похоже на GMA 3000, в том числе отсутствием аппаратного ускорения вершинных шейдеров. RAMDAC понижен в частоте до 350 МГц, а DVO-порты были снижены до 225 мегапикселей/с.

Для процессоров Atom D510 и D410 будет использоваться модифицированная версия 3D-ускорителя с названием 3150. Данный чип слабее, чем GMA X3100, и архитектурно ближе к GMA 950.

GMA X4500

Intel Graphics Media Accelerator 4500MHD (Intel GMA 4500MHD) представляет собой встроенное в чипсет Intel GM45/GS45 решение видеоподсистемы 5-го поколения, позволяет использовать все возможности графического интерфейса Microsoft Windows Aero, обеспечивает воспроизведение видео в формате HD с полным аппаратным декодированием AVC/VC1/MPEG2 (только GMA X4500HD) и полную аппаратную поддержку дисководов Blu-ray. Расширенная поддержка HDTV с интегрированными портами HDMI и DisplayPort , поддерживающими разрешение до 1080p.

Intel GMA 4500 пришел на смену Intel GMA X3100 и показывает более высокие результаты в 3DMark06.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Intel GMA" в других словарях:

    Intel GMA - GMA X3000 on Intel DG965WHMKR motherboard (only heat sink visible) The Intel Graphics Media Accelerator, or GMA, is a series of Intel integrated graphics processors built into various motherboard chipsets. These integrated graphics products allow … Wikipedia

    Intel GMA - Intel Graphics Media Accelerator (kurz GMA, zu Deutsch „Beschleuniger für grafische Medien“) bezeichnet eine Reihe von integrierten Grafikprozessoren (IGP) von Intel, die neben den obligatorischen 2D Grafikfunktionen auch mit 3D Beschleunigung… … Deutsch Wikipedia

    Intel GMA - L Intel Graphics Media Accelerator ou Intel GMA est le nom donné à la séries des GPU d Intel, généralement intégré directement aux cartes mères. Sommaire 1 Versions 1.1 Puces conçues par Intel 1.2 Puces produites sous licence d Ima … Wikipédia en Français

Один из первых интегрированных графических ускорителей от Intel - GMA 950. Представлено это решение было в 2008 году. На тот момент этот видеоакселератор отлично подходил для создания персональных компьютеров начального уровня. Даже некоторые требовательные к аппаратным ресурсам графического адаптера трехмерные игрушки на нем запускались с разрешением 640 х 480 и при этом можно было получить даже 50-60 кадров в секунду. Именно об этом продукте и пойдет в этом материале речь.

На каких пользователей ориентирован этот ускоритель?

Ниша Intel GMA 950 — это персональные компьютеры начального уровня с минимальными требованиями к быстродействию графической подсистемы. Такой системный блок отлично подойдет для работы с офисными приложениями, просмотра видео и запуска наиболее простых игрушек (например, пошаговых стратегий). А вот что-то большее получить от него в плане быстродействия не получится. Для таких ПК наличие дискретного ускорителя обязательно, и это уже позволит запускать ресурсоемкие задачи: трехмерные игры, конструкторские пакеты или программы обработки графических изображений.

Набор системной логики и сокет

Видеокарта Intel GMA 950 входила в состав набора системной логики G45 для процессорного разъема LGA775. Данное решение ориентировано на массовый сегмент и имело достаточно низкую стоимость. Наличие интегрированной графической системы позволяло в этом случае собирать отменные офисные системные блоки. Также данная платформа отлично походила и для создания базовой мультимедийной системы. Наличие слота PCI - Express 16X позволяло устанавливать в такой персональный компьютер дискретные графические решения и получать уже полноценный игровой ПК. Но чаще для этих целей использовался чипсет Р45, который стоил значительно дешевле и не имел но при этом по функциональности практически не уступал G45. На сегодняшний день с позиции производительности LGA775 является устаревшим сокетом и собирать на его основе новый системный блок нецелесообразно.

Режимы работы

Максимальное разрешение выводимого изображения на дисплей ПК для данного решения составляет 2048px X 1536px. Также поддерживаются режимы 1920px X 1080px (1080p, Full HD), 1280px X 720px (720i). Все это делает этот ускоритель совместимым с любым современным монитором или телевизором. То есть его можно подключить к любому такому устройству и выводить на него картинку в любом из указанных ранее режимов. Также в списке поддерживаемых режимов этой видеокарты есть и такие режимы вывода изображения, как 1024px X 768px, 800px X 600px, 640px X 480px. В последнем случае можно даже запускать достаточно требовательные игрушки по меркам 2008 года.

Интегрированный видеоакселератор входил в состав серий наборов системной логики 940 G и 945 G. Он обеспечивал базовый уровень производительности графической подсистемы как настольных вычислительных систем, так и мобильных компьютеров. В первом случае его наиболее оптимально было использовать в офисе для реализации наиболее простых задач. Во втором же пониженный уровень энергопотребления обеспечивал повышенную автономность ноутбука. Именно об этом интегрированном графическом микроконтроллере и пойдет в данном обзоре речь.

Ниша ускорителя

К наименее производительным графическим продуктам принадлежал в свое время Intel GMA 950. Видеоадаптерданной модели, как было отмечено ранее, был встроенным решением. Поэтому его наиболее правильно было применять в составе офисных компьютеров. Такое аппаратное обеспечение позволяло запускать наименее ресурсо емкие задачи. К их числу можно отнести браузер, мультимедийные проигрыватели и офисные пакеты. Также этот перечень могут дополнить устаревшие игрушки, но в этом случае качество картинки будет очень и очень скромным. Поэтому рассматривать ПК, оснащенный лишь только таким ускорителем, как полноценную игровую систему нельзя, а вот для офисного компьютера он вполне подходит.

Характеристики процессорного устройства графического акселератора

По технологии с допусками 130 нм производился кремниевый кристалл Intel GMA 950. Характеристикиего указывают на энергопотребление в 7 Вт. Графических процессоров у него всего лишь 4 штуки, а блок растеризации — всего лишь 1 . Графическая подсистема в комплексе функционирует на частоте 250 МГц. Основной разъем для подключения в данном случае — это аналоговый VGA. Также в некоторых случаях возможно использование для вывода видеосигнала цифрового порта DVI. А вот о поддержке основного разъема для этих целей на сегодняшний день HDMI в данном случае не может быть и речи по той причине, что на момент создания GMA 950 он был еще на стадии разработки.

Подсистема памяти

Отдельной выделенной памяти не было предусмотрено для Intel GMA 950. Но такой инженерный подход типичен для интегрированных видеокарт. Часть системной оперативной памяти на уровне БИОСа резервируется для нужд графической подсистемы, и с ним может взаимодействовать лишь только графический адаптер. Максимальный объем видеобуфера — 224 Мб. Тип памяти в этом случае может быть лишь только DDR2 с максимальной частотой 800 МГц, а разрядность шины подключения равна 64 битам. Это очень скромные технические спецификации, которые существенно снижают быстродействие видеоподсистемы.

Драйверы

Windows Vista - это основная операционная система для Intel GMA 950. Windows 7 и остальные более поздние версии этого системного софта имеют уже встроенные драйверы для данного адаптера. А вот в случае основной ОС «Виста» и более ранних версий их приходилось отдельно инсталлировать. Также было разработано фирменное управляющее программное обеспечение для таких операционных систем, как MacOS и «Линукс». А вот UNIX такой поддержкой не мог похвастаться. Эта ОС сейчас встречается крайне редко на настольных компьютерах, и отдельно разрабатывать для нее драйверы нецелесообразно.

Разгонный потенциал

Как было уже отмечено ранее, штатная тактовая частота для данного адаптера составляла 250 МГц. Но существовала возможность его разгона, и при этом каких-либо дополнительных требований к комплектации персонального компьютера не выдвигалось. Нужно было лишь проинсталлировать утилиту GMABooster от «Интел». Затем необходимо было ее запустить и задать новое значение тактовой частоты. Разработчики при этом ограничили тактовую частоту значениями 250—400 МГц. Прирост ее в этом случае составлял солидные 60%. Но в реальности производительность графической подсистемы возрастала совсем несущественно. Ключевой фактор в этом случае — скромные параметры ускорителя, и от увеличения частоты особого выигрыша в плане быстродействия не было.

Синтетические тесты

Довольно скромные результаты у Intel GMA 950в синтетических тестах. Но чего-то другого ожидать от встроенной видеокарты не приходится. В качестве оппонентов наиболее оптимально выбрать GMA 3150 и GMA 500 от «Интел» и Mirage 3 671МХ от SIS. Это все интегрированные акселераторы, и они имеют сопоставимый уровень производительности. В тесте 3 DMark 06 эти адаптеры набирают такие условные баллы:

    GMA 3150 - 144.

    GMA 950 - 107.

    Mirage 3671 МХ — 68.

    GMA 500 - 68.

Условно игровым решением начального уровня можно считать GMA 3150, и по результатам этого теста видно то, что герой нашей статьи до его уровня уж точно не дотягивает. Также можно отметить то, что даже дискретные графические адаптеры начального класса имеют большее быстродействие.

Результаты в играх

Некоторые игры все же идут на данном решении, хоть номинально не игровым графическим процессором является Intel GMA 950. Игры в некоторых случаях возможно запустить при уменьшении разрешения и снижении качества картинки. По результатам тестов на данном акселераторе могут запускаться такие проекты:

    Mafia в разрешении 800Х600 и даже с высоким качеством изображения.

    GTA в версии San Andreas в формате 640Х480, среднем качестве картинки и 16-битном формате картинок.

    Civilization 4 в 1024х768 и с высоким уровнем детализации.

    Elder Scrolls в модификации Morrorwind. Разрешение должно быть 800Х600, а качество картинки при этом среднее.

    Hitman: Contracts при 800Х600 и среднем уровне детализации тоже запустится.

Во всех ранее приведенных играх количество кадров не опускается ниже 30, и как результат, они в комфортном «геймплее».