Nvidia geforce gtx 660 тесты. Цены и конкуренты

С видеокартой NVIDIA недавно представила новую модель для верхнего сегмента массового рынка на GPU "Kepler". Сегодня компания наносит второй удар, ориентируясь на покупателей, чувствительных к цене. В нашу тестовую лабораторию поступили две новых видеокарты GeForce GTX 650 и 660. По крайней мере, "старшую" GeForce GTX 660 можно назвать вполне интересным вариантом для геймера с ограниченным бюджетом. Все подробности вы узнаете в нашей статье.

Производители графических процессоров AMD и NVIDIA давно поделили рынок на сегменты. Видеокарты дороже 16 тысяч рублей (400 евро) покупают обычно только энтузиасты. Причём уровень продаж этих видеокарт не так велик, поэтому производителям приходится поддерживать высокую цену. Большинство же покупателей ориентируются на так называемую "золотую середину" с оптимальным соотношением производительность/цена. Как правило, видеокарты в данном сегменте продаются по цене 10-12 тысяч рублей (250-300 евро), но сюда уже ориентирована GeForce GTX 660 Ti, которую сегодня можно найти по цене от 10,5 тыс. рублей . Что же касается NVIDIA GeForce GTX 660, то эта видеокарта будет биться за сегмент дешевле 8 тыс. рублей (200 евро), чтобы уровень продаж был достаточно внушительным.

NVIDIA выпускает эталонные версии видеокарт, но производители представляют модели собственного дизайна. В нашу тестовую лабораторию поступили видеокарты от ASUS и ZOTAC, опирающиеся на заводской разгон и альтернативную систему охлаждения.

Спецификации приведены в следующей таблице:

Технические спецификации видеокарт GeForce GTX 650/660
Модель NVIDIA GeForce GTX 650 NVIDIA GeForce GTX 660 NVIDIA GeForce GTX 660 Ti
Розничная цена 3 999 рублей в России
$109 (рекоменд.)
8 499 рублей в России
$229 (рекоменд.)
около 299 евро в Европе
от 10,5 тыс. рублей в России
Сайт производителя NVIDIA NVIDIA NVIDIA
Технические спецификации
GPU GK107 (GK107-301-A2) GK106 (GK106-400-A1) GK104 (GK104-300-KD-A2)
Техпроцесс 28 нм 28 нм 28 нм
Число транзисторов 1,3 млрд. 2,54 млрд. 3,54 млрд.
Тактовая частота GPU 1058 МГц 980 МГц (Boost: 1033 МГц) 915 МГц (Boost: 980 МГц)
Частота памяти 1250 МГц 1502 МГц 1502 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5
Объём памяти 1024 / 2048 Мбайт 2048 Мбайт 2048 Мбайт
Ширина шины памяти 128 бит 192 бит 192 бит
80 Гбайт/с 144,2 Гбайт/с 144,2 Гбайт/с
Версия DirectX 11.1 11.1 11.1
Потоковые процессоры 384 (1D) 960 (1D) 1344 (1D)
Текстурные блоки 32 80 112
Конвейеры растровых операций 16 24 24
- 23,5 Гпиксель/с 22 Гпиксель/с
TDP 64 Вт 140 Вт 150 Вт
SLI/CrossFire - SLI SLI

Видеокарта GeForce GTX 660 стала первой моделью на "младшем" дизайне Kepler GK106, GTX 650 использует GK107. Графический процессор производится по 28-нм техпроцессу, но по сравнению с флагманским GPU он серьёзно урезан, в результате чего количество транзисторов было уменьшено до 2,54 млрд. В случае GPU GeForce GTX 650 используется один кластер Graphics Processing Cluster с двумя кластерами SMX. Это даёт 384 потоковых процессора CUDA, 32 текстурных блока и 16 конвейеров растровых операций (ROP). Память GDDR5 ёмкостью 1024 или 2048 Мбайт подключается по 128-битной шине. NVIDIA указывает базовую частоту GPU 1058 МГц, причём функция GPU Boost не поддерживается. Память "младшего" Kepler работает на частоте 1250 МГц. Потенциальная производительность GeForce GTX 650 уже хорошо понятна хотя бы по тепловому пакету 64 Вт. Так что перед нами видеокарта начального уровня, которая вряд ли подойдёт амбициозному геймеру.

Диаграмма GeForce GTX 650

Видеокарта GeForce GTX 660 построена на GPU GK106. Поэтому количество транзисторов значительно превышает GTX 650. Но здесь используются уже три кластера Graphics Processing Сluster, которые содержат пять кластеров SMX. Количество потоковых процессоров CUDA здесь тоже составляет 960, то есть существенно выше, чем у GeForce GTX 650. Количество текстурных блоков у GeForce GTX 660 тоже увеличено до 80. Количество конвейеров растровых операций (ROP) составляет 24, что аналогично 660 GTX Ti, как и шина памяти - она 192-битная. NVIDIA выбрала базовую тактовую частоту GPU на уровне 980 МГц, но технология GPU Boost позволяет увеличивать её до уровня, как минимум, 1033 МГц. Частота памяти составляет 1502 МГц, к чему мы уже привыкли. NVIDIA для эталонной видеокарты оговаривает объём 2048 Мбайт памяти GDDR5. Тепловой пакет GPU составляет 140 Вт, так что данная модель весьма близка к GeForce GTX 660 Ti.

Диаграмма GeForce GTX 660

В следующей таблице приведены характеристики видеокарт, полученных нами от партнёров NVIDIA.

Технические спецификации видеокарт GeForce GTX 660
Модель ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition
Розничная цена
Сайт производителя ASUS ZOTAC
Технические спецификации
GPU GK106 GK106
Техпроцесс 28 нм 28 нм
Число транзисторов 2,54 млрд. 2,54 млрд.
Тактовая частота GPU 1072 МГц (Boost: 1137 МГц) 1111 МГц (Boost: 1176 МГц)
Тактовая частота памяти 1527 МГц 1652 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5
Объём памяти 2048 Мбайт 2048 Мбайт
Ширина шины памяти 192 бит 192 бит
Пропускная способность памяти 146,6 Гбайт/с 158,6 Гбайт/с
Версия DirectX 11.1 11.1
Потоковые процессоры 960 (1D) 960 (1D)
Текстурные блоки 80 80
Конвейеры растровых операций 24 24
Пиксельная скорость заполнения 25,7 Гпиксель/с 26,7 Гпиксель/с
TDP 140 Вт 140 Вт
SLI/CrossFire SLI SLI

Помимо альтернативных систем охлаждения, на которых мы остановимся подробнее чуть ниже, оба производителя предлагают заводской разгон видеокарт. Напомним, что штатная частота GTX 660 составляет 980 МГц, но в случае ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP она увеличена до 1072 МГц. С помощью технологии GPU Boost возможно увеличение частоты, как минимум, до 1137 МГц. Кроме того, ASUS разогнала память на 25 МГц до уровня 1527 МГц. Другие спецификации по сравнению с эталонной видеокартой NVIDIA не изменились.

Видеокарта Zotac GeForce GTX 660 AMP! Edition даёт даже больший уровень разгона: 1111 МГц для GPU существенно превышает штатные спецификации NVIDIA 980 МГц. Кроме того, технология GPU Boost позволяет GPU увеличивать частоту до, как минимум, 1176 МГц. Также была увеличена и частота работы чипов памяти GDDR5. Они работают на частоте 1652 МГц, что соответствует увеличению на 150 МГц. Соответственно, у видеокарты увеличились пропускная способность памяти и пиксельная скорость заполнения. В остальном мы получаем типичные спецификации GPU GK106 у GeForce GTX 660.

В наших тестах мы посмотрим, как заводской разгон сказался на производительности. Сейчас же позвольте рассмотреть видеокарты более детально.

Появляется Geforce GTX 660. Однако если раньше компания Nvidia следовала некоему условному правилу: один чип - одна серия, то есть все карты в рамках серий x70, x60, x50 были основаны на одном и том же ядре, которое просто имело разную степень сокращения блоков, а также могли быть отличия в частотах, то теперь уже все смешалось. Если GTX 660 Ti основан все еще на том же флагмане GK104 (на котором базируется и GTX 680), то GTX 660 имеет свое ядро, отдельный чип - GK106. Именно поэтому данный базовый материал может быть особо интересным, ведь изучаем новый кристалл, новый GPU.

Как обычно, продолжит тему Алексей Берилло.

Часть 1: Теория и архитектура

Во время анонса предыдущих видеокарт Nvidia мы писали о том, что сразу же после выхода модели Geforce GTX 680, многие пользователи начали ждать и выпуска менее мощных и дорогих вариантов, вроде хорошо известных Geforce GTX 460 и GTX 560. Но Nvidia не торопилась выпускать ничего на базе новых чипов, только на основе топового GK104. А ведь даже урезанный вариант Geforce GTX 660 Ti все равно продается по довольно высокой цене. И вот, к осеннему периоду массовых продаж компания выпустила две новые модели, предназначенные для ценового сегмента менее $300.

Выход таких решений сейчас актуален, поскольку рынок игр для ПК переживает свой очередной расцвет, о чем мы не раз говорили. Этакая «эпоха возрождения» началась не только потому, что консоли нынешнего поколения технически устарели, но и потому, что ПК предоставляет больше возможностей и для пользователей и для разработчиков с издателями. Многие из крупных издателей считают ПК наиболее быстрорастущей игровой платформой, что подтверждается и статистикой.

Возрождение ПК-игр выражается сразу в нескольких аспектах. Например, технологической стороне, ведь именно ПК является технологическим локомотивом игровой индустрии. Сейчас в игровых проектах все чаще и активней применяются аппаратные возможности, появившиеся в последних поколениях GPU - такие как поддержка DirectX 11 функциональности. Большинство самых популярных игр поддерживают возможности этой версии графического API, в их числе такие игры как World of WarCraft: Mists of Pandaria, Call of Duty Black Ops 2, MechWarrior Online и Assassin’s Creed III - все они будут использовать DX11-функции. И количество игр с такой поддержкой постоянно растет:

Именно благодаря возможностям современных ПК-видеокарт, игровые разработчики могут не только использовать давно имеющиеся возможности, но и включать в свои проекты такие технологии, как DirectX 11 и GPU PhysX. Уже сейчас разработчики, благодаря ПК, заглядывают в будущее и делают игры для следующего поколения консолей, используя ПК-«железо». А заодно встраивают некоторые из этих возможностей и в ПК-версии нынешних проектов, что мы и видим по современным играм.

Со стороны игровых издателей ПК привлекателен тем, что позволяет использовать новые бизнес-модели вроде «free to play» - способа распространения игр, позволяющего играть без оплаты за саму игру. Доход же получают от внутриигровых микротранзакций. Этот способ распространения сейчас широко используется и позволяет расширить игровой рынок. Так, 4 из 10 наиболее популярных онлайновых игр распространяются по методу «free to play», среди них такие известные проекты как World of Tanks и League of Legends.

Эти игры все чаще отличаются богатой и технологичной графикой - в качестве примеров Nvidia приводит такие игры, как Planetside 2 и Hawken, использующие технологию PhysX, а также Mechwarrior Online, который отличается поддержкой функций DirectX 11 и сглаживания методом TXAA. Кроме этого, среди преимуществ ПК можно отметить и распространение игровых модификаций - так называемых «модов», изменяющих визуальную часть и игровой процесс, а также возможности по трансляции игровых матчей в прямом эфире - все это работает на популяризацию игр на персональных компьютерах.

К сожалению, большая доля игроков до сих пор имеет в составе своих ПК видеокарты предыдущих поколений и они не могут насладиться всеми прелестями современных ПК-версий. По статистике Steam Hardware Survey, более половины игроков до сих пор имеют видеокарты с поддержкой возможностей лишь DirectX 10 API. И, как надеется Nvidia (да и AMD), для получения полной отдачи от современных игр, все они просто обязаны побежать в магазины и поскорее приобрести современные видеокарты на базе GPU с поддержкой DirectX 11.

Как видите, 53% пользователей Steam еще не обновили свои системы. Собственные данные Nvidia также говорят о том, что типичные пользователи игровых ПК обновляют систему в среднем раз в три года и даже больше, и половина из них до сих пор не сделала этого. И тем более это касается среднего и низшего ценовых диапазонов рынка. Совершенно неудивительно, что после выхода первых решений на основе архитектуры Kepler, на новые видеокарты перешла лишь малая часть пользователей - старшие модели линейки (вроде Geforce GTX 670 и GTX 680) слишком дороги для большинства.

Высокопроизводительный сегмент видеокарт для энтузиастов, цены на котором начинаются от $300 (от 10-12 тыс. руб.) занимает менее 10% от общего объема рынка, а более 90% игроков покупают видеокарты за $100-$300 (если не брать интегрированные решения). Согласно все тому же отчету Steam Hardware Survey, подавляющая часть пользователей довольствуется видеокартами с ценой ниже $300, а доля более дорогих решений весьма невелика.

Естественно, что многие пользователи ждали менее дорогих решений на удачной архитектуре Kepler. И вот, сегодня были представлены модели Geforce GTX 660 и Geforce GTX 650. Новая видеокарта модели Geforce GTX 660 обеспечивает оптимальную комбинацию производительности, цены и потребления энергии. Именно такие решения и становятся наиболее массовыми в среде любителей ПК-игр. А сравнительно недорогая Geforce GTX 650 предлагает начальный уровень игровой производительности и все возможности более мощных решений.

Более слабый вариант, основанный на уже известном нам чипе GK107 , мы рассмотрим несколько позднее, а вот Geforce GTX 660 разберем максимально подробно уже сегодня. Эта модель призвана укрепить позиции Nvidia в сегменте недорогих видеокарт - там, где несколько лет назад крайне удачно выступали такие известные модели как Geforce 8800 GT и 9800 GT. Напомним, что Geforce 8800 GT была анонсирована осенью 2007 года и объявленные цены были в рамках $199-$249, хотя поначалу те видеокарты продавались несколько дороже.

Благодаря отличному сочетанию производительности и цены, модель Geforce 8800 GT стала одной из самых популярных. К слову, эти видеокарты до сих пор одни из наиболее распространенных в Steam. Затем появилась модель Geforce 9800 GT, которая во многом повторяла предшественницу, позднее выходили и другие известные модели, и вот уже почти через пять лет в продолжение традиций данного ценового сегмента выпущена Geforce GTX 660.

Чтобы привлечь пользователей устаревших моделей видеокарт, Nvidia приводит средние цифры прироста производительности по сравнению с Geforce 9800 GT и Geforce GTX 460. Практический смысл такого сравнения в том, что по диаграмме пользователи могут понять, что они получат, заменив старые решения представленной сегодня новинкой.

По тестам компании, Geforce GTX 660 быстрее старой модели более чем вчетверо, а GTX 460 уступает ей почти в два раза. В дополнение к скоростным характеристикам, GTX 660 отличается от 9800 GT поддержкой DirectX 11 (старые Geforce 8800/9800 ее не имеют), в несколько раз большей математической мощью, скоростью текстурных выборок и филлрейта, а также большим объемом и пропускной способностью локальной видеопамяти. Все это совершенно логично и понятно, ведь между датами анонсов Geforce 8800 GT и GTX 660 прошло почти целых 5 лет! Немудрено, что за это время многие показатели видеокарт этого ценового диапазона выросли в 3-5 раз. Вместе с итоговой производительностью.

Так как анонсированные сегодня новые продукты Nvidia основаны на базе графических процессоров архитектуры «Kepler», о которой мы уже подробно рассказывали и которая близка к родственной архитектуре «Fermi», то читателям будет полезно ознакомиться со статьями о других моделях графических решений компании:

  • Nvidia Geforce GTX 670 - 7/8 от однопроцессорного лидера GTX 670: много это или мало?
  • Nvidia Geforce GTX 680 - новый однопроцессорный лидер 3D-графики
  • Nvidia Geforce GTX 580 - новый король 3D-графики на закате 2010 года
  • Nvidia Geforce GTX 480 - архитектура нового графического процессора изнутри; как реализована поддержка DirectX 11

Рассмотрим подробные характеристики выпущенной сегодня видеоплаты Geforce GTX 660, основанной на графическом процессоре GK106.

Графический ускоритель серии Geforce GTX 660

  • Кодовое имя чипа GK106;
  • Технология производства 28 нм;
  • 2,54 миллиардов транзисторов;
  • Унифицированная архитектура с массивом процессоров для потоковой обработки различных видов данных: вершин, пикселей и др.;
  • Аппаратная поддержка DirectX 11 API, в том числе шейдерной модели Shader Model 5.0, геометрических и вычислительных шейдеров, а также тесселяции;
  • 192-битная шина памяти, три независимых контроллера шириной по 64 бита каждый, с поддержкой GDDR5-памяти;
  • Базовая частота ядра 980 МГц;
  • Средняя турбо-частота ядра 1033 МГц;
  • 5 потоковых мультипроцессоров, включающих 960 скалярных ALU для расчетов с плавающей запятой (поддержка вычислений в целочисленном формате, с плавающей запятой, с FP32- и FP64-точностью в рамках стандарта IEEE 754-2008);
  • 80 блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16- и FP32-компонент в текстурах и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов;
  • 3 широких блока ROP (24 пикселя) с поддержкой режимов антиалиасинга до 32 выборок на пиксель, в том числе при FP16- или FP32-формате буфера кадра. Каждый блок состоит из массива конфигурируемых ALU и отвечает за генерацию и сравнение Z, MSAA, блендинг;
  • Интегрированная поддержка RAMDAC, двух портов Dual Link DVI, а также HDMI и DisplayPort;
  • Интегрированная поддержка четырех мониторов, включая два порта Dual Link DVI, а также HDMI 1.4a и DisplayPort 1.2;
  • Поддержка шины PCI Express 3.0.

Спецификации референсной видеокарты Geforce GTX 660

  • Базовая частота ядра 980 МГц;
  • Средняя турбо-частота 1033 МГц;
  • Количество универсальных процессоров 960;
  • Количество текстурных блоков - 80, блоков блендинга - 24;
  • Эффективная частота памяти 6008 (1502×4) МГц;
  • Тип памяти GDDR5, 192-битная шина памяти;
  • Объем памяти 2 ГБ;
  • Пропускная способность памяти 144,2 ГБ/с;
  • Теоретическая максимальная скорость закраски 23,5 гигапикселей в секунду;
  • Теоретическая скорость выборки текстур 78,4 гигатекселей в секунду;
  • Два разъема Dual Link DVI-I, один HDMI, один DisplayPort;
  • Двойной SLI-разъем;
  • Шина PCI Express 3.0;
  • Энергопотребление до 140 Вт;
  • Один 6-контактный разъем питания;
  • Двухслотовое исполнение;
  • Рекомендуемая цена для России 8499 руб. (для рынка США - $229)

Новая модель Geforce GTX 660 в линейке решений компании Nvidia занимает место между старшей Geforce GTX 660 Ti и младшей Geforce GTX 650, анонсированной сегодня же. Она замещает платы предыдущего поколения среднего уровня, вроде Geforce GTX 560 (Ti), предлагаемые до выхода решений на базе архитектуры Kepler. Принцип наименования видеокарт Nvidia все тот же, среднеценовая модель получила цифру «6» в середине индекса, но без суффикса «Ti», который остался за платой на урезанном GK104, выпущенном недавно.

Выпуск давно ожидаемого чипа GK106 говорит о том, что с производством на TSMC дела налаживаются, да и старые решения серии GTX 500 уже стыдно продавать, так как серия Radeon HD 7800 конкурента присутствует на рынке уже почти полгода. Кстати, две модели этой серии и стали главными конкурентами для GTX 660. Ее рекомендованная цена уложилась ровно посередине между ценами моделей Radeon HD 7850 и HD 7870. С ними двумя мы и будем сравнивать новинку. Цена для российского рынка была установлена равной 8499 руб., что несколько выше североамериканских $229, но есть предположение, что реальные цены в наших магазинах будут ниже.

Как и самая слабая видеокарта на базе чипа GK104, новая модель имеет 192-битную шину памяти, но объем видеопамяти остался равным 2 ГБ. Подробнее о таком решении написано ниже, а для платы такого уровня это - оптимальный объем локальной памяти. Лишь в условиях самых современных приложений и максимальных настроек качества с полноэкранным сглаживанием высокого уровня его может иногда не хватить. Впрочем, партнеры могут выпустить и модификации с 3 ГБ памяти, так как 192-битная шина позволяет сделать это легко и просто.

Архитектура

В отличие от предыдущих видеокарт семейства Geforce GTX 600, анонсированная сегодня модель GTX 660 основана на базе нового видеочипа среднего уровня, получившего название GK106. Этот GPU поддерживает все возможности, появившиеся в топовом GK104, на котором основана видеокарта Geforce GTX 680 и все особенности архитектуры Kepler относятся к нему в полной мере, включая организацию мультипроцессоров SMX и технологию повышения частоты GPU Boost. Архитектура Kepler давно нам известна и все ее особенности мы уже рассматривали . В данном материале мы лишь остановимся на отличиях чипа GK106 и вкратце повторим базовую информацию.

Архитектура Kepler была практически полностью переработана, а основной задачей при ее разработке было повышение энергоэффективности. SMX - это маркетинговое наименование новой организации мультипроцессоров. По сравнению с SM, которые мы видели в предыдущем поколении Fermi, новые SMX обеспечивают большую производительность как математических операций, так и текстурных выборок, и все это - при сниженном потреблении энергии. Мультипроцессоры SMX, на которых основаны все чипы семейства Kepler, обеспечивают до двух раз лучшую энергоэффективность (соотношение производительности и потребления энергии), по сравнению со старыми семействами Geforce.

Интересно, что хотя модель Geforce GTX 660 основана на полной (не урезанной) версии чипа GK106, она включает пять мультипроцессоров SMX, состоящих из 960 потоковых вычислительных ядер и 80 текстурных модулей. Причем, эти пять SMX собраны в три кластера графической обработки Graphics Processing Clusters (GPC), как в этом можно убедиться на диаграмме, предоставленной компанией Nvidia:

Мало того, что это решение с нечетным количеством блоков, так оно еще и несимметричное. Любому взглянувшему на диаграмму выше сразу станет понятно, что намного логичнее было бы использование пусть тех же трех GPC, но с шестью мультипроцессорами SMX - по два на каждый кластер GPC. С другой стороны, технически ничто не мешало Nvidia сделать так, как показано на диаграмме - и вполне возможно, что аппаратно так оно и есть, благо, что похожий пример мы уже видели на диаграмме следующего топового чипа GK110, который также состоит из нечетного количества мультипроцессоров SMX (15 штук). Хотя он еще не вышел на рынок в виде готовых изделий, но некоторые сведения о нем были раскрыты на конференции GTC 2012.

Впрочем, пользователю от этого не жарко и не холодно - ну пять их, так и ладно! А нам интересны причины, побудившие Nvidia поступить настолько нелогично. То ли проектированием чипов в Nvidia занялась женщина шестой SMX не входил в запланированный размер кристалла или потребление чипа среднего уровня, то ли производительность GK106 с шестью SMX была бы слишком близкой к той же Geforce GTX 660 Ti, основанной на урезанном GK104. Нам кажется, что дело как раз в этом.

Как и указанное выше решение, Geforce GTX 660 имеет три 64-битных контроллера памяти, что в сумме составляет 192-битный доступ к локальной видеопамяти. Так как блоки растровых операций ROP «привязаны» к контроллерам, то их количество также не изменилось с GTX 660 Ti и составляет 24 блоков. Как и в случае со старшим решением на базе GK104, контроллер памяти Geforce GTX 660 умеет работать с чипами памяти смешанной емкости. Именно это решение позволило сделать объем памяти не 1.5 или 3 ГБ, а 2 ГБ, при использовании 192-битного доступа.

Мы писали в прошлый раз о том, как это сделано технически. Контроллеры памяти используют восемь чипов памяти, первый 64-битный контроллер получает четыре микросхемы общим объемом 1 ГБ и 16-битным режимом доступа к каждой их них, а остальные два контролера управляют двумя чипами памяти каждый, и они имеют 32-битный доступ и емкость по 512 МБ на чип. Тонкости решения Nvidia не раскрывает, но схематически это работает так - три контроллера распределяют память на три фрагмента объемом в 512 МБ (общий размер этого фреймбуфера получается 1,5 ГБ), а к оставшимся 512 МБ памяти доступ осуществляется по 64-битной шине одного из контроллеров.

Таким образом, появляется возможность использовать все 2 ГБ памяти, хотя некоторые потери в производительности по сравнению с полноценным решением вполне возможны. Хотя ничто не может помешать производителям видеокарт ставить на свои варианты Geforce GTX 660 по 3 ГБ GDDR5 памяти - такие варианты вполне возможны. Рабочая частота GDDR5-видеопамяти в новой модели идентична значению частоты, на которой она работает во всех топовых платах компании - (1502)6008 МГц.

Совершенно неудивительно, что Geforce GTX 660 поддерживает такую технологию, как GPU Boost. Это комбинация программно-аппаратных решений, позволяющая автоматически увеличивать рабочие частоты GPU, в зависимости от его энергопотребления для достижения максимальной производительности. Мы уже подробнейшим образом рассматривали работу GPU Boost - технология обеспечивает работу на максимально возможных частотах в рамках выбранного теплопакета и работает независимо от драйверов или иного ПО.

Базовая частота GK106 в составе Geforce GTX 660 равна 980 МГц - это минимальная и гарантированная частота для работы 3D-приложений, даже с учетом специализированных стресс-тестов, нагружающих систему питания видеокарт настолько, насколько это возможно. Среди характеристик последних видеокарт Nvidia есть и «турбо-частота» (Boost Clock) - это средняя частота, на которой GPU работает в реальных 3D-приложениях и играх, требующих меньшей энергии. Средняя турбо-частота для Geforce GTX 660 равна 1033 МГц, что на 5% выше базовой - это лишь типичный прирост, получаемый пользователем, но зачастую GPU работает и на более высокой частоте.

Производительность

Переходим к вопросу производительности представленной модели Geforce GTX 660. В теоретической части мы приводим лишь данные самой Nvidia, и по сравнению с теми конкурентами, которых они сами себе назначили. Посмотрим сначала на производительность новинки в паре свежих игр, в одной из которых применяется GPU PhysX. В будущей игре Borderlands 2 при максимальных настройках с включенными физическими эффектами и в разрешении 1920×1080, новая видеокарта оказывается более чем в пять раз быстрее старой Geforce 9800 GT:

Сравнение с Geforce GTX 460 уже не такое радужное, но это видеокарта не такого уж давнего прошлого, а 64% прироста все-таки имеются. Несколько меньшая разница наблюдается и в игре Guild Wars 2 (это все также данные самой Nvidia):

Предполагаем, что и в других играх результаты Geforce GTX 660 будут достаточно сильными, особенно относительно старых Geforce 8800 GT пятилетней давности. По сравнению со старыми видеоплатами Nvidia из этого ценового сегмента, новинка компании показывает значительное превосходство. По тестам компании, преимущество над видеокартами схожей цены из поколения Geforce 8800/9800 в среднем составляет 3-5 раз, а не такую уж давнюю GTX 460 новинка опережает примерно в 1,6-1,8 раза, что тоже неплохо.

Понятно, что по сравнению с GPU предыдущих поколений, Geforce GTX 660 обеспечивает приличный прирост скорости в условиях современных игр. Благодаря применению чипа GK106 архитектуры Kepler, имеющего высокие частоты, производительность 3D-рендеринга заметно возросла. Переходим к сравнению в широком наборе игр, где Nvidia приводит следующие цифры в виде диаграммы, сравнивая новинку с такими ранними DX11-совместимыми решениями как Geforce GTX 460 и GTX 560:

На диаграмме указан относительный прирост частоты кадров на системе с Geforce GTX 660, по сравнению со старыми платами. И новая модель оказывается примерно на 60% быстрее, чем Geforce GTX 460, и на треть производительнее модели GTX 560. Но для нас интереснее сравнение с конкурентом, и тут Nvidia сравнивает свою новую плату исключительно с Radeon HD 7850, которая является одним из конкурентов новинки по цене:

В среднем, по тестам компании, Geforce GTX 660 оказывается на 16% быстрее, чем ее ближайший соперник из стана AMD. Иногда разница больше, иногда меньше, мы обязательно проверим это в следующих частях материала. Интересно, что Nvidia, кроме привычных уже выгодных отличий своих решений в виде PhysX, Adaptive VSync и TXAA, отдельно отмечает еще одно преимущество Geforce GTX 660 перед Radeon HD 7850 - все платы с чипом калифорнийской компании будут иметь 2 ГБ видеопамяти, а самые дешевые платы AMD Radeon HD 7850 поставляются лишь с 1 ГБ локальной памяти. Вполне естественно, что при игре в современные игры с максимальными настройками и в высоких разрешениях это может привести к нехватке памяти у платы Radeon, что выльется в падение частоты кадров ниже комфортного уровня.

А вот Geforce GTX 660 лучше подходит для игр в высоких разрешениях, вроде получившего широкое распространение разрешения 1920×1080. Ведь давно настали времена разрешения Full HD, которое пять лет назад было совсем не так широко распространено, в отличие от вариантов вроде 1280×1024, являющихся тогда наиболее массовыми. Судя по статистике все того же Steam, разрешение 1920×1080 стало доминирующим, и популярность его продолжает расти. Близко к нему еще одно разрешение - 1920×1200. Эти два варианта использует около 60% игроков, имеющих видеокарты семейства Geforce GTX 560:

Лишь 2% обладателей Geforce GTX 560 играют на более высоких разрешениях, такие пользователи чаще всего приобретают и видеокарты более высокого класса, вроде Geforce GTX 670 или GTX 680. А Geforce GTX 660 отлично подходит для своей целевой аудитории - тех, кто предпочитает решения среднего уровня как из видеокарт, так и из устройств отображения. И в выбранных Nvidia играх и условиях, новое решение оказалось быстрее как одного из конкурентов, так и собственных видеокарт прошлых поколений. Что касается современных решений, то мы обязательно проверим данные о сравнительной производительности в практической части.

Особенности

Печатная плата Geforce GTX 660 весьма короткая и для нее возможно применение сравнительно компактных кулеров. PCB эталонного дизайна заметно упрощена по сравнению с топовыми решениями, в том числе из-за других требований по питанию. Длина эталонной платы Geforce GTX 660 составляет 24 см, для дополнительного питания используется лишь один 6-контактный разъем питания.

Выше мы писали о том, что GPU Boost обеспечивает высокую тактовую частоту графического процессора. И типичная частота GK106 в играх в номинальном режиме составляет 1033 МГц, но это не максимальное значение. Во многих случаях видеочип платы Geforce GTX 660 будет работать на еще большей частоте, чем 1033 МГц. И для рассматриваемой видеокарты вполне типичны частоты порядка 1084 МГц и даже выше.

Это вполне объяснимо, так как Geforce GTX 660 при типичной игровой нагрузке потребляет лишь 115 Вт энергии. Такое значение достигается при установке настройки «power target» на 100% (значение по умолчанию). При разгоне же Geforce GTX 660 потребуется поднять это значение. К примеру, при значении +110% плата будет потреблять уже до 127 Вт в тех же самых условиях. Несмотря на довольно высокую тактовую частоту GPU, представленная модель вполне может обеспечить любителям разгона неплохие возможности по дальнейшему поднятию частот.

Как часто получается в последнее время у Nvidia, сразу после анонса в продаже у партнеров компании появятся фабрично разогнанные варианты Geforce GTX 660, так как они получили возможность разработать платы собственного дизайна и продавать их с начала продаж. Различные модели Geforce GTX 660 могут иметь оригинальный дизайн печатных плат, систем питания и охлаждения, а также повышенные тактовые частоты. Подобные решения появятся у многих партнеров Nvidia, вот лишь малая их часть:



Вероятно, некоторые из указанных моделей имеют усиленные системы питания, с увеличенным числом фаз и т. п. То же самое касается и систем охлаждения - как видите на фото, многие из разогнанных вариантов Geforce GTX 660 довольно компактны и имеют эффективные кулеры с увеличенным количеством вентиляторов большого диаметра, что позволяет улучшить эффективность охлаждения.

В остальном, Geforce GTX 660 похожа на предыдущие модели видеокарт Nvidia. Для вывода изображения на референсной плате имеется два выхода Dual Link DVI и по одному полноразмерному HDMI и DisplayPort, как и в старших модификациях линейки. Такое решение позволяет вывести стереоизображение сразу на несколько мониторов при помощи технологии 3D Vision Surround, что ранее было доступно лишь в SLI-конфигурации.

Новая модель поддерживает и все остальные технологии компании Nvidia, в том числе Adaptive VSync и PhysX. Обо всех этих технологиях мы уже писали в базовом обзоре Geforce GTX 680 - первой видеокарты семейства Kepler, но сейчас мы покажем, что дает пользователю адаптивная вертикальная синхронизация (Adaptive VSync). Эта технология значительно улучшает плавность вывода движущейся картинки на экран - при частоте кадров выше 60 FPS работает обычная вертикальная синхронизация, но когда FPS падает ниже отметки 60, то адаптивная вертикальная синхронизация временно отключает VSync, позволяя частоте кадров достигнуть своего обычного значения, а не «уполовиненного» синхронизацией. Результат хорошо видно в следующем видеоролике:


Подведем краткий итог. Имея в своей основе графический процессор GK106 на основе архитектуры Kepler, новая модель Geforce GTX 660 предлагает все современные возможности в виде DirectX 11, PhysX, TXAA, адаптивного VSync и других технологий, а также уровень производительности, который немногим уступает старшей модели GTX 660 Ti на базе урезанного GK104. При этом новая видеоплата предлагается по более привлекательной цене и может стать одной из наиболее массовых видеокарт на рынке ПК. Владельцы устаревших игровых систем, имеющих DirectX 10-совместимое аппаратное обеспечение, получили еще один шанс приобрести отличную видеокарту с серьезным приростом производительности за сравнительно небольшие деньги.

На этом теоретическая часть сегодняшнего материала закончена. Следующая часть статьи посвящена практической части исследования в синтетических тестах, в которой мы сравним производительность новой видеокарты Geforce GTX 660 со скоростью других решений компании Nvidia, а также конкурирующих видеокарт компании AMD.

Nvidia Geforce GTX 660 - Часть 2: видеоплаты и синтетические тесты →

В линейке новых продуктов компании nVidia в течение нескольких весенних и летних месяцев практически отсутствовали решения из самого востребованного ценового сегмента: от 100 до 300 долларов. Из финансовых отчетов компании, начиная со второго квартала, следовало, что nVidia могла бы продавать гораздо больше графических чипов, произведенных по 28-нанометровому техпроцессу, если бы не задержки со стороны главного партнера - компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company).

Из-за проблем с нехваткой чипов, nVidia пришлось сосредоточиться на высоко-прибыльных рынках мобильных графических устройств и топовых компьютерных графических адаптеров, оставив «дыру» в линейке своей продукции. Чтобы хоть как-то «залатать» ее, nVidia все же выпустила GeForce GTX 660 Ti, основанный на упрощенной версии дорогого и производительного чипа GK104, однако более доступный по цене GeForce GTX 660 на базе новейшего чипа GK106 появился лишь ближе к началу сентября, то есть почти через полгода после запуска первых графических процессоров семейства Kepler (и 9 месяцев после перехода на 28-нанометровый техпроцесс - главный двигатель прогресса компании в 2012 году).

Теперь, наконец, ситуация с чипами заметно улучшилась, и продукция nVidia, имеющей на руках GK104 для топовых видеокарт, GK106 для «среднего класса» и GK107 для бюджетного сегмента, полностью охватывает весь ценовой диапазон. Речь в данном обзоре пойдет о графических картах GeForce GTX 660, в основу которых лег чип GK106, призванный обеспечить наилучший баланс между ценой и производительностью.

Чип GK106

GK106 содержит меньше функциональных блоков, если сравнивать его с GK104, но в то же время, в отличие от последнего, потребляет заметно меньше энергии и потому является превосходным выбором для дискретных видеокарт так называемого мейнстрим-класса, предназначенных для настольных компьютеров. Впрочем, в середине августа еще было до конца не ясно, появится ли в планах nVidia выпуск GK106: компания могла бы использовать возможности чипов GK104 и GK107, чтобы закрыть бреши в линейке своих графических карт.

GeForce GTX 660 оказался фактически «центральным» элементом нового поколения продукции nVidia, расположившись между производительным кластером, включающим GTX 680 и GTX 660 Ti, и бюджетным, в который входят GTX 650 и GTX 640. Очевидно, nVidia стремится повторить коммерческий успех видеокарт на базе GTX 560 и GTX 460 (графических процессоров предыдущего поколения), которые в свое время так же, как это теперь делает GTX 660, представляли ценовой сегмент до 250 долларов.

Базовая версия GK106, которая используется в GeForce GTX 660, состоит из 5 блоков потоковых мультипроцессоров (Streaming Multiprocessors, архитектура SMX), размещенных в 3 графических процессорных кластерах (GPC, Graphics Processing Cluster); 24 блоков растровых операций (ROPs); 3 64-битных котроллеров памяти; и 384 КБ кэша второго уровня. 5 SMX-блоков содержат 960 ядер CUDA (универсальных шейдерных процессоров). Таким образом, GK106 можно рассматривать как «золотую середину» между GK104, содержащим 8 SMX-блоков и 32 ROP-блока, и GK107, включающим 2 SMX-блока и 16 ROP-блока. Два с половиной миллиарда транзисторов занимают площадь, равную 214 квадратным миллиметрам, что всего на 2 кв. мм. больше в сравнении с графическим чипом AMD Pitcairn.

Кстати, впервые со времени появления в 2008-ом году семейства видеокарт GeForce 9000 вся продукция nVidia текущего поколения основана на единой архитектуре - серия GT200 базировалась на трех разных архитектурах (G9x, GT200 и GT21x), а в сериях GT400/500 применялись чипы Big Fermi (GF1x0) и Little Fermi (GF1x4/1x6/1x8). В серии GTX 600 используются только чипы Kepler, предлагающие определенный набор опций (назовем их «семейными чертами»), стандартный для всех продуктов этой линейки: аппаратный H.264-энкодер NVENС, декодер VP5, поддержку FastHDMI, алгоритм сглаживания TXAA и шину PCIe 3.0.

О некоторых технологиях, которые предлагают нам чипы Kepler, стоит рассказать подробнее. Технология Surround Vision, позволяющая создавать визуальное окружение на базе мульти-мониторных конфигураций, была доступна еще в серии GTX 500, однако для того чтобы воспользоваться ею, пользователь должен был установить две видеокарты и объединить их в режиме SLI. Видеокарты нового поколения, основанные на чипах Kepler, способны работать с четырьмя мониторами одновременно, кроме того, для активации нового режима 3D Surround Vision, который предназначается для вывода стереоскопического изображения сразу на три монитора, теперь также достаточно одной видеокарты. Три монитора (поддерживаются так называемые 4K-мониторы, обладающие сверхвысоким разрешением: 3840x2160) можно использовать непосредственно для игры, а четвертый - для стандартных задач. Ну и, наконец, упомянем поддержку мульти-потокового аудио.

Спецификации GTX 660

На днях в Сеть просочились сведения о том, что nVidia собирается анонсировать, по меньшей мере, еще один продукт, который получит «урезанную» версию сипа GK106: по некоторой информации, им станет GTX 650 Ti. Основная же версия чипа - GK106-400 - является, по-видимому, самой производительной из тех, которыми, согласно неофициальным данным, nVidia намеревается наделить свои будущие видеокарты. Графический процессор GTX 660 работает на частоте 980 MHz (эталонное значение), то есть на 65 MHz выше, чем GTX 660 Ti, что позволяет в какой-то мере наверстать отставание от старшей модели, вызванное сокращением числа универсальных шейдерных блоков.

А вот рабочая частота и разрядность шины видеопамяти у них одинаковы: 6.008GHz (стандарт GDDR5) и 192 bit. С сугубо теоретической точки зрения текстурная и шейдерная производительность GTX 660 (960 ядер CUDA) меньше на 24%, чем у GTX 660 Ti (1344 ядер CUDA), поэтому игры, графическое великолепие которых основано на применении шейдеров и текстур высокого качества, на GTX 660 покажут более низкое число кадров в секунду по сравнению с GTX 660 Ti. Однако, снижение fps в играх, предъявляющих серьезные требования к видеопамяти или растеризации, будет уже не столь значительным. Кстати, различие в производительности между GTX 660 Ti и GTX 670 наоборот сводится к разрядности шины памяти и блокам растеризации.

Конфигурация контроллеров видеопамяти в GTX 660 так же, как и в GTX 660 Ti, является ассиметричной, благодаря чему nVidia удается совместить в видеокарте 192-битный интерфейс с объемом памяти, равным 2 GB (вместо 1.5 GB). Впрочем, допускается установка и 3 GB видеопамяти, чем наверняка воспользуются некоторые производители видеокарт. Три контроллера памяти содержат 8 модулей, распределенных следующим образом:

  • Контроллер памяти 1: 4 модуля: 128M x 16 GDDR5 (1GB, 16-bit);
  • Контроллер памяти 2: 2 модуля: 64M x 32 GDDR5 (512MB, 32-bit);
  • Контроллер памяти 3: 2 модуля: 64M x 32 GDDR5 (512MB, 32-bit).

Что касается энергопотребления, типичный уровень потребляемой энергии для GTX 660 равен 115 W при максимально допустимом уровне (TDP) в 140 W. Последнее значение лишь на 10 W меньше, чем у GTX 660 Ti, однако для серии GTX 600 актуальнее все же типичный уровень энергопотребления, который в случае с GTX 660 на 20 W ниже, чем у старшей модели, благодаря чему для работы GTX 660 достаточно одного дополнительного 6-пинового PCIe-коннектора.

Несмотря на то, что nVidia предложила в этот раз собственный дизайн печатной платы, которая получилась довольно компактной (всего 7 дюймов в длину), партнеры компании в своих решениях используют альтернативные варианты PCB. Объясняется это тем, что для эффективного охлаждения GTX 660 требуются сравнительно громоздкие радиаторы, да и система активного охлаждения на эталонном образце почти на три дюйма длиннее печатной платы. Asus, MSI и Gigabyte применяют на своих версиях GTX 660 те же самые фирменные системы охлаждения, что установлены на более мощных GTX 660 Ti.

Цены и конкуренты

Со спецификациями GTX 660 мы разобрались, теперь пора поговорить о ценах. 229 долларов - именно такую цену nVidia trjvtyletn gfhnythfv ecnfyjdbnmeрекомендует своим партнерам установить для их видеокарт на базе GTX 660, и, похоже, производители прислушиваются к рекомендациям, предлагая свои версии GTX 660 (в том числе, и с заводским разгоном) за $229.

При текущем уровне цен прямых конкурентов от компании AMD, то есть продуктов, продающихся по аналогичной цене, для GTX 660 сейчас нет. AMD Radeon HD 7870 стоит 239 долларов (после недавнего снижения цен), а цена Radeon HD 7850 составляет 199 долларов. Radeon HD 7870, как мы видим, всего лишь на 10 долларов дороже GTX 660, однако за эту разницу в стоимости покупатель получит игру «Sleeping Dogs», которая поставляется в комплекте с HD 7870, тогда как видеокарты GTX 660 от nVidia не будут комплектоваться какими-либо играми (компания не станет распространять промо-акцию Borderlands 2 на GTX 660).

ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP

В обзоре рассматривается наиболее производительная модель GTX660-DC2T-2GD5 от Asus. «T» в ее названии обозначает принадлежность к TOP-категории видеокарт, которые Asus оснащает разогнанными графическими процессорами, причем на «дополнительные мегагерцы» компания явно не скупится. Рабочая частота GPU в стандартном режиме преодолевает гигагерцовую отметку: 1072 MHz, а в boost-режиме (то есть в режиме 3D-производительности) GPU разгоняется до 1137 MHz. Кстати, Asus слегка увеличила и частоту видеопамяти - до 6108 MHz.

Помимо заводского разгона, видеокарта от Asus содержит фирменную систему активного охлаждения DirectCU II, включающую два крупных вентилятора диаметром 80 mm и три тепловые трубки, отводящие избыточное тепло от графического процессора к массивному радиатору.

Разъемы и интерфейсы включают в себя: 1 двух-канальный DVI-I, 1 двух-канальный DVI-D, HDMI и DisplayPort. Для дополнительного электропитания предусмотрен 6-пиновый PCIe-коннектор.

MSI GeForce GTX 660 TwinFrozr III

Видеокарта GTX 660 от MSI (модель N660 TF 2GD5/OC) также имеет определенный заводской разгон, хотя рабочие частоты GPU в стандартном и boost-режиме слегка не дотягивают до спецификаций «топовой» карты от Asus: 1033 MHz и 1098 MHz соответственно. Это в некоторой степени компенсируется применением надежных электронных компонентов вроде твердотельных конденсаторов.

На видеокарте установлена фирменная система активного охлаждения TwinFrozr третьего поколения, одной из интересных особенностей которой является технология избавления от пыли. За обдув радиатора отвечают два 80-миллиметровых вентилятора, а отвод излишка тепла осуществляет система тепловых трубок SuperPipe с никель-медным основанием.

Набор разъемов и интерфейсов стандартен: 2 DVI (DVI-D plus DVI-I), HDMI и DisplayPort. Как и у видеокарты Asus, на плате имеется 6-пиновый PCIe-коннектор.

Gigabyte GeForce GTX 660 Windforce OC

Третья видеокарта в списке предоставлена компанией Gigabyte. Модель GV-N660OC-2GD, как и две указанные выше графические карты, от эталонной GTX 660 отличается более высокой производительностью (благодаря заводскому разгону) и альтернативной системой охлаждения. Рабочие частоты графического процессора идентичны значениям частот видеокарты MSI: 1033 MHz в стандартном режиме и 1098 MHz в boost-режиме.

Система активного охлаждения Windforce 2X, также как и системы охлаждения видеокарт от MSI и Asus, имеет два активных вентилятора, диаметр которых у Gigabyte, впрочем, на 20 мм больше (100 мм). Радиатор построен по оригинальной схеме "Triangle Cool": он состоит из трех сегментов, объединенных между собой тепловыми трубками диаметром 8 мм. Анти-турбулентная конфигурация элементов радиатора препятствует возникновению турбулентных потоков между вентиляторами, увеличивая тем самым эффективность теплового рассеивания.

Интерфейсы и разъемы представляют собой набор из 2 разъемов DVI (DVI-D plus DVI-I), и по одному разъему HDMI и DisplayPort. Для дополнительного электропитания видеокарты предназначается 6-пиновый PCIe-коннектор.

Тестовый стенд

Для тестирования видеокарт была использована система, состоящая из следующих компонентов:

  • Материнская плата: MSI Big Bang XPower X58;
  • Процессор: Intel Core i7 965 Extreme @ 3750 MHz;
  • Оперативная память: 6144 MB (3x 2048 MB) DDR3 Corsair @ 1500 MHz;
  • Блок питания: 1200 Watt;
  • Монитор: Dell 3007WFP (максимальное разрешение 2560x1600).

Программное обеспечение включало в себя:

  • Операционная система: Windows 7 64-bit SP1;
  • API: DirectX 9/10/11 End User Runtime;
  • Драйверы: AMD Catalyst (12.1 ~ 12.8) / NVIDIA GeForce 306.23.


В режиме тестирования «Производительность графического процессора» (GPU Performance) с незначительным отрывом «побеждает» TOP’овая видеокарта от Asus. Отставание от заметно более дорогой GTX 660 Ti едва ли превышает пару тысяч очков. Radeon HD 7870 остается позади. Очень неплохо для синтетического теста.

3DMark 11 поддерживает большинство современных графических технологий вроде тесселяции и вычислительных шейдеров (Compute Shaders), а потому лучше подходит для того, чтобы узнать, на что способна видеокарта в новых играх. В этом тесте мы снова видим превосходство видеокарт от nVidia. А высокие результаты GTX 660 TI (GTX 660 отстает на тысячу очков) обусловлены более значительным числом универсальных шейдерных процессоров.

DX11: Battlefield 3

В сетевом шутере от первого лица все три видеокарты на базе GTX 660 демонстрируют практически одинаковый результат: 42-43 кадра в секунду. GTX 670 Ti оказывается «быстрее» всего на 3 fps. Примечательно, что знакомый нам по обзору GTX 660 Ti «трехсотдолларовый» Radeon HD 7950 Boost с активированным дополнительным разгоном не смог обогнать своих «низкоранговых» соперников.

DX11: Crysis 2 - High Res Textures

В Crysis 2 с установленным пакетом текстур высокого разрешения, настройками качества графики Ultra, а также четырехкратным сглаживанием GTX 660 снова идет вровень с более дорогой GTX 660 Ti. А вот Radeon HD 7950 Boost опережает обоих соперников почти на 14% - Radeon HD 7870 этого достичь не удается.

DX11: Metro 2033

Без, пожалуй, самой требовательной к системным ресурсам игры Metro 2033 обходится редкое тестирование видеокарт. При максимальных настройках качества графики и активном так называемым «аналитическом сглаживании» (AAA, Analytical Anti-Aliasing, приблизительно соответствует 4x MSAA) становится заметно уменьшенное количество функциональных блоков в чипе GK106 (по сравнению с чипом GK104 в GTX 680 и GTX 660 Ti): GTX 660 отстает от старшей модели почти на треть. Radeon HD 7870 показывает сходный результат.

Температурный режим и уровень шума

Сравнительно низкое энергопотребление (максимум, согласно спецификациям, равен 140 W) не могло не сказаться положительно на рабочих температурах видеокарт. Под типичной нагрузкой последние не «разогревались» более чем до 32 градусов по Цельсию. Максимальная зарегистрированная температура в играх для MSI и Gigabyte составляет вполне приемлемые 60 градусов, у Asus нрав более горячий: плюс 5 градусов.

Температура под типичной нагрузкой


Температура под максимальной нагрузкой


Тестирование на предмет шума показало, что одним из важнейших преимуществ GTX 660 нужно считать очень низкий уровень шума. Если GTX 660 Ti (в зависимости от модели видеокарты) под нагрузкой можно было расслышать, GTX 660 на фоне других компонентов системы работают весьма тихо: 37-38 dBa в играх.

Уровень шума под типичной нагрузкой

Уровень шума под максимальной нагрузкой

Новый бестселлер?

GeForce GTX 660 продемонстрировал неожиданно высокие результаты как в синтетических тестах, так и в играх. Добавим к этому невысокое энергопотребление (nVidia рекомендует блоки питания мощностью 450 W, но мы же все советуем приобрести 500W БП), низкий уровень шумаtrjvtykefg

и привлекательную цену - что еще нужно графической карте, чтобы стать бестселлером? Разве что отсутствие конкурентов. У AMD еще есть некоторое время в запасе, для того чтобы предпринять какие-либо шаги: возможно, как и в случае с Radeon HD 7950, компания значительно увеличит рабочую частоту GPU в Radeon HD 7870 - главном сопернике GTX 660 - и представит разогнанную версию: Radeon HD 7870 Boost. Впрочем, не станем забывать о фирменной черте видеокарт nVidia -архитектуре CUDA, заметно увеличивающей эффективность параллельных вычислений - и не только графических: приведем в качестве примера CUDA Encoder, позволяющий кодировать видеопоток в формат H.264 с высокой скоростью при помощи GPU видеокарты.

Как бы там ни было, поклонники nVidia наверняка будут довольны тем, что GTX 660 предлагает, по крайней мере, в ряде случаев производительность на уровне более дорогой GTX 660 Ti - напомним, что рекомендованная производителем (nVidia) розничная цена (MSRP) для GTX 660 Ti составляет 299$. Чем не повод сэкономить 70$ при покупке?

По материалам Guru 3D и AnandTech

Собрана видеокарта с использованием графического процессора GK106 со знакомой нам уже архитектурой Keepler. Эта карта конечно слабее вышедшей не давно GeForce GTX 660 Ti. Но она призвана быть не плохим решением для того, чтобы играть в игры на разрешении экрана 1920×1080/1920×1200 и используя при этом высокие настройки графики.

Технические характеристики

Ядро с самого начала работает на приличной частоте — 980 МГц. И конечно же она имеет поддержку авторазгона. То бишь частота будет меняться автоматически, под влиянием определенных параметров.

Она оснащена 192 битовой шиной памяти и имеет видеопамять равную 2 Гб GDDR5 типа и работающей на частоте 6008 МГц.

По заявлениям производителя, потребляемая мощность равна 140 Вт, но в приложения, которые не дают сильную нагрузку на карту, она достигает 115-127 Вт. Желательно чтобы мощность блока питания была не менее 450 Вт.

Эталонная версия имеет небольшую печатную плату и систему охлаждения, которая занимается тем, что выгоняет воздух за пределы блока.

Основные характеристики

Ядро GK106
Универсальных конвейеров (SPU) 960
Частота SPU 1960 МГц
Частота ядра 980 МГц
Частота памяти 6000 МГц
Тип памяти GDDR5
Объём памяти 2048 Мбайт
Шина памяти 192 бит
Текстурных блоков (TMU) 80
Блоков растеризации (ROP) 24

Дополнительные характеристики

Производители

ZOTAC GeForce GTX 660 2GB (ZT-60901-10M)

Модель от этого производителя собрана с использованием оригинальной печатной платы.

Система охлаждения состоит из оригинального кулера. В ее основе находятся кассета, алюминиевые пластины и тепловые трубки (6мм). Можно установить третью тепловую трубку.

Имеется разъем для подключения дополнительного питания. Также есть специальный коннектор, которым можно соединить две карты в одну конфигурацию.

Характеристики:

Zotac Geforce GTX 660 2048 МБ 192-битной GDDR5 PCI-E

  • GPU: Geforce GTX 660 (GK106)
  • Интерфейс: PCI Express x16
  • Частота работы GPU (ROPs): 993-1075 МГц (номинал - 980-1033 МГц)
  • 192 бит
  • 5/993-1075 МГц (номинал - 7/980-1033 МГц)
  • 192
  • 960
  • 80 (BLF/TLF/ANIS)
  • Размеры: 180×100×36 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты)
  • Цвет текстолита: черный
  • 141/48/25 Вт
  • Выходные гнезда :
  • SLI (Hardware)

KFA2

KFA2 Geforce GTX 660 Overclocked 2048 МБ 192- битной GDDR5 PCI-E

  • GPU: Geforce GTX 660 (GK106)
  • Интерфейс: PCI Express x16
  • Частота работы GPU (ROPs): 1008-1090 МГц (номинал - 980-1033 МГц)
  • Частота работы памяти (физическая (эффективная)): 1500 (6000) МГц (номинал - 1500 (6000) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью: 192 бит
  • Число вычислительных блоков в GPU/частота работы блоков: 5/1008-1090 МГц (номинал - 7/980-1033 МГц)
  • Число операций (ALU) в блоке: 192
  • Суммарное число операций (ALU): 960
  • Число блоков текстурирования: 80 (BLF/TLF/ANIS)
  • Число блоков растеризации (ROP): 24
  • Размеры: 250×100×36 мм (последняя величина - максимальная толщина видеокарты)
  • Цвет текстолита: синий
  • Энергопотребление (пиковое в 3D/в режиме 2D/в режиме «сна»): 142/48/27 Вт
  • Выходные гнезда : 1×DVI (Dual-Link/HDMI), 1×DVI (Single-Link/VGA), 1×HDMI 1.4a, 1×DisplayPort 1.2
  • Поддержка многопроцессорной работы: SLI (Hardware)

Разгон

В принципе тактовая частота изначально уже высокая. И во время игр GPU будет расти до 1 ГГц. Обратите внимание, что значение Power Limit маленькое, всего 110%. Поэтому разгоняя нужно понимать, что GPU Boost может как увеличиваться, так и уменьшаться. Может быть так, что когда будет выставлена самая высокая тактовая частота, производительность не сильно увеличится.

Проводя эксперименты, начальную частоту удалось поднять до 1057 МГц (+4,5%). Память продолжала стабильно работать на частоте 6676 МГц. Учитывая базовое значение, это не плохой прирост.

Видеокарта ограничена в плане разгона, так как начальные частоты уже довольно высокие, места для маневра не много.

Сравнение с другими видеокартами

Тесты в бенчмарках

Тесты в играх

Заключение

nVidia дала неплохую видеокарту для игроков. Она позволяет насладится комфортной игрой на высоких настройках. Она подходит тем, кто не хочет переплачивать за производительность. Но и в самые новые игры на ней поиграть не выйдет, максимум на средних или низких настройках. Лучше бы уменьшили тактовую частоту, но повысили количество вычислительных блоков, но увы…

Статистика – вещь упрямая. Около 90% активных игроков используют видеокарты стоимостью $100–300. Более доступные модели, как правило, не могут обеспечить должной производительности в играх, а более дорогостоящие интересуют лишь самых увлеченных энтузиастов. NVIDIA уже с лихвой удовлетворила интересы последних, предлагая современные топовые акселераторы. Сегодня же компания представила GeForce GTX 660 – видеокарту, основанную на новом графическом процессоре GK106 c архитектурой Kepler, претендующую на звание «оптимальный выбор» в средней ценовой категории.

Согласно текущей классификации дискретных графических адаптеров NVIDIA, новинка займет место на ступеньку ниже представленного не так давно GeForce GTX 660 Ti. Разработчик позиционирует данную модель в качестве оптимального решения для игр с разрешением экрана 1920×1080/1920×1200 и высокими настройками качества графики, при этом NVIDIA обещает обеспечить очень хорошее соотношение цена/производительность. Посмотрим, за счет чего компания планирует достичь поставленной цели.

GeForce GTX 660

Основой GeForce GTX 660 является новый графический процессор GK106 c 960 вычислительными блоками CUDA. Рабочая частота ядра изначально довольно высокая. Базовое значение – 980 МГц. GTX 660, как и старшие модели линейки поддерживает технологию авторазгона GPU Boost, которая, в зависимости от ряда параметров, динамически изменяет частоту GPU. В данном случае за некое усредненное значение принято 1033 МГц (Boost Clock). Примем его к сведению.

Видеокарта имеет 192 битовую шину памяти и оснащается 2 ГБ скоростной GDDR5, работающей с эффективной частотой 6008 МГц.

Заявленный уровень энергопотребления – 140 Вт. При этом, производитель акцентирует внимание на том, что в реальных игровых приложениях, не требующих максимальной мощности (non-TDP), типичное энергопотребление GTX 660 находится в рамках 115–127 Вт. Даже в этом случае возможностями слота PCI Express ограничиться не удастся, потому для подачи дополнительного питания используется один 6-контактный разъем. Рекомендуемая мощность блока питания для системы с GeForce GTX 660 – 450 Вт.

Интерфейсная панель видеокарты в классическом виде содержит два разъема DVI (DVI-I и DVI-D), а также полноформатные HDMI и DisplayPort. В этом плане оснащение точно такое же, как и у старших моделей Kepler. Интерфейс подключения к ПК – PCI Express 3.0.


Референсная GeForce GTX 660 внешне очень напоминает старшие адаптеры в линейке – GeForce GTX 660 Ti и GTX 670. Компактная печатная плата и система охлаждения с удлиненным корпусом и вентилятором центробежного типа, выдувающим нагретый воздух за пределы системного блока. В данном случае фантазия производителей ничем не ограничивается, потому мы увидим немало адаптеров с оригинальным дизайном PCB, кулеров и измененными частотными формулами.

Технические характеристики видеокарт:

GeForce GTX 660 Ti
GeForce GTX 660 GeForce GTX 560 Ti
GeForce GTX 560
Radeon HD 7870
Наименование кристалла GK104 GK106 GF114 GF114 Pitcairn
Техпроцесс производства, нм 28 28 40 40 28
Площадь кристалла, мм² 294 221 367 367 212
Количество транзисторов, млрд 3,54 2,54 1,95 1,95 2,8
Тактовая частота GPU, МГц 915/980 980/1033 822 810 1000
Количество потоковых процессоров 1344 960 384 336 1280
Количество текстурных блоков 112 80 64 56 80
Количество блоков растеризации 24 24 32 32 32
Память (тип, объем), МБ GDDR5, 2048 GDDR5, 2048 GDDR5, 1024 GDDR5, 1024 GDDR5, 2048
Шина памяти, бит 192 192 256 256 256
Частота памяти, МГц 6008 6008 4008 4008 4800
Пропускная способность памяти, ГБ/c 144 144 128 128 154
Энергопотребление, Вт 150 140 170 150 175
Рекомендованная цена $300 $229 $200-230* $170-200* $250

ZOTAC GeForce GTX 660 2GB (ZT-60901-10M)

Возможности GeForce GTX 660 мы изучали на примере видеокарты от ZOTAC. Хотя рассмотренная модель не относится к серии ускоренных адаптеров AMP!, производитель изначально слегка увеличил базовую тактовую частоту графического процессора – с 980 МГц до 993 МГц.


Видеокарта использует референсную для GTX 660 печатную плату. Данная PCB достаточно компактна, ее длина составляет всего 175 мм. Впрочем, это неудивительно, с учетом того, что даже для более мощных GeForce GTX 660 Ti и GTX 670 компания NVIDIA предлагает печатные платы таких же габаритов. По части компоновки они все же отличаются.


Подсистема питания также построена по пятифазной схеме (4+1), однако теперь силовые элементы размещаются у правой кромки печатной платы, и в случае с видеокартой от ZOTAC они прикрыты алюминиевым радиатором. Дополнительная пластина-охладитель также используется для чипов памяти, размещенных на лицевой стороне PCB.


Для охлаждения видеокарты используется оригинальный кулер, который ZOTAC ранее уже применяла для своих адаптеров GTX 660 Ti. Конфигурация СО в целом довольно привычная. Основа – кассета с алюминиевыми пластинами и парой 6-миллиметровых тепловых трубок.

По формовке пластин прослеживается попытка унифицировать радиаторный блок – имеется желоб для установки третьей тепловой трубки. Именно в такой конфигурации кулер используется для GTX 660 Ti. Здесь же конструкция несколько упрощена, что довольно логично, учитывая уменьшенный тепловой пакет устройств на GK106. Радиатор продувается парой осевых вентиляторов, лопасти которого имеют яркий оранжевый окрас. Общая длина видеокарты с учетом габаритов декоративной пластины – 190 мм.

У самой кромки на верхней панели адаптера размещен 6-контактный коннектор для подключения дополнительного питания. С противоположной стороны имеется один SLI-коннектор, позволяющий объединить две видеокарты в одной конфигурации.

Оснащение интерфейсной панели стандартно – два DVI, HDMI и DisplayPort, а также вентиляционная решетка.

Комплект поставки не отличается чрезмерным многообразием: руководство, диск с драйверами и ПО, переходник с Molex на шестиконтактный разъем и переходник с DVI–VGA.

В работе

Оценивая эффективность системы охлаждения, отметим, что в целом она неплохо справляется со своей работой. В режиме покоя на открытом стенде (~25C) чип прогревался до 32 градусов. Скорость вращения вентиляторов в таких условиях – 1400–1450 об/мин.

Несмотря на достаточно высокие, как для такого режима, обороты, в покое видеокарта работает тихо. Под нагрузкой графический процессор прогревался до 66 градусов, а Furmark смог повысить температуру чипа до 71С. Обороты вентиляторов возросли до 2300–2400 об/мин. Уровень шума в таком режиме – ниже среднего, но не более того.

На представленных скриншотах можно оценить работу технологии GPU Boost. Максимальная тактовая частота чипа (GPU Core Clock) во время типичной игровой нагрузки составила 1084 МГц, тогда как во время намеренного прогрева злостным «бубликом», частота ядра не поднялась выше базового значения – 993 МГц.

Разгон

Тактовая частота чипа у GeForce GTX 660 изначально довольно высока. Базовое значение в 980 МГц говорит о том, что во время типичных игр GPU будет автоматически ускоряться до частот, превышающих 1 ГГц. В случае с видеокартой от ZOTAC, имеющей повышенную стартовую частоту до 993 МГц, механизм GPU Boost под нагрузкой разгоняла чип до 1071–1084 МГц.

Безусловно, нам интересно было оценить потенциал для дополнительного форсирования видеокарты. Отметим, что в случае с GeForce GTX 660 значение параметра Power Limit сравнительно невелико – 110%. Приблизиться к нему довольно просто. Потому во время дополнительного разгона стоит обязательно учитывать, что GPU Boost работает как в одну сторону, так и в другую – на уменьшение (но не ниже базовой). Потому вполне возможна ситуация, когда при установке максимальной тактовой частоты производительность будет отнюдь не самой высокой, потому как энергопотребление видеокарты превысит допустимый предел, в результате чего порог динамического авторазгона будет снижен.

Экспериментальным путем удалось повысить базовую частоту чипа с 993 до 1057 МГц (+4,5%). В этом случае во время игровой нагрузки GPU работал на 1136–1147 МГц. Память стабильно функционировала на 6676 МГц . Учитывая базовое значение, это примерно +11%.

По единственной модели сложно оценивать частотный потенциал GeForce GTX 660. Тем не менее, можно говорить о том, что возможности для разгона в данном случае достаточно ограничены. Видеокарта изначально имеет высокие частоты чипа/памяти, потому резервов для дополнительного форсирования не много. Частотным рекордам также не способствует довольно простенькая референсная силовая и ограничения предела Power Limit в 110%.

Вместе с тем, наверняка мы еще увидим модели, основанные на оригинальных PCB с усиленной элементной базой и более эффективными системами охлаждения. По итогам знакомства с такими устройствами можно будет говорить о возможностях GK106 и видеокарт на его основе в целом.

Цена

Рекомендованная стоимость GeForce GTX 660 для американского рынка – $229 . Для Украины на старте продаж заявлена цена на уровне 2199 грн (~$270). Уже традиционно реальная стоимость видеокарт в нашей рознице значительно ближе к американской. Надеемся, что и в этот раз ничего не изменится. В данном сегменте разница в $40 может кардинальным образом менять отношение к устройству в целом. В своих оценках мы все же будем брать за отправную точку именно $229. Вместе с тем, не стоит забывать, что это рекомендованное значение для референсных моделей. Учитывая желание продавцов заработать на старте продаж, для видеокарт с оригинальными системами охлаждения на начальном этапе можно ожидать цены на уровне $250–260.

Производительность

Оценивая возможности GeForce GTX 660 в свете таковых для устройств от непосредственного конкурента, отметим, что новинка в целом достойно выглядит на фоне более дорогостоящего Radeon HD 7870 ($250+). Видеокарта на GK106 уверенно обходит последнюю в «синтетике», имеет определенное преимущество в ряде игр и уступает не более 10–15% в неудобных для себя Metro 2033 и AvP. В данном случае речь идет о видеокартах, работающих в штатных режимах. После форсирования адаптеров ситуация может серьезно измениться. Пожалуй, эта тема достойна отдельного материала.









В штатном режиме GeForce GTX 660 в среднем оказывается на 20–30% производительнее GeForce GTX 560 Ti. Маловероятно, чтобы владельцы последних избавлялись от своих адаптеров ради новинки на GK106. Зачастую указанную разницу можно компенсировать благодаря разгону. А вот при покупке новой видеокарты, новинка, безусловно, выглядит предпочтительнее. Особенно в том случае, если разница в цене не будет превышать 10–15%. Если сравнивать быстродействие новинки с таковой для старших адаптеров с архитектурой Fermi, то она зачастую оказывается между GeForce GTX 570 и GeForce GTX 580. После дополнительного разгона, GeForce GTX 660 в ряде случаев удается даже дотянуться до показателей уходящего флагмана.

По уровню быстродействия новинка стабильно уступает GeForce GTX 660 Ti порядка 15–20%. Учитывая разницу в стоимости, такое отставание вполне закономерно. Соотношение цена/производительность у обеих видеокарт примерно одинаково. В большинстве случае дополнительный разгон не позволяет GTX 660 приблизиться к старшей модели, однако бывают и исключения, как то игра Aliens vs. Predator, в которой новинка после форсирования смогла даже слегка обойти GeForce GTX 660 Ti.

Для того, чтобы с фактами на руках говорить о преемственности поколений, мы добавили в общий тест видеокарту GeForce GTX 460, оснащенную 1 ГБ (256-битовая шина). Данная модель – без преувеличения хит 2010 года. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что все это время разработчики графических решений не сидели без дела. GeForce GTX 660 оказался производительнее заслуженного ветерана на 55–95% (в среднем 70–80%). Символично, что на момент анонса GeForce GTX 460 1GB также предлагался по цене $229.

Итоги

NVIDIA представила интересное решение в самом популярном сегменте для увлеченных игроков. Можно не сомневаться, что в количественном выражении видеокарты стоимостью $100–200 – более массовые продукты. Но именно адаптеры ценой $200–250 способны обеспечить условия для комфортной игры с высокими настройками качества. Подобные решения – выбор прагматичных пользователей, которые с одной стороны не готовы серьезно переплачивать за обладание самым-самым, с другой – хорошо понимают, что сэкономив чуть больше, уже не удастся получить должного количества fps во время игры. Конечно, нам бы хотелось, чтобы базовая частота чипа GeForce GTX 660 была пониже, а вычислительных блоков – побольше. Но это бы уже было слишком хорошо, для того, чтобы оказаться правдой.

Основной конкурент успел адекватно отреагировать на приближающийся анонс, снизив цены на Radeon HD 7870/7850. Это, конечно, осложнит старт GeForce GTX 660. Если в случае с топовыми устройствами, после выхода они попадали в благодатную почву – в руки откровенно заждавшиеся поклонники продуктов калифорнийцев, то в среднем сегменте GeForce GTX 660 попадает в весьма конкурентную среду. И это прекрасно, ведь в результате мы имеем очень привлекательные решения от обоих производителей по приемлемой цене.

В истории знакомства с GeForce GTX 660 мы еще не ставим точку. К устройствам на GK106 будем возвращаться неоднократно. Прежде всего интересны форсированные модели других производителей, а также непосредственная дуэль новинки с разогнанными видеокартами Radeon HD 7850/7870. Должно быть интересно. Не переключайте.

Устройство для тестирования предоставлено компанией ZOTAC, www.zotac.com

Конфигурация тестового стенда