Что хранится в регистре результата ассоциативной памяти. Способы организации памяти. Общие сведения и классификация устройств памяти

Памятьс ассоциативным доступом или ассоциативная память отличается от остальных типов памяти тем, что обращение к ее ячейкам осуществляется не по определенному адресу, а по содержимому ячеек памяти. Фактически ассоциативная память работает как поисковая система, способная найти информацию по заданному образцу. Основу ассоциативной памяти составляют ассоциативные запоминающие устройства (АЗУ) , которые, как и большинство оперативных ЗУ, являются энергозависимыми и реализуются в виде полупроводниковых микросхем (наборов микросхем).

Принцип работы АЗУ поясняет схема, представленная на рис. 3.8.Запоминающий массив, как и в адресных ЗУ, разделен на m -разрядные ячейки, число которых n . Как правило, в состав АЗУ входят:

· запоминающий массив (ЗМ);

· регистр ассоциативных признаков (РгАП);

· регистр маски (РгМ);

· регистр индикаторов адреса со схемами сравнения на входе.

В АЗУ могут быть и другие элементы, наличие и функции которых определяются способом использования АЗУ.

Рис. 3.8. Ассоциативное запоминающее устройство

Выборка информации из АЗУ происходит следующим образом. В регистр ассоциативных признаков из устройства управления передается образец для поиска - код признака искомой информации (иногда его называют компарандом ). Код может иметь произвольное число разрядов – от 1 до m . Если код признаков используется полностью, то он без изменения поступает на схему сравнения, если же необходимо использовать только часть кода, тогда ненужные разряды маскируются с помощью регистра маски. Перед началом поиска информации в АЗУ все разряды регистра индикаторов адреса устанавливаются в состояние 1 .После этого производится опрос первого разряда всех ячеек запоминающего массива, и содержимое сравнивается с первым разрядом регистра ассоциативных признаков. Если содержимое первого разряда i -й ячейки не совпадает с содержимым первого разряда РгАП, то соответствующий этой ячейке разряд регистра индикаторов адреса Т i сбрасывается в состояние 0 , если совпадает – разряд Т i остается 1 . Затем эта операция повторяется со вторым, третьим и последующими разрядами до тех пор, пока не будет произведено сравнение со всеми разрядами РгАП. После поразрядного опроса и сравнения в состоянии 1 останутся те разряды регистра индикаторов адреса, которые соответствуют ячейкам, содержащим информацию, совпадающую с записанной в регистре ассоциативных признаков. Эта информация может быть считана в той последовательности, которая определяется устройством управления.



Заметим, что время поиска информации в ЗМ по ассоциативному признаку зависит только от числа разрядов признака и от скорости опроса разрядов, но совершенно не зависит от числа ячеек ЗМ. Этим и определяется главное преимущество АЗУ перед адресными ЗУ: в адресных ЗУ при операции поиска необходим перебор всех ячеек запоминающего массива. Кроме того, существуют реализации АЗУ, выполняющих поиск одновременно над всеми разрядами всех слов, записанных в память, т.е. время поиска в подобных устройствах не превышает времени цикла памяти.

Запись новой информации в ЗМ производится без указания номера ячейки. Обычно один из разрядов каждой ячейки используется для указания ее занятости, т.е. если ячейка свободна для записи, то в этом разряде записан 0 , а если занята, – 1 . Тогда при записи в АЗУ новой информации устанавливается признак 0 в соответствующем разряде регистра ассоциативных признаков, и определяются все ячейки ЗМ, которые свободны для записи. В одну из них устройство управления помещает новую информацию.

Нередко АЗУ строятся таким образом, что кроме ассоциативной допускается и прямая адресация данных, что представляет определенные удобства при работе.

Необходимо отметить, что запоминающие элементы АЗУ, в отличие от элементов адресуемых ЗУ, должны не только хранить информацию, но и выполнять определенные логические функции, поэтому позволяют осуществить поиск не только по равенству содержимого ячейки заданному признаку, но и по другим условиям: содержимое ячейки больше (меньше) компаранда, а также больше или равно (меньше или равно).

Отмеченные выше свойства АЗУ характеризуют преимущества АЗУ для обработки информации. Формирование нескольких потоков идентичной информации с помощью АЗУ осуществляется быстро и просто, а с большим числом операционных элементов можно создавать высокопроизводительные системы. Надо учитывать еще и то, что на основе ассоциативной памяти легко реализуется изменение места и порядка расположения информации. Благодаря этому АЗУ является эффективным средством формирования наборов данных.

Исследования показывают, что целый ряд задач, таких, как обработка радиолокационной информации, распознавание образов, обработка различных снимков и других задач с матричной структурой данных, эффективно решается ассоциативными системами. К тому же программирование таких задач для ассоциативных систем гораздо проще, чем для традиционных.

К сожалению, устройства памяти с ассоциативным доступом имеют высокие сложность изготовления и стоимость, превышающие аналогичные показатели как динамических, так и статических ОЗУ. Ассоциативная память является основой для построения параллельных ассоциативных систем, а также для ВС, управляемых потоком данных. Наиболее же широко ассоциативный доступ применяется в подсистемах кэш-памяти.

Кэш-память

Впервые двухуровневое построение памяти было предложено М.Уилксом в 1965 году при построении ЭВМ Atlas. Суть подхода заключалась в размещении между ЦП и ОП быстродействующей буферной памяти небольшого размера. В процессе работы ЭВМ те участки ОП, к которым ведется обращение, копируются в буферную память. За счет соблюдения принципа локальности по обращению получается существенный выигрыш в производительности.

Новый вид памяти получил название кэш-память (от англ. cache – «тайник, убежище»), поскольку такая память скрыта, «невидима» для ЦП, который не может непосредственно обратиться к ней. В свою очередь, программист может вообще не знать о существовании кэш-памяти. В серийных ЭВМ кэш-память впервые была применена в системах модели 85 семейства IBMS/360. Сегодня кэш-память наличествует в любом классе ЭВМ, причем зачастую имеет многоуровневую структуру.

Все термины, которые были определены раньше, могут быть использованы и для кэш-памяти, хотя слово «строка » (line ) часто употребляется вместо слова «блок » (block ).

Как правило, кэш-память строится на основе сверхбыстродействующих и дорогостоящих ОЗУ статического типа, при этом ее быстродействие в 5-10 раз превышает быстродействие ОП, а объем – в 500-1000 раз меньше. Заметим, что увеличению объема кэш-памяти по отношению к емкости ОП препятствует не только и не столько высокая стоимость статических ОЗУ. Дело в том, что при увеличении емкости кэш-памяти возрастает сложность схем управления, что, в свою очередь, ведет к падению быстродействия. Многочисленные исследования показали, что указанное соотношение объемов кэш-памяти и ОП является оптимальным и будет сохраняться в процессе развития ЭВМ при увеличении быстродействия обоих видов памяти.

Как уже было сказано, ЦП не имеет непосредственного доступа к кэш-памяти. За организацию взаимодействия ЦП, ОП и кэш-памяти отвечает специальный контроллер. Вся ОП разбивается на блоки фиксированного объема, при этом старшая часть адреса ОП определяет адрес блока , а младшая часть – адрес слова внутри блока . Обмен информации между ОП и кэш-памятью осуществляется блоками. Кэш-память также имеет свою внутреннюю адресацию, и каждый считанный из ОП блок размещается в кэш-памяти по определенному адресу блока в кэш-памяти . Часто блоки кэш-памяти называются строками или кэш-строками .

Если блок, к которому осуществляется запрос со стороны ЦП, уже находится в кэш-памяти, то его считывание завершается уже при обращении к кэш-памяти. Таким образом, обеспечивая доступ к некоторому адресу, контроллер должен сначала определить, имеется ли в кэш-памяти копия блока, содержащего этот адрес, и, если имеется, то определить, с какого адреса кэш-памяти начинается этот блок. Эту информацию контроллер получает с помощью механизма преобразования адресов . Сложность этого механизма зависит от стратегии размещения , определяющей, в какое место кэш-памяти следует поместить каждый блок ОП.

Не менее важным является вопрос о том, в какой момент нужно помещать в кэш-память копию блока из ОП. Данный вопрос решается с помощью стратегии выборки .

При записи в кэш-память существует несколько методов замещения старой информации, которые определяются стратегией обновления основной памяти .

Часто возникает ситуация, когда несмотря на выборку из ОП необходимого блока, в кэш-памяти нет места для его размещения. В этом случае необходимо выбрать одну из кэш-строк и заменить ее новым блоком. Способ определения удаляемой кэш-строки называется стратегией замещения .

Стратегии размещения

Существуетследующие способы размещения данных в кэш-памяти:

· прямое распределение;

· полностью ассоциативное распределение;

· частично (множественно) ассоциативное распределение.

Допустим, разрядность шины адреса n , тогда емкость ОП V ОП = 2 n слов. Без ограничения общности определим размер кэш-строки в 256 слов, таким образом, вся ОП будет поделена на 2 n-8 блоков. В адресе ОП старшие n-8 битов будут определять адрес блока, а младший байт – адрес слова в блоке. Пусть емкость кэш-памяти V кэш в 1024 раза меньше емкости ОП, т.е. V кэш = 2 n-10 слов или 2 n-18 блоков (кэш-строк).

Прямое распределение

Если каждый блок основной памяти имеет только одно фиксированное место, на котором он может появиться в кэш-памяти, то такая кэш-память называется кэшем с прямым распределением (direct mapped cache). Это наиболее простая организация кэш-памяти, при которой для отображения адресов блоков ОП на адреса кэш-памяти просто используются младшие разряды адреса блока. Таким образом, все блоки ОП, имеющие одинаковые младшие разряды в своем адресе, попадают в одну кэш-строку, т.е.

(адрес кэш-строки) = (адрес блока ОП) mod (число блоков в кэш-памяти)

В нашем примере адрес кэш-строки c будут составлять младшие n-18 бит адреса блока ОП (см. рис. 3.9). Преобразование адреса блока ОП в адрес кэш-строки осуществляется путем выборки этих младших n-18 бит. По этому адресу кэш-строки может быть помещен любой из 1024 блоков ОП, имеющих одинаковые n-18 младших бит. Между собой эти блоки будут различаться старшими 10-ю битами t , называемыми тегом . Для того, чтобы определить, какой именно блок ОП хранится в данное время в кэш-памяти, используется еще одна память – так называемая память тегов(теговая память) . Теговая память адресуется пословно, причем каждое слово имеет размер, равный размеру тега. Емкость памяти тегов – это произведение размера тега на общее число кэш-строк, для нашего примера составляет 10·2 n-18 бит. Адресом памяти тегов является адрес кэш-строки с . В отличие от памяти тегов, память, в которой хранятся блоки, помещенные в кэш, называется памятью данных . Память данных адресуется пословно, ее адрес образуется из адреса кэш-строки и адреса слова внутри блока (кэш-строки).

Рис. 3.9. Структура адреса памяти при прямом распределении

Рис. 3.10. Организация кэш-памяти с прямым распределением

При доступе к A -му адресу ОП (рис. 3.10) младшие n-18 бит адреса блока (поле c ), где содержится этот адрес, используются в качестве адреса кэш-строки. По адресу кэш-строки из теговой памяти считывается тег (поле t ). Параллельно этому осуществляется доступ к памяти данных с помощью n-10 младших бит адреса A (поля c и w ). Если считанный тег и старшие 10 бит адреса A совпадают, то это означает, что блок, содержащий адрес A , существует в памяти данных, и в слове, к которому осуществляется доступ, хранится копия A -го адреса ОП.

Если тег отличается от старших 10 бит адреса A , то из основной памяти считывается блок, содержащий адрес A , а из кэш-памяти удаляется кэш-строка, чей адрес определяется полем c (младшими n-18 битами) адреса считываемого блока. На место удаленной кэш-строки помещается считанный из ОП блок, при этом обновляется соответствующий тег в памяти тегов.

Достоинством прямого распределения является простота реализации, однако из-за того, что адрес кэш-строки однозначно определяется адресом блока ОП, высока вероятность сосредоточения областей блоков в некоторой части кэш-памяти. Замена блоков в этой части будет происходить довольно часто, в то же время другие области кэш-памяти могут простаивать. В такой ситуации эффективность кэш-памяти заметно снижается.

В ассоциативных опытах особенно следует подчеркнуть один момент, а именно то, что необходимым условием выявления достоверного ассоциативного процесса является полная пассивность субъекта, максимальная отключенность его воли и мышления от спонтанного протекания представлений. В противном случае вместо ассоциативного процесса получим активно детерминированный процесс. Это обстоятельство следует особо подчеркнуть по той причине, что настоящий ассоциативный процесс является, по сути, спонтанным процессом, протекающим вне активности человека; именно в этом качестве он представляет собой одну из ступеней развития памяти и одну из форм ее проявления. В случае ассоциативной памяти мы имеем дело со спонтанной памятью, спонтанным мнемическим процессом, не имеющим ничего общего с произвольной памятью. В этом смысле ассоциативная память, разумеется, более близка к вышеописанным примитивным формам проявления памяти, нежели специфически человеческим ее формам.

Спонтанность равно характеризует ассоциативную память как в момент запоминания, то есть фиксации или ретенции, так и воспоминания, то есть репродукции.

Субъект всегда находится под влиянием многообразных впечатлений, причем зачастую эти впечатления возникают или исчезают независимо от его намерения. Однако обычно бесследно они все-таки не исчезают. Правда, в психике в качестве сознательных переживаний эти впечатления долго не остаются, но в самом субъекте вызывают определенные личностные изменения. И вот, на основе этих изменений, при возникновении надлежащих условий, когда, например, одно из этих впечатлений вновь начинает действовать на субъекта, этот последний реагирует в соответствии с происшедшими в нем изменениями, то есть в его сознании вновь возникают переживания, соответствующие этому изменению. Так происходит репродукция представлений, переживаемая субъектом в качестве продукта воздействия спонтанных впечатлений. Как видим, репродукция этих последних также происходит вне активного, намеренного вмешательства субъекта.

В пользу того, что ассоциативную память следует четко разграничить от произвольной памяти, свидетельствует и то обстоятельство, что репродукция ассоциативных представлений всегда возникает лишь под воздействием какого-либо второго переживания - перцептивного представления. Для возникновения ассоциативного представления необходимо раздражающее представление или восприятие. Указанное обстоятельство достаточно хорошо характеризует ассоциативную память как все еще низкую, зависимую форму действия памяти. В данном смысле она довольно близка к узнаванию.

Протекание узнавания, как мы уже знаем, происходит следующим образом: восприятие N. всегда сопровождается чувством знакомости. Я узнал N., я его видел. Однако если к этому добавится еще какое-то представление, например, я видел N. там-то и там-то (образ места) или он был в такой-то шапке (образ шапки), то тогда мы имеем дело уже с ассоциативной памятью, то есть восприятие N. вызывает репродукцию представлений. В данном смысле различие между узнаванием и ассоциативной памятью состоит лишь в том, что в случае узнавания прошлое оживает в самом восприятии, не выходя за его пределы, тогда как в ассоциативной памяти это прошлое дается не в виде какого-либо прежнего восприятия, а появляется его образ, который дан повторно, но уже в виде представления. Ниже мы убедимся, что на более высокой ступени развития для репродукции представлений памяти раздражитель нужен далеко не всегда. Существует не только непроизвольное запоминание, но и произвольное припоминание.

Однако зонтик, конечно же, остается на полке, потому что сознание человека, стоящего на пороге своей квартиры, заполнено совсем иными проблемами...

В попытках как-то объяснить этот обескураживающий феномен нейробиологи из Института биологических исследований Солка (Salk Institute for Biological Studies) в пригороде Сан-Диего (США, штат Калифорния) провели серию интересных экспериментов. Институт Солка - это независимая некоммерческая организация, занимающаяся фундаментальными исследованиями, лечением людей и обучением будущих специалистов, а назван этот институт по имени его основателя (1965) - иммунолога Джонаса Эдвардса Солка (Jonas Edward Salk (1914-1995), в свое время одержавшего победу над полиомиелитом). О полученных результатах сообщается в выпуске журнала Neuron ("Нейрон") от 20 октября. Грубо говоря, удалось впервые показать, что мозг помнит про грозовую угрозу, даже если мы ее игнорируем и оставляем зонтик дома.

"Впервые при взгляде на мозговую активность обезьяны резус мы научились отгадывать, что в действительности знает животное", - говорит Томас Д. Олбрайт (Thomas D. Albright), что руководит Vision Center Laboratory. А основной автор исследования, Адам Мессинджер (Adam Messinger), бывший аспирант Олбрайта, который ныне трудится в американском Национальном институте психического здоровья (National Institute of Mental Health - NIMH), сравнивает предмет своего изучения с подсознательным знанием. Это знание остается у нас даже в том случае, если оно недоступно непосредственно сознанию. Он приводит такой пример: "Вы знаете, что встретили жену вашего коллеги по работе, хотя и не способны вспомнить ее лицо".

Человеческая память полагается главным образом на ассоциации ; когда мы пытаемся восстановить какую-либо информацию, один предмет напоминает нам о каком-то другом, который в свою очередь напоминает нам о третьем, и так далее... Как раз на учете этого обстоятельства и основаны, например, феноменальные успехи рекордсменов по запоминанию цифровых рядов, увязывающих с каждой цифрой какие-то более привычные предметы из окружающего мира - это так называемые мнемонические приемы. Разумеется, нейробиологи уже давно и весьма активно пытаются разобрать устройство всей этой ассоциативной памяти "по винтикам". Некоторые специалисты вообще утверждают, что внутри нас запрятано по меньшей мере два типа памяти (а кто-то насчитывает их до десяти разновидностей, но это уже скорее из области курьезов). Первая - основная память - функционально связана с работой фронтальной коры головного мозга, а вторая, гораздо более емкая, - ютится в специфической области мозга, получившей название нижней височной коры (inferior temporal cortex - ITC). Именно там хранится информация едва ли не обо всех событиях нашей жизни. Правда, памятные следы в височной коре окружены неработающими участками мозга, они как бы замурованы. И активизировать, пробудить эту память можно, например, в состоянии гипнотического транса с помощью особых наводящих вопросов.

Еще один способ изучения ассоциативной памяти (реализованный исследователями из Института Солка) состоит в том, чтобы обучать подключенных к приборам макак-резусов (обезьян из рода макак) запоминанию пар каких-нибудь символов. При показе первого из запоминаемых парных символов (например, картинки с изображением хмурых облаков) обезьянам предлагаются на выбор два варианта, правильным из которых считается лишь один - тот, что связан с начальным стимулом (в данном случае это будет зонтик). Награда за правильный выбор - глоток обожаемого обезьянами фруктового сока.

"Мы старались, чтобы обезьяны не ошибались в ходе этих тестов, однако случались и серии ошибок, - поясняет Олбрайт. - И нам стало интересно, что же происходит в их мозгу, когда обезьяны делают явно неверный выбор, несмотря на то, что они наверняка должны были бы помнить правильную связь пары символов". И вот в то время как обезьяны пробовали вспомнить - то есть восстановить правильные ассоциативные связи - и делали-таки свой ошибочный выбор, ученые стали наблюдать сигналы от невроцитов (нервных клеток, нейронов) в этой самой нижней височной коре головного мозга. А теперь уже точно известно, что эта область критически важна для процессов визуального распознавания различных структур и к тому же отвечает за работу именно этого типа памяти.

После того, как Олбрайт и его группа проанализировали картины активности мозговых клеток в нижней височной коре, они сделать вывод о том, что более 50 процентов тамошних активных невроцитов можно смело отнести к особому новому классу нейронов, в которых, как считают исследователи, и закодирована память о правильных соединениях "стимула" и связанного с ним символа.

А самым удивительным во всей этой истории кажется то, что эти специализированные мозговые клетки продолжали посылать свои "правильные" импульсы даже тогда, когда обезьяны выбирали символы неверные. "В этом смысле мозговые клетки "знают" больше, чем обезьяны обнаруживают своим поведением", - говорит Олбрайт. Ведь в реальном мире обезьян (как и людей) все время что-нибудь отвлекает, то есть не дает как следует сосредоточиться и сбивает с правильных мыслей, не позволяет обратиться к истинной памяти...


Ассоциативная память представляет собой распределенную память, которая обучается на основе ассоциаций, подобно мозгу живых существ. В информационных технологиях память, доступ к которой производится не по адресу, а по содержанию. Модель, реализующая ассоциативную память, должна распознать требуемый образ и извлечь его.

В отличие от обычной машинной памяти, в которой пользователь задает адрес памяти и ОЗУ возвращает слово данных, хранящееся по этому адресу, АП разработана таким образом, чтобы пользователь задавал слово данных, и АП ищет его во всей памяти, чтобы выяснить, хранится ли оно где-нибудь в нем. Если слово данных найдено, АП возвращает список одного или более адресов хранения, где слово было найдено (и в некоторых архитектурах, также возвращает само слово данных, или другие связанные части данных). Таким образом, АП - аппаратная реализация того, что в терминах программирования назвали бы ассоциативным массивом.


  1. Автоассоциативная память
Автоассоциативная память – память, которая может завершить или исправить образ, но не может ассоциировать полученный образ с другим образом. При решении задачи автоассоциативной памяти в нейронной сети запоминаются передаваемые ей образы (векторы). Затем в эту сеть последовательно подаются неполные описания или зашумленные представления хранимых в памяти исходных образов, и ставится задача распознавания конкpeтнoгo образа. Для настройки нейронных сетей, предназначенных для решения задач автоассоциативной памяти, используется обучение без учителя.

  1. Гетероассоциативная память
Гетероассоциативная память – память, в которой произвольному набору входных образов (стимулов) ставится в соответствие другой набор выходных производных сигналов (откликов). При этом размерность пространства выходных сигналов может, как отличаться от размерности пространства входных, так и совпадать. Для настройки нейронных сетей, предназначенных для решения задач гетероассоциативной памяти, используется модель обучения с учителем.

  1. Охарактеризуйте две фазы в работе ассоциативной памяти
Фаза запоминания. Соответствует процессу обучения сети в соответствии с формулой , где -ключевой образ, -запомненный вектор образов, -количество образов(ёмкость). Ключевой образ выступает не просто в роли стимула, определяющим местоположение запомненного образа , но и содержит ключ для его извлечения.

Фаза восстановления. Соответствует процессу извлечения запомненного образа в ответ на представление в сеть зашумлённой или искажённой версии ключа.


  1. Приведите определение процесса распознавания образов
Распознавание образов – процесс, в котором получаемый образ (сигнал) должен быть отнесён к одному из предопределённых классов (категорий). Чтобы нейронная сет могла решать задачи распознавании образов, её сначала необходимо обучить.

  1. Охарактеризуйте два типа машин распознавания образов.
1ый тип машины.

Система состоит из двух частей: сети извлечения признаков (без учителя) и сети классификации (с учителем). Образ – набор из
наблюдений, каждое наблюдение можно рассматривать точкой в -мерном пространстве наблюдений (данных). Извлечение признаков описывается с помощью преобразования, которое переводит в промежуточную точу в -мерном пространстве признаков
. Это преобразование можно рассматривать как операцию снижения размерности (сжатие данных), что упрощает задачу классификации. Классификация – преобразование, которое отображает промежуточную точку в один из классов -мерного пространства решений ( - количество выделяемых классов).

2ой тип машины.

Система проектируется как единая многослойная сет прямого распространения, использующая один из алгоритмов обучения с учителем. При этом подходе задача извлечения признаков выполняется вычислительными узлами скрытого слоя сети.


  1. Опишите способ решения задачи идентификации систем.
Пусть формула

Описывает соотношение между входом и выходом в неизвестной системе с несколькими входами и выходами без памяти (инвариантность системы по времени). Тогда множество маркированных примеров можно использовать для обучения нейронной сети, представляющей модель этой системы. Пусть - выход нейронной сети, соответствующей входному вектору . Сигнал ошибки ( =(желаемый отклик) - (выход сети)) используется для корректировки свободных параметров сети с целью минимизации среднеквадратичной ошибки


  1. Опишите способ построения инверсной системы
Предположительно существует система MIMO (с несколькими входами и выходами) без памяти, для которой преобразование входного пространства в выходное описывается соотношением . Требуется построить такую систему, которая в ответ на вектор генерирует отклик в виде вектора . Инверсную систему можно описать следующим образом:
вектор-функция
-инверсная. На основе множества маркированных примеров (
) можно построить нейронную сеть, аппроксимирующую обратную функцию с помощью схемы:

()-желаемый отклик, () – входной сигнал (векторы , - поменялись местами). Вектор сигнал ошибки равен разности желаемого вектора и реального выхода нейронной сети , полученный в ответ на возмущение . Здесь вектор сигнала ошибки используется для минимизации суммы квадратов разностей между выходами неизвестной инверсной системы и нейронной сети в статическом смысле (т.е. вычисляемой на всём множестве примеров обучения).


  1. Приведите блок-схему системы управления с обратной связью

В этой системе используется единственная обратная связь, охватывающая весь объект управления. Таким образом, выход объекта управления вычитается из эталонного сигнала (), принимаемого из внешнего источника. Полученный таким образом сигнал ошибки (e) подаётся на нейроконтроллер для настройки свободных параметров. Основной задачей контроллера является поддержание такого входного вектора объекта, для которого выходной сигнал (у) соответствовал бы эталонному значению (d). Другими словами, в задачу контроллера входит инвертирование отображения вход-выход объекта управления.


  1. Опишите операции логической суммы и логического произведения над нечёткими множествами
Нечёткое множество – обобщение обычных (чётких) множеств. Традиционный способ представления элемента множества A состоит в применении характеристической функции
, которая равна 1, если элемент принадлежит множеству A, или равна 0 в противном случае. В нечётких системах элемент может частично принадлежать любому множеству. Степень принадлежности множеству A, представляющая собой обобщение характеристической функции, называется функцией принадлежности , причём
, и
означает отсутствие принадлежности x множеству A, а
- полную принадлежность. Конкретное значение функции принадлежности называется степенью или коэффициентом принадлежности.

Операция логической суммы:

Пусть
- наименьшее нечёткое подмножество, которое включает как так и с функцией принадлежности:

Операция логического произведения над нечёткими множествами:

Пусть
- наибольшее нечёткое подмножество, которое содержится одновременно в и в , тогда функция принадлежности имеет вид:


  1. Опишите операции отрицания множества и нормализации множества для нечётких множеств
Операция отрицания множества:

Пусть - всё то множество, что не , тогда элемент, принадлежащий множеству , определяется согласно функции:

Нормализация нечётких множеств:

СУПРЕМУМ: Sup - точная верхняя грань (максимальное значение принадлежности, присутствующее в множестве).

НОРМАЛИЗАЦИЯ: нечеткое множество нормально если супремум множества равен единице. Для нормализации перечитывают принадлежности элементов:

M"a(x) = Ma(x)/(Sup Ma(x))


  1. Опишите операцию концентрации и растяжения для нечётких множеств
Операция концентрации:

Операция размывания:


  1. Дайте определение лингвистической переменной
Переменная, значениями которой могут быть как числа, так и слова и их сочетания. Например, лингвистическая переменная «скорость» может иметь значения «высокая», «средняя», «очень низкая» и т. д. Фразы, значение которых принимает переменная, в свою очередь, являются именами нечетких переменных и описываются нечетким множеством .

Математическое определение лингвистической переменной:
, где -имя переменной;
-множество имён лингвистических значений переменной , каждое из которых является нечёткой переменой на множестве
; - синтаксическое правило для образования имён значений ;
семантическое правило для ассоциирования каждой величины значения с её понятием.


  1. Опишите операцию алгебраического произведения для нечётких множеств
Операция алгебраического произведения для множества и описывается следующей функцией принадлежности в форме алгебраического произведения: (агрегирование на уровне импликации). Где в свою очередь каждая из функций принадлежности для и принимает вид алгебраического произведения:
(агрегирование предпосылки).

  1. Опишите меру Егера, характеризующую степень нечёткости множеств
Для определения степени нечёткости множества введено понятие меры нечёткости, сводящейся к измерению уровня различия между нечётким множеством и его отрицанием . Наиболее популярна мера Егера:

,

количество элементов в ,
расстояние между множествами и в метрике (которое равно 1 или 2). Метрике Хэмминга соответствует значение


  1. Опишите метрику Евклида, характеризующую меру нечёткости множества
Мера Егера при значении метрики
называется евклидовой метрикой:
.

  1. Опишите энтропийную меру нечёткости множества Коско
Данная мера, предложенная Б.Коско, основана на кардинальных числах множеств:
Кардинальное число множества
сумма коэффициентов принадлежности всех элементов этого множества, т.е.
.

  1. Опишите систему нечёткого вывода Мамдани-Заде
Элементы теории нечетких множеств, правила импликации и нечетких рассуждений образуют систему нечеткого вывода. В ней можно выделить:

  • множество используемых нечетких правил;

  • базу данных, содержащую описания функций принадлежности;

  • механизм вывода и агрегирования, который формируется применяемыми правилами импликации.
В случае технической реализации в качестве входных и выходных сигналов выступают измеряемые величины, однозначно сопоставляющие входным значениям соответствующие выходные значения.

Для обеспечения взаимодействия этих двух видов вводится нечеткая система с так называемым фазификатором (преобразователем множеств входных данных в нечеткое множество) на входе и дефазификатором (преобразователем нечетких множеств в конкретное значение выходной переменной) на выходе.

Выходной сигнал модуля вывода может иметь вид нечетких множеств, определяющих диапазон изменения выходной переменной. Дефазификатор преобразует этот диапазон в одно конкретное значение, принимаемое в качестве выходного сигнала всей системы.

В модели вывода Мамдани-Заде присутствуют следующие операторы:


Рис 1. Пример системы вывода Мамдани-Заде

На рис. 1 представлен способ агрегирования при двух входных переменных .


  1. Охарактеризуйте фаззификатор
Выполняет преобразование четкого множества в нечеткое множество, характеризующееся функцией принадлежности .

  1. Охарактеризуйте понятие функции принадлежности
Функция нечеткой принадлежности является непрерывным приближением пороговой функции точной принадлежности.

Коэффициент принадлежности - величина из диапазона , характеризующая степень принадлежности элемента нечеткому множеству.

Действительное число, принимающее значение в диапазоне (0,1), при этом 1 означает 100%-ю (безусловную) принадлежность a к множеству , а 0 - безусловное отсутствие в . Значения между 0 и 1 характеризуют нечётко включенные элементы.

Отображение множества элементов во множество значений образует функцию принадлежности .

Функция может быть определена явно в виде, например, алгебраического выражения или таблично (дискретно) в виде массива пар


  1. Опишите обобщённую гауссовскую функцию принадлежности
Гауссовская функция принадлежности для переменной с центром и параметром ширины имеет вид:

Также существует обобщённая гауссова функция:
параметр формы.

Рис 3. График обобщённой функции Гаусса для с=1,

Обобщённая функция Гаусса также может быть и в рациональной форме:
.


  1. Опишите понятие дефаззификации нечёткого множества
Процесс дефаззификации – преобразование нечеткого множества, заданного функцией принадлежности , в скаляр.

  1. Опишите дефаззификацию относительно среднего центра
Дефаззификация относительно среднего центра:
где
центр -ой одиночной функции принадлежности, участвующей в итоговой агрегированной функции.

  1. Опишите дефаззификацию относительно центра области
Дефаззификацию относительно центра области:
или же в дискретной форме
.

  1. Приведите блок-схему работы генетического алгоритма.
Генетический алгоритм (англ. genetic algorithm) - это эвристический метод, используемый для решения задач оптимизации и моделирования через последовательный подбор и комбинирование искомых параметров с использованием механизмов, напоминающих биологическую эволюцию. Блок-схема работы генетического алгоритма:


  1. Охарактеризуйте понятия целочисленного и вещественного кодирования.
Выбор способа кодирования является одним из важнейших этапов при использовании эволюционных алгоритмов. В частности, должно выполняться следующее условие: должна быть возможность закодировать (с допустимой погрешностью) в хромосоме любую точку из рассматриваемой области пространства поиска. Невыполнение этого условия может привести как к увеличению времени эволюционного поиска, так и к невозможности найти решение поставленной задачи.

Как правило, в хромосоме кодируются численные параметры решения. Для этого возможно использование целочисленного и вещественного кодирования.

Целочисленное кодирование.

В классическом генетическом алгоритме хромосома представляет собой битовую строку, в которой закодированы параметры решения поставленной задачи.


Вещественное кодирование.

Часто бывает удобнее кодировать в гене не целое число, а вещественное. Это позволяет избавиться от операций кодирования и декодирования, используемых в целочисленном кодировании и увеличить точность решения.


  1. Опишите способы селекции.
Селекция (отбор) необходима, чтобы выбрать более приспособленных особей для скрещивания. Существует множество вариантов селекции, опишем наиболее известные из них.

Рулеточная селекция. В данном варианте селекции вероятность i-й особи принять участие в скрещивании pi пропорциональна значению ее приспособленности fi и равна .

Процесс отбора особей для скрещивания напоминает игру в «рулетку».

Рулеточный круг делится на сектора, причем площадь i-го сектора пропорциональна значению pi. После этого n раз «вращается» рулетка, где n – размер популяции, и по сектору, на котором останавливается рулетка, определяется особь, выбранная для скрещивания.

Селекция усечением. При отборе усечением после вычисления значений приспособленности для скрещивания выбираются Ln лучших особей, где L – «порог отсечения», 0
Как правило, выбирают L в интервале от 0,3 до 0,7.

Турнирный отбор. В случае использования турнирного отбора для скрещивания, как и при рулеточной селекции, отбираются n особей.

Для этого из популяции случайно выбираются t особей, и самая приспособленная из них допускается к скрещиванию. Говорят, что формируется турнир из t особей, t – размер турнира. Эта операция повторяется n раз.

Чем больше значение t, тем больше давление селекции. Вариант турнирного отбора, когда t = 2, называют бинарным турниром. Типичные значения размера турнира t = 2, 3, 4, 5.
28. Охарактеризуйте принцип работы одноточечного, двухточечного и однородного операторов кроссовера для целочисленного кодирования.

Для целочисленного кодирования часто используются 1-точечный, 2-точечный и однородный операторы кроссинговера.

1-точечный кроссинговер работает аналогично операции перекреста для хромосом при скрещивании биологических организмов. Для этого выбирается произвольная точка разрыва и для создания потомков производится обмен частями родительских хромосом.

Для оператора 2-точечного кроссинговера выбираются 2 случайные точки разрыва, после чего для создания потомков родительские хромосомы обмениваются участками, лежащими между точками разрыва. Отметим, что для 2-точечного оператора кроссинговера, начало и конец хромосомы считаются «склеенными» в результате чего одна из точек разрыва может попасть в начало/конец хромосом и в таком случае результат работы 2-точечного кроссинговера будет совпадать с результатом работы 1-точечного кроссинговера.

При использовании однородного оператора кроссинговера разряды родительских хромосом наследуются независимо друг от друга. Для этого определяют вероятность p0, что i-й разряд хромосомы 1-го родителя попадет к первому потомку, а 2-го родителя – ко второму потомку. Вероятность противоположного события равна (1 – p0). Каждый разряд родительских хромосом «разыгрывается» в соответствии со значением p0 между хромосомами потомков. В большинстве случаев вероятность обоих событий одинакова, т.е. p0 = 0,5.
29. Опишите принцип работы двухточечного кроссовера для вещественного кодирования.

2-точечный кроссинговер для вещественного кодирования в целом аналогичен 2-точечному кроссинговеру для целочисленного кодирования. Различие заключается в том, что точка разрыва не может быть выбрана «внутри» гена, а должна попасть между генами
30. Охарактеризуйте понятие разрушающей способности кроссовера.

Операторы кроссинговера характеризуются способностью к разрушению родительских хромосом.

Кроссинговер для целочисленного кодирования считается более разрушительным, если в результате его применения расстояние по Хэммингу между получившимися хромосомами потомков и хромосомами родителей велико.

Другими словами, способность целочисленного кроссинговера к разрушению зависит от того, насколько сильно он «перемешивает» (рекомбинирует) содержимое родительских хромосом. Так, 1-точечный кроссинговер считается слаборазрушающим, а однородный кроссинговер в большинстве случаев является сильно разрушающим оператором. Соответственно, 2-точечный кроссинговер по разрушающей способности занимает промежуточную позицию по отношению к 1-точечному и однородному операторам кроссинговера.

В случае кроссинговера для вещественного кодирования способность к разрушению определяется тем, насколько велико расстояние в пространстве поиска между точками, соответствующими хромосомам родителей и потомков. Таким образом, разрушающий эффект 2 точечного кроссинговера зависит от содержимого родительских хромосом. Разрушающая способность арифметического кроссинговера зависит от значения параметра l, например, при l >> 1 и l >> 0, способность к разрушению будет низкой. Для BLX-a кроссинговера разрушающая способность зависит как от значения a, так и от разности значений соответствующих генов родительских особей.

Отметим, что одновременно со способностью к разрушению говорят также о способности к созданию (creation, construction) кроссинговером новых особей. Тем самым подчеркивается, что, разрушая хромосомы родительских особей, кроссинговер может создать совершенно новые хромосомы, не встречавшиеся ранее в процессе эволюционного поиска.
31. Охарактеризуйте канонический генетический алгоритм.

Канонический генетический алгоритм разработан Джоном Холландом и описан в его книге «Адаптация в естественных и искусственных системах», 1975 г. . Представляет одну из базовых моделей эволюционного поиска, подробно исследованную в 70-80-х годах 20 века.

Канонический ГА имеет следующие характеристики:

Целочисленное кодирование;

Все хромосомы в популяции имеют одинаковую длину;

Постоянный размер популяции;

Рулеточная селекция;

Одноточечный оператор кроссинговера;

Битовая мутация;

Новое поколение формируется только из особей-потомков (разрыв поколений Т = 1).
32. Какие вы знаете модели представления знаний?

Наиболее распространенными моделями представления знаний в экспертных системах являются:


  • модель представления знаний средствами логики предикатов первого порядка;

  • продукционная модель;

  • фреймовая модель;

  • модель представления знаний в виде семантической сети;

  • модель представления знаний в виде доски объявлений;

  • модель представления знаний в виде сценария;

  • модель представления знаний на основе нечеткой логики;

  • нейросетевая модель представления знаний.
33. Что представляет собой логическая модель знаний?

Логическая модель представления знаний основана на логике предикатов. Предикатом, или логической функцией, называется функция от любого числа аргументов, принимающей истинное или ложное значение. Аргументы функции – значения из произвольного, конечного или бесконечного множества
, называемого предметной областью. Предикат от -аргументов называют -местным предикатом. Для модели представления знаний используется логика предикатов первого порядка, на которой основан Пролог.
34. Из чего состоит продукционная система?

Продукционная система – система обработки знаний, использующая представления знаний продукционными правилами. Продукционные правила – это выражения типа «Если (условие) то (действие)». “Условие” – предложение образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний; “действие” – действие, выполняемое при успешном исходе поиска. Вывод на такой базе знаний может быть прямым (от данных к поиску цели) и обратным (от цели для её подтверждения – к данным). Данные – исходные факты, хранящиеся в базе фактов, на основании которых запускается машина вывода или интерпретатор правил, перебирающий правила из продукционной базы знаний.

В состав продукционной системы входят база правил, база данных и интерпретатор правил. База правил – это область памяти, которая содержит базу знаний – совокупность знаний, представленных в форме правил вида ЕСЛИ … ТО; база данных – это область памяти, содержащая фактические данные (факты). Интерпретатор – механизм вывода, это тот компонент системы, который формирует заключение, используя базу правил и базу данных.
35. Охарактеризуйте модель представления знаний в виде фреймов

Во фреймовой системе единицей представления знаний является объект, называемый фреймом. Фрейм – форма представления некоторой ситуации, которую можно описывать некоторой совокупностью понятий и сущностей. В качестве идентификатора фрейму присваивается имя. Это имя должно быть единственным во всей фреймовой системе. Фрейм имеет определенную внутреннюю структуру, состоящую из множества элементов, называемых слотами, которым также присваиваются имена. Каждый слот, в свою очередь, представляется определенной структурой данных. Иногда слот включает компонент, называемый фасетом, который задает диапазон или перечень его возможных значений. Фасет указывает также граничные значения заполнителя слота (например, максимально допустимое число братьев


36. Каким образом осуществляется представление знаний в семантической сети?

Семантическая сеть представляет знания в виде графа, узлы которого соответствуют фактам или понятиям, а дуги – отношения между понятиями. Граф представляет собой множество вершин и множество дуг, соединяющих некоторые пары вершин. Размеченный граф для каждой вершины содержит дескрипторы (метки), благодаря которым вершины графа отличаются между собой. Для графа пространства состояний дескрипторы идентифицируют состояния в процессе решения задачи. Метки дуг в семантических сетях применяются для задания именованных отношений.
37. Опишите архитектуру экспертных систем

Группа экспертов или иной источник экспертизы обеспечивает загрузку в базу знаний фактов, наблюдений и способов анализа ситуаций. Пользователь запрашивает систему о конкретных проблемах через интерфейс, который допускает общение с использованием обычных выражений.

Информация, содержащаяся в базе знаний, обрабатывается с помощью машины вывода, которая использует эмпирические ассоциации или правила «ЕСЛИ … ТО» для формирования и проверки возможных решений. Интерфейс пользователя в доступной форме передает полученные результаты оператору.

В мощных интеллектуальных системах существует интерфейс на естественном языке, который позволяет задавать вопросы и получать ответы на обычном английском или русском языках. В случае обычных интеллектуальных систем пользователю предоставляется не столь изысканный, но тем не менее «дружественный» интерфейс.

38. Опишите функции машины (механизма) вывода

Главным в ЭС является механизм, осуществляющий поиск в БЗ по правилам рациональной логики, для получения решений. Этот механизм, называемый машиной вывода, приводится в действие при получении запроса пользователя и выполняет следующие задачи:


    • сравнивает информацию, содержащуюся в запросе пользователя, с информацией базы знаний;

    • ищет определенные цели или причинные связи;

    • оценивает относительную определенность фактов, основываясь на соответствующих коэффициентах доверия, связанных с каждым фактом.
Как следует из ее названия, машина вывода предназначена для построения заключений. Ее действие аналогично рассуждениям эксперта-человека, который оценивает проблему и предлагает гипотетические решения. В поиске целей на основе предложенных правил машина вывода обращается к БЗ до тех пор, пока не найдет вероятный путь к получению приемлемого результата.
39. Приведите структурную схему, описывающую этапы технологии создания экспертных систем

На этапе идентификации определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, ресурсы, эксперты и категории пользователей.

На этапе получения знаний выделяют три стратегии: приобретение знаний, извлечение знаний и обнаружение знаний. Под приобретением знаний понимается способ автоматизированного наполнения базы знаний посредством диалога эксперта и специальной программы. Извлечением знаний называют процедуру взаимодействия инженера по знаниям с источником знаний (экспертом, специальной литературой и т.д.) без использования вычислительной техники. Термин обнаружение знаний связывают с созданием компьютерных систем, реализующих методы автоматического получения знаний. Сейчас это направление является наиболее перспективным. При этом предполагается, что система сама сможет раскрыть закономерности предметной области и сформулировать необходимые знания на основе имеющегося эмпирического материала.

На этапе концептуализации проводится анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.

Этап формализации определяет способы представления всех видов знаний, формализует основные понятия, определяет способы интерпретации знаний, моделирует работу системы. На этом этапе оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решения, средств представления и манипулирования знаниями.

На этапе выполнения осуществляется наполнение БЗ системы. На этапе тестирования эксперт (и инженер по знаниям) в интерактивном режиме, используя диалоговые и объяснительные средства, проверяет компетентность ЭС. Процесс тестирования продолжается до тех пор, пока эксперт не решит, что система достигла требуемого уровня компетентности.

На этапе опытной эксплуатации проверяется пригодность ЭС для конечных пользователей. По результатам этого этапа, так же как и этапа тестирования, может потребоваться существенная модификация ЭС.

Процесс создания ЭС не сводится к соблюдению строгой последовательности перечисленных выше этапов. В ходе разработки приходится неоднократно возвращаться на более ранние этапы и пересматривать принятые там решения.


страница 1

В ассоциативной памяти элементы выбираются не по адресу, а по содержимому. Поясним последнее понятие более подробно. Для памяти с адресной организацией было введено понятие минимальной адресуемой единицы (МАЕ) как порции данных, имеющей индивидуальный адрес. Введем аналогичное понятие для ассоциативной памяти , и будем эту минимальную единицу хранения в ассоциативной памяти называть строкой ассоциативной памяти (СтрАП). Каждая СтрАП содержит два поля: поле тега (англ. tag - ярлык, этикетка, признак) и поле данных. Запрос на чтение к ассоциативной памяти словами можно выразить следующим образом: выбрать строку (строки), у которой (у которых) тег равен заданному значению.

Особо отметим, что при таком запросе возможен один из трех результатов:

  1. имеется в точности одна строка с заданным тегом;
  2. имеется несколько строк с заданным тегом;
  3. нет ни одной строки с заданным тегом.

Поиск записи по признаку - это действие, типичное для обращений к базам данных, и поиск в базе зачастую чвляется ассоциативным поиском. Для выполнения такого поиска следует просмотреть все записи и сравнить заданный тег с тегом каждой записи. Это можно сделать и при использовании для хранения записей обычной адресуемой памяти (и понятно, что это потребует достаточно много времени - пропорционально количеству хранимых записей!). Об ассоциативной памяти говорят тогда, когда ассоциативная выборка данных из памяти поддержана аппаратно. При записи в ассоциативную память элемент данных помещается в СтрАП вместе с присущим этому элементу тегом. Для этого можно использовать любую свободную СтрАП. Рассмотрим разновидности структурной организации КЭШ-памяти или способы отображения оперативной памяти на КЭШ .

Полностью ассоциативный КЭШ

Схема полностью ассоциативного КЭШа представлена на рисунке (см. рисунок ниже).

Опишем алгоритм работы системы с КЭШ-памятью. В начале работы КЭШ-память пуста. При выполнении первой же команды во время выборки ее код, а также еще несколько соседних байтов программного кода, - будут перенесены (медленно) в одну из строк КЭШа, и одновременно старшая часть адреса будет записана в соответствующий тег. Так происходит заполнение КЭШ-строки.

Если следующие выборки возможны из этого участка, они будут сделаны уже из КЭШа (быстро) - "КЭШ-попадание". Если же окажется, что нужного элемента в КЭШе нет, - "КЭШ-промахом". В этом случае обращение происходит к ОЗУ (медленно), и при этом одновременно заполняется очередная КЭШ-строка.

Схема полностью ассоциативной КЭШ-памяти

Обращение к КЭШу происходит следующим образом. После формирования исполнительного адреса его старшие биты, образующие тег, аппаратно (быстро) и одновременно сравниваются с тегами всех КЭШ-строк. При этом возможны только две ситуации из трех, перечисленных ранее: либо все сравнения дадут отрицательный результат (КЭШ-промах), либо положительный результат сравнения будет зафиксирован в точности для одной строки (КЭШ-попадание).

При считывании, если зафиксировано КЭШ-попадание, младшие разряды адреса определяют позицию в КЭШ-строке, начиная с которой следует выбирать байты, а тип операции определяет количество байтов. Очевидно, что если длина элемента данных превышает один байт, то возможны ситуации, когда этот элемент (частями) расположен в двух (или более) разных КЭШ-строках, тогда время на выборку такого элемента увеличится. Противодействовать этому можно, выравнивая операнды и команды по границам КЭШ-строк, что и учитывают при разработке оптимизирующих трансляторов или при ручной оптимизации кода.

Если произошел КЭШ-промах, а в КЭШе нет свободных строк, необходимо заменить одну строку КЭШа на другую строку.

Основная цель стратегии замещения - удерживать в КЭШ-памяти строки, к которым наиболее вероятны обращения в ближайшем будущем, и заменять строки, доступ к которым произойдет в более отдаленном времени или вообще не случится. Очевидно, что оптимальным будет алгоритм, который замещает ту строку, обращение к которой в будущем произойдет позже, чем к любой другой строке-КЭШ.

К сожалению, такое предсказание практически нереализуемо, и приходится привлекать алгоритмы, уступающие оптимальному. Вне зависимости от используемого алгоритма замещения, для достижения высокой скорости он должен быть реализован аппаратными средствами.

Среди множества возможных алгоритмов замещения наиболее распространенными являются четыре, рассматриваемые в порядке уменьшения их относительной эффективности. Любой из них может быть применен в полностью ассоциативном КЭШ.

Наиболее эффективным является алгоритм замещения на основе наиболее давнего использования (LRU - Least Recently Used ), при котором замещается та строка КЭШ-памяти, к которой дольше всего не было обращения. Проводившиеся исследования показали, что алгоритм LRU, который "смотрит" назад, работает достаточно хорошо в сравнении с оптимальным алгоритмом, "смотрящим" вперед.

Наиболее известны два способа аппаратурной реализации этого алгоритма. В первом из них с каждой строкой КЭШ-памяти ассоциируют счетчик. К содержимому всех счетчиков через определенные интервалы времени добавляется единица. При обращении к строке ее счетчик обнуляется. Таким образом, наибольшее число будет в счетчике той строки, к которой дольше всего не было обращений и эта строка - первый кандидат на замещение.

Второй способ реализуется с помощью очереди, куда в порядке заполнения строк КЭШ-памяти заносятся ссылки на эти строки. При каждом обращении к строке ссылка на нее перемещается в конец очереди. В итоге первой в очереди каждый раз оказывается ссылка на строку, к которой дольше всего не было обращений. Именно эта строка прежде всего и заменяется.

Другой возможный алгоритм замещения - алгоритм, работающий по принципу "первый вошел, первый вышел" (FIFO - First In First Out ). Здесь заменяется строка, дольше всего находившаяся в КЭШ-памяти. Алгоритм легко реализуется с помощью рассмотренной ранее очереди, с той лишь разницей, что после обращения к строке положение соответствующей ссылки в очереди не меняется.

Еще один алгоритм - замена наименее часто использовавшейся строки (LFU - Least Frequently Used). Заменяется та строка в КЭШ-памяти, к которой было меньше всего обращений. Принцип можно воплотить на практике, связав каждую строку со счетчиком обращений, к содержимому которого после каждого обращения добавляется единица. Главным претендентом на замещение является строка, счетчик которой содержит наименьшее число.

Простейший алгоритм - произвольный выбор строки для замены. Замещаемая строка выбирается случайным образом. Реализовано это может быть, например, с помощью счетчика, содержимое которого увеличивается на единицу с каждым тактовым импульсом, вне зависимости от того, имело место попадание или промах. Значение в счетчике определяет заменяемую строку.

Кроме тега и байтов данных в КЭШ-строке могут содержаться дополнительные служебные поля, среди которых в первую очередь следует отметить бит достоверности V (от valid - действительный имеющий силу) и бит модификации M (от modify - изменять, модифицировать). При заполнении очередной КЭШ-строки V устанавливается в состояние "достоверно", а M - в состояние "не модифицировано". В случае, если в ходе выполнения программы содержимое данной строки было изменено, переключается бит M, сигнализируя о том, что при замене данной строки ее содержимое следует переписать в ОЗУ. Если по каким-либо причинам произошло изменение копии элемента данной строки, хранимого в другом месте (например в ОЗУ), переключается бит V. При обращении к такой строке будет зафиксирован КЭШ-промах (несмотря на то, что тег совпадает), и обращение произойдет к основному ОЗУ. Кроме того, служебное поле может содержать биты, поддерживающие алгоритм LRU.

Оценка объема оборудования

Типовой объем КЭШ-памяти в современной системе - 8…1024 кбайт, а длина КЭШ-строки 4…32 байт. Дальнейшая оценка делается для значений объема КЭШа 256 кбайт и длины строки 32 байт, что характерно для систем с процессорами Pentium и PentiumPro. Длина тега при этом равна 27 бит, а количество строк в КЭШе составит 256К/ 32=8192. Именно столько цифровых компараторов 27 битных кодов потребуется для реализации вышеописанной структуры.

Приблизительная оценка затрат оборудования для построения цифрового компаратора дает значение 10 транз/бит, а общее количество транзисторов только в блоке компараторов будет равно:

10*27*8192 = 2 211 840,

что приблизительно в полтора раза меньше общего количества транзисторов на кристалле Pentium. Таким образом, ясно, что описанная структура полностью ассоциативной КЭШ-памяти () реализуема только при малом количестве строк в КЭШе, т.е. при малом объеме КЭШа (практически не более 32…64 строк). КЭШ большего объема строят по другой структуре.