По потреблению электроэнергии. Бездоговорное потребление электроэнергии на практике. Что делает поставщик

На территории Москвы и Подмосковья действуют следующие виды тарифов:

Указанные тарифные планы на электроэнергию Мосэнергосбыта действуют с 1 января 2020 года на территории города Москвы и Московской области. (руб./кВт·ч с учетом НДС)

Тарифы на электроэнергию представленные ниже в таблицах для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории города Москвы и Московской области указаны в соотношении руб./кВт·ч и разделены на два периода: тарифы на электроэнергию с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 и тарифы на электроэнергию с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Тарифы для квартир и домов с газовыми плитами

01.01.2020 30.06.2020

01.07.2020 31.12.2020
5,66
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
дневная зона Т1
(7.00-23.00)
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
полупиковая зона Т3
(10.00-17.00; 21.00-23.00)
пиковая зона Т1
(7.00-10.00; 17.00-21.00)

Тарифы для квартир и домов, оборудованных электрическими плитами

01.01.2020 30.06.2020

01.07.2020 31.12.2020

Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
дневная зона Т1
(7.00-23.00)
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
полупиковая зона Т3
(10.00-17.00; 21.00-23.00)
пиковая зона Т1
(7.00-10.00; 17.00-21.00)

Тарифы для квартир и домов в сельских населенных пунктах

01.01.2020 30.06.2020 01.07.2020 31.12.2020
Однотарифный учет с применением одноставочного тарифа 3,83 3,96
Двухтарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
1,89 2,06
дневная зона Т1
(7.00-23.00)
4,41 4,55
Многотарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
1,89 2,06
полупиковая зона Т3
(10.00-17.00; 21.00-23.00)
3,83 3,96
пиковая зона Т1
(7.00-10.00; 17.00-21.00)
4,60 4,75

Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории г. Москвы на 2020 год

с 01.01.2020 по 30.06.2020 с 01.07.2020 по 31.12.2020
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток ) Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
Круглосуточно 5,47 5,66
Круглосуточно 4,65 4,87
Круглосуточно 3,83 3,96
Круглосуточно 3,83 3,96

Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории г. Москвы на 2020 год

с 01.01.2020 по 30.06.2020 с 01.07.2020 по 31.12.2020
Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
6,29 6,51
2,13 2,32
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 - 23:00 5,35 5,60
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 - 07:00 1,50 1,63
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 - 23:00 4,41 4,55
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 - 07:00 1,89 2,06
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 - 23:00 4,79 4,55
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 - 07:00 2,13 2,32

Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории г. Москвы на 2020 год

с 01.01.2020 по 30.06.2020 с 01.07.2020 по 31.12.2020
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
6,57 6,79
5,47 5,66
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 2,13 2,32
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами
Пиковая зона Т1 07:00 - 10:00; 17.00 - 21.00 5,58 5,84
Полупиковая зона Т3 10:00 - 17:00; 21.00 - 23.00 4,65 4,87
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 1,50 1,63
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним
Пиковая зона Т1 07:00 - 10:00; 17.00 - 21.00 4,60 4,75
Полупиковая зона Т3 10:00 - 17:00; 21.00 - 23.00 3,83 3,96
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 1,89 2,06
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан
Пиковая зона Т1 07:00 - 10:00; 17.00 - 21.00 4,97 4,75
Полупиковая зона Т3 10:00 - 17:00; 21.00 - 23.00 4,12 3,96
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 2,13 2,32

На официальном сайте Мосэнергосбыт в разделе тарифы и оплата представлены три пункта меню: «Информация для населения о расчётах за электроэнергию с учётом общедомовых нужд (ОДН)», «Способы оплаты электроэнергии» и «Тарифы», в свою очередь в разделе «Тарифы» находятся описание тарифов на электроэнергию действующих на территории Москвы и московской области, нажав на раздел «тарифы» вы сможете с ними ознакомиться более подробно, для расчета ваших расходов за электроэнергию.

На базе такого ценообразования Мосэнергосбыт предоставляет тарифы на электроэнергию с разбивкой по ставкам и зонам суток, основываясь на индивидуальных потребностях своих абонентов. Различают одно-, двух- и многотарифные системы начисления оплаты. При многотарифной системе учитывается не только дневное и ночное потребление электроэнергии, но и его пиковые часы.

Электроэнергия для общедомовых нужд (ОДН) и ее расчет.

В разделе «Информация для населения о расчётах за электроэнергию с учётом общедомовых нужд (ОДН)» вы можете ознакомиться с подробной схемой затрат электроэнергии в многоквартирном доме.

Правила предоставления коммунальных услуг отражены в Постановлении №354 Правительства РФ от 06.05.2011 (редакция от 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Помимо платежа за индивидуальное потребление электроэнергии жильцам необходимо оплачивать и общедомовые нужды (ОДН). Рассчитываются, начисляются и выделяются в платежной квитанции такие суммы отдельно друг от друга.

Плата за общедомовую электроэнергию в многоквартирном доме обязательна для всех, не зависит от наличия у потребителей индивидуальных приборов учета (ИПУ) и пропорциональна площади занимаемых ими помещений.

При наличии общедомового счетчика объем поставленной электроэнергии на ОДН, подлежащий оплате, рассчитывается путем вычитания суммарного объема индивидуальных потреблений во всех помещениях многоквартирного дома из показаний общедомового прибора учета.

Если общедомовой электросчетчик не установлен, то расчет начислений ведется по действующим нормативам.

Многие владельцы недвижимости слышали о таком понятии, как норма на электроэнергию для населения, но мало кто знает, что это означает на практике. Регулирование данного вопроса осуществляется на законодательном уровне.

В обзоре мы подробно расскажем обо всех нюансах расчёта норматива энергопотребления, а также расскажем, по каким показателям ведётся учёт.

Расчёт потребляемого электричества населением регулируется на законодательном уровне несколькими Федеральными законами и Постановлением Правительства РФ. От установленных нормативов во многом зависит конечная сумма в квитанциях за электроэнергию. Рассмотрим главные аспекты каждого закона более детально, чтобы иметь полное представление о данном вопросе.

Правительственное постановление № 614

В данном документе описаны правила проведения выборочной проверки для установления норматива, а также представлены методики проведения расчётов и сбора статистических сведений. Помимо этого, указаны категории жилых помещений, для которых определён фиксированный предел потребления электричества. При его превышении гражданин обязан оплачивать услуги с применением повышающих коэффициентов.

Смысл Постановления в том, чтобы 70% населения могли уложиться в установленные нормы без ущемления для себя и своей семьи, влияющего на качество жизни. В среднем определён показатель в 70 кВт/ч на одного жильца. Данная цифра может изменяться региональным поставщиком, но такие действия должны быть обоснованы статистическими данными по региону.

Дело в том, что наша страна большая и находится в разных климатических зонах. Соответственно, меняется потребления электричества, так как оно идёт на освещение, отопление и прочие нужды.

В статье 33 Постановления Правительства №614 от 22.07.2013 г. определены размеры платы за потреблённую энергию при отсутствии электросчётчиков.

Таким образом, если в помещении есть техвозможность установления электросчётчика, но владелец по каким-либо причинам не делает этого, то оплачивать он будет по нормативу и повышающему его коэффициенту. Но если техвозможности нет и это доказано документами установленной формы, то оплата будет проводиться по фиксированным ставкам без повышения. Поэтому если у Вас не установлен прибор учёта, то при коммунальных начислениях нужно обращаться к статье 33 ПП №614 .

Важно! В законе написано “понижающий коэффициент”. Этот термин относится к льготе. Он повышает установленный тариф.

А также в Постановлении указаны коэффициенты, влияющие на повышение ставки при поломке электросчётчика. То есть если потребитель не устранил проблему путём установления нового прибора учёта, то по истечении 2 месяцев к нему будут применяться следующие коэффициенты:

  • в первые полгода – 0,9%;
  • в каждом последующем периоде, равном 6 месяцам – 0,1.

В данном законе в статье 38 указано, что норматив может быть пересмотрен в отношении некоторых категорий граждан в сторону уменьшения, но для этого нужно подать заявление в энергоснабжающую компанию.

Перерасчёт производится в течение 10 рабочих дней. При этом берётся период начала возникновения прав на льготу, но не более чем за 1 год.

При появлении основания на получение льготы гражданин должен самостоятельно уведомить об этом исполнителя, то есть энергоснабжающую организацию.

Необходимо учитывать, что при составлении подсчётов расхода электроэнергии для объектов, где не установлен электросчётчик, но техническая возможность установки имеется, дополнительно применяется повышающий коэффициент в размере 1,5.

По действующим ФЗ, Постановлению №442 и ряду других законодательных документов бездоговорное потребление электроэнергии представляет собой серьезное нарушение. При этом уголовное или административное наказание не предусмотрено. С нарушителя взимается плата за пользование услугой по маловыгодным тарифам за максимальный объем потребленной электроэнергии. Ниже рассмотрим сущность бездоговорного получения электричества, тонкости расчета объема и размера выплат, ответственность и другие моменты.

Теоретическая база

Бездоговорное потребление энергии представляет собой самостоятельное подключение электроприемников к электрической сети или получение услуги сетевой организации без оформленного договора. Исключением считаются случаи пользования электроэнергией при отсутствии соглашения в течение 60 суток с момента, установленного для принятия клиента к обслуживанию.

При выявлении нарушения оформляется акт с указанием неучтенного объема электричества. Факт такого деяния часто выявляется при проверке счетчиков во время периодического осмотра или непосредственно перед заменой.

Существует и другое определение бездоговорного потребления. Это взаимодействие клиента и энергоснабжающей структуры, при котором последняя получает финансовые потери. При этом баланс электричества остается неизменным.

В целом, бездоговорное потребление электричества - это:

  • самостоятельное подключение электроприемников к электрическим сетям
  • получение электроэнергии без оформления соглашения
  • использование услуги во время ее приостановки по договору из-за ограничений в поставке

Потребление электричества не считается бездоговорным, если между энергоснабжающей организацией и клиентом отсутствует соглашение в течение 60 дней, установленных для приема клиентов. Это касается ситуаций, когда электроснабжающая структура теряет статус поставщика в определенном регионе, и эту функцию получает другая компания. В таком случае потребителю дается 60 дней для оформления нового соглашения с другой фирмой.

Если установленный двухмесячный термин прошел, а клиент продолжает использовать электроэнергию, «диагностируется» факт бездоговорного потребления с соответствующими последствиями для нарушителей (в экономической и правовой сфере). Действие потребителя может квалифицироваться по статье 158-й УК РФ, но такие ситуации происходят редко. Человек получает электричество без намерения оплаты, а это уже воровство. Вот почему при самостоятельном подключении без оформления договора нарушитель должен помнить о последствиях.

Потребление при отсутствии соглашения с поставляющей структурой

Распространенная ситуация, когда субъект получает электроэнергию без оформления договора. В категорию гарантированных поставщиков входят члены рынка электроэнергии, предоставляющие услуги в опт и розницу, обязанные оформить соглашение с любым из потребителей в регионе. Иными словами, поставщик гарантирует заключение договора и поставку электричества клиенту. Для таких субъектов оформление соглашения является прямым обязательством. Но это в теории. На практике гарантирующая компания-поставщик ничего не должна.

Соглашение с электроснабжающей организацией оформляется с учетом ГК РФ (ст. 426). По закону поставщик может отказать клиенту на базе п. 32 с учетом Положения №442. К категории исключений можно отнести:

  • невозможность поставить электричество из-за отсутствия технической возможности
  • электроприемники находятся вне сферы работы предприятия-поставщика

В соглашении должны быть условия, оговоренные в Положении под номером 442 (п. 40). Главное внимание уделяется времени и дню, когда энергоснабжающая компания принимается за выполнение обязательств.

Оформление договора возможно двумя путями:

  1. Отправление заявки на подписание соглашения с указанием необходимых сведений - даты и условий сотрудничества (учитываются нормы Положения №442).
  2. Поиск и печать соглашения с официального ресурса поставщика, подпись и отправка поставщику услуг.

Вторая сторона вправе не согласиться с днем, указанным в качестве начала сотрудничества. В результате появляется конфликт интересов - получателя услуги и поставщика. Требования последнего объясняются условиями ГК РФ (статьи 433). На практике поставщики электричества указывают в качестве точки отсчета дату, когда субъект отправил договор для подписания. Нередко этот день не совпадает с тем, что указываются получателем услуги при заключении соглашения.

Если субъект потребляет электричество при отсутствии соглашения или до начала его действия (указывается в «теле» документа), речь идет о бездоговорном получении услуги. Вот почему перед оформлением сделки нужно определить гарантирующего поставщика, а после этого подавать запрос на оформление договора. Иными словами, все бюрократические нюансы лучше решить до заключения сделки.

Расчет объема бездоговорного потребления

В случае использования электрической энергии без договора поставщик рассчитывает объем переданного электричества с учетом допустимого тока за срок до года. При определении периода учитываются следующие моменты:

  1. При самостоятельном подключении (без разрешения) отсчет ведется со дня прошлой проверки состояния объекта. Иными словами, поставщик отталкивается от той даты, когда он был уверен в отсутствии потребления или законной поставке электричества.
  2. В случае полного ограничения отчет ведется со дня ввода наказания или с момента оформления прошлого документа о неучтенном получении электричества. Если энергоснабжающая организация не проверяла введенный лимит, точка отсчета - день ввода санкции.

В каждом из случаев объем бездоговорного потребления вычисляется персонально с учетом времени незаконного использования электричества и допустимой нагрузки. При этом итоговые значения всегда выше реальных.

Определение цены незаконно потребленного электричества

Стоимость электроэнергии рассчитывается компанией-поставщиком с учетом потерь, полученных фирмой и текущей тарификации для определенного уровня напряжения. На практике бездоговорное потребление заставляет нарушителя раскошелиться, ведь платить приходится за значительно больший объем электроэнергии.

Тарифы, которые применяются при вычислении, соответствуют текущей стоимости электроэнергии. Учитывается только тип потребителя - физлицо или сетевая организация. Компания-поставщик формирует счет, где указывается цена и объем потребленного электричества. В этом же документе рассчитывается цена 1 кВт*ч.

Нарушитель получает акт о неучтенной электроэнергии и счет. При выборе способа учитывается возможность подтверждения передачи документа. Срок выдачи счета не позже 72 часов с дня оформления акта или в течение 48 часов с момента вычисления стоимости 1 кВт*ч, полученных без оформления договора.

Расчет стоимости происходит по тарифу, действующему в регионе. При вычислении перемножаются следующие параметры:

  • мощность, потребленная в бездоговорной период
  • допустимый ток проводника
  • коэффициент мощности
  • номинальное напряжение
  • время бездоговорного получения электроэнергии
  • цифра «3» (для трехфазной сети)

Субъект, допустивший бездоговорное потребление, обязан внести оплату в срок до 10 суток. Отсчет периода начинается с момента получения документа. Игнорирование счета дает право поставляющей организации стянуть стоимость электричества на базе неосновательного обогащения.

Что делает поставщик

Бездоговорное потребление - распространенное нарушение, поэтому действия поставщика регламентированы с учетом требований законодательства. Сетевая организация придерживается следующей инструкции:

  1. Ограничение потребления электричества субъектом, допустившим нарушение.
  2. Составление акта с указанием неучтенной электроэнергии.
  3. Формирование счета, используемого нарушителем для оплаты рассчитанного объема по конкретной цене.

При оформлении акта обязательно прописывается:

  • дата и время ввода ограничения
  • параметры электроприемника, в отношении которого вводится лимит
  • способ бездоговорного потребления
  • пояснения виновной стороны
  • замечания (при наличии)
  • состояние счетчиков в момент последнего контроля
  • ограничения по мощности (если имели место).

При составлении документа могут указываться все прописанные пункты или только некоторые из них.

Ответственность и обязанности

Для исполнения требований поставляющей организации получатель должен понимать условия взаимодействия - стоимость, варианты оплаты, сроки информирования о задолженности и т. д. В течение 3-х рабочих дней со дня составления акта человеку выдается счет, который необходимо оплатить в срок до 10 рабочих суток. Размер суммы к выплате зависит от числа фаз и периода бездоговорного получения электроэнергии.

При отказе от выплаты денег компания может стянуть долг в порядке неосновательного обогащения. За нарушителем сохраняется право обжалования суммы штрафа, если поставщик не проинформировал о штрафе в указанный выше период. Обжалование также возможно, если для вычисления брались данные кабельной продукции ввода и неправильные сроки.

Что касается привлечения к ответственности по КоАП или УК РФ за бездоговорное подключение, в судебной практике таких случаев нет.

Способы защиты от бездоговорного потребления

Задача потребителя - исключить случаи бездоговорного потребления. Для этого используется ряд методов:

  1. Оформление соглашения с прошлым владельцем о покрытии расходов на электричество до момента заключения договора с новым хозяином.
  2. Подписание документа с указанием замены стороны по договору (в случае продажи недвижимости). Этот вариант наиболее безболезненный, но поставляющая организация часто отказывается от подобных решений.
  3. При покупке объекта, где не завершено подключение электроприемников, необходимо направить заявку в сетевую организацию и прописать в ней намерение оформить договор. В таком случае минимизируется риск бездоговорного подключения.
  4. Не нужно ждать согласования условий договора с поставщиком. Важно сразу осуществлять оплату за полученное электричество и передавать данные со счетчиков поставщику. Такие действия подтверждают намерение потребителя оформить соглашение и выполнять его условия. Риск бездоговорного потребления минимизируется.

Соблюдение указанных правил позволяет получателю избежать обвинений со стороны сетевой компании и сохранить деньги.

Наверняка, многие из уважаемых читателей нашего блога знакомы с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.08.2016г. по делу № 305-ЭС16-41338 (далее - Определение), в котором рассматривался спор между сетевой организацией ОАО «РСП» и ООО «Управляющая компания «Шишкин лес» о взыскании задолженности по Акту о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии.

Для тех, кто не знаком с указанным судебным разбирательством – мы решили опубликовать данную статью.

Вместо введения…

Нормы, предусматривающие понятие бездоговорного потребления электроэнергии, а также порядок и последствия установления данного факта, содержатся в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ПП № 442).

В пункте 2 Основных положений ПП № 442 приводится нормативное определение бездоговорного потребления как самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребления электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора , обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам которой присоединены объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет акт о неучтенном потреблении электроэнергии (далее – Акт). Данный Акт, в дальнейшем, и будет являться основанием для расчета и взыскания с потребителя платы за бездоговорное потребление.

Самым неприятным моментом для потребителя в такой ситуации является применение к нему санкций, выражающихся в определении объема бездоговорного потребления электроэнергии с применением расчетного способа исходя из Приложения № 3 к ПП № 442, что приводит к необходимости оплаты астрономических объемов, которые не представляется возможным потребить физически в нормальной жизни.

Благодаря решительности одной управляющей организации идти до конца, не смотря на отрицательные для нее решения судов апелляционной и кассационной инстанций, удалось отбить значительную сумму, которая могла бы стать значительной дырой в бюджете организации.

Итак, установив и заактировав факт неучтенного (бездоговорного) потребления электроэнергии от сетей сетевая организация ОАО «РСП» обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании задолженности с управляющей организации.

Ответчик с иском не согласился, указав на то, что у ответчика отсутствовали намерения производить бездоговорное потребление и представил доказательства к заключению договора с РСО ОАО «Мосэнергосбыт».

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 39, 84, 167 и 196 Основных положений № 442, и признав, что период, за который взыскивается задолженность, не может считаться бездоговорным ввиду наличия заключенного между компанией и обществом договора № 83958890, обеспечивающего подачу электроэнергии на МКД, находящийся в управлении компании, а предприятие не является собственником электрической энергии, потребленной компанией, пришел к выводу о выборе истцом неправильного способа защиты.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции исходил из того, что договорные отношения между компанией и обществом были оформлены только 03.03.2014 и заявленный предприятием период (с 01.10.2013 по 20.02.2014) отвечает признакам бездоговорного потребления, зафиксированного в акте от 14.03.2014 № 252. При этом суд согласился с позицией предприятия, определившего начало бездоговорного потребления с момента передачи МКД в управление компании (01.10.2013), а не с момента подписания между сторонами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (14.11.2013), как настаивала компания. Указанные выводы поддержаны судом округа.

С позицией апелляционного и окружного судов Верховный Суд РФ не согласился, указав следующее:

«…судами не учтено, что электрическая энергия, оплаты которой предприятие требует в качестве бездоговорно потребленной, поставлялась обществом (как энергоснабжающей организацией) в виде коммунального ресурса компании (как управляющей организации) в находящийся в ее управлении МКД в целях оказания проживающим в нем гражданам соответствующих коммунальных услуг .

В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК). Следовательно, положения пункта 84 Основных положений № 442 подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей ЖК...

Приведенные законоположения (п. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций , минуя посредничество управляющей организации. Данный подход в равной мере относится как ко внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и потреблению этих ресурсов на общедомовые нужды».

Верховным судом Российской Федерации высказана правовая позиция, согласно которой - поскольку актами гражданского и жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, пункт 84 Основных положений № 442, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля) , не подлежит применению к отношениям между управляющей организацией и сетевой организацией как противоречащий Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Из изложенного следует, что ввиду невозможности бездоговорного потребления исполнителем коммунальных услуг коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД в целях оказания коммунальных услуг гражданам, сетевая организация не вправе взыскивать с исполнителя коммунальных услуг стоимость соответствующего коммунального ресурса. Право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения) принадлежит ресурсоснабжающей организации.

Впоследствии, собственник сетей пытался оспорить рассматриваемое Определение ВС РФ в порядке надзора, но определением ВС РФ от 29.12.2016г. № 580-ПЭК16 в передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ ему было отказано.

Несмотря на полное фиаско, сетевая организация предъявила к управляющей организации иски о возмещении убытков, понесенных в результате оплаты Истцом в рамках заключенного договора с ПАО «Мосэнергосбыт» фактических потерь электроэнергии, возникших в результате потребления электроэнергии управляющей организацией (г/д № А40-205208/16-14-1804, № А40-146984/2016). Но в удовлетворении требований Истцу также было отказано.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе .

2018-11-15T11:21:00+03:00

2018-12-13T12:06:50+03:00

https://сайт/sience/20181115/829538943.html

https://сайт/i/logo/social_logo.png

Агентство экономической информации ПРАЙМ

https://сайт/i/logo/logo_subscription.png

Производство и потребление электроэнергии в Российской Федерации в 2017 году Н.В.Антонов, к.э.н.

По данным Росстата баланс электропотребления в Российской Федерации складывался из баланса производства электроэнергии 38,4 тыс. электростанциями, действующими на территории страны, а также сальдо экспорт-импорта (сальдо перетоков) электроэнергии.

Установленная мощность и производство электроэнергии. Совокупная установленная мощность электростанций разных типов достигла почти 273 млн кВт (102,2 % к уровню 2016 г.). Общий объем производства электроэнергии составил почти 1094,3 млрд. кВт∙ч (100,3 % к уровню 2016 г). Структура установленной мощности электростанций по типам и принадлежности приведена на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Структура установленной мощности электростанций Российской Федерации по типам станций в 2017 г.


Рис. 2. Структура установленной мощности электростанций Российской Федерации по их принадлежности в 2017 г.

Основная доля в структуре установленной мощности электростанций страны составляют тепловые станции — 70 %, за ними следуют гидростанции с долей 19,5 % и атомные станции — 10,3 %. Доля станций, работающих с использованием возобновляемых источников энергии, ничтожно мала и составляет 0,3 %. Причем 77 % установленной мощности (и 85% выработки электроэнергии) этих станций расположены в двух регионах — в Крыму и на Камчатке. Подавляющая часть установленной мощности (91 %) приходится на станции общего пользования и лишь примерно 9 % — на станции при промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, транспортных, строительных и прочих организациях.

Подавляющее количество электроэнергии на территории Российской Федерации вырабатывается на электростанциях, объединенных в Единую энергетическую систему (ЕЭС) России — 1053,9 млрд. кВт∙ч (рост на 0,5 % к уровню 2016 года) или 96,3 % в общем объеме производства электроэнергии в стране, указанном в начале публикации.

По данным Росстата, основной объем производства электроэнергии в России приходится на тепловые электростанции — 64,2 %, гидроэлектростанции занимают в выработке 17,1 %, атомные — 18,6 % и всего лишь 0,1 % — геотермальные, солнечные и ветровые. При этом подавляющая часть электроэнергии (почти 94 %) вырабатывается электростанциями общего пользования и лишь примерно 6 % — электростанциями при промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, транспортных, строительных и прочих организациях.

В зависимости от территориальных особенностей (наличия топливных и гидроресурсов, экономической специализации и проч.) в федеральных округах исторически сформировалась различная структура производства электроэнергии по типам электростанций. В Европейской части России и на Урале преобладает выработка электроэнергии на тепловых электростанциях, существенна доля атомных электростанций, особенно на территории ЦФО, СЗФО и ЮФО. На территории Сибири производство электроэнергии распределяется практически поровну между ТЭС и ГЭС — 54 % и 46 % соответственно, велика доля ГЭС и на Дальнем Востоке (33 %) (рис. 3 и 4).


Рис. 3. Структура производства электроэнергии по типам электростанций в федеральных округах Российской Федерации в 2017 году, % от выработки на территории ФО


Рис. 4. Структура производства электроэнергии по типам электростанций в федеральных округах Российской Федерации в 2017 году, млн кВт∙ч

Среди федеральных округов по объемам производства электроэнергии лидирует наиболее экономически развитый и населенный Центральный федеральный округ, на него приходится около 21 % производства электроэнергии в стране (почти 229 млрд. кВт∙ч), второе и третье место занимают Сибирский и Уральский округа (соответственно 19,4 и 17,8 %) — см. табл. 1. Стоит отметить, что из всех территорий Российской Федерации, существенная зависимость от «импорта» электроэнергии наблюдается только в Крыму (входит в Южный ФО с 2016 года), где объем производства (2,2 млрд. кВт∙ч в 2017 году) был в 3,2 раз меньше объемов электропотребления (7,2 млрд. кВт∙ч). Причем дефицит нарастал.

Табл. 1. Производство электроэнергии по федеральным округам в 2016 и 2017 гг.

Федеральный округ Производство в 2016 г., млн. кВт∙ч Производство в 2017 г., млн. кВт∙ч Доля в общем производстве в РФ,%
Центральный 225 845 20,7 228 982 20,9
Северо-Западный 121 618 11,1 120 801 11
Южный 72 550 6,6 74 148 6,8
Северо-Кавказский 27 285 2,5 26 828 2,5
Приволжский 178 759 16,4 183 776 16,8
Уральский 194 673 17,8 194 741 17,8
Сибирский 217 414 19,9 212 400 19,4
Дальневосточный 52 990 4,9 52 611 4,8
Российская Федерация 1 091 133 100 1 094 288 100

Источник данных: Росстат

В целом по России увеличение объемов выработки электроэнергии в 2017 г. в основном обусловлено ростом объемов производства на атомных станциях на 3,3 % к уровню 2016 г., а также на ГЭС — на 0,3 %. Тепловые электростанции продемонстрировали падение производства примерно на 0,2 %, хотя внутри этой группировки станции, работающие изолированно от энергосистемы, и блок-станции показали весьма ощутимый прирост — на 5,4 и 5,3 % соответственно.

Экспорт-импорт электроэнергии. Особенностью РФ является относительно небольшие объемы внешних перетоков: в 2017 году по данным Росстата экспорт достиг 11,6 млрд кВт∙ч, импорт — почти 6,4 млрд. кВт∙ч, то есть их сальдо составило (-5,2) млрд кВт∙ч, или менее 0,5 % от производства электроэнергии в стране.

При этом отметим, что сведения Системного оператора ЕЭС России (АО «СО ЕЭС») традиционно отличаются от сведений Росстата. По его данным экспорт составил почти 20, а импорт — 5,9 млрд. кВт∙ч. Таким образом сальдо перетоков электроэнергии между РФ и другими странами — (-14,0) млрд кВт∙ч, т.е. было примерно в 3 выше сведений, приводимых в электробалансе Росстата (см. табл. 2 и 3). Эта проблема несоответствия официальных данных разных организаций по производству, потреблению и экспорту-импорту электроэнергии освещалась автором подробно в соответствующей публикации прошлого года.

Табл. 2. Объемы экспорта электроэнергии в 2016 и 2017 годах, млн кВт∙ч (округленно)

Страна 2016 2017 Изменение 2017 г. к 2016 г.
млн кВт∙ч %
Норвегия (приграничная торговля) 59 104 44 75
Финляндия 5881 5819 -61 -1
Латвия 1088 917 -171 -16
Литва 2248 2680 432 19
Белоруссия 3030 2302 -728 -24
Украина 4110 3946 -164 -4
Грузия 125 29 -97 -77
Ю. Осетия 152 152 1 1
Абхазия 139 219 80 57
Казахстан 693 95 -598 -86
Монголия 265 347 82 31
Китай 3320 3319 -1 0
Всего 21110 19930 -1181 -5,6

Источник данных: АО «СО ЕЭС»

Табл. 3. Объемы импорта электроэнергии в 2016 и 2017 годах, млн кВт∙ч (округленно)

Страна 2016 2017 Изменение 2017 г. к 2016 г.
млн кВт∙ч %
Эстония 1473 1292 -181 -12
Украина 0 0 0
Азербайджан 61 54 -7 -11
Казахстан 2274 4549 2275 100
Всего 3807 5894 2087 54,8

Источник данных: АО «СО ЕЭС»

Как можно видеть в таблицах 2 и 3, в 2017 г. произошло некоторое уменьшение объемов экспорта (примерно на 1,2 млрд. кВт∙ч, или 5,6%) и резкое увеличение (более чем в 1,5 раза) импорта, в последнем случае из-за увеличения закупок из Казахстана на территорию Урала и Сибири.

Структура экспорта электроэнергии по странам представлена графически ниже (рис. 5).


Рис. 5. Структура экспорта электроэнергии в 2017 году

Видно, что крупнейшими импортерами российской электроэнергии в 2017 году были Финляндия (более 29 %), Украина (19,8 %, хотя и снизила закупки почти на 30 % по сравнению с 2015 г., когда она занимала первое место среди импортёров российской электроэнергии), Китай (16,7 %) и Литва (13,4 %). Финляндия, Украина и Китай продемонстрировали относительную устойчивость в объемах закупок, Литва — растущий спрос. В целом на четыре указанные страны в 2017 г. пришлось 79 % экспортных поставок электроэнергии из России.

Потребление электрической энергии в Российской Федерации, включая территорию Крыма, в 2017 г. достигло 1089,1 млрд. кВт∙ч, что на 11,2 млрд. кВт∙ч, или 1,03 % выше уровня 2016 года. Указанный объем включает расход электроэнергии на собственные производственные нужды электростанций и потери электроэнергии в электрических сетях.

Отметим, что в сопоставимом виде, т.е. без учета Крыма, уровень потребления электроэнергии в России в 2017 г. (1081,9 млрд кВт∙ч) впервые в постсоветское время превысил максимальный уровень потребления электроэнергии, достигнутый в 1990 году на территории РСФСР (1073,8 млрд. кВт∙ч).

Указанный выше темп прироста потребления электроэнергии на территории страны — весьма скромен, что закономерно, учитывая переживаемые страной экономические проблемы. Отметим, что сопоставление структуры и динамики потребления электроэнергии в 2017 и 2016 гг. представляется затруднительным, т.к. отечественная статистика вновь перешла на новую версию общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): вместо ОКВЭД1 с 2017 г. введен ОКВЭД2. Из-за этого статистические ряды оказались «сломанными».

Структура потребления электрической энергии по видам экономической деятельности (ВЭД) России в 2016 и 2017 гг. приведена по данным электробаланса Росстата в табл. 4 и на рис. 6.

Табл. 4. Структура потребления электроэнергии в РФ в 2016-2017 годах

Сектор 2016 % 2017 % Изменение 2016/2015, %
Российская Федерация, всего 1 078 411 100 1 089 105 100 1
в том числе
Производственные нужды с/х-ва 13 403 1,2 14 870 1,4 10,9
Добыча полезных ископаемых 138 999 12,9 134 905 12,4
Обрабатывающие производства 309 660 28,7 317 575 29,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (сектор Е ОКВЭД1) 117 129 10,9
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (сектор D ОКВЭД2) 110 255 10,1
из них собственные нужды электростанций 70 200 6,5 70 588 6,5 0,6
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (сектор E ОКВЭД2) 17 483 1,6
Строительство 12 628 1,2 12 711 1,2 0,7
Транспорт и связь 88 596 8,2
в том числе Связь 6 026
Транспортировка и хранение 86 662 8
Деятельность в области информации и связи 6 186 0,6
Прочие ВЭД, включая сферу услуг 136 802 12,7 127 528 11,7
Бытовой сектор (население) 153 949 14,3 155 669 14,3 1,1
Потери в электросетях 107 246 9,9 105 261 9,7 -1,9

Источник данных: Росстат


Источник данных: Росстат
Рис. 6. Структура потребления электроэнергии РФ в 2017 году

В этой структуре традиционно преобладает «промышленное» электропотребление — 53,3 %, в том числе 41,6 проц. пункт (п.п.) приходится на обрабатывающие (раздел С ОКВЭД2) и добывающие производства (раздел В ОКВЭД2), 10,9 п.п. — на разделы D и Е ОКВЭД2 (соответственно «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», включающий собственные нужды электростанций, и «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»).

Основное место в структуре электропотребления обрабатывающих производств занимают «связанные» ВЭД: а) «Производство металлургическое» и «Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования» и б) «Производство химических веществ и химических продуктов», «Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях» и «Производство резиновых и пластмассовых изделий». Вместе на эти ВЭД приходится более 60 % расхода электроэнергии в обрабатывающих производствах в целом.

Второй по значимости сектор — бытовое потребление, которое неуклонно растет все постперестроечные годы, его доля — 14,3 %. По удельному расходу электроэнергии на душу населения в быту — 1060 кВт∙ч — страна еще существенно отстает от развитых зарубежных стран с расходами от 2-3 до 5-6 тыс. кВт∙ч. Такое отставание объясняется целым рядом объективных и субъективных причин. Среди них разные климатические условия, уровень жизни населения (жилищная обеспеченность, структура потребительского бюджета), особенности энергетики и другие факторы. Так, например, разница между Россией и США, Канадой, странами Северной Европы, Францией в душевых объемах электропотребления в большой мере объясняется расходом электроэнергии в низкотемпературных процессах (на нужды кондиционирования, отопления и горячего водоснабжения/ГВС). В США на нужды кондиционирования, отопления и ГВС приходится примерно 1,9-2 тыс. кВт.ч/чел., что составляет почто 40 % всего душевого расхода электроэнергии в быту, тогда как в России — в 10 раз меньше, т. к. в РФ преобладает централизованное теплоснабжение от электростанций и котельных. Например, в 2010 году в более чем 37 % американских жилищ, включая сезонные, электричество использовалось в качестве основного источника тепла для отопления, почти в 44 % — для горячего водоснабжения, 60 % жилищ было оснащено электроплитами (в РФ в 2017 году — около 22 %).

Следует отметить очень высокие темпы прироста потребления электроэнергии в 2017 году в сельском хозяйстве на волне импортозамещения — 10,9 %, в 2016 г. прирост был тоже высок и составил 6,6 %.

Территориальная структура электропотребления не равномерна: 76,5 % от общего объема потребления приходится на четыре федеральных округа Российской Федерации — Центральный, Сибирский, Приволжский и Уральский. Оставшаяся часть — 33,5 % объема электропотребления распределяются между Северо-Западным, Южным, Дальневосточным и Северо-Кавказским федеральными округами (рис. 7 и табл. 5).


Рис. 7. Структура электропотребления по федеральным округам Российской Федерации в 2016 году

Табл. 5. Структура потребления электроэнергии по федеральным округам в 2016-2017 годах

Федеральный округ Потребление в 2016 г., Доля в потреб-лении,% Потребление в 2017 г., Доля в потреб-лении,% Прирост потребления 2017/2016 гг., млн. кВт∙ч
млн. кВт∙ч млн. кВт∙ч
Центральный 219 610 20,4 225 090 20,7 5 481
Северо-Западный 111 840 10,4 113 889 10,5 2 049
Южный 69 411 6,4 68 741 6,3 -670
Северо-Кавказский 24 704 2,3 24 674 2,3 -31
Приволжский 197 471 18,3 201 021 18,5 3 550
Уральский 184 524 17,1 185 453 17 929
Сибирский 221 762 20,6 221 549 20,3 -213
Дальневос-точный 49 091 4,6 48 689 4,5 -402
Российская Федерация 1 078 411 100 1 089 105 100 10 693

Источник данных: Росстат

Такая неравномерность определяется концентрацией в первых четырех округах (из указанных выше) основной экономической активности, в том числе расположением электроемких производств, как это имеет место в случае Сибирского и Уральского ФО, и населения и соответственно занятых в экономике (здесь проживает около 68 % населения страны и 69 % численности занятых).

По данным Росстата, территории федеральных округов демонстрировали как рост, так и снижение потребления электроэнергии в 2017 году. Основной прирост потребления электроэнергии в 2017 году пришелся на Центральный и Приволжский ФО (более 10 млрд кВт∙ч), наибольшие объемы снижения были на территории Южного ФО — 670 млн кВт∙ч (таблица 5).

Обычно основной прирост в условиях поступательного движения экономики обеспечивают наиболее экономически активные субъекты Российской Федерации с диверсифицированной развивающейся экономикой и активным непроизводственным строительством, такие как Москва и Московская область, Татарстан, Санкт-Петербург, Краснодарский край, и регионы с концентрацией тяжелой, энергоемкой промышленности, такие как Иркутская область (металлургическое и целлюлозно-бумажное производство, химия, добыча полезных ископаемых), Кемеровская и Ярославская область (добывающие производства и металлургия; нефтехимия соответственно), регионы добычи нефти и газа. Хотя электропотребление регионов тяжелой промышленности во многом зависит от конъюнктуры товарных рынков (спроса на производимую ими энергоемкую продукцию).

В 2017 г. по данным Росстата среди регионов лидерами прироста потребления по темпам были десять регионов: Ненецкий автономный округ (20,1 %), Калужская и Московская области (соответственно 13,5 и 7,3 %), Республика Бурятия (11,3 %), Республика Марий-Эл (6,8 %), Псковская область (5,7 %), г. Санкт-Петербург (5,4 %) — табл. 6.

Табл. 6. Список регионов РФ, сгруппированных по относительному изменению электропотребления (2017 г. к 2016 г.)

Регион Темп изменения, % Изменение потребления, млн кВт?ч
Ненецкий автономный округ 20,10% 382 Регионы-лидеры по темпам прироста
Калужская область 13,50% 970
Республика Бурятия 11,30% 637
Московская область 7,30% 3 200
Республика Марий-Эл 6,80% 177
Псковская область 5,70% 116
г.Санкт-Петербург 5,40% 1 445
Тверская область 4,80% 412
Свердловская область 4,60% 2 121
Мурманская область 3,60% 446 Регионы высоких темпов прироста
Амурская область 3,60% 285
Ярославская область 3,30% 284
Республика Мордовия 3,30% 110
Республика Крым 3,20% 183
Республика Калмыкия 3,00% 15
г.Севастополь 2,90% 39
Республика Башкортостан 2,90% 787
Магаданская область 2,90% 62
Республика Алтай 2,70% 15
Республика Ингушетия 2,60% 19
Ульяновская область 2,40% 136
Самарская область 2,40% 589
г.Москва 2,10% 1 147
Республика Татарстан 2,00% 588
Чукотский автономный округ 2,00% 14
Пермский край 2,00% 522
Пензенская область 1,90% 89 Регионы с темпом прироста выше или близок к среднему по стране
Чеченская республика 1,80% 47
Кемеровская область 1,70% 601
Камчатский край 1,70% 30
Ставропольский край 1,60% 166
Республика Хакасия 1,50% 255
Курганская область 1,40% 62
Орловская область 1,40% 37
Липецкая область 1,20% 152
Смоленская область 1,20% 75
Чувашская Республика 1,20% 60
Удмуртская Республика 1,20% 111
Кабардино-Балкарская Республика 1,00% 16
Республика Дагестан 0,90% 58 Регионы с незначитель-ным приростом
Тамбовская область 0,80% 27
Нижегородская область 0,70% 165
Забайкальский край 0,70% 55
Саратовская область 0,70% 94
Оренбургская область 0,60% 102
Иркутская область 0,50% 291
Хабаровский край 0,50% 45
Республика Тыва 0,50% 4
Воронежская область 0,50% 57
Брянская область 0,50% 18
Ивановская область 0,40% 13
Кировская область 0,30% 22
Рязанская область 0,30% 18
Ростовская область 0,20% 45
Ленинградская область 0,20% 40
Новосибирская область 0,10% 12
Приморский край 0,00% 4
Костромская область -0,10% -2 Регионы с падением электро-потребления
Тульская область -0,10% -7
Республика Коми -0,10% -9
Алтайский край -0,40% -38
Владимирская область -0,40% -28
Омская область -0,50% -56
Республика Карелия -0,50% -42
Вологодская область -0,60% -88
Челябинская область -0,70% -243
Калининградская область -0,70% -32
Карачаево-Черкесская Республика -0,80% -11
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) -0,90% -99
Ямало-Ненецкий автономный округ -1,00% -125
Ханты-Мансийский автономный округ -1,00% -787
Новгородская область -1,20% -52
Республика Адыгея -1,20% -17
Краснодарский край -1,30% -307
Архангельская область (без НАО) -2,00% -156
Курская область -2,20% -211
Красноярский край -2,60% -1 419
Астраханская область -2,80% -125
Волгоградская область -3,70% -503
Белгородская область -4,50% -682
Сахалинская область -4,50% -207
Еврейская автономная область -5,30% -70
Томская область -6,30% -570
Республика САХА (Якутия) -6,50% -564
Республика Северная Осетия -18,20% -325

Источник данных: Росстат

Однако к динамике электропотребления, приводимой в электробалансе Росстата по ФО и отдельным субъектам Федерации (т.е. к данным табл. 6), следует относиться с осторожностью.

Например, резкое увеличение объема потребления на территории Московского региона, в первую очередь Московской области (на 7,3 %) (табл. 6), вряд ли является верным: таких скачков в подобных «массивных» энергосистемах с относительно малоэнергоемкими потребителями в реальности не бывает. Настораживает разнонаправленное изменение в потреблении электроэнергии в Белгородской области: по данным электробаланса Росстата по итогам года —падение на 682 млн кВт.ч, а по данным Системного оператора — рост на 430 млн кВт.ч. В свою очередь, анализ показывает, что электробалансом в 2017 году (и, кстати, в 2016 г.) «потеряно» как минимум 200-300 млн кВт∙ч потребления в обрабатывающих производствах Северной Осетии. И примеры можно продолжать.

В связи с этим необходимо проводить проверку погодовых изменений в электропотреблении регионов:
. на предмет их соответствия динамике электропотребления, которые указывает в своих отчетах Системный оператор ЕЭС (с поправкой на то, что его данные приводятся для централизованной зоны и проч.),
. на адекватность динамике общеэкономических показателей в регионах, в том числе по основным сегментам экономики и электропотребления, например, указанным в табл. 4 (Ведь электропотребление по образному выражению Л.И.Татевосовой — это зеркало экономики!),
. на предмет их соответствия динамике объемов выпуска продукции/расхода электроэнергии крупнейшими потребителями в регионах.

Различия в электроёмкости ВРП, производимого на территории федеральных округов, демонстрирует таблица 7.

Табл. 7. Электроемкость экономики на территории федеральных округов и в целом по стране в 2016 г.

Федеральный округ Электроемкость ВРП в 2016, кВт∙ч/1000 руб. Электроемкость ВРП в 2016, кВт∙ч/1000 руб. (без бытового потребления)* По отношению к средней по РФ, %
Центральный 9,1 58 7,4 56
Северо-Западный 14,3 92 12,4 93
Южный 14,2 91 10,9 82
Северо-Кавказский 13,7 88 9,6 72
Приволжский 19 122 16,4 123
Уральский 19,7 127 18,2 136
Сибирский 31,1 200 27,7 207
Дальневосточный 13,1 84 10,7 80
Российская Федерация 15,6 100 13,3 100

Источник данных: Росстат

* — строго говоря, бытовой сектор не участвует в формировании ВРП, поэтому приводится значение электроемкости и без учета бытового электропотребления.
Наивысшую электроемкость закономерно имеет ВРП Сибирского ФО с его специализацией на производствах тяжелой промышленности (металлургия, прежде всего производство алюминия, добыча полезных ископаемых, нефтепереработка, химия, целлюлозно-бумажная промышленность), а также Уральский ФО со схожей специализацией.

Уровень электроемкости экономики федеральных округов зависит в большой мере от формальной регистрации на его территории крупных компаний. Яркий пример тому — Москва, концентрирующая на протяжении последних двух десятилетий до четверти ВРП страны, как суммы ВРП входящих в РФ регионов. До 18-20 % ВРП Москвы формируется только за счет «виртуальной» торговли энергоресурсами компаниями, зарегистрированными на территории столицы, за которыми реально практически не стоит никакого электропотребления или реального производства. В свою очередь, на долю Московского НПЗ приходится 4 % общероссийского объема переработки нефти, но в объеме общероссийской добавленной стоимости по ВЭД «Производство кокса и нефтепродуктов» доля Москвы составляет 55 %. Именно нахождение такого субъекта Федерации, как города Москва, на территории Центрального федерального округа резко снижает электроемкость его ВРП по сравнению с другими федеральными округами.

Электровооруженность труда, рассчитанная с использованием среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) по полному кругу предприятий и организаций всех секторов экономики за 2017 год, представлена в табл. 8. В этой же таблице приведена электровооруженность труда в промышленном производстве (секторы В, С, D, Е ОКВЭД2) по крупным и средним предприятиям в расчете на 1 чел. промышленно-производственного персонала.

Табл. 8. Электровооруженность труда по федеральным округам и в целом по РФ в 2017 году

Федеральный округ кВт∙ч/работника* (в среднем по всем секторам экономики) % от средней по стране кВт∙ч/1 чел. промышленно-производственного персонала % от средней по стране
Центральный 13 940 68 45 492 62
Северо-Западный 19 886 96 74 835 102
Южный 13 269 64 40 048 55
Северо-Кавказский 11 390 55 40 172 55
Приволжский 18 421 89 53 517 73
Уральский 38 687 188 118 647 162
Сибирский 34 201 166 139 412 191
Дальневосточный 18 711 91 53 987 74
Российская Федерация 20 626 100 73 067 100

Источник данных: Росстат

* в расчете на среднесписочную численность работников по полному кругу организаций.
Можно видеть, что, как и в случае c электроёмкостью ВРП, электровооруженность труда во всей региональной экономике ожидаемо максимальна на территории Урала и Сибири. При рассмотрении электровооруженности промышленно-производственного персонала сюда добавляется и Северо-Западный ФО также с большой долей отраслей тяжелой промышленности.

Заметим, что, несмотря на электроемкие отрасли специализации и тем самым «утяжеленную» экономику РФ, по уровню электровооруженности труда в промышленности (около 39 тыс. кВт∙ч/занятого) мы отстаем от стран со схожей структурой промышленности в 2-3 раза (см. табл. 9).

Табл. 9 — Электровооруженность труда в промышленности России, США, Австрии и Финляндии в 2010 году

Показатели РФ США Финляндия Австрия
Объем потребления электроэнергии в отраслях промышленности (секторы С+D+E ОКВЭД1), млрд кВт∙ч 554,4 1220,9 44,9 34,9
Доля промышленного электропотребления (секторы С+D+E) в полномэлектропотреблении страны, % 54 28 49 48
Доля электропотребления отраслей тяжелой промышленности* в общем потреблении обрабатывающей промышленности (секторе D), % 80-82 69 83 64
Электровооруженность труда в промышленности (секторы С+D+E), тыс. кВт∙ч /занятого 38,8 55,3 101-102 46-47
Электровооруженность труда в секторе D, тыс. кВт∙ч /занятого 29,3 (64-67)/45,9** 98,3 37,5

* Учтены следующие виды экономической деятельности: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; химическое производство; производство кокса, нефтепродуктов; целлюлозно-бумажное производство; производство прочих неметаллических минеральных продуктов; производство резиновых и пластмассовых изделий.
** Числитель — 2010 г., знаменатель — 2002 г., показатель за 2010 г. приведен в интервале, так как имеются особенности учета, из-за которых численность занятых в этом году по секторам отличается от аналогичного показателя в 2002 г. и по другим странам.

Еще большее отставание по электровооруженности труда наблюдается в обрабатывающих производствах (29 против 38-98 тыс. кВт∙ч).

1.Эти электростанции по цензу Росстата включают крупные станции общего пользования, станции при промышленных и прочих предприятиях и организациях разных видов экономической деятельности, включая мелкие стационарные и передвижные электростанции установленной мощностью, первые, от 2 кВт и, вторые, от 5 кВт.

2.Прирост существенно замедлился, учитывая то, что в 2016 г. он составил 2,1 %.

3.На столько экспорт превысил импорт.

4.Прогнозирование электропотребления и достоверность экономической и энергетической статистики// Опубликовано на портале «ПРАЙМ. Наука» 23.08.2017..html.

5.Среднегодовые темпы прироста на протяжении последних 15 лет составляли 1,5 %, правда, в последнее, кризисное, десятилетие они были еще ниже - 0,83 %.

6.О «чехарде» с классификаторами и пересчетами Росстата показателей на коротких рядах уже писалось ранее в публикации автора.html.

7.Анализ структуры электропотребления и ее динамики возможен только по данным Росстата, т.к. АО «СО ЕЭС» не приводит структуру потребления электроэнергии, опирающуюся на официальные общеэкономические классификаторы. Затемненные ячейки в таблице означают несопоставимость показателей в 2016 и 2017 гг.

8.Это тема для специальных исследований.

9.Данные по ВРП регионов за 2017 г. будут опубликованы Росстатом только в первом квартале 2019 г.

10.Использование этого показателя более обоснованно, чем показателя численности занятых в экономике, т.к. последние попадают в статистику труда даже при краткосрочной работе (занятости).

11.Из-за необходимости обеспечения сопоставимости показателей в разных странах расчет велся по занятым в секторах промышленного производства по данным Международной организации труда.