Исследование правовой сущности Интернета, правовой культуры личности и их взаимодействия является необходимой предпосылкой для анализа особенностей формирования правовой культуры личности в условиях становления информационного общества.
Интернет как глобальное информационное пространство «не признает» государственных границ и является не только эффективнейшим средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством, но и становится средством распространения массовой информации. Функционирование сети является мощным фактором развития и использования передовых технологий. С другой стороны, с использованием сети Интернет связаны: возможность бесконтрольного распространения вредной информации, проникновения в системы управления, нарушения прав человека, что, несомненно, требует особого внимания к вопросам информационной защиты. Бурное развитие Интернета в цивилизованном мире опережает процесс создания и совершенствования нормативных правовых актов, необходимых для регулирования возникающих проблем. По мере развития Интернета за последние годы правовые проблемы сети становятся все более актуальными на фоне заметной трансформации в мире подходов к их урегулированию: от упора на саморегуляцию — к жесткой правовой регламентации. В нашей стране уже в конце 1996 г. как отклик на большое внимание широкой общественности, органов государственной власти и управления, деловых людей к правовым проблемам сети Интернет в России состоялись парламентские слушания, проведенные комитетами Государственной Думы по безопасности и по информационной политике и связи. Основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, практически не отличаются от таковых в других развитых странах мира: 1) обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в сети; 2) правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности; 3) защита персональных данных, в частности тех данных, которые собираются в процессе деятельности операторов сети (в том числе адреса, телефоны и другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе «электронной коммерции»); 4) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов; 5) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.; 6) электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение подлинности информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации; 7) электронная коммерция; 8) информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкционированный доступ к информации, взлом серверов и сетей, разрушение и подмена информации; 9) применение средств криптозащиты; 10) юрисдикция: законодательство какого государства необходимо применять для урегулирования действий, совершаемых в сети. Анализ действующего российского законодательства показывает, что вопросы правового регулирования, связанные с функционированием и развитием системы Интернет в России, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства РФ. Спектр этих законодательных актов исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий, затруднительно, тем более что при разработке этих законов в них не предусматривались соответствующие возможности. Понятно, что для судов данная область правоотношений совершенно новая.
Интернет, будучи сетью для передачи информации, является средой обитания информационного общества, органично сплавляясь с общими тенденциями информатизации различных сторон общественной жизни. Большинство из определений информации имеют нечто общее. В частности, они предполагают существование по крайней мере четырех компонентов:
Клименко С., Уразметов В. Интернет: среда обитания информационного общества. Протвино, 1995. С. 17 — 22.
1) процесса познания чего-либо, о чем передается информация;
2) передающего информацию;
3) воспринимающего информацию;
4) самой информации.
Исходя из изложенного выше информация, передаваемая через Интернет, представляет собой сведения об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, представленные в форме, позволяющей провести расшифровку закодированных данных (данные находятся в двоичном виде и не нуждаются в преобразовании, как, например, при сканировании изображения либо при оцифровке звука) .
Петровский С.В. Правовое регулирование оказания интернет-услуг: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 24.
Таким образом, Интернет как информационно-телекоммуникационная сеть — это средство передачи сведений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их машинную обработку (расшифровку).
Интернет с технической точки зрения представляет собой крупнейшую телекоммуникационную сеть, образованную путем объединения более десяти тысяч пятисот телекоммуникационных сетей различных типов. Такое объединение стало возможным за счет использования межсетевого протокола TCP/IP, играющего роль своеобразного переводчика стандартов при передаче данных между разнотипными телекоммуникационными сетями.
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 2 Закона об информации информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
На территории Российской Федерации использование информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В процессе правового регулирования Интернета возникают новые предметы отношений:
— сайт — совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных тематически, связанных ссылками навигационно и физически находящихся на веб-сервере локальной сети или Интернета по одному адресу (доменному имени);
— веб-страница — электронный документ, выполненный на основе языка гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language) и входящий как единица представления информации в состав набора страниц с взаимными гиперссылками — веб-сайт в локальной сети или Интернете;
— домен — каждому компьютеру, подключенному к сети Интернет, выделяется уникальный идентификационный номер, называемый IP-адресом. IP означает Internet Protocol, т.е. протокол, посредством которого происходит взаимодействие компьютеров в сети Интернет. IP-адрес представляет собой последовательность из четырех чисел, разделенных точками, и выглядит следующим образом: 82.116.44.1. Представленный в таком виде IP-адрес сложен для запоминания человеком. В связи с этим для удобства запоминания и восприятия была создана доменная система имен (Domain name System — DNS). С помощью данной системы стало возможным сопоставить каждому IP-адресу уникальное символьное имя, называемое доменным именем;
— электронная почта — разновидность электросвязи, осуществляемая посредством интернет- технологий.
Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 746
"Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов"
В соответствии с частью 2 статьи 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов.
Правила
уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 746)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления лицами, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" (далее соответственно - информационный ресурс, организатор распространения информации), в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций уведомлений о начале осуществления указанной деятельности (далее - уведомление), а также порядок учета организаторов распространения информации.
2. Уведомление представляется в течение 5 рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о представлении уведомления.
Требование о представлении уведомления формируется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде в течение 3 рабочих дней со дня получения обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.
3. Уведомление может быть представлено организатором распространения информации по собственной инициативе.
4. В случае если в обращении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, содержится не вся информация, необходимая для формирования требования о предоставлении уведомления, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение одного рабочего дня направляет в указанный федеральный орган исполнительной власти запрос о предоставлении недостающей информации.
5. Уведомление представляется организатором распространения информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде посредством заполнения соответствующей электронной формы на официальном сайте в сети "Интернет" www.97-fz.rkn.gov.ru (далее - официальный сайт).
6. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций устанавливает формы для приема уведомления в электронном виде и размещает их на официальном сайте.
II. Порядок представления уведомления
7. В уведомлении организатором распространения информации указываются следующие сведения:
а) об организаторе распространения информации:
для граждан Российской Федерации - фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или адрес места фактического проживания;
для российских юридических лиц - полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовая форма, адрес местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя юридического лица, иного контактного лица организации;
для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
для иностранных организаций - полное и сокращенное (при наличии) наименование, страна регистрации, налоговый идентификатор и (или) идентификатор в торговом реестре страны регистрации, адрес местонахождения;
для иностранных граждан и лиц без гражданства - фамилия, имя, отчество (при наличии), вид, номер и страна выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) (при наличии);
б) почтовый адрес (при наличии) организатора распространения информации;
в) электронный адрес организатора распространения информации;
г) доменное имя информационного ресурса;
д) электронный адрес администратора информационного ресурса;
е) электронный адрес провайдера хостинга;
ж) описание сервиса (продукта), предоставляемой услуги.
8. Обязанность по направлению уведомления в электронном виде считается исполненной в случае заполнения на официальном сайте соответствующей формы и получения идентификатора заполнения.
9. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязана направить организатору распространения информации подтверждение о получении уведомления по электронному адресу, указанному в уведомлении, в день регистрации уведомления.
10. Организатор распространения информации обязан сообщить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об изменении сведений, указанных в уведомлении, и о прекращении деятельности по обеспечению функционирования информационного ресурса не позднее 10 дней со дня соответствующих изменений.
11. В случае получения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации о прекращении деятельности российского юридического лица или иностранной организации - организатора распространения информации либо о смерти индивидуального предпринимателя, гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства - организатора распространения информации Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит соответствующую запись в реестр организаторов распространения информации.
12. В случае передачи прав на информационный ресурс другому лицу организатор распространения информации уведомляет об этом Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
13. Направление информации, указанной в пунктах 10 - 12 настоящих Правил, в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляется посредством заполнения формы для приема уведомления об изменении первоначальных сведений в электронном виде на официальном сайте.
14. Доступ к формам для приема уведомления, размещенным на официальном сайте, осуществляется после прохождения организатором распространения информации идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
в) сведения, связанные с организацией взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с организатором распространения информации;
18. Деятельность по обеспечению ведения реестра организаторов распространения информации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с учетом положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
19. Сведения, содержащиеся в реестре организаторов распространения информации, являются открытыми и общедоступными, за исключением персональных данных, которые охраняются законодательством Российской Федерации о персональных данных.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций размещает сведения, содержащиеся в реестре организаторов распространения информации, на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня внесения реестровой записи в реестр организаторов распространения информации.
20. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по мотивированному запросу заинтересованных государственных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных в течение 5 рабочих дней со дня регистрации соответствующего запроса представляет в виде выписок сведения, указанные в пункте 7 настоящих Правил, содержащиеся в реестре организаторов распространения информации, или сообщает об отсутствии указанных сведений в реестре организаторов распространения информации.
Развитие системы телекоммуникации в России приводит к активному использованию новых технологий обмена информацией. За счет этого граждане нашей страны могут своевременно получать нужную им информацию из любых источников.
Особенности российских информационно-телекоммуникационных систем
Главная особенность современных телекоммуникационных систем в нашей стране - это их интегрированность с системами отслеживания и обеспечения безопасности, работающими на государственном уровне.
Большинство телекоммуникационных систем, передающих информацию личного характера, подчиняются законам защиты государственных интересов Российской Федерации.
Компании, работающие в сфере телекоммуникации, предоставляют данные, хранящиеся на серверах, по запросам сотрудников правоохранительных органов.
С технической точки зрения, российские телекоммуникационные сети представляют собой интегрированные каналы передачи информации.
Например, большинство интернет-провайдеров предоставляет своим клиентам услуги:
- доступа в интернет;
- цифрового телевидения;
- телефонии.
Компания, использующая интегрированный канал связи, стремится привлечь клиентов к максимальному использованию доступных мощностей.
Единая государственная информационно телекоммуникационная система
Потребность правоохранительных органов по оперативному обмену конфиденциальной информацией привели к необходимости создать специализированную телекоммуникационную систему.
Единая государственная информационно телекоммуникационная система - ЕИТКС ОВД состоит из региональных подразделений, соединенных друг с другом при помощи находящихся в собственности или взятых в аренду каналов связи. Каждая типовая система состоит из нескольких основных элементов.
Основой конструкции является локальная вычислительная сеть, подключенная к офисному телефону или мини-АТС. За счет этого обеспечивается оперативная передача данных в локальном масштабе (например, в пределах одного здания).
Сервисное оборудование телекоммуникационной системы представляет собой стандартные компоненты для передачи данных:
- маршрутизаторы;
- концентраторы;
- роутеры;
- широкополосные кабели;
- точки радиодоступа.
Работоспособность всей системы обеспечивают:
- инженерные компоненты;
- прямое соединение с поставщиком услуг связи;
- оборудование для мультиплексирования - распределения сигнала между остальными участниками цепи.
Интегрированные региональные подразделения общей телекоммуникационной системы обеспечивают оперативный обмен информацией между пользователями аппаратов государственного управления, федеральными информационными агентствами, а также электронными каталогами тематических сведений.
Надзорный и контролирующий орган государственной системы телекоммуникации - Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Развитие телекоммуникационных систем
Основная цель развития телекоммуникационных систем на любом уровне - это обеспечение стабильного канала связи и своевременного доступа всех участников к необходимой им информации.
С этой целью телекоммуникационные системы совершенствуются в двух направлениях:
- Аппаратное обеспечение систем представлено новейшими технологиями, установками и приборами, которые осуществляют быстрый обмен массивами данных. Например, оптоволоконные кабели и мощные концентраторы позволяют получать хороший уровень сигнала на большом удалении от источника.
- Программный аспект развития систем представляет собой внедрение безопасных приложений настройки и управления оборудованием для передачи данных. Современные программы в этой сфере обеспечивают стабильную работу оборудования, грамотное распределение сетевых мощностей между пользователями, а также сохранность персональных данных.
Крупные компании, поставляющие и обслуживающие телекоммуникационные системы РФ
К крупным компаниям, поставляющим и обслуживающим телекоммуникационные системы РФ, относятся:
- InterZet - крупнейший в Санкт-Петербурге поставщик услуг доступа в интернет, а также цифрового телевидения и сопутствующих услуг. Клиентам предоставляется круглосуточная техническая поддержка, сотрудники компании самостоятельно обслуживают производственные мощности;
- CSMC - московская компания, занимающаяся не только предоставлением доступа в интернет, но и созданием оборудования для локальных сетей под ключ. Клиентам предлагаются инженерные решения, разработанные в соответствии с их уникальными условиями.
ООО "Телекоммуникационные системы" г. Москвы
ООО "Телекоммуникационные системы" - это московская компания, работающая на рынке телекоммуникаций уже 14 лет, является подрядчиком большого количества операторов сотовой связи и интернет-провайдеров.
Основное направление деятельности - монтаж различных телекоммуникационных сетей от оптоволоконных до слаботочных. Именно силами этой компании развивается инфраструктура телекоммуникаций в городе Москве.
Обширная материально-техническая база компании позволяет проводить инженерные работы, предварительные изыскания и монтаж телекоммуникационных систем под ключ.
Телекоммуникационные системы Крыма
Современные системы телекоммуникации в Крыму подчиняются основным принципам российского законодательства, а компании предоставляют клиентам современное оборудование и высокий уровень сервиса.
«Крымские телекоммуникации» - наиболее известный поставщик подобных услуг в Феодосии, предоставляющий современные технологии оптоволоконного доступа к сети, телефонии и спутникового телевидения.
«Глобус-Крым-Телеком» - небольшая местная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг телефонии и широкополосного доступа в интернет.
Группа компаний «Раменские телекоммуникации»
Группа компаний «Раменские телекоммуникации» - это телекоммуникационный холдинг, предоставляющий услуги высокоскоростного доступа в интернет, передачи данных в локальных сетях, а также кабельного вещания.
Услуги телефонии, кабельного телевидения и доступа в интернет предоставляются клиентам с 2003 года, холдинг работает с физическими и юридическими лицами.
Особенность технического оснащения компании - системы постоянного мониторинга оборудования для своевременного предотвращения обрыва связи.
Современные информационно-телекоммуникационные системы России и других стран демонстрируются на ежегодной выставке «Связь».
Читайте другие наши статьи:Законодательством РФ определен круг субъектов информационно-телекоммуникационной сети (участников правоотношений, возникающих по поводу эксплуатации и использования информационно-телекоммуникационной сети): владелец сайта в сети «Интернет», обладатель информационного ресурса в сети «Интернет», организатор распространения информации в сети «Интернет», блогер, оператор поисковой системы, оператор связи, провайдер хостинга, правообладатель и пользователь. Их можно отнести к специальным субъектам применительно к правоотношениям в сети «Интернет» как разновидности информационной системы.
Названные субъекты в зависимости от функциональных признаков относятся к разновидностям трех типов субъектов информационного права (обладателям, информационным посредникам и пользователям).
1. Обладатели как субъекты правоотношений, возникающих по поводу эксплуатации и использования информационно-телекоммуникационной сети. К ним относятся обладатель информации, владелец информационного ресурса, владелец сайта и блогер. Всем им присущ общий признак - самостоятельность в решении вопросов о создании информации, ее распространении и ограничении доступе к информации.
Например, Закон «Об информации» определяет обладателя информации как «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам».
В отдельных статьях Закона «Об информации» (ст. ст. 15.2, 15.3, 15.7 и др.) обладатель информации имеет другое наименование (владелец информационного ресурса), которое по своему содержанию не совсем совпадает с понятием «обладатель информации». К составу информационного ресурса владельца информационного ресурса могут относиться не только сведения, но и технологические (программные) средства, обеспечивающие функционирование сайта (страницы) в сети «Интернет», а также сетевой адрес, доменное имя, указатель страниц сайта в сети «Интернет» (например, п.10 ст.15.5 Закона «Об информации»).
К обладателям относится владелец сайта, определяемый в Законе «Об информации» как «лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте». Здесь также подчеркивается признак «по своему усмотрению» - самостоятельность в действиях владельца сайта по реализации своего интереса, т.е. в определении порядка размещения информации и условий ограничения доступа к информации.
В соответствии со ст. 10.2 Закона «Об информации» к субъектам информационно-телекоммуникационной сети относится блогер - владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет». Кроме признака самостоятельности, в том числе возможности ограничивать доступ к информации, блогер наделен дополнительным признаком распространителя массовой информации, т.е. характерной чертой активных действий, направленных на получение информации не просто неопределенным кругом лиц, а более трем тысячам пользователей
сети «Интернет» в течение суток. Названный количественный критерий ярко свидетельствует о целенаправленности блогера на массовую аудиторию. Поэтому характерные признаки блогера подчеркивают его место в составе субъектов информационного права как специального субъекта распространения информации в сети «Интернет».
На блогера как распространителя информации в сети «Интернет» возлагаются особые обязанности по соблюдению законодательства РФ о запретах и ограничениях в информационной сфере.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 10.2 Закона «Об информации» к ним относятся следующие обязанности.
- 1) Не допускать
использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях:
- ? совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
- ? распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
- ? распространения информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства.
- 2) Соблюдать :
я запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
- ? требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
- ? права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
- 3) Проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию.
Кроме того, п. 2 названной статьи при размещении информации на сайте или странице сайта в сети «Интернет» установлен запрет:
- 1) использования сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений;
- 2) распространения информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
- 2. Информационные посредники как субъекты правоотношений,
возникающие по поводу эксплуатации и использования информационно-телекоммуникационной сети. К ним относятся оператор связи, провайдер хостинга, организатор распространения информации в сети «Интернет», оператор поисковой системы.
В соответствии с Законом о связи оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Деятельность оператора связи связана с приемом, обработкой, хранением, передачей, доставкой сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Посредническая роль оператора связи заключается в соединении абонентов посредством передачи и доставки электронных общений в информационно-телекоммуникационной сети. Оператор связи не создает информацию и не распоряжается сведениями, находящимися в распоряжении владельца сайта. Но он оказывает услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а в случаях, предусмотренных Законом «Об информации» он обязан ограничивать доступ к незаконно размещенной информации (п.7 ст. 15.2) либо возобновлять доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет» (и. 6 ст.15.3 и др.).
В соответствии со ст. 2 Закона «Об информации» провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет». Такие услуги предоставляют организации, которые располагают специализированными техническими (серверным оборудованием) и технологическими (программным обеспечением) возможностями размещать, хранить, обновлять и использовать информацию, предназначенную для распространения в сети «Интернет».
Оператор связи и провайдер хостинга по своему главному признаку (предоставление услуги) похожи, хотя их деятельность имеет различие в содержании осуществляемых функциях.
Функции провайдера хостинга в отличие от функций оператора связи заключаются в обеспечении технологической поддержки и сопровождения сайтов (страниц) в сети «Интернет». Владельцы сайтов заключают соглашения с ними только для реализации права на распространение информации. Такие организации обладают техническими и технологическими мощностями, необходимыми для обеспечения круглосуточного функционирования сайтов (страниц) в сети «Интернет», а также устойчивой обработки запросов пользователей к информации, размещаемых на таких сайтах. Провайдеры хостинга обычно создают собственные дата-центры по обработке, хранению и обеспечению доступа к информации на сайте Интернет. Функции оператора связи и провайдера хостинга могут быть совмещены в одной организации в тех случаях, когда крупные компании (например, Ростелеком, МТС и др.), обладают сетевыми ресурсами (каналами связи) для передачи данных и одновременно имеют мощные дата-центры.
Провайдер хостинга как и оператор связи не создает информацию (сведения) и не распоряжается ею. Но он оказывает услуги по предоставлению возможностей доступа к сведениям, находящимся в распоряжении владельца сайта (страницы) в сети «Интернет». Так же, как и оператор связи, в предусмотренных Законом «Об информации» случаях он обязан ограничивать доступ к сайту в сети «Интернет» (п. 8 ст. 15.1), либо к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных (п.7 ст. 15.5).
В соответствии со ст. 10.1 Закона «Об информации» организатор распространения информации в сети «Интернет» - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, хранения, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Таким лицом может быть российское юридическое лицо, гражданин Российской Федерации, индивидуальный предприниматель, иностранная организация и иностранный гражданин.
Как видим, законом определены функции, характеризующие этого субъекта распространения информации в сети «Интернет»: он призван обеспечить функционирование информационных систем и программ
ЭВМ, предназначенных для приема, передачи, хранения, доставки и (или) обработки электронных сообщений в сети «Интернет».
Здесь организующая его роль сводится не только к обеспечению устойчивой работы сетевой технологической системы и безадресной обработки и трансляции (передачи) электронных сообщений пользователей сети «Интернет», но и хранению голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, информации об этих пользователях и предоставлению ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность (ОРД) или обеспечение безопасности Российской Федерации.
Отсюда вытекают специфические функции организатора распространения информации в сети «Интернет» по хранению получаемой и передаваемой информации и сведений о пользователях такой информации, а также её предоставлению уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД или обеспечение безопасности РФ.
В соответствии с п.п. 2,3,4 ст. 10.1 Закона «Об информации» для реализации названных функций организатор распространения информации в сети «Интернет» наделен обязанностями:
уведомлять федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), о начале осуществления своей деятельности;
хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий;
предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами;
обеспечивать реализацию установленных Роскомнадзором по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности РФ, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач;
принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения мероприятий органами, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности РФ.
Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 № 759 определены Правила хранения информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях, предоставления ее - уполномоченным органам (уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД или обеспечение безопасности РФ).
В соответствии с п. 12 названного Постановления Правительства РФ организатор распространения информации в сети «Интернет» обеспечивает хранение и предоставление голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» уполномоченным органам в отношении:
- ? зарегистрировавшихся с использованием сетевых адресов как используемые на территории РФ;
- ? авторизовавшихся с использованием сетевых адресов как используемые на территории Российской Федерации;
- ? указавших при регистрации документ, удостоверяющий личность, выданный органом государственной власти РФ (основной документ или иной документ, удостоверяющий личность);
- ? использующих для доступа к коммуникационному интернет- сервису устройства и (или) программы для ЭВМ, передающие коммуникационному интернет-сервису географические данные (метаданные), указывающие на нахождение (в том числе временное) пользователя на территории РФ;
- ? указавших при регистрации в качестве контактной информации телефонные номера, выделенные российскими операторами связи при заключении с абонентом договора об оказании услуг связи. 1
В настоящее время распространение в сети «Интернет» получили поисковые системы - информационные системы, осуществляющие по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющие пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам (ст. 2 Закона «Об информации»).
Закон «Об информации» не относит к ним информационные системы, используемые для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.
Существуют различные поисковые системы в сети «Интернет». Наиболее популярные поисковые системы имеют глобальный характер: Googl, Yandex, Rambler, Yahoo!, MNS и др. Функционирование таких систем обеспечивает оператор поисковой системы
Поиск информации в сети «Интернет» в таких системах осуществляется по запросу пользователя с помощью указателя ключевых слов, которые обычно заносятся в специальное диалоговое окно. При этом поисковая система с помощью встроенных семантических элементов извлекает из подходящих информационных ресурсов (баз данных и каталогов) и генерирует множество страниц с указателями адресов, наиболее адекватных по смыслу и соответствующих (релевантных) запросу. Как правило, первые страницы таких адресов формируются в наибольшей степени релевантных запросу.
Большинство поисковых систем создаются с рекламной целью, чтобы привлечь внимание потребителей из числа пользователей сети «Интернет» к рекламируемой продукции (товарам и услугам).
Поэтому в соответствии со ст. 10.3 Закона «Об информации» оператор поисковой системы, распространяющий в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, обязан по требованию гражданина (заявителя) прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет» (ссылке), позволяющих получить доступ к информации:
- ? о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной;
- ? неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли;
- ? о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.
В течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, содержащих имя и (или) фамилию заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.
Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.
Оператор поисковой системы обязан не раскрывать информацию
- 0 факте обращения к нему заявителя с требованием, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
- 3. Пользователи как субъекты правоотношений, возникающих по поводу эксплуатации и использования информационно-телекоммуникационной сети, не имеют особых специфических статусных особенностей.
Все пользователя сети «Интернет» имеют похожие для этого типа субъектов функциональные потребительские признаки пользователя разных видов информации либо получателя информационных услуг. Причем, видовые функции и интересы пользователя (получателя) не имеют решающего значения. Главный отличительный его признак отражает информационную потребность (интерес) лица, поэтому именно этот признак играет главную роль среди всех других видовых функциональных признаков. Пользователями являются субъекты информационного права, которые удовлетворяют свои информационные потребности путем поиска и получения информации, получения услуг связи, получения публичной (государственной или муниципальной) услуги в электронной форме и др.
К пользователям, например, относятся заявители публичных услуг, получаемых с помощью сети «Интернет» - физические или юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в иные организации (например, в МФЦ) с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
В соответствии со ст. 1 Закона «О доступе к официальной информации» пользователь информацией - «гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом»
В соответствии со ст. 2 Закона «О связи» «абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации» .
- Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 746 «Об утверждении Правилуведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществлениядеятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или)программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщенийпользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов» // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4519.
- СЗ РФ. 2009. № 7 ст. 776.
- СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.