Мониторы с частотой обновления 120 гц. Без тормозов. Обзор и тестирование игрового монитора BenQ XL2420T. На что влияет частота монитора

Сегодня мы рассмотрим ещё один продукт от компании iiyama – монитор G2773HS. Одного представителя этой линейки я уже рассматривал – iiyama E2773HDS-1. Они различаются между собой направленностью на разные сегменты покупателей. iiyama G2773HS ориентирован на геймеров.

Одним из главных отличий от младших моделей линейки 2773 является частота 120 Гц. Даст ли это на выходе улучшение, оправдывающее переплату в 4000 рублей (30%), увидим на примере этого теста.
Поддержка частоты 120 Гц выделяет её не только среди собратьев, но и на рынке 27-дюймовых моделей. Доступно - ещё четыре модели, но все они идут с поддержкой технологии 3D. Но нужно ли это на мониторе без объёмной картинки? По мне, так сомнительное преимущество. Постараюсь обосновать своё мнение: частота влияет на количество обновлений картинки в секунду. История этой меры берёт своё начало ещё со времени ЭЛТ-телевизоров, для них было характерно значение 50Гц. Мониторы увеличили частоту до 85Гц, и во время, когда я начинал плотнее знакомиться с миром ПК, значение 100 Гц считалось роскошью и пределом мечтаний. Шло время, менялись технологии, на рынке появились ЖК-мониторы, начавшие планомерное вытеснение своих «пухлых» собратьев, для них нормой стала частота 75Гц. Для конечного пользователя понижение частоты от рекомендуемого значения приводило к заметному мерцанию картинки. На тех же старых мониторах отметка 100 Гц создавала ощущение статичного изображения. Но с приходом ЖК пришла не только новая матрица и уменьшение толщины, изменился и принцип вывода изображения. 60-75 Гц для новых мониторов уже даёт статичную картинку. Появление 3D-технологий повлекло за собой необходимость повышения частоты до 120 Гц, это касается и телевизоров, и мониторов.

Что даёт частота 120 Гц пользователю, если не выводится 3D, сказать сложно, наверное, вряд ли «супергерои» читают этот материал, да и если читают, то их скорее будет беспокоить скорость отклика. А все остальные получат дополнительную головную боль при настройке монитора, связанную с получением этой частоты на выходе. Во-первых, она поддерживается только с DVI-D, во-вторых, если худо-бедно драйвера NVIDIA её поддерживают, то у AMD всё очень печально, и настройка заканчивается банальной рулеткой и просто везением.

Доступность iiyama G2773HS

На момент проведения тестирования средняя стоимость iiyama G2773HS, по данным сервиса Яндекс.Маркет, составляет 15 850 рублей.

Младшие модели этой линейки будут стоить покупателям 11 830 руб. за iiyama E2773HDS-1 и 11 938 руб. за iiyama E2773HS-1. Пока же из 27-дюймовых моделей с 120 Гц доступны только три: BenQ XL2720T (17 690 руб.), Samsung SyncMaster S27A750D (24 335 руб.), Acer HN274Hbmiiid (25 190 руб.). Отличает их, в основном, поддержка 3D. Если в случае с двумя последними целесообразность траты дополнительных средств может быть под вопросом, то с BenQ уже сложнее не решиться потратить ещё 2000 рублей и получить монитор с более «вкусным» функционалом. Можно, конечно, говорить о весе брендов, всё-таки iiyama - это японская компания, а в глазах моих соотечественников она ассоциируется с высоким качеством, но не будем скрывать, что, по опросам знакомых, далёких от мира ПК, бренды BenQ и iiyama им одинаково незнакомы.

Комплектация iiyama G2773HS

Первое, что выделяется при знакомстве с iiyama G2773HS – это упаковка. Простой безликий картон с набором текста и логотипом компании остался в прошлом.

Поставляется монитор в узкой картонной коробке чёрного цвета с ярким желтым нанесением.

Нацеленность на игровой сегмент выдаёт крупная буква G. Ну и, конечно, маркетологи не забыли упомянуть и поддержку 120 Гц.

Также на упаковке имеется информация по характеристикам, название модели и код устройства.

Внутри обнаружены: кабель питания, кабели HDMI и DVI-D, инструкция и гибкий крепёж для кабель менеджмента.

В отличие от iiyama E2773HDS-1, производитель расщедрился и заменил VGA-кабель на HDMI.

Внешний вид iiyama G2773HS

Общий внешний вид iiyama G2773HS - это классический глянцевый монитор. Да, да, именно глянец, это одновременно и плюс, и весомый минус. Эффектный внешний вид при частом прикосновении теряет свою привлекательность из-за наличия отпечатков пальцев.. Не могу сказать, что приходится часто его протирать тряпочкой (которой, к слову, нет в комплекте, хотя микрофибра не помешала бы), маркость на удовлетворительном уровне. Думаю, и у iiyama G2773HS таких проблем не будет.

Габариты монитора составляют 647x455x239 мм при весе 5.60 кг.

Матрицу дисплея обрамляет по периметру глянцевый пластик с минимальным набором элементов.

Перед началом использования будет необходимо прикрутить подставку к центральной втулке. Сделать это несложно. Рекомендую делать это аккуратно: в замковом механизме применяется пластик, относительно жёсткий, при частом разборе можно сломать зацепы.

Есть возможность использования кронштейна, отверстия в мониторе выполнены по стандарту VESA.

Возвращаясь к подставке монитора,площадь ее контактной поверхности позволяет монитору устойчиво разместиться на рабочем столе. Ножка дает возможность менять положение исключительно лишь вперёд и назад в пределах 20 градусов. В оправдание скажу, что такой механизм упрощает центровку панели.

В верхней части iiyama G2773HS имеются вентиляционные отверстия. На противоположной стороне снизу разместилась встроенная акустика, качество которой ничем не отличается от других мониторов и находится на весьма посредственном уровне. Высокие и низкие частоты отсутствуют, любые, даже сверхбюджетные колонки или наушники дадут более насыщенный звук. Вопрос, зачем производители продолжают слепо комплектовать ЖК-мониторы акустикой, так и остаётся открытым.

В верхнем левом углу разместилось название модели, компанию ему составляют и два логотипа - один на тыльной стороне и ещё один на фронтальной.

Все интерфейсы подключения выведены на задней части корпуса, это: HDMI, D-Sub, DVI-D, аудио вход и выход 3,5 мм и гнездо питания. Детали подогнаны плотно к друг другу, выступов, скрипа и люфта нет. Единственное, что хотелось бы видеть - это более качественный матовый пластик или хотя бы покрытие, как, например, у протестированного ранее AOC d2757Ph.

Управление iiyama G2773HS

Настройки монитора iiyama G2773HS осуществляются с помощью пяти сенсорных клавиш на нижней грани монитора. Световую индикацию имеет лишь кнопка включения.

Есть и быстрые настройки: управление звуком, выбор источника и цветовые режимы. Радует отзывчивость монитора на нажатия.

Переход по пунктам меню проходит без задержек. Не хватает лишь подсветки кнопок управления, это усложняет процесс настройки в темноте. Если так уж нужно присутствие подсветки, можно сделать её подключаемой на короткое время при первом клике.

Останавливаться на каждом пункте я не буду, оно не вызовет затруднений при первом знакомстве. Весь процесс настройки интуитивен.

Тестирование iiyama G2773HS

Использовался тестовый стенд:
Модель Данные
Корпус Aerocool Strike-X Air
Материнская плата MSI Z77 MPower
Процессор Intel Core i5-3570K Ivy Bridge
Кулер для процессора DeepCool Ice Blade Pro v2.0
Оперативная память GeIL EVO Veloce DDR3-2400 Frost White 16 Гб Kit CL11
Видеокарта MSI Radeon HD 7850 2GB Power Edition
Жесткий диск ADATA XPG SX900 256 ГБ
Жесткий диск 2 WD Red WD20EFRX
Блок питания Aerocool Templarius 750W
Wi-Fi адаптер TP-LINK TL-WDN4800
Аудио Creative Sound Blaster Tactic3D Rage
Монитор iiyama ProLite E2773HDS
Мышка Defender Warhead GMX-1800
Клавиатура Defender Oscar SM-660L
Операционная система Microsoft Windows Ultimate 7 64-bit
Монитор iiyama G2773HS прошёл полный комплекс принятых нами тестов, для сравнения я буду приводить данные с полученных ранее тестирований по другим решениям на матрице TFT и диагонали 17 дюймов. Таким подходом я пытаюсь найти решение, сделать выкладку технических данных, информативных не только для подкованных пользователей.

Яркость максимальная
iiyama G2773HS - 251 cd/m²

Получить заявленную планку 300 у данного монитора мне не удалось. Хотя у собрата E2773HDS это значение было ближе, с чем это связано - с изменением ли начинки или проблемами во время замеров, но данные я снимал повторно, и это средние параметры. В целом же комфортным уровнем считается 250 cd/m².

Яркость минимальная
iiyama G2773HS– 0,29 cd/m²

Здесь также получилось расхождение - младшая модель более приближена к 0. Судя по всему, частота 120 Гц привела к своим компромиссам.

Расхождение яркости
От центра к краю iiyama G2773HS-GB1 – 76%
Изменение яркости под углом 45 градусов iiyama G2773HS– 48%

А вот под углами и равномерностью яркости iiyama G2773HS выглядит сильнее. В целом изменение находится на одном уровне, это связано с тем, что используется IPS-матрица.

Контрастность
iiyama G2773HS – 441

Температура цвета
iiyama G2773HS – 6519K

Отклонение цвета от эталона
iiyama G2773HS – 21K

По части цветопередачи iiyama G2773HS также демонстрирует более хорошие результаты.

Задержка iiyama G2773HS
Полученные данные удовлетворительны, iiyama G2773HS можно рассматривать и как игровой монитор. Для сравнения данные, полученные по другим решениям на той же диагонали и матрице.
Задержка, светлые тона iiyama G2773HS – 3,9ms
Задержка, темные тона iiyama G2773HS – 12,1ms
Задержка, смешанные тона iiyama G2773HS – 9,9ms

Направленность на игровой сегмент отразилась в уменьшенном времени отклика. На текущий момент это лидер нашего рейтинга по времени задержки.

Энергопотребление
График (сон - 0,4W, чёрный – 37,2W, белый – 33,9W)

Стоимость
iiyama G2773HS – 14780 руб.

Видео обзор iiyama G2773HS

Итоги по iiyama G2773HS

При подведении итогов у меня осталось двоякое ощущение после тестирования. И оно скорее негативно окрашенное. Если в случае с iiyama E2773HDS я был полностью доволен и монитор получил заслуженную награду редакции, то уже при тесте iiyama G2773HS я для себя искал оправдание возросшей на треть стоимости. И лично для себя я их не нашёл, сумму в 3000 рублей целесообразнее будет потратить на SSD-накопитель или более мощную видеокарту, сэкономив и взяв E2773HDS. 120 Гц в случае с iiyama G2773HS – это, скорее, просто маркетинговый ход, поддержки в драйверах видеокарт этой модели для вывода этой частоты в 3D-режиме на текущий момент нет. Да и нужно ли это геймерам - большой вопрос, ощутимая разница может появиться в играх только при частоте кадров больше 120 в секунду. Если система позволяет вытянуть из игры 60 fps, надобность в высокой частоте развёртки монитора пропадает. Косвенно это подтверждают и разработчики игр и железа. Я пытался найти игры, где поддерживается отдельно 120 Гц, и просто не нашёл.

Плюсы: качество сборки, хорошая комплектация, набор интерфейсов для ввода графики, широкий диапазон изменения яркости, цветопередача, быстрый отклик, доступная стоимость.

Минусы: отсутствие 3D при наличии 120 Гц, необходимость калибровки, нестабильная цветовая температура, малые углы обзора, глянцевый корпус, отсутствие подсветки у кнопок меню.

Многие спорят о том, что же лучше: монитор 120 Гц или же 60. Ответить на этот вопрос поможет данная статья. В ней собрана информация о том, что же такое этот самый Герц, на что и как сильно он влияет и как отличаются эти мониторы. Также будет затронут вопрос ценообразования на данный вид техники. Прочтение этой небольшой статьи не отнимет много времени, зато после этого любой сможет точно ответить на поставленный вопрос.

Что такое Герц?

Для тех, кто в принципе не сталкивался с таким понятием, будет полезно узнать, что таким образом обозначается физическая величина, отражающая частоту некоторых процессов, обладающих периодичностью. Единицу измерения нарекли в честь ее первооткрывателя, ученого Введена она в обиход в далеком 30-м году прошлого столетия. А спустя еще тридцать лет она была признана самым широко используемым показателем в мире и внесена в международную систему единиц измерения, также известной как система СИ.

Герц или же, как более правильно, Hz - это количество повторений за единицу времени - секунду.

Герцами, к примеру, измеряют частоту звуковых колебаний, так называемую высоту звука или частоту ЭМИ во всем известной микроволновой печи.

Но как же применима единица измерения частоты к мониторам? Рассмотрим подробнее.

На что влияет частота монитора?

Чтобы понять, для чего вообще Герцы так необходимы монитору, нужно припомнить, почему наши глаза могут видеть на экране движущиеся картинки. Для создания иллюзии перемещения ряд статичных кадров, на которых запечатлено определенное действие, последовательно проносятся у нас перед глазами на определенной скорости. Очень важно, чтобы интервал между ними был одинаков. В таком случае наши глаза не успевают различать паузы между кадрами, и они сливаются в одно непрерывное действие.

Подобное применялось в далекие времена для создания анимации, которая впоследствии стала опорной точкой для создания первой кинокамеры. Это привело к тогда еще немому черно-белому, а затем уже и к цветному, “говорящему” кино.

Примерно по такому же принципу работают современные мониторы. Они мерцают с определенной частотой, измеряемой как раз в Герцах, каждый раз изменяя картинку и создавая тем самым иллюзию движения, скажем, курсора вашей мыши.

Каждый наверняка слышал, что давным-давно кино снимали и, соответственно, показывали на частоте 24 кадра в секунду, то есть 24 Герца. Сегодня же все по-другому. Для рядового монитора минимальным рабочим пределом этого показателя является частота в два с половиной раза большая, чем тогда, то есть 60 Герц.

Это позволяет добиться большего качества картинки - она выглядит плавнее, четче, детальнее и глубже. В этом и заключается ключевое значение герцовки в современных мониторах. Чем она больше, тем картинка лучше.

60 Герц против 120

Однако не стоит думать, что картинка на мониторе 120 Гц будет разительно отличаться от изображения в 60 Герц. В общем, это будет заметно: улучшится плавность движения предметов на экране, четкость графики станет несколько лучше, световые эффекты в кино и играх станут более объемными и реалистичными. Однако это будет ощущаться только при детальном сравнении. 120-герцовые мониторы, безусловно, позволяют взглянуть на некоторые вещи новыми глазами. Но разницу вы заметите только в том случае, если поставите рядом два экрана, отличающихся герцовкой, и внимательно всмотритесь в детали.

В целом же, после длительного использования монитора на 120 Гц вы вряд ли захотите вернуться обратно на 60 Герц. Удовольствия от лицезрения более “топорной” картинки вы явно не получите, так как мельчайшая разница в плавности движения курсора уже будет заметна. Ведь глаза уже привыкли видеть более качественное изображение.

120 Герц и больше?

Если же вам оказалось мало, то не отчаивайтесь. На сегодняшний день существуют модели с действительно космическим значением герцовки, переваливающим за две сотни обновлений в секунду. Подобные мониторы пока еще не столь распространены, однако становится ясно, что простых 60 Герц для рядового пользователя уже мало. Что уж говорить про заядлых геймеров, ведь для игрового монитора 120 Гц - это уже не совсем приемлемое значение. Оно не всегда позволяет в полной мере оценить красоту локации или кат-сцены. Также в игре важна детальная прорисовка персонажей, атрибутов и других элементов сюжета.

Цена

Увы, как и всегда, вопрос комфорта неотрывно связан с денежными затратами. Ведь чем больше характеристика частоты монитора, тем он технически совершеннее и, как следствие, дороже своих менее быстрых собратьев. В среднем цена на 120 Гц монитор находится в диапазоне от 13 до 20 тысяч рублей. Стоимость для некоторых слоев потребителей действительно существенная, поэтому следует трижды поразмыслить о целесообразности такой покупки. Кто-то предпочтет приобрести менее “шустрый” монитор, ну а для кого-то личный комфорт от времяпрепровождения за компьютером более значим, чем цены на 120 Гц мониторы.

ВведениеТема частоты развёртки на ЖК-мониторах периодически всплывает на разных интернет-форумах: семь-восемь лет назад - в основном из-за опасений, не мерцает ли монитор на 60 Гц, в настоящее время - в обсуждениях, может ли повышение частоты развёртки улучшить время отклика или плавность движений.

До недавнего момента особой практической ценности такие обсуждения не имели: ЖК-мониторы не мерцают, частота развёртки 75 Гц хоть и присутствует на большинстве моделей, никакого измеримого преимущества не даёт, а на некоторых мониторах так и вовсе эмулируется электроникой - матрица при этом продолжает работать на 60 Гц, а «лишние» кадры просто выбрасываются. Накладывает ограничения и пропускная способность интерфейса DVI - в одноканальном варианте на мониторах с разрешением 1680x1050 он позволяет установить развёртку не выше 75 Гц, а с разрешением 1920x1200 - и вовсе не выше 60 Гц.

Однако, похоже, в ближайшее время ситуация изменится радикально. Толчком к этому стало активное продвижение компанией NVIDIA стерео-очков GeForce 3D Vision так называемого «затворного» типа - каждая их линза представляет собой жидкокристаллическую шторку, открывающуюся 60 раз в секунду. Монитор же должен показывать в два раза больше кадров, чередуя картинки для правого и левого глаз - то есть, он должен работать с кадровой частотой 120 Гц, причём работать честно.

Здесь можно вспомнить 120-герцовые телевизоры, но в них, так как формат телевещания остался прежним, дополнительные кадры рассчитываются процессором самого телевизора как усреднённая картинка между двумя кадрами реальными. Это обеспечивает эффект большей плавности движения, но к нашей сегодняшней теме относится лишь косвенно.

Итак, ЖК-мониторы с частотой кадровой развёртки 120 Гц. Разумеется, NVIDIA не наобум выбрала дату начала активного продвижения стерео-очков - выпусти компания их год или два назад, очки попросту не с чем было бы использовать, так как ЭЛТ-мониторы популярностью, мягко говоря, уже не пользовались, а ЖК-мониторы ещё не были способны обеспечить развёртку 120 Гц.

А вот сегодня такие мониторы уже есть - и один из них, Samsung SyncMaster 2233RZ, мы рассмотрим в данной статье. Хотя официально он позиционируется как монитор с поддержкой стерео-технологий NVIDIA, ровным счётом ничто не мешает использовать его и без очков - и очень интересно, обеспечит ли развёртка 120 Гц какие-либо преимущества в этом случае.

Методика тестирования

Описание методики тестирования, используемого нами оборудования, а также краткое объяснение, что означают на практике те или иные паспортные или же измеряемые нами параметры мониторов, можно найти в материале «Методика тестирования ЖК-мониторов ». Если вы чувствуете, что недостаточно хорошо ориентируетесь в цифрах и терминах, которыми изобилует статья – пожалуйста, ознакомьтесь с соответствующими разделами указанного описания, надеемся, оно прояснит многие вопросы.

Если вы не нашли интересующий вас монитор в данной статье, имеет смысл свериться с полным списком протестированных моделей .

Паспортные параметры

Монитор построен на базе 22-дюймовой TN-матрицы, паспортное время отклика которой составляет 3 мс (GtG), что указывает нам на наличие технологии компенсации отклика. Впрочем, это логично - иначе монитор просто не успевал бы переключаться между кадрами с частотой 120 Гц.

Параметры яркости, контрастности и углов обзора вполне типовые, как плюс можно отметить, что производитель указывает контрастность и статическую, и динамическую.

Помимо высокой частоты развёртки, обращает на себя внимание набор входов - только двухканальный (Dual link) DVI, и ничего больше. У монитора действительно не предусмотрено аналогового входа. Двухканальность же нужна для обеспечения высокой частоты развёртки: при разрешении 1680x1050 и частоте кадров 120 Гц поток данных превышает 4,7 Гбит/с, при том, что предельная пропускная способность одноканального DVI - немного меньше 4 Гбит/с.

Каких-либо проблем совместимости это не вызовет: все без исключения современные дискретные видеокарты имеют двухканальные DVI-порты, так что подключение SyncMaster 2233RZ к ним ничем не будет отличаться от подключения любых других мониторов. Интегрированные видеокарты и ноутбуки в большинстве своём выход имеют одноканальный, но это значит лишь то, что на них частоты развёртки выше 75 Гц окажутся недоступны.

В комплекте с монитором поставляется нужный видеокабель, но если вам потребуется приобретать его отдельно, обратите внимание - это должен быть кабель типа «Dual Link DVI-D». На «Single Link» кабеле монитор заработает, но развёртки 120 Гц вы не получите.

Дизайн и эргономика



Монитор выполнен в корпусе из чёрного глянцевого пластика с минимумом прямых углов и плоских поверхностей. Такой дизайн Samsung с теми или иными вариациями активно эксплуатирует уже достаточно заметное время, и его можно понять - смотрятся мониторы очень привлекательно, за что им можно простить даже некоторую непрактичность: глянцевый пластик известен своей маркостью и плохой стойкостью к мелким царапинам. Нижнюю часть корпуса украшает узкая полоса из прозрачного пластика; в 53-й серии мониторов за ней расположены кнопки управления, но в 33-й она играет лишь декоративную роль.


В профиль монитор имеет среднюю толщину, но, благодаря сглаженным очертаниям, выглядит довольно элегантно. Особенно хорошо это подчёркивает подставка, позволяющая, к сожалению, регулировать лишь угол наклона экрана, да и то - в небольших пределах.



Другой недостаток подставки - неудобное крепление: она держится в обрезиненном пазу на силе трения. Для сборки подставку надо поставить на стол, после чего с силой насадить на неё сверху монитор, для разборки - положить монитор экраном вниз на плоскую поверхность, не забыв подстелить мягкую материю, после чего, держа корпус одной рукой, другой с силой потянуть подставку на себя. Обе процедуры несложные, но требуют таких усилий, что кажется, ещё немного - и подставка просто сломается.


Что приятно, так это возможность вместо подставки использовать стандартный VESA-кронштейн - крепления для него предусмотрены на задней стенке монитора. Так что 2233RZ при желании можно и повесить на стену, и установить на чём-либо более гибком, нежели штатная подставка.



Как уже говорилось выше, монитор имеет один-единственный двухканальный DVI-D вход. Подключить его к аналоговому источнику сигнала невозможно ни через какие переходники, а для работы с двумя компьютерами вам потребуется приобрести KVM-переключатель.



Кнопки управления расположены на правом боку монитора, на ощупь они находятся легко благодаря большому размеру и слегка выпуклой форме, но надписи, разумеется, при обычной работе с монитором не видны вообще - они тоже сбоку.



Проблему эту в Samsung решили методом настолько очевидным, что удивительно, почему он стал использоваться только сейчас: при нажатии любой кнопки на экране загораются поясняющие надписи, каждая из которых расположена строго напротив соответствующей кнопки. Благодаря этому пользоваться кнопками не то чтобы удобно, но можно - без долгого привыкания и постоянных поисков на ощупь нужной кнопки в стиле «Так... она вроде бы была четвёртой сверху... первая... вторая... третья... угадал!».

Не догадались дизайнеры лишь до одного - отнести кнопку выключения питания в сторону или хотя бы сделать её ощутимо другой формы, например, вогнутой.



Одна же из самых замечательных идей в дизайне монитора - это индикатор питания. Обычно дизайнеры разрываются между тем, как сделать его заметным (почему-то индикаторы, светящие, только когда монитор в «спячке», как на телевизорах, не делает почти никто) - и одновременно не слишком раздражающим. Впрочем, про второй момент иногда забывают, ограничиваясь установкой сверхъяркого светодиода по центру передней панели ...

В SyncMaster 2233RZ самого светодиода вообще не видно - он спрятан внутрь и лишь подсвечивает небольшой участок декоративной акриловой полоски, проходящей по нижней кромке корпуса. Лучше всего его видно в отражении в чёрно-зеркальной глади подставки:



Решение, весьма близкое к гениальному - пожалуй, это один из самых красивых и одновременно самых удобных вариантов реализации индикатора питания среди когда-либо мной виденных.

При уходе монитора в «спячку» индикатор начинает мигать, но, благодаря его небольшой яркости, неудобств это не доставляет.

Экранное меню

У монитора типичное для всех современных моделей Samsung экранное меню - за тем исключением, что оно всегда располагается в нижнем правом углу экрана, рядом с подписями к кнопкам. Переместить меню нельзя.

Настройки в нём сгруппированы в шесть разделов. Меню запоминает ваши действия и при следующем заходе в него открывается на том разделе, на котором было закрыто.



Первый раздел - настройки яркости и контрастности, а также переключение режимов MagicBright. Последние представляют собой несколько предустановленных вариантов настройки яркости, которые можно очень быстро переключать одной кнопкой, без захода в главное меню - это крайне удобно при домашнем использовании монитора, когда на нём вы и работаете, и играете, и смотрите фильмы.

По умолчанию яркость стоит весьма высокая, для нормальной работы её потребуется сильно снизить.



Вторая закладка меню - это настройка цветовой температуры и гаммы. Первый пункт позволяет выбрать цветовую температуру изображения из готового перечня, второй - настроить вручную ползунками RGB, а третий - поменять гамму, сделав картинку контрастнее или, наоборот, светлее (в нём доступны всего три значения).



Несмотря на отсутствие аналогового подключения, в меню монитора есть настройка чёткости. В большинстве случаев трогать её смысла нет: при увеличении чёткости вокруг букв на экране появляются неприятные белые ободки, при уменьшении картинка заметно смазывается.



В настройках самого экранного меню сохранился выбор языка, прозрачности меню и времени удержания его на экране, а вот настроек положения меню на экране больше нет.



Предпоследний пункт позволяет сбросить все настройки на заводские, выбрать функцию, которую вызывает «программируемая» кнопка (вторая снизу) - между переключением режимов MagicBright, на которое она настроена по умолчанию, и переключением режима интерполяции, активировать автоматическое выключение монитора через заданное время, а также установить режим интерполяции. Последних предусмотрено два: растягивание картинки на весь размер экрана или растягивание картинки с сохранением пропорций.



Последний пункт меню - информация о текущем режиме работы. Здесь можно удостовериться, что частота развёртки действительно равна 120 Гц.

Субъективные впечатления

Во всём, что не касается частоты развёртки, впечатления о мониторе можно уложить не то что в один абзац, а в одну строчку - это обычная современная модель на TN-матрице, с приемлемой цветопередачей, неплохими горизонтальными и более-менее нормальными вертикальными углами обзора. То, что монитор рассчитан на работу с 3D-очками, на его изображении не сказывается ровным счётом никак: вы можете пойти в магазин, посмотреть на любой другой TN-монитор производства Samsung и получить полное представление, как выглядит SyncMaster 2233RZ - по крайней мере, пока работает на 60 Гц.


Переключение на 120 Гц прошло без проблем: соответствующий режим «сам собой» появился в обычных системных настройках монитора.

Впечатления же оказались крайне приятными.

Во-первых, разница между 120 Гц и 60 Гц видна даже в интерфейсе операционной системы - движения становятся намного более плавными, причём это касается как курсора мышки, так и целых перетаскиваемых окон. Особенно хорошо это видно в Windows XP и Windows Vista Home Basic - в Windows Vista разработчики интерфейса Aero, который входит в версии Home Premium и выше, сделали многое ради получения большей визуальной плавности работы, так что Aero и на 60 Гц выглядит уже неплохо.

Во-вторых, заметно уменьшаются артефакты схемы компенсации отклика: если на 60 Гц при перетаскивании окна в Windows вслед за буквами тянутся вполне отчётливые белые полоски, то при 120 Гц их уже почти не видно. При этом смазывание, то есть собственно время отклика монитора, на глаз остаётся таким же, как и на 60 Гц - но картинка в движении выглядит намного лучше.

В-третьих, заметны 120 Гц и в играх - если, конечно, ваша видеокарта имеет достаточную производительность, чтобы отрисовывать столько кадров ежесекундно. Не могу сказать, что игра переходит в новое качество - хотя, возможно, завзятые игроки и заведут разговор о миллисекундах преимущества над противником - но благодаря более плавному движению картинки и пропаданию артефактов RTC при переходе с 60 на 120 Гц играть становится приятнее.

В целом же, я не ожидал, что переход с развёртки 60 Гц на 120 Гц окажется настолько заметен - разница действительно видна невооружённым глазом, и во всех без исключения случаях она оказалась в пользу большей частоты. Более плавные движения, практически полное пропадание артефактов работы схемы компенсации отклика - всё это производит крайне приятное впечатление, и возвращаться обратно на 60 Гц уже как-то не хочется.

Вообще говоря, именно эту особенность я склонен считать одним из ключевых факторов будущего успеха GeForce 3D Vision - если для всех прочих технологий получения трёхмерного изображения требуется покупать специальный монитор, который в обычном 2D-режиме работает не слишком хорошо (по крайней мере, ни Zalman Trimon, ни iZ3D не смогли порадовать нас качеством картинки), то с GeForce 3D Vision всё ровно наоборот. Монитор, совместимый с этими очками, есть смысл покупать, даже если вас не интересуют сами очки - просто потому, что и без них он оказывается лучше, чем мониторы обычные!

В результате, вполне может оказаться, что через какое-то время у многих игроков, да и у простых пользователей, дома будут стоять новые 120-герцовые ЖК-мониторы, которые уже будут полностью совместимы со стерео-очками, несмотря на то, что при их покупке о таких очках никто и не думал. Да и со стороны производителей было бы странным рекламировать такие мониторы лишь в качестве совместимых с 3D-очками NVIDIA, игнорируя их преимущества в обычном 2D-режиме.

Впрочем, давайте перейдём к цифрам и протестируем монитор в соответствии с нашей методикой, причём не только изучим его скоростные характеристики при 120-герцовой развёртке, но и проверим, действительно ли он не уступает обычным 60-Гц мониторам в качестве изображения.

Яркость и контрастность

По умолчанию яркость установлена на 100 %, контрастность - на 75 %. Уровня белого 100 кд/кв.м удалось достичь при установке яркости 44 % и контрастности 45 %. Яркость регулируется модуляцией питания ламп подсветки на частоте 180 Гц.



При настройках по умолчанию яркость монитора составляет более 300 кд/кв.м, что нормально для просмотра фильмов, но слишком много для работы - в последнем случае комфортная яркость обычно лежит в пределах 70-120 кд/кв.м. Контрастность очень неплоха - она почти достигает 800:1.

При измерении динамической контрастности (этот режим включается с помощью кнопки «MagicBright») на чёрном фоне калибратор показал нулевую яркость, так что в таблицу внесено минимальное гарантированно измеряемое им значение - 0,02 кд/кв.м. Соответственно, указанную в таблице динамическую контрастность надо читать с приставкой «не менее».

Монитор имеет также пять предустановленных режимов с настройками яркости и контрастности, быстро переключаемых последовательными нажатиями кнопки «MagicBright». Изменить их настройки нельзя.

Яркость во всех случаях более-менее адекватна названию режима, разве что стоит сделать замечание относительно «Text» и «Internet» - первый предназначен для работы с текстом в условиях хорошего офисного освещения, для дома он будет ярковат, а второй больше подходит для просмотра фотографий или даже фильмов, чем для работы в интернете. Впрочем, ничто не мешает настроить монитор для работы вручную, а в режимы «MagicBright» переключаться, когда вам нужна большая яркость - то есть в фильмах, играх или при просмотре фотографий.

На цветопередачу режимы «MagicBright» не влияют, за тем исключением, что к каждому из них привязано конкретное значение цветовой температуры: «Warm» в режиме «Movie», «Cool» в режиме «Sport» и «Normal» в остальных.

Равномерность подсветки


На белом цвете средняя неравномерность подсветки оказалась равна 4,9 %, максимальное отклонение - 12,6 %, на чёрном - 5,0 % и 17,8 %, соответственно. Показатели весьма неплохие; впрочем, на картинках, построенных по результатам измерений, видно, что на чёрном фоне выделяется светлое пятно в нижней половине экрана.

Цветовой охват



Монитор имеет стандартный, нерасширенный цветовой охват. Если сравнивать его с типовым цветовым охватом sRGB, то последнему 2233RZ немного уступает на синем цвете (из-за этого хуже воспроизводятся оттенки розового и фиолетового, а сам синий немного смещён в сторону бирюзового), зато превосходит на зелёном и красном.

Точность настройки гаммы


При настройках по умолчанию у монитора слегка завышена контрастность - это видно по характерному излому гамма-кривых в верхней правой части графика. На практике это означает, что часть светлых оттенков сольётся с белым цветом... впрочем, вряд ли кто-то будет работать на 2233RZ при заводских настройках, слишком уж он ярок.


При снижении яркости и контрастности в настройках монитора правая часть кривых приходит в норму, но в целом показатель гаммы немного занижен - из-за этого кривые проходят выше идеальной, а картинка на экране монитора будет выглядеть менее контрастной, чем должна бы.

Цветовая температура


Перед нами - вполне обычная TN-матрица с компенсацией времени отклика. Среднее арифметическое значение времени отклика составило 3,2 мс (GtG), что прекрасно согласуется с обещаниями производителя, а максимальное зафиксированное - 17 мс, да и то лишь на одном переходе, с чёрного на тёмно-серый цвет. В принципе, совершенно обычная картина для современного игрового монитора.


Не обошлось и без ошибок схемы компенсации отклика: в среднем её промах составил 9,6 % - это не очень много, но достаточно, чтобы артефакты были в некоторых ситуациях заметны, о чём я уже писал выше, в «субъективной части» статьи.

Помимо привычного измерения промаха схемы RTC в процентах, начиная с этой статьи, мы вводим также измерение этого промаха в миллисекундах. Поясню его смысл.



Это - типичная картина переключения пикселя монитора с чёрного на серый цвет, снятая с помощью фотодатчика и осциллографа. До 40-й миллисекунды (горизонтальная ось графика) пиксель был чёрным, но тут пришла команда сменить цвет. Мощный импульс, сформированный схемой компенсации времени отклика, буквально за пару миллисекунд перевёл пиксель на нужный уровень (чуть больше 160 единиц по вертикальной шкале графика), но оказался слишком велик - моментально «пролетев» этот уровень, пиксель набрал заметно большую яркость, около 210 единиц. После этого ему потребовались несколько десятков миллисекунд, чтобы всё же вернуться к заданному уровню - и в течение этого времени яркость пикселя превышала необходимую, что на графике выглядит в виде широкого и высокого горба. Именно этот горб и является причиной появления светлых каёмок, известных нам под именем артефактов RTC.

Таким образом, промах схемы RTC, измеренный в миллисекундах - это, фактически, время релаксации, за которое пиксель действительно установит необходимую нам яркость. И по причинам возникновения, и чисто визуально этот эффект отличен от обычного времени отклика, так что суммировать времена мы не будем.


Не очень радостная картина: среднее время релаксации составляет 15,2 мс, что в пять раз (sic!) больше среднего времени отклика монитора, а максимальное время релаксации может превышать 50 мс. Из-за этого артефакты при работе схемы компенсации отклика и становятся заметны глазом.

Время отклика: 120 Гц

Что же будет с развёрткой 120 Гц? Судя по субъективным наблюдениям, при переключении частоты развёртки артефакты RTC пропадают - но чем это обусловлено?


Время отклика меняется незначительно: в среднем оно оказывается равно 3,3 мс (GtG), что на 0,1 мс больше, чем при 60-герцовой развёртке - такую разницу можно и нужно списать на ошибку измерения.


Ошибка схемы компенсации отклика, выраженная в процентах, немного уменьшается: в среднем 7,3 %, в максимуме около 40 % - уже лучше, чем при 60 Гц. Но только этим ли обусловлена визуальная разница? Ведь числа отличаются в общем-то мало...


И вот здесь-то нам и поможет диаграмма с временем релаксации этих пресловутых ошибок RTC - она специально построена в том же масштабе, что и для развёртки 60 Гц. Видите разницу? Тогда среднее время релаксации равнялось 15,2 мс, теперь - 6,6 мс. Ошибки не просто стали немного меньше по величине - они более чем в два раза быстрее пропадают с экрана.

Дополним сказанное картинкой, иллюстрирующей движение чёрного прямоугольника по серому фону при развёртках 60 Гц и 120 Гц. Прямоугольник плавно движется слева направо, «снимки» его положения делаются каждые 8,3 мс - с периодом обновления картинки при развёртке 120 Гц:



После того, как прямоугольник сдвинулся на новую позицию, на его прежнем месте возникает светлое пятно - следствие того самого «перелёта» яркости пикселя из-за чрезмерно агрессивного поведения схемы компенсации отклика. Следующий кадр принудительно подавляет это пятно (для простоты будем считать, что полностью - на практике это не всегда так), но так как за это время прямоугольник снова успел сдвинуться, то уже возникает новое, на другом месте. Таким образом, за прямоугольником неотрывно следует его белая тень - артефакт RTC.

Обратите внимание, что при развёртке 120 Гц промежуток между сменой положений прямоугольника вдвое меньше, чем при 60 Гц, следовательно, он успевает сдвинуться на вдвое меньшее расстояние, следовательно, ширина белого пятна оказывается вдвое меньше!

А ведь как мы экспериментально установили ранее, при развёртке 120 Гц оно ещё и гаснет более чем вдвое быстрее. В результате получается, что визуальная заметность артефактов при двукратном увеличении частоты развёртки снижается не в два, а сразу в четыре раза. Отличный результат.

Разумеется, было бы ошибкой a priori распространять этот вывод на все мониторы с развёрткой 120 Гц - а таких, надеемся, мы увидим ещё много - но на примере SyncMaster 2233RZ прекрасно видно, что новая технология может дать вне зависимости от каких-либо стерео-очков.

Заключение

Признаюсь: я сам не ожидал, что SyncMaster 2233RZ окажет на меня столь приятное впечатление даже без стерео-очков.

В отличие от всех тестировавшихся нами ранее мониторов, поддерживающих стерео-режим, будь то Zalman Trimon или iZ3D, Samsung SyncMaster 2233RZ не просто не хуже обычных «плоских» мониторов - по своим параметрам, таким, как контрастность, углы обзора, цветопередача он находится на уровне лучших домашних моделей ЖК-мониторов, построенных на базе TN-матриц. Вам не приходится идти на компромиссы ради возможности поглядеть на действительно трёхмерный мир в компьютерных играх, вы просто приобретаете хороший домашний монитор, который также можно использовать и в паре со стерео-очками.

Более того, 120-герцовая развёртка даёт серьёзные преимущества и без каких-либо очков. Уменьшения времени отклика мы не ожидали - оно и так меньше, чем период развёртки даже на 120 герцах, а вот сильное снижение заметности артефактов RTC, сделавшее их практически несущественными, оказалось крайне приятным сюрпризом. Такое в наше время встречается, мягко говоря, нечасто: 3-мс матрица, у которой нет артефактов.

Кроме того, 120-Гц развёртка обеспечивает более плавное движение, причём как в играх, так и при обычной работе - во втором случае оно, конечно, не критично, но всё равно заметно невооружённым глазом и потому может быть с полным правом отнесено к достоинствам монитора. У игроков же модели ЖК-мониторов с развёрткой 120 Гц вполне могут быстро стать обязательным элементом серьёзного игрового компьютера.

Если же говорить о ценах на новые мониторы, то рекомендованная производителем стоимость SyncMaster 2233RZ составляет 399 долларов - на 100 долларов больше, чем у обычного 60-герцового SyncMaster 2233BW. Последний на момент подготовки статьи стоил около 10 тысяч рублей , следовательно, SyncMaster 2233RZ стоит ожидать в продаже по цене порядка 13-14 тысяч рублей. Недёшево, но и запредельной такую стоимость назвать нельзя - вполне разумная наценка за возможность получить отличный игровой монитор с уникальными на сегодняшний день характеристиками.

При этом реализация 120-герцовой развёртки не требует каких-то особенных технологических изысков, а потому можно надеяться, что через некоторое время ассортимент таких моделей существенно увеличится, а разрыв в стоимости с 60-Гц мониторами - напротив, сократится до одной-двух тысяч рублей.

P.S. Хотя, конечно, и про стерео-очки забывать не стоит. И им мы посвятим нашу следующую статью .

Другие материалы по данной теме


Стерео-очки NVIDIA GeForce 3DVision
22 дюйма PVA: монитор NEC MultiSync P221W
Торжество дизайна: мониторы ASUS LS221H и LG Flatron W2284F
Выбор ЖК-монитора: зима 2008-2009

На сегодняшний момент смысл приобретения обычного монитора на TN+Film матрице равен нулю. Современные доступные e-IPS модели справляются с играми ничуть не хуже, а при сравнении с некоторыми дисплеями – даже лучше. Большие углы обзора, меньший цветовой сдвиг, разнообразие выбора почти в любом ценовом диапазоне ставят их на первое место среди прочих возможных претендентов на покупку. К тому же, не устану повторять, монитор покупается на долгие годы и поэтому необходимо более серьезно подходить к его выбору. Подумайте о своих глазах и нервах (это основное).

Не стоит думать, что я совсем против Twisted Nematiс панелей, вовсе нет. Они являются почти единственным вариантом, когда необходима диагональ не больше 19-20 дюймов и денег, действительно, в обрез. В остальных же случаях, с моей точки зрения – им не место на вашем столе. И совсем неважно, каким родом деятельности пользователь занимается за своим компьютером. Интернет, офис, фильмы, музыка, игры – нет никакой разницы, если, конечно, вы не ярый фанат современных (и не очень) игр. Таким, без сомнения, стоит присмотреться к TN+Film моделям с частотой вертикальной развертки 120 Гц.

реклама

Как известно, практически все жидкокристаллические дисплеи в нынешнем стандарте видео высокой четкости Full HD 1080p могут работать только с частотой 60 Гц, очень редко - 70-75 Гц. Иными словами, независимо от мощности видеокарты монитор выдает картинку с частотой, не превышающей 60-75 кадров в секунду. То ли дело старые CRT дисплеи с 100-120 Гц. Такие экземпляры до сих пор грех выбрасывать на помойку – они еще прослужат.

Еще долго будут идти споры о том, что больше 24 кадров человеческий глаз уловить не может, и нет никакого смысла в увеличении частоты развертки/количества fps. Но, как показало знакомство с игровым 120 Гц монитором BenQ XL2420T, предоставленным нашим партнёром-компанией Регард , пора бы их закончить. Разница есть и она очевидна. Другое дело, что заметных плюсов вовсе не «вагон и маленькая тележка», а многим меньше. Подробности в данном материале.

Методика тестирования

Данная статья написана по новой методике , датированной 27 января 2012 года. В ее основе лежит опыт, накопленный мною за последнюю пару лет работы с мониторами (как в качестве автора статей/тестов, так и человека, который постоянно сталкивается с настройкой и калибровкой различных моделей дисплеев). Из оборудования используются приборы компании X-Rite (два различных колориметра и один референсный спектрофотометр), а в качестве программного обеспечения – только бесплатно распространяемые программы и утилиты.

Выбор монитора не для всех окажется простым занятием. Кто-то подойдет к этому со всей серьезностью дела, кто-то же выберет первый попавшейся от любимого производителя. Чтобы не покупать кота в мешке, лучше изучать обзоры и отзывы. Именно так вам удастся выбрать самый удачный монитор 120 герц без разочарований.

Мониторы

Если бы вы решили основательно взяться за выбор монитора, скорее всего, погрязли в этом на дни и недели. Столько много экранов мир еще не видал. И пока бедный покупатель пытается разбираться в новинках, производители продолжают выпускать их.

Мониторы на 120 герц появились уже очень давно, поэтому назвать их новыми невозможно. Некоторые и вовсе их считают устаревшими. Хотя, как показывает статистика, многие геймеры до сих пор не могут расстаться со своими «старичками» на 60 Гц.

Тем не менее назвать 120 Гц игровым экраном сложно, поскольку появился уже вариант на 144 и 240 Гц. Эти гиганты однозначно дадут фору и с лихвой оставят обозреваемую частоту позади. Вышеуказанные геймерские модели стоят сейчас очень дорого, а поэтому приходится искать альтернативу.

За такой альтернативой, как 120 герц, и приходит геймер. Мы рассмотрим пару интересных и доступных моделей.

Alienware

В 2012 году популярным стал монитор Alienware OptX AW2310. Сейчас его найти стало сложнее, но если задаться целью, то реально. Этот монитор вышел в свет с интересным дизайном. Его трудно назвать игровым, но даже 5 лет назад такой вариант привлек бы многих геймеров.

Соотношение сторон этой модели 16:9 при разрешении 1920 х 1080 точек давало отличную картинку. 23 дюйма считается оптимальной для игр и работы в целом.

Экран поместили на массивной подставке необычной формы. Конечно, сейчас у Alienware модели гораздо интереснее. На передней панели у OptX AW2310 красовался логотип компании. Больше никаких графических элементов нет.

На задней панели имелись необходимые интерфейсы, среди которых были DVI-D и HDMI, аудиовыходы и пара USB типа A и B.

Работал монитор на матрице TFT TN. Вариант не самый лучший, особенно, учитывая популярность и доступность IPS. Максимальная частота обновления кадров составляла 120 Гц.

Время отклика - 3 мс - не самый рекордный показатель. Функциональность тоже не самая лучшая. Имелась калибровка цветов, которая неплохо работала.

Alienware: отзывы

Сравнение мониторов 120 герц обязательно нужно сопровождать отзывами, поскольку это единственная реальная оценка. Так вот эта модель оказалась неплохой, судя по мнению многих пользователей.

Они положительно отметили корректные цвета, достаточную яркость, внешний вид и нужное число портов. Хвалили четкость передачи изображения. Понравилась и регулировка экрана по высоте.

Говоря о недостатках стоит сказать, что большинство покупателей столкнулись с неполадками сенсорного управления. В большинстве моделей оно ломалось в первые месяцы использования. С одной стороны, поломка кажется незначительной, на деле же огорчает своей спонтанностью. Некоторые владельцы жаловались на самостоятельные отключения.

Viewsonic

Viewsonic VX2268wm оказался на деле неплохим и также получил доверие покупателей. Выглядел привычно для многих, выделиться мог глянцевым покрытием, которое далеко не всем нравится.

Монитор работает с диагональю нестандартным разрешением 1680 х 1050. Соотношение сторон 16:10. Снова наблюдаем дешевую матрицу TFT TN, которая неплохо справляется с трансляцией изображения.

Наделен VX2268wm (120 герц) 3D. Время отклика у экрана - 2 мс. Из входов есть только DVI-D. Зато модель наделили двумя стереоколонками по 2 Вт. Есть автоматическая калибровка цвета.

Viewsonic: отзывы

Этот вариант оказался для многих полным разочарованием, а кому-то, наоборот, помог в работе и даже в играх. Из плюсов: покупатели смогли выделить наличие 3D и частоты обновления кадров 120 Гц. Неплохой оказалась цветопередача. Оперативное время отклика 2 мс не влияет негативно на игру.

Отмечали владельцы и необычный формат 16:10, который пусть и не всем понравился, для многих стал находкой. Работа монитора оказалась шустрой, он спокойно функционирует как на максимальной частоте, так и на меньших показателях.

Негативные отзывы оказались самыми разными. Некоторые пользователи не смогли понять, как поставить 120 герц на мониторе, из-за чего ошибочно посчитали, что модель неисправная.

Среди серьезных недостатков - слабая подствака, которая многих беспокоила. Она оказалась хлипкой, неустойчивой, а при малейшем колебании стола могла завалить монитор. Также недовольны многие остались и углами обзора, хотя ждать большего от матрицы TFT TN не стоило.

BenQ

Еще одной неплохой моделью стал монитор 120 герц Эта модель работает с диагональю 23,6 дюймов. Разрешение экрана 1920 х 1080 с соотношением сторон 16:9. Матрица по-прежнему TFT TN, также есть поддержка 3D.

Внешне монитор выглядит очень хорошо. Его поместили на крупную устойчивую подставку. Попытались сделать его «безрамочной» моделью. Для кнопок сделали специально выделенную панель. Сзади поместили порты: VGA, DVI-D, HDMI и аудиовход.

Эта модель во многих описаниях представлена игровой с ЖК-дисплеем. Обзавелась она подсветкой WLED, что заметно повлияло на качество картинки. Время отклика - 2 мс, а частота - 120 Гц. Есть внутри автоматическая калибровка цвета и несколько температурных режимов.