Кодирование графической информации. Урок на тему "Кодирование графической информации. Растровые изображения на экране монитора" (9 класс) Растровые изображения на экране монитора"

Косарлукова Ирина Вячеславна

учитель информатики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

г. Брянск

урок по теме

"Кодирование графической информации.

Растровые изображения на экране монитора"

9 класс

Цель урока:

    Изучить параметры для графического режима экрана монитора;

    Сформулировать принцип хранения в памяти ЭВМ растрового изображения;

    Закрепить навыки решения задач на расчет объема памяти, необходимого для хранения цветного изображения.

    Формировать умения учащихся работать по алгоритму (аккуратность, последовательность, использование инструментов редактора).

Ход урока

    Организационный момент

    Повторение. Проверка д/з

    • На какие виды делится информация?

      Какие единицы измерения информации Вы знаете?

III. Новый материал.

Графическая информация может быть представлена в виде аналоговой и в дискретной форме. Пример аналогового изображения – живописное полотно, а дискретное – изображение напечатанное на струйном принтере состоящее из отдельных точек. Пространственная дискретизация
преобразование графического изображения из аналоговой (непрерывной) формы в цифровую (дискретную).

Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Пиксель – минимальный участок изображения, для которого независимым образом можно задать цвет. В процессе дискретизации могут быть использованы различные палитры цветов, т. е. наборы тех цветов, которые могут принимать точки изображения. Каждый цвет можно рассматривать как возможное состояние точки

Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту. При кодировании графического черно-белого изображения используют 0 и 1. 0 – черный цвет, 1 – белый цвет.

0

0

0

1

1

0

1

1

Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов.

Для четырех цветного – 2 бита.

Для 8 цветов необходимо – 3 бита.

Для 16 цветов – 4 бита.

Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).

Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Т.н. модель RGB .

Для получения богатой палитры базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности.

4 294 967 296 цветов (True Color ) – 32 бита (4 байта).

Формула N =2 I , N – количество цветов на палитре, i – количество бит для хранения информации об одном пикселе. Iv = I * X * Y , где Iv – информационный объем видеопамяти (Бит), I – глубина цвета (бит на точку), X – количество точек по горизонтали, Y - количество точек по вертикали.

Глубина цвета – количество информации, которое используется для кодирования цвета точки изображения.

Глубина цвета, I (битов)

Количество цветов в палитре, N

2 8 = 256

2 16 = 65 536

2 24 = 16777216

Качество изображения на экране монитора зависит от величины пространственного разрешения и глубины цвета. Эти два параметра задают графический режим экрана монитора. Пространственное разрешение экрана монитора определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке. Монитор может отображать информацию с различными пространственными разрешениями. Например: 800*600, 1024*768, 1280*720, 1280*1024, 1400*1050. Чем больше пространственное разрешение и глубина цвета, тем выше качество изображения.

Задача №1: Ч/б картинка построена на экране монитора с разрешением 800 * 600. Какой объем памяти она занимает?

Ответ: 60 кбайт

Задача 2: Рисунок построен с использованием палитры 256 цветов на экране монитора с графическим разрешением 1024 * 768. Рассчитать объем памяти необходимый для хранения этого рисунка.

Решение: N =2 I , N – количество цветов на палитре, i – количество бит для хранения информации об одном пикселе.

Iv = I * X * Y , где Iv – информационный объем видеопамяти (Бит), I – глубина цвета (бит на точку), X – количество точек по горизонтали, Y - количество точек по вертикали.

1024 * 768

1024 * 768 * 8 бит = 6291456 бит = 6291456: 8 = 786432 байт = 786432:1024 = 768 кбайт

(количество пикселей)

(количество бит на цвет одного пикселя)

Ответ: 768 кбайт

IV . Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по вариантам:

1 вариант

1. Какой объем видеопамяти необходим для графического режима с разрешением 1024* 768 точек и глубиной цвета 16 бит? (1,5 Мбайт)

2. Цветное с палитрой из 256 цветов растровое графическое изображение имеет размер 20*10 точек. Какой информационный объем имеет изображение? Ответ запишите в байтах. (200 байт)

3. Снимок экрана монитора занимает 2,25 Мбайт. Определите разрешение экрана (в пикселях), если для кодирования одного пикселя используется 3 байта? (1024*768).

2 вариант

1. Какой объем видеопамяти необходим для графического режима с разрешением 256*256 точек и глубиной цвета 24 бит? Ответ запишите в байтах. (192 байта)

2. Определите размер файла, в котором сохранена фотография размером 1024*768 пикселей, если для кодирования одного пикселя используется 3 байта. Ответ запишите в Мбайтах. (2,25 Мбайт)

3. Укажите в килобайтах минимальный объем информации о растровом 2 8 – цветном изображении размером 256*256 пикселей? (64 кбайт)

VI. Подведение итогов урока.

Кодирование графической информации

Графическая информация на
экране монитора представляется в
виде растрового изображения,
которое формируется из
определенного количества строк,
которые, в свою очередь,
содержат определенное
количество точек.

Число цветов, воспроизводимых на
экране монитора (N), и число бит,
отводимых в видеопамяти на каждый
пиксель (I), связаны формулой: N=2I
Чем больше битов используется, тем
больше оттенков цветов можно
получить.

Качество изображения

определяется разрешающей
способностью, т.е. количеством
точек, из которых оно
складывается
А также битовой глубиной (или
глубиной цвета), т.е. количеством
бит на хранение цвета точки

Примеры

Пример 1. Рисунок построен с использованием
палитры 256 цветов на экране монитора с
графическим разрешением 1024 x 768.
Рассчитать объем памяти необходимый для
хранения этого рисунка.
Решение: 256=2I I=8
V=1024 * 768 * 8 бит = 1024 * 768 байт = 768
Кбайт.
Ответ: 768 Кбайт.

Примеры

Пример 2. Рассчитайте объем памяти,
необходимый для хранения рисунка
построенного при графическом
разрешении монитора 800 x 600 с
палитрой 32 цвета.
Решение
800 * 600 *5 бит = 100 * 3000 байт 300
Кбайт

Примеры

Пример 3. Каков информационный объем книги, если в ней 200
страниц текста (на каждой странице 50 строк по 80 символов)
и 10 цветных рисунков. Каждый рисунок построен при
графическом разрешении монитора 800 x 600 с палитрой 16
цветов.
Решение:
1 символ – 1 байт
80 * 50 * 200 байт 80 * 10 Кбайт = 800 Кбайт – для хранения
текста
16 = 24
10 * (800 * 600 * 4) бит = 10 * 100 * 2400 байт 2400 Кбайт для
хранения рисунков
2400 + 800 = 3200 Кбайт 3, 2 Мб
Ответ: 3, 2 Мб

Cлайд 1

Тема: Кодирование и обработка графической информации Учитель информатики Елизарова Н.Е. Гнилицкая православная гимназия

Cлайд 2

Графическая информация Аналоговая форма Дискретная форма Пространственная дискретизация сканирование

Cлайд 3

ПИКСЕЛЬ – это минимальный участок изображения, для которого независимым образом можно задать цвет. РАЗРЕШАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ растрового изображения определяется количеством точек как по горизонтали, так и по вертикали на единицу длины изображения. Чем меньше размер точки, тем больше разрешающая способность. Величина РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ выражается в dpi (количество точек в полоске изображения длиной 2,54 см (дюйм))

Cлайд 4

Глубина цвета Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0). Для четырех цветного – 2 бита. Для 8 цветов необходимо – 3 бита. Для 16 цветов – 4 бита. Для 256 цветов – 8 бит (1 байт) и т.д. Количество цветов в палитре (N) и количество информации, необходимое для кодирования каждой точки (I), связаны между собой и могут быть вычислены по формуле: N=2I

Cлайд 5

Количество информации, которое используется для кодирования цвета одной точки изображения, называется ГЛУБИНОЙ ЦВЕТА

Cлайд 6

Наиболее распространенными глубинами цвета являются 4,8,16, и 24 бита на точку. Зная глубину цвета, можно по формуле вычислить количество цветов в палитре.

Cлайд 7

Расчет объема видеопамяти Информационный объем требуемой видеопамяти можно рассчитать по формуле: Iпамяти=I * X * Y где Iпамяти – информационный объем видеопамяти в битах; X * Y – количество точек изображения (по горизонтали и по вертикали); I – глубина цвета в битах на точку. ПРИМЕР. Необходимый объем видеопамяти для графического режима с пространственным разрешением 800 х 600 точек и глубиной цвета 24 бита равен: Iпамяти= 24 * 600 * 800 = 11 520 000 бит = = 1 440 000 байт = 1 406, 25 Кбайт = 1, 37 Мбайт

Cлайд 8

Cлайд 9

Палитра цветов в системе цветопередачи RGB С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму излучения трех базовых цветов (red, green, blue). Цвет из палитры можно определить с помощью формулы: Цвет = R + G + B, Где R, G, B принимают значения от 0 до max Так при глубине цвета в 24 бита на кодирование каждого из базовых цветов выделяется по 8 битов, тогда для каждого из цветов возможны N=28=256 уровней интенсивности.

Cлайд 10

Формирование цветов в системе RGB В системе RGB палитра цветов формируется путем сложения красного, зеленого и синего цветов Цвет Формирование цвета Черный = 0+0+0 Белый =Rmax+Gmax+Bmax Красный = Rmax+0+0 Зеленый = Gmax+0+0 Синий = Bmax+0+0 Голубой =0+ Gmax+Bmax Пурпурный = Rmax+0+Bmax Желтый = Rmax+Gmax+0

Cлайд 11

Палитра цветов в системе цветопередачи CMYK При печати изображений на принтере используется палитра цветов CMYK. Основными красками в ней являются Cyan – голубая, Magenta – пурпурная и Yellow - желтая. Система CMYK в отличие от RGB, основана на восприятии не излучаемого, а отражаемого света. Так, нанесенная на бумагу голубая краска поглощает красный цвет и отражает зеленый и синий цвета. Цвета палитры CMYK можно определить с помощью формулы: Цвет = C + M + Y, Где C, M и Y принимают значения от 0% до 100%

Cлайд 12

Формирование цветов в системе CMYK В системе цветопередачи CMYK палитра цветов формируется путем наложения голубой, пурпурной, желтой и черной красок. Цвет Формирование цвета Черный = С+M+Y= - G – B - R Белый C=0 M=0 Y=0 Красный = Y+M= - G - B Зеленый = Y+C= - R - B Синий = M+C= - R -G Голубой = - R = G+B Пурпурный = - G = R+B Желтый = - B = R+G

Cлайд 13

Палитра цветов в системе цветопередачи HSB Система цветопередачи HSB использует в качестве базовых параметров Оттенок цвета, Насыщенность, Яркость В системе цветопередачи HSB палитра цветов формируется путем установки значений оттенка цвета, насыщенности и яркости.