Язык программирования паскаль план презентация. Презентация среда программирования паскаль. Типы данных. Назначение

1 слайд

«ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ ПАСКАЛЬ» УРОК НА ТЕМУ: Учитель математики и информатики МБО УСОШ № 2 г. Калача-на-Дону Волгоградской области Анисимовой Н.А.

2 слайд

ЦЕЛЬ УРОКА: выяснить структуру программы, операторы, правила оформления и пунктуацию языка Turbo Pascal.

3 слайд

Система программирования TURBO PASCAL. Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

4 слайд

1)язык программирования Тurbo Pascal; 2)интегрированная среда программирования(компилятор: переводит программу в машинный код и интерпретатор: исполняет команды) СОСТАВ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТР:

5 слайд

1)латинские буквы – большие и малые; 2)буквы русского алфавита - большие и малые; 3)цифры – от 0 до 9; 4)знаки операций - +, -, /, *,=, =; 5)разделительные знаки – () { } ; . , ‘ _% & # и т. Д. Алфавит языка программирования TURBO PASCAL

6 слайд

7 слайд

Заголовок программы Раздел описания переменных Раздел операторов (основная часть)

8 слайд

Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. В языке Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный (Real) и целый (Integer). Имена переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом - буква. VAR список однотипных переменных: INTEGER; список однотипных переменных:REAL;

9 слайд

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются служебными словами BEGIN и END , которые являются операторными скобками. Между этими сло-вами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов являет-ся точка с запятой. В самом конце программы ставится точка. BEGIN READ(список ввода); READLN(список ввода); переменная:=арифметическое выражение; WRITE(список вывода); WRITELN(список вывода); END.

10 слайд

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN (читать). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки. переменная:=арифметическое выражение; WRITE(список вывода); WRITELN(список вывода); END. READ(список ввода); READLN(список ввода);

11 слайд

переменная:=арифметическое выражение; Арифметический оператор присваивания: слева- переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ:= читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной.Пример: a:= sqr (x) + sin (y) / (12*z + 5)

12 слайд

mod div / * - + SIN (x) COS (x) SQR (x) SQRT (x) ABS (x) Sin x Cos x x 2 |x| x сложение вычитание умножение деление деление нацело Остаток от деления

13 слайд

Правила записи арифметических выражений Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам () F(x) * / + - div mod

14 слайд

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN (писать). Результаты выводятся в порядке их перечисле-ния в списке. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN курсор перемещается в начало новой строки. WRITE(список вывода); WRITELN(список вывода);

15 слайд

Задание 1: AXby 6) TU154 2) R&B 3) 4Wheel 4) Вася 5) “PesBarbos” 7) 8) _ABBA 9) A+B

16 слайд

program zadacha1; var a, b: integer; x, y: real; begin a:= 5; 10:= x; y:= 7,8; b:= 2.5; x:= 2*(a + y); a:= b + x; end. имя переменной должно быть слева от знака:= целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов Несоответствие типов ЗАДАНИЕ 2: Найдите ошибки в записи программы.

Тема урока: «Циклы (повтор) в программах»

1)Повторить и закрепить знания составления линейных, разветвляющихся программ; 2)Научиться составлять программы, используя циклический оператор – FOR i:=1 TO n DO Begin операторы(тело цикла) end ; 3)Применять операторы в решении типовых задач. Цель урока:

Вставьте пропущенное: Program Sql; Var A,B,C,D, XI, Х2: ??? ; Begin Writeln ("Введите коэффициенты квадратного уравнения ’); Readln (???); D:=B*B-4*A*C; If D

Вопросы группе: 1)В чем отличие программ с ветвлением от линейных? 2)С помощью каких операторов осуществляется выбор в программах? 3) begin….end – Что это? Каковы правила использования в программе?

1)Операторы Ввода/вывода; 2)Операторы выбора; 3) а:=а+3 – что произойдет? 4)Перечислить типы данных; 5)Убрать лишнее AND,OR,END, NOT,IF ; 6) ; - что обозначает? 7) Как обозначается конец программы? 8) Перечислить арифметические операции. 9) Чему равно 120 mod 65 = ? 10) Операторы цикла.

Расставьте соответственно: 1. Read 2. End 3. Begin 4. Integer 5. ; 6. If .. Then 7. := 8. Ввод 9. Конец 10. Целые 11. Прис- воить 12. Следу-ющее действие 13.Начало 14.Если..то

Действительно ли результат а меньше 3 ? a:= 7 b:= - 10 a:=a*(- 7) b:=159 a:=b+a

Найдите 5 ошибок в программе: Program krug ; VAR Pi, r, S: real; Pi:=3.14, WRITELN(‘vvedite radiuc r=’), READ(r); S=Pi *r*r; WRITELN(‘Ploshad kruga S= ’, S) end

Program krug ; VAR Pi, r, S: real; begin Pi:=3.14 , WRITELN(‘vvedite radiuc r=’) , READ(r); S: =Pi *r*r; WRITELN(‘Ploshad kruga S= ’, S) end .

Задача №1 Дано целое N , определить является ли оно четным или нечетным. 2, 4, 6, …- четные, т.к. делятся без остатка на 2(N mod 2 =0) 1, 3, 7, … - нечетные, т.к. делятся на 2 с остатком 1(N mod 2 =1)

Алгоритм Алгоритм Chislo ; перем N: целые; начало Вывод(‘vvedite chislo’) ; Ввод (N) ; ЕСЛИ N mod 2 =0 Т O Вывод(N,‘- chetnoe‘); ЕСЛИ N mod 2 =1 Т O Вывод(N,‘- nechetnoe‘); конец.

Задача № 2 Дано целое двузначное число N (DE), где D – количество десятков, Е – единиц. Определить будет ли сумма цифр этого числа равна 10. Пример: у 28-ми сумма S =2+8=10 – будет, а у 27-ми S=2+7=9 не будет Будем считать десятки: D= N div 10 , а единицы: E= N mod 10

Алгоритм Алгоритм Chislo ; перем N,E,D,S: целые; начало Вывод(‘vvedite chislo’) ; Ввод (N) ; E:=N mod 10; D:=N div 10; S:=E+D; ЕСЛИ S = 10 Т O Вывод(‘summa= 10’) Иначе (‘summa10‘); конец.

Определение: Программы в которых многократно повторяются однотипные действия – циклические программы (с повтором).

Задача: Дано 100 натуральных чисел от 1 до 100 (1,2,3, … 99,100) Посчитать их сумму и вывести в переменную S.

Алгоритм сумма; Перем i,S: целые; Начало S:=0; Для i:=1 до 100 повторять Начало S:= S + i тело Конец; цикла Вывод (S) Конец.

Program summa; VAR i , S: integer; Begin S:=0; FOR i:=1 TO 100 DO begin S:=S+i тело end; цикла WRITE(S) end.

Program summa; VAR i , S: integer; Begin S:=0; FOR i:=1 TO 100 DO begin S:=S+i ; тело WRITE(‘S’, i, ’=‘, s) цикла end; end.

Тело цикла – те самые действия, которые нужно многократно повторять. Тело цикла заключаем в операторные скобки begin … .. end;

ALT + F9 - исправление ошибок CTRL + F9 – запуск программы ALT + F5 – просмотр результата

Задача: 1)Вывести столбец таблицы умножения любого целого числа N на числа от 1 до 10. Пример: N =5, то столбец будет такой- 1*5=5 2*5=10 3*5=15 i * N = P, где i изменяется от …… .. 1…10 10*5=50

Домашнее задание: прокомментировать программу для задачи «Про столбец таблицы умножения»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Тема урока: Язык программирования «ПАСКАЛЬ» Текстовой редактор языка.

Учитель информатики

ГБОУ Школы №293 им. А.Т. Твардовского г. Москвы

Бахтинова Наталия Валерьевна


Цель занятия :

  • Сформировать первые сведения о языке Pascal; Получить навыки работы в текстовом редакторе языка Pascal .

Исторические сведения о языке «Паскаль»

  • Язык программирования Паскаль получил своё название в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля, который в 1642г. изобрёл счётную машину для арифметических операций, так называемое "паскалево колесо". В конце 1968 г. профессор Вирт и его сотрудники из швейцарского федерального института технологии в Цюрихе разработали первую версию языка Паскаль. Спустя два года - первый вариант компилятора. В 1971 г. Вирт выпустил описание своего языка.

Блез Паска́ль - французский математик, механик, физик, литератор и философ


Создавая Паскаль Вирт преследовал две цели:

  • во-первых, разработать язык пригодный для обучения программированию как систематической дисциплины;
  • во-вторых, реализация языка должна быть эффективной и надёжной.
  • Одним из достоинств языка Паскаль является то, что он полностью воплотил в себя идею структурного программирования, суть которой заключается в том, что с помощью нескольких конструкций можно выразить в принципе любые алгоритмы.

Никлаус Вирт (нем. Niklaus Wirth, род. 15 февраля 1934 года) - швейцарский учёный, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования. Ведущий разработчик и создатель языков программирования Паскаль, Модула-2, Оберон.


Запуск языка «Паскаль»

Для запуска языка Паскаль нужно загрузить файл PASCAL.EXE находящийся, как правило, в каталоге PASCAL.

Например: D:\PASCAL\PASCAL.EXE



  • На синем фоне будем писать программу.
  • На сером фоне написаны строки подсказки.
  • Верхняя строка содержит раскрывающиеся меню: Ф айл, Т екст, В ыполнение, К омпиляция, Р ежимы, О тладка, Н аблюдение.
  • Для перехода в верхнее меню нажимаем F10. Нажатие клавиши alt и первой буквы любого из слов верхнего меню раскрывает окно. (пример alt + B)

  • Ввод программы в компьютер представляет собой ввод текста в компьютер. Ниже перечислены наиболее часто используемые команды текстового редактора Турбо Паскаля.

  • PgUp - на страницу вверх;
  • PgDn - на страницу вниз;
  • Home - в начало строки;
  • End - в конец строки;
  • Ctrl-PgUp - в начало текста;
  • Ctrl-PgDn - в конец текста.

  • Backspace (←) - стереть символ слева от курсора;
  • Del - стереть символ, на который указывает курсор (справа от курсора);
  • Ctrl-Y - стереть строку, на которой располагается курсор;
  • Enter - вставить новую строку, разрезать старую;
  • Ctrl-Q L - восстановить текущую строку (действует, если курсор не покидал изменённую строку).

  • Ctrl-K B - пометить начало блока;
  • Ctrl-K K - пометить конец блока;
  • Ctrl-K Y - стереть блок;
  • Ctrl-K C - копировать блок;
  • Ctrl-K V - переместить блок;
  • Ctrl-K W - записать блок в дисковый файл;
  • Ctrl-K R - прочитать блок из дискового файла;
  • Ctrl-K P - напечатать блок;
  • Ctrl-K H - убрать выделение блока.

  • В каком году появилась первая версия языка программирования Pascal?
  • Какими достоинствами обладает язык Pascal?
  • Какие клавиши удобно использовать для быстрого перемещения курсора по программе из верхнего левого угла экрана в нижний правый угол? (а если наоборот?)
  • Что необходимо сделать, чтобы скопировать часть программы?
  • Можно ли восстановить изменения сделанные в тексте программы?



Язык Паскаль разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины.

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации



АЛФАВИТ ЯЗЫКА

Все латинские прописные и строчные буквы (A-Z, a-z);

Арабские цифры (0-9);

Знаки +, -, *, /, ….

Служебные слова.


F1 – справка или справочная служба (помощь).

F2 – записать редактируемый текст в дисковый файл (сохранить ) .

F5 – распахнуть активное окно на весь экран.

F6 – сделать активным следующее окно.

F9 – компилировать программу, но не выполнять ее.

F10 – перейти к главному меню.


Основные функциональные клавиши

Alt – X – выход из программной среды.

Ctrl – F9 – выполнить прогон программы: компилировать программу, находящуюся, в редакторе, загрузить ее в оперативную память и выполнить.

Alt – F5 – сменить окно редактора на окно вывода результатов работы (прогона) программы.

Tab – переключение между элементами окон.


Для перехода от состояния выбора режима из главного меню в состояние редактирования нужно нажать клавишу Esc .

Для создания текста программы нужно ввести этот текст с помощью клавиатуры, как это делается при « обычном наборе ». После заполнения очередной строки следует нажать на клавишу Enter , для перевода курсора на следующую строку.


Структура программы

Программа состоит из трех основных частей:

Заголовок программы.

Раздел описаний (соглашения).

Исполняемая часть (операторы).


Служебные слова

Program ;

Label ;

Const ;

Type ;

Procedure ,

Function


Программы на Паскале содержат следующие «знаки препинания»:

  • Точка с запятой;
  • Точка.

Точкой с запятой отделяют операторы друг от друга; точка ставится в конце программы.

Служебные слова BEGIN и END от операторов точкой с запятой не отделяются.




Переменная – это величина, которая может меняться при выполнении программы.

Объявляя переменную или константу заданного типа, вы отводите в памяти место, где будет храниться ее значение.

Тип определяет размер и структуру памяти под переменную.


Тип данных определяет:

  • формат представления данных в памяти;
  • множество допустимых значений;
  • множество допустимых операций.

ОПИСАНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ

Описание переменных начинается со служебного слова VAR (переводится – «переменная»).

После VAR записываются имена всех переменных, встречающихся в программе с указанием через двоеточие типа значений, которые каждая переменная имеет право принимать.


Простые

Структурированные

Ссылочные

Процедурные

Объектные


Простые

типы

порядковые

вещественные


Простые

порядковые типы

Целые типы

Логические типы

Символьные типы


Целочисленные типы

Диапазон возможных значений

2147483648... 2147483647


Например:

a, f, m, n: integer;


Вещественные типы

Диапазон

2.9*10 -39 ... 1.7*10 38

5.0*10 -45 ... 3.4*10 38

5.0*10 -324 ... 1.7*10 308

3.4*10 -4932 ... 1.1*10 4932


Например:

a, f, m, n: real;


Логический тип

Логический тип данных Boolean представляет такой тип данных, когда параметр (переменная) может принимать два значения True и False .


Например:


Символьный тип

Под символьными величинами понимают величины, входящие в множество кодов ASCII , в том числе и не отображенные на клавиатуре.

Значения такого типа записывается в апострофах: a = ‘d’, r=‘g’.


Перечисляемый тип

Данный тип определяется набором идентификаторов, с которыми могут совпадать значения параметров (переменных). Список идентификаторов указывается в круглых скобках и разделяются между собой запятыми. Объявление типа должно быть сделано в разделе объявлений и ему должно предшествовать кодовое слово Type .


Например:

Color=(black, white, blue, green, red)



Арифметические операции

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление вещественное

Деление целочисленное

Получение остатка от деления целых чисел


Операторы ввода

  • Read;

read (имена переменных),

Например:

read (a, b, c) .

При использовании данного оператора после ввода значений переменных курсор остается в той же сроке.


Операторы ввода

  • Readln

Readln (имена переменных) ,

Например:

Readln (a, b, c)

При использовании этого оператора после ввода данных курсор переходит на новую строку.


Операторы вывода

Write (‘ текст ’ , имена переменных: m, n)

Writeln (‘ текст ’ , имена переменных: m, n)

Например:

Write (‘ сумма, С= ’ , с)

Последовательный вывод значений переменных.

При использовании оператора Writeln осуществляется переход на новую строку.