Сочинить 6 музыкальных фрагментов. Как сочинить мелодию. Интуитивный способ или способ на основе вдохновения

Музыка появилась в моей жизни задолго до того, как я научился различать разные стили и направления, узнал о творчестве великих композиторов и музыкантов. Первой мелодией, которую я помню до сих пор, была мамина колыбельная. Когда слова заканчивались, мама тихо напевала ла-лала-ла-ла, и ее мелодичные напевы успокаивали меня и, наверняка, положили начало моему хорошему отношению к музыке. Потом были музыкальные спектакли и пьесы, любимые детские песни и первые кумиры.

Мой вкус менялся одновременно с возрастом, сегодня мне нравился рок, завтра поп-музыка, через неделю я готов был отдать последние деньги за записи известных рэперов, иногда под настроение слушал рэгги, а уроки делал под популярные песни, доносящиеся с радио-каналов. И всё время мне казалось, что без музыки мой мир будет несовершенным, как бывает отталкивающей холодная красота без теплой улыбки, или становится скучным море без шторма и белых барашек волн.

Музыка в моей жизни играет важную роль. Когда становится грустно, то я включаю какую-нибудь веселую и популярную песенку, незаметно начинаю ее напевать, и настроение повышается буквально через несколько минут. Интересно то, что одновременно с модными стилями музыки, которым отдают предпочтение мои сверстники, я люблю произведения известных композиторов-классиков. Звуки скрипки и фортепьяно пробуждают в моей душе смешанные чувства. С одной стороны, мне кажется, что я парю над облаками и предаюсь мечтам, вслушиваясь в легкие переливы, перезвон и сильные аккорды, а с другой - тревожная или трогательная мелодия затрагивает все струны души и вызывает слезы. Но такое настроение быстро проходит, потому что я понимаю, что музыкант отразил часть своего мира и своих переживаний и передал слушателям мысли и эмоции при помощи нот.

Классическая музыка, на мой взгляд, это искусство, открывающее целый мир страстей и эмоций, высоких чувств и благородных порывов. Она делает людей духовно богатыми и раскрашивает жизнь новыми и яркими красками. Талантливые музыканты, как никто другой, умеют выразить в музыке печаль и радость, легкость и разочарование, капризы природы или переживания, свойственные влюбленным. Если хорошую мелодию дополнить словами, то получается произведение, которое овладевает сердцами огромного количества людей, его долго помнят и прослушивают снова и снова, до тех пор пока каждое слово и каждый звук не обретет новый смысл.

(Картина Максимюк Иван. Вечерний блюз )

Музыка в моей жизни - это тот необходимый стимул, который помогает добиваться поставленных целей, постоянный проводник и искусный лекарь душевных ран. Каждое мое утро начинается с бодрого напева, а приходя домой после школы, я обязательно включаю что-нибудь новенькое из любимых исполнителей или переслушиваю старые и хорошо знакомые записи, каждая из которых связана с определенным моментом моей жизни или приятными воспоминаниями. Вот так и получается, что мой мир соткан из музыки, красивых песен и любимых мелодий.

8. Учимся сочинять вариации

Проще всего сочинять вариации на soprano ostinato. Здесь нужно просто взять мелодию и придумывать к ней разный аккомпанемент.

Сложнее всего сочинять вариации на basso ostinato. Это полифонические вариации, и чтобы они хорошо получились, нужно уметь обращаться с полифонией.

Увлекательнее всего сочинять фигурационные вариации. И этому можно вас немножко научить. Попробуем поработать с очень простой мелодией. Это русская народная плясовая песня «Ах вы сени мои, сени».

Быстро, весело

Мелодия состоит из четырёх фраз, две первые и две последние почти одинаковые, но с небольшим врьированием. Обратите внимание на изменение в повторе выделенного мотива.

Ваша задача — изменить мелодию, но так, чтобы она всё же узнавалась. Вот три совета. Учтите, что это лишь советы, а не правила. Сочинять музыку по правилам — очень скучное занятие. Но советы всё же нужны.

Совет первый. Что лучше всего узнаётся и запоминается в любом музыкальном отрывке? Ну конечно, начало. Значит, в начале изменения должны быть лёгкими и прозрачными, чтобы мелодия легко угадывалась, а вот в конце можно пофантазировать и сочинить что-нибудь совсем другое.

Совет второй. Выберите в мелодии основные «интонационные точки», вокруг которых будет «крутиться» ваша вариация. Например, вот эти:

Не обязательно строго придерживаться этих точек, но всё-таки хорошо бы иметь их в виду. В примерах, которые я сейчас приведу, эти точки соблюдаются, но не совсем строго.

Совет третий. Сохраняя общую форму мелодии (как в строгих вариациях), придумайте какие-нибудь новые ритмические рисунки, можете даже изменить размер, как в последнем примере.

В двух примерах я применил секвенцию. Но секвенциями надо пользоваться осторожно, если их нет в самой теме.

Быстро, весело

Теперь давайте обратимся к жанрам, которые вы уже знаете. Например, к маршу. Вспомнили? Пунктирный ритм, ритмичный аккомпанемент, четырёхдольный размер. Допустим, вот так:

Оживлённо

Если нашу тему увеличить, то есть записать четвертями и половинками в размере , то у неё будет затакт в две четверти. Вспоминайте: где вы встречали такой затакт? Правильно, в гавоте. Можно попробовать. Но здесь лучше сделать так, чтобы тема не очень узнавалась. Слишком уж она русская для французского танца. Тогда вот что: напишем вариацию в миноре!

Стремительно

Для вариаций удобны не все темы. Наша тема удобна для классических и свободных вариаций, потому что она очень простая и чёткая. Это вообще характерно для народных песен, поэтому очень много вариаций написано именно на народные темы. Но для вариаций на basso ostinato лучше взять другую тему: более короткую, без повторений и членения на отдельные фразы (проще её сочинить).

Дома обязательно сочините несколько однострочных мелодических вариаций на эту тему. А если захотите, попробуйте сочинить и фортепианные вариации на любую тему, в том числе и на свою собственную. Если получится хорошо, их можно будет выучить с преподавателем фортепиано и сыграть и на концерте, и на экзамене.



Мелодии состоят из последовательности нот. Мелодия - это часть музыкального произведения, которую мы можем пропеть, основной звук, который выделяется на основном фоне. Независимо от того, какую песню вы пишете, вам будет нужна мелодия. Обладая знаниями основ музыки и усвоив несколько упражнений и приемов, вы обнаружите, что написать мелодию проще, чем можно было подумать.

Шаги

Часть 1

Построение знаний

    Почитайте кое-что из музыкальной теории. Если хотите хорошо писать мелодии, важно знать, по крайней мере, основы того, как пишется музыка, прежде чем вы попробуете создать что-то свое. Конечно, это не обязательно. Однако чем больше вы понимаете в музыке, тем проще будет понять объяснения музыкальных понятий.

    • В этой статье мы будем использовать музыкальные термины, потому что трудно донести эти идеи без них. Некоторые можно объяснить, но другие слишком сложны для краткого объяснения. Если вы не понимаете, что такое доля, такт и время, вам следует все-таки сначала почитать об этом.
  1. Выберите свою форму песни. Форма песни - что-то вроде разделения по половому признаку, но для музыки. Вся музыка обычно соответствует той или иной форме, которая определяет, какие части и элементы уместны, и когда пора их менять. Вы, вероятно, больше всего привыкли к этому понятию в популярной музыке с идеями запева и припева. Здесь, вы не должны следовать этим формам, но это может помочь вам определить дорожную карту для работы при сочинении мелодии.

    • Наиболее распространенную форму песни называют AABA. Это означает, что есть два "запева", "припев", и затем другой "запев". Другими словами, раздел, который как-то звучит, за ним другой, который звучит так же, потом что-то другое, и наконец, возврат к теме первого раздела.
    • Однако есть много различных форм, так что поразмышляйте, какая является лучшей для вас. Вы можете рассмотреть AAAA, ABCD, AABACA и т.д. Или, конечно же, вы можете сделать что-то совершенно иное.
  2. Изучите жанры композиций. У некоторых жанров музыки есть определенный стиль и если вы хотите, чтобы звучало именно так, как это принято, то вы должны будете записать свою мелодию определенным способом. Заранее почитайте о жанре музыки, в котором вы пытаетесь сочинить, узнайте, есть ли какие-либо уникальные особенности этого жанра с точки зрения структуры, ключа или прогрессий.

    • Например, последовательность аккордов для блюза и джаза соответствуют определенным формам. Джаз интенсивно использует определенные аккорды, таким образом, вам надо поискать джазовые аккорды перед написанием песен в этом жанре.
  3. Подумайте о музыканте. Независимо от того, кто исполняет музыкальную пьесу, которую вы пишете, им будет нужен перерыв в какой-то момент. Пальцам будет требоваться отдых, и певцы должны отдышаться. Вы должны понять, как поставить перерыв в песню, и добавить такие перерывы. Попытайтесь расположить их с интервалами равномерно и сделать их достаточно частыми, чтобы песню было возможно исполнить.

    Разберите свои любимые песни. Первое, что вы можете сделать, чтобы обрести навыки записи мелодии, состоит в том, чтобы начать, разбирая некоторые ваши любимые песни. Соберите ряд песен с отличными мелодиями Обычно, когда мы слушаем музыку, мы погружаемся в нее, правильно? Но вам надо сделать дорожную карту из нее... фокусируйтесь!

    • Запишите, как меняются ноты. Как они строятся? Как тон заставляет вас чувствовать себя? Как мелодия работает с лирикой? Что хорошего в мелодии? Что не работает или что могло быть лучше? Вы можете перенести эти уроки на свои собственные мелодии.

    Часть 2

    Создание основы
    1. Попытайтесь не начинать с лирики. Если, конечно, вы лучший лирик, то можете быть склонны начать со стихов. Однако это чревато и не рекомендуется, особенно если ваше музыкальное образование очень ограничено. Когда вы начинаете с лирики, вы должны базировать свою мелодию на естественном ритме слов, и это может быть очень трудно, особенно для новичка. Однако если вы хотите, все же можете начать с лирики.

    2. Играйте! Это покажется отчасти глупым, но многие лучшие мелодии рождались у кого-то, кто просто брал случайные ноты на фортепьяно. Если у вас есть инструмент, на котором вы можете бездельничать, попробуйте это. Просто играйте, делая вариации или просто перепрыгивая, пока не найдете что-то, что звучит хорошо.

      • Если у вас нет инструмента, можете спеть или использовать инструмент в интернете. Вы можете найти много бесплатных фортепьяно на веб-сайтах и приложений доступных для вашего мобильного устройства.
    3. Преобразуйте простую идею. Вы можете взять действительно простую идею для мелодии, просто последовательность трех или четырех нот, и преобразовать этот зачаток идеи в целую мелодию. Например, возьмите небольшую группу нот, которую нашли, играя согласно предыдущему шагу. Подумайте о том, как, по-вашему, должна развиваться мелодия.

      • Люди, которые естественно музыкальны, часто придумывают небольшие фрагменты музыки, как художник берет идею для рисования. Если это похоже на вас, держите неподалеку цифровой диктофон или ноутбук (если вы знаете какой-либо вид музыкальной записи).
    4. Начните с аккордов. Если вы привыкли делать аккорды, вы также можете найти мелодию, играя аккордами. Это характерно для людей, которые играют на фортепьяно или гитаре, так как эти инструменты полагаются в большой степени на аккорды. Проделайте то же самое, о чем мы говорили в Шаге 1, но с аккордами, пока вы не найдете что-то, что звучит приятно для вас.

      • Вы можете найти веб-сайты, которые играют аккорды для вас, если у вас нет инструмента или вы не знаете много аккордов.
      • Попытайтесь поработать с аккордами и найти способы сделать их более сложными. Вы поймете, что поскольку вы можете извлечь только один звук за один раз, у вас получится мелодия даже прежде, чем вы это услышите. Не волнуйтесь о лирике, профессиональные музыканты почти всегда сначала пишут мелодию и напевают ерунду вместо слов.
    5. Одолжите у существующей мелодии. Кража чьей-то песни - плохая идея, но подобно взятию саженца, чтобы вырастить свой собственный сад, вы можете взять самую крошечную щепку от другой песни и преобразовать ее во что-то абсолютно другое. Если вы берете только последовательность приблизительно четырех нот и вносите достаточно изменений, то ваша музыка становится абсолютно оригинальной. Просто помните, что вы превращаете ее во что-то абсолютно другое.

      • Хорошее произведение должно заимствовать у различных жанров музыки. Скажите, что вы хотите записать народную песню, например. Попытайтесь одолжить у рэпа. Хотите записать песню в стиле кантри? Одолжите у классики.
    6. Основывайтесь на мотиве. Мотив - ряд нот, которые формируют музыкальную "идею". Много песен берут мотив и затем повторяют этот набор нот с небольшими изменениями, чтобы создать мелодию. Если вы изо всех сил пытаетесь придумать мелодию, это - большое подспорье, так как вам можно начать с имеющегося набора нот.

      • Один из лучших примеров этого - Аллегро из Симфонии Бетховена №5. Он просто взял основной мотив и повторил его много раз и создал одну из наиболее величайших музыкальных пьес всех времен.

    Часть 3

    Придание блеска
    1. Сделайте линию баса. Для мелодии, которую вы написали, необходимо придумать басовую часть, чтобы вместе хорошо звучало. Да, у вас могло не быть баса в вашей пьесе (вы могли писать для трубного квартета). Однако линия баса - больше, чем просто бас. Линия баса относится к любой фоновой части для низа инструмента. Линия баса обеспечивает своего рода позвоночник музыкального произведения.

      • Линия баса может быть простой или может быть сложной, может быть быстрой или может быть медленной. В некоторых жанрах музыки линия баса следует определенным образцам, как в блюзе, где она почти всегда в масштабе четвертных нот. Единственно важно - то, что она соответствует и поддерживает мелодию, которую вы написали.
    2. Добавьте аккорды, если у вас еще нет их. Если вы не начали с аккордов, то можете добавить несколько теперь. Аккорды заставят вашу песню звучать более полно и сложно, несмотря на то, что вы можете обойтись без них или использовать только очень простые аккорды, если хотите больше меланхолии, обнажая звук.

      • Начните, установив, в каком тоне написана ваша мелодия. Определенные аккорды звучат лучше с одними тонами, чем с другими. Например, если ваша песня начинается с C (до), то аккорд C (до) будет уместным чтобы начать.
      • Когда менять аккорды будет действительно зависеть от вашей песни, но пробуйте определять время для изменения звуков или мелодии. Обычно изменения аккорда происходят на первой доле, в начале такта. Вы можете также использовать изменение аккорда, чтобы ввести другой аккорд. Например, в 4/4 песне, у вас мог бы быть один аккорд на первой доле и затем другой на 4 доле перед введением следующего аккорда в следующем такте.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека и поэтому она является одним из прекрасных и очень сильных средств его внутреннего развития. Он переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта.

«Любая форма общения с музыкой учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», - говорил известный педагог Д.Б. Кабалевский. Но самой активной и доступной, пробуждающей мысли и чувства формой общения с музыкой являются моменты, когда человек выступает в роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил. «Слушание» является основным видом музыкальной деятельности. И поэтому необходимо использовать любую возможность для того, чтобы сформировать музыкальный вкус, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное.

Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы.


Что можно услышать в музыке кроме самой музыки? Если спросить: что можно рассмотреть в картине художника? О чём можно прочесть в книге? Что можно увидеть в кинофильме? Во всех этих случаях ответ будет более или менее конкретным, потому что содержание этих произведений искусства вполне определённо. Оно отражает какую-нибудь сторону жизни людей, состояние окружающей их природы, его можно пересказать словами.


Но если представить себе выступление оркестра или исполнение музыкантом инструментальной пьесы. Правильно ли будет спросить: о чем они играют? Вопрос, не подходящий к музыке. Зачем же тогда, для чего и для кого звучит музыка? Конечно, для тех, кто её слушает. Значит, в музыке можно что-то услышать. Именно это и влечёт человека к ней.

Как и любое другое произведение искусства, музыка заставляет нас испытывать волнение, переживать порою какие-то необычные, сильные чувства. Если бы музыка была пустой игрой звуков, она не нашла бы душевного отклика, человек остался бы безразличным, равнодушным к ней. Значит, музыка содержит в себе нечто важное, значимое для человека, то есть она содержательна.

В чём же состоит и как проявляется эта содержательность? Прежде всего в том, что музыка способна передать то или иное душевное состояние человека, выразить его чувства, переживания. Иногда композитор посвящает слушателей в свой замысел. Тогда он тем или иным образом поясняет содержание произведения, например, даёт ему соответствующее название. Если содержание произведений для инструментов или оркестра передаётся в основном только выразительными средствами самой музыки, о которых я постараюсь рассказать отдельно, то в вокальных, театральных произведениях в этом уже участвуют и слово, и действие, и танец, и художественное оформление сцены.

А многое ли можно выразить с помощью одних только звуков? Что именно? Способны ли они нарисовать какую-либо картину, передать движение, поведать о жизни людей? Для этого нужно обратиться к самой музыке и постараться "расслышать" содержание, которое есть в каждом произведении.

Т.А. Чехова в своей работе предлагает следующие советы начинающим и не очень опытным слушателям:


1. На первых порах лучше выбрать короткие произведения, пока не выработан навык «слежения слухом» за звуками.

2. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса), и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что текст в вокальных произведениях помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.

3. Во время звучания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду.


4. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно («внутренним» голосом).


5. В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою « музыкальную картину». Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических, произведений, которые можно в большом разнообразии найти у известных писателей и поэтов. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее.

6. Некоторые музыкальные сочинения имеют одни и те же названия, но по своему настроению, чувствам бывают совершенно не похожи. В звучание таких произведений следует особенно вслушиваться, запоминать их и отмечать для себя эту несхожесть. (Попробовать различать характеры и образы).



П. Пикассо. Три музыканта

Для определения характера произведения, его эмоционально-образного восприятия можно для начала воспользоваться словарём эстетических эмоций, существующих в музыке как признаки характера звучания, который предлагает ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.

РАДОСТНО: весело, празднично, звонко, искрясь, бодро, живо, задорно, ярко, лучисто

ТОРЖЕСТВЕННО: величественно, победно, призывно, восторженно, грациозно, жизнеутверждающе

НЕЖНО: ласково, радушно, трогательно, приветливо, доверчиво, мило, беззлобно

СПОКОЙНО: мирно, безмятежно, добродушно, светло, прозрачно, доброжелательно

ВЗВОЛНОВАННО: тревожно, обеспокоенно

ТЯЖЕЛО: неуклюже, угловато

ГРОЗНО: динамично, трагично

ПОЭТИЧНО: мечтательно, напевно, душевно, трепетно, сердечно

Хорошим примером здесь может служить, скажем, альбом "Времена года" П.И. Чайковского. Где каждый месяц имеет свой характер и настроение. Звуковые картины природы, созданные талантливыми композиторами, можно сравнить с пейжами известных художников, с описанием красоты окружающего мира в поэзии. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ пьесы "Лунный свет" К. Дебюсси. Неторопливое приближение утра передаёт вступление к опере Мусоргского - "Рассвет на Москве-реке".

Музыке доступен как мир сказочный, фантастический, так и реальный, в котором живут люди, происходят повседневные события, совершаются различные поступки. Как он представлен в музыке? В первом случае очень подходящими будут произведения русского композитора, музыкального сказочника, Римского-Корсакова. Например, его оперы "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Снегурочка", "Золотой петушок", сюита "Шахерезада". Немало сказочных образов среди пьес Мусоргского, объединённых под общим названием "Картинки с выставки", Анатолия Лядова - сказочная картинка "Волшебное озеро".

И. Левитан. Лесное озеро

Способна ли музыка передать характер человека? Для начала можно познакомиться с персонажами из "Карнавала" немецкого композитора Шумана. Если сравнить музыкальные портреты Флорестана и Эвсебия, станет ясно, сколь они противоположны: Флорестан порывист, всегда в движении, тогда как Эвсебий спокоен, склонен к мечтательности. На карнавале мелькают и знакомые маски - угловатый, немного смешной Пьеро и лёгкий, с прыгающей походкой Арлекин.

Eusebius (from Carnaval) - Эвсебий

В музыкальной литературе известен и другой карнавал... Французский композитор Сен-Санс назвал его "Карнавал животных".

А в оркестровом произведении О. Мессиана "Пробуждение птиц" очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц, созданы портреты "лесных певцов".

У Антона Аренского есть сюита "Силуэты". В сюиту входят пять портретных зарисовок, написанных в изящно-непринужденной манере, привлекающих тонкостью и остроумием звуковых образов.

Может ли музыка дать представление о каком-либо событии? Из музыкального произведения можно узнать и о событиях далёкого прошлого. Одно из них запечатлел в музыке Римский-Корсаков. Его "Сеча при Керженце" - яркая картина жестокой битвы.

Слушать и слышать музыку - это разные вещи. Содержание музыки столь же богато и многообразно, как и содержание других видов искусства. Только раскрывается оно с помощью характерных именно для музыки выразительных средств. В отличие от звуков немузыкальных музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия и сопровождение к ней, лад и гармония, метр и ритм, регистр и тембр, динамика и темп - всё это и есть выразительные средства музыкального искусства. Научиться их слышать и различать, понимать язык музыки, на котором композитор обращается к слушателю, столь же необходимо, как и понимать литературный текст, средства живописи. Тогда содержание произведений музыкального искусства раскроется во всём своём богатстве.

6 декабря 2015 в 13:37

Как музыканты сочиняют музыку: Слышат ли они музыку в своей голове

  • Перевод

О музыке я знаю немного, но, говорят, что музыканты слышат и сочиняют музыку в голове. Они действительно слышат все эти быстрые переходы, сложные аккорды и звуки, которые есть в музыке Листа?

Например, очень быструю мелодию в рапсодии №2 или звуки из рапсодии №6 (невозможно поверить, что их рождает рояль), или прекрасную концовку рапсодии №12.

Аноним: У меня есть музыкальное образование, и я занимался музыкой много лет (примерно с 6 до 23 лет). Отмечу, что сейчас я работаю программистом и не осмелюсь назвать себя профессиональным композитором, однако я неплохой музыкант, могу выступать на сцене, дирижировать оркестром, выступать с оркестром, учить детей, сочинять короткие произведения и т.д.

Если вы обладаете музыкальным слухом, и он абсолютный, то можете «слышать» музыку в своей голове, читая ноты. Глядя на партитуру, вы можете представить, как это будет звучать (с очень высокой точностью).

Теперь поговорим о сочинении.

Насколько я знаю, существует по меньшей мере три основных способа создания музыки.

Интуитивный способ или способ на основе вдохновения

В голове рождается целое произведение. Сначала вы его слышите, а потом записываете. Оно просто появляется в вашей голове из ниоткуда. Я написал одно произведение таким способом, и это был странный опыт. Пока я был вдохновлен, меня не покидало ощущение, что я «одолжил» свои руки, и «нечто» сыграло ими композицию, а я записал её на бумаге.

На самом деле, это произошло на экзамене по композиции: я не готовился, пришел за час до экзамена, написал произведение и успешно сдал его (однако я рекомендую готовиться). Недостаток этого метода в том, что если у вас нет вдохновения, то магии не произойдет – не будет музыки.

Вероятно, музыка рождается в вашем подсознании или где-то еще. Я думаю, что идея постепенно формируется в глубине вашего разума и, в конечном счете, превращается в результат. Потом вы ее слышите и записываете. Иногда у вас нет выбора, потому что идея «требует», чтобы ее записали. Это ощущение ни с чем не спутать.

Методологический способ или подход на основе знаний

Если вы хорошо знаете теорию музыки (очень-очень хорошо), то сможете создать композицию так, как её создают компьютерные программы: выбираете основной мотив, а затем сочиняете музыку на бумаге в соответствии с правилами гармонии и другими идеями, которые хотите воплотить. При таком подходе вы создаете музыку «с нуля», корректируя её звучание на каждом этапе.

Музыка, созданная таким способом, может показаться скучной, неэмоциональной или предсказуемой. Я слышал одно произведение, очевидно созданное таким методом, и оно было наискучнейшим. Для написания достойной музыки вам понадобится много теоретических знаний.

Комбинация двух способов

Трудно получить всю мелодию целиком только на основе вдохновения. Также трудно создать целую мелодию, основываясь лишь на теоретических знаниях. Поэтому вы можете смешать два этих метода. Вы придумали мотив, который вам нравится (вдохновение), а затем, используя знания, вы превращаете его в полноценную композицию (гармонию). Во время игры к вам может вернуться вдохновение и принести с собой оставшуюся часть мелодии.

Использование смеси двух техник – вероятно, наилучшая идея. Дело в том, что, когда мелодия «оказалась у вас в голове», вы не сможете записать её полностью – одну минуту максимум. Этого недостаточно для полноценного произведения.

То, что я рассказал выше, подойдет для написания музыки с использованием реальных музыкальных инструментов.

Для электронной музыки существует еще один способ – метод проб и ошибок. Сначала вы запускаете музыкальную программу с пустым шаблоном, потом начинаете повторять какой-нибудь музыкальный рисунок и постепенно добавляете звуковые эффекты, наблюдая за изменениями. Если вам нравится то, что вы слышите, то проект сохраняется, и процесс наложения эффектов продолжается.

Изменяйте ритм, слушайте – меняйте такт, добавляйте биты. Проигрывайте снова. Накладывайте другие шаблоны и так далее. Этот процесс совершенно отличается от методологического способа и больше подходит для электронной или нестандартной музыки. В качестве аналогии можно привести ребенка, играющего в кубики. Необходимо понимание изменений, происходящих при добавлении того или иного эффекта.

Кертис Линдсей (Curtis Lindsay): Когда мы слушаем «Венгерские рапсодии» Листа, то слушаем музыку, которая, скорее всего, была рождена в ходе импровизации.

Лист, как и многие другие великие музыканты того времени, был невероятно опытным импровизатором и превосходил в этом многих композиторов. Вероятно, не все «Венгерские рапсодии» были рождены одинаково, однако ключом к их созданию стала импровизация. После того, как мелодия была готова, она просто дорабатывалась и шлифовалась.

Другое объяснение – у композиторов разные методы работы, но почти все они связаны с воспроизведением и обработкой музыки «в голове». Никто не садится сочинять музыку по формальным правилам теории. Теория музыки – это аналитический метод, он не предназначен для её создания.

Как правило, большинство композиций создаются с помощью музыкальных инструментов, чаще с помощью клавишных, например, фортепиано. Но иногда композиторы предпочитают работать без них, используя только свой разум и бумагу.

Деннис Хоффманн (Dennis Hoffmann): Лично я, особенно в течение последних лет, всегда представляю новую песню у себя в голове. Или хотя бы её часть. Обычно в тот момент, когда что-то зарождается в моей голове, я достаю телефон и напеваю мелодию на диктофон, чтобы не забыть.

Если мотив получается очень хорошим, то я могу начать сочинять песню целиком. Я ужасный барабанщик, но могу представить, как будут звучать барабаны… басовая партия… гитарная партия… как должна звучать гитара.

Моя сильная сторона – это написание текстов песен. Когда я был моложе, то сначала писал слова, а потом накладывал музыку. Но с годами изменил свое мнение – сейчас я сначала сочиняю музыку, а затем пишу слова песни, сокращая или удлиняя некоторые части композиции, чтобы уместить все, что мне нужно.

Однако во многих случаях структура песни может меняться. Сейчас я по большей части работаю один и сам записываю несколько дорожек, создаю барабанный ритм, добавляю синтезатор, записываю партии гитары и бас-гитары и т.д. В процессе творения (особенно когда программирую синтезаторы) я могу что-нибудь изменить, потому что нашел звук, который изначально не планировал использовать, но который хорошо подходит. Безусловно, здесь много свободы действий.

Иногда я записываю живую игру музыкантов, а не создаю синтетические звуки, потому в финальную композицию могут вноситься изменения – всему виной стиль игры исполнителя. Я считаю, что это не самый приятный способ создания музыки.

Мне песня нравится такой, какой я ее написал, и я не люблю, когда кто-то портит ее своей игрой. Но иногда это необходимое зло – я не всегда могу получить нужный мне звук искусственным образом, потому я нанимаю человека, который сможет его сыграть.

Если вкратце, то, действительно, все начинается в моей голове.

P.S. Больше материалов на тему музыкального творчества, акустических нюансов и звуке в нашем