Самые первые пластинки. История виниловых пластинок Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах»

ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ
краткая история
Всё, что вы хотели бы знать о грампластинках

Дисклаймер: Серия этих статей написана простым понятным языком для простых людей, впервые приобщающихся к миру аналогового звука, к миру виниловых грампластинок. Если Вы считаете себя продвинутым аудиофилом, и знаете гораздо больше, чем изложено в этих незатейливых заметках, просим не взыскивать со всей строгостью аудиофильского пуризма.

Часть третья. Какими были пластинки?

В течение всего 20 века грампластинки модернизировались, усовершенствовались, видоизменялись, делаясь всё более удобными, а в конце 60-х - начале 70х годов стали предметом коллекционирования и культа. Этому способстовало появление рок-музыки, собравшее массу поклонников по всему миру, и любовь к этой музыке (и к грампластинке, как её носителю) множество людей пронесли сквозь всю свою жизнь, а порой и подчинив эту жизнь только этой, одной страсти. Одним из важных элементов этого культа, помимо музыки, стало графическое оформление конвертов виниловых пластинок, об этом будет рассказано в следующих разделах.

Это ещё не грампластинка, но её предтеча - диск для музыкального аппарата, сквозь прорези диска открывались клапаны музыкальноо аппарата по дназванием "Херофон", и поток воздуха проходил сквозь медные язычки (как у аккордеона), рождая музыку.
На грампластинке натуральный звук записан в виде бороздок (фото в конце страницы).

Граммофонные пластинки:

Грампластинки: "Гигант (или Монарх)" (30см) фирмы His Master"s Voice "Гранд (или Концерт)" (25см) фирмы "Пишущий Амур" "Гигант" (30см) времён СССР

Патефонная пластинка из жёлтого винила, миньон 17см, США, 1940-1950е годы

Первые грампластинки были без бумажных лычек, название гравировалось прямо по шеллаку, самые ранние грампластинки были односторонние, затем догадались их делать двусторонними. Изготавливались их хрупкого и тяжёлого материала, полимеризованной смолы, называвшейся шеллаком. У ранних двусторонних пластинок между двумя блинами иногда находился слой пергамента. Запись и воспроизведение на граммофонных и патефонных пластинках производилась со скоростью 78 оборотов в минуту. Длительность звучания одной стороны была около 8 минут у "Гиганта", 4-5 минут у "Гранда" и до 3 минут у пластинок меньшего размера. Иногда особо длинные песни (например, т.н. "сельские страдания" записывались с продолжением, то есть начало на первой стороне, окончание на второй). Известно издание с речью И.В, Сталина в виде альбома из 13 пластинок, на первой пластинке которго целиком записаны приветственные аплодисменты.

В середине 20 века устоялось три стандартных размера пластинок: Гигант, или Монарх (12 дюймов/30см), Гранд или Концерт, (10 дюймов/25см), Миньон (7 дюймов/17см), однако периодически попадаются патефонные пластинки нестандартных размеров, но они никогда не превышают 30см. Самым распространённым размером был Гранд (25см). Очень редко попадаются пластинки менее 12 см, их назавние - "Гном"

Патефонные пластинки СССР:

Синглы, сорокопятки и прочие нестандартные пластинки:

Сорокапятки 17см: для музыкального аппарата сорокапятка без бумажного ярлыка две сорокапятки со сменными центрами
Своё название сорокапятки получили за счёт увеличенной скорости вращения - 45 оборотов.

© 2011, И.Лебедев, все права принадлежат автору, перепечатка без уведомления и любое другое несанкционированное использование текста и изображений
мониторится и преследуется. Если Вам нужны полноразмерные высококачественные изображения - обращайтесь письменно к администрации сайта.


VINYL, SACD, BLU RAY, LASER VIDEO, HD DVD, DVD, CD, ПРОИГРЫВАТЕЛИ

Многие согласятся с тем, что виниловая пластинка – это, без преувеличения, символ XX века. На них выросло несколько поколений людей. И хотя этот носитель информации был вытеснен со временем кассетами и компакт-дисками, он и сегодня имеет своих ценителей и почитателей во всем мире. Почему же до сих пор эта, казалось бы, ушедшая в прошлое вещь, привлекает людей?

Логично, что история не только виниловых, но и остальных грампластинок неразрывно связана с развитием аппаратуры, которая могла бы их воспроизводить. В 1877 году молодой ученый Томас Эдисон запатентовал свое изобретение – фонограф – устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук. Запись велась при помощи иглы, которая оставляла след на цилиндрическом валике, обернутом фольгой из олова или лентой с воском. В то время это было поистине фантастическое изобретение. В этом же году французский поэт и изобретатель Шарль Кро научно обосновал и пояснил принцип записи звука на барабан и последующее его воспроизведение. Спустя 10 лет, основываясь на этих открытиях, американский изобретатель Эмиль Берлинер предложил новый метод записи и воспроизведения звуков и запатентовал рекордер и граммофон. Именно Берлинер предложил придать носителю звуковой информации форму круглого диска.

«Дедушкой» винилового проигрывателя был фонограф, изобретённый Томасом Эдисоном еще в 1877 году. Вместо пластинок использовались валики, покрытые фольгой или вымоченной в воске бумагой. Принцип работы фонографа был очень похож на принцип работы современных проигрывателей: игла проигрывала звуки, двигаясь по канавкам на валике.

  • Пластинки в том виде, в каком мы знаем их, придумал Эмиль Берлинер в 1897 году. Он потратил 10 лет на поиски идеального материала для их изготовления и в конечном итоге решил, что лучшим материалом будет шеллак – вещество, напоминающее воск, которое вырабатывают тропические насекомые из Южной Азии.

  • Первые пластинки были 7 дюймов в диаметре (175 мм), и на них умещались аудиозаписи, которые длились не больше 2 минут. Затем появились 12-дюймовые (300 мм) и 10-дюймовые (250 мм) пластинки, на которых помещались треки длиной до 5 минут.

  • 7-дюймовые пластинки называли миньонами, 10-дюймовые – грандами, а 12-дюймовые – гигантами.

  • Изначально записывать звук можно было только на одну сторону пластинки. Лишь в 1903 году компания «Одеон» нашла способ сделать их двусторонними.

  • До середины 1960-х практически все пластинки вмещали в себя буквально две песни: с одной стороны был какой-нибудь хит, ради которого пластинку и покупали, а с другой стороны – уже совершенно другая песня, которая шла «в довесок». Продавали такие пластинки, как правило, в обычных газетных конвертах без оформления.

  • Иногда пластинки продавали комплектами: например, пять пластинок в наборе, на каждой по две песни. Вместе они составляли концерт какого-нибудь исполнителя. Их продавали в картонных или кожаных коробках, и такой набор пластинок имел сходство с фотоальбомом. Поэтому совокупность нескольких песен одного исполнителя и стала называть альбомом.

  • С середины 60-х альбом стал главным форматом. Хронометраж типичного альбома был около 40 минут, записывали его на 12-дюймовые пластинки. Продавали альбомы в ярких конвертах с красивыми обложками, что выгодно выделяло их среди остального винила.

  • В СССР находилось крупнейшее в мире виниловое производство. Например, Апрелевский завод, крупнейшее предприятие фирмы «Мелодия», в 1970-80-х выпускал в год около 100 млн виниловых пластинок. Однако в 90-х объемы производства значительно уменьшились, что было связано не только с повсеместным кризисом в стране, но и с появлением CD-дисков, активно набиравших популярность.

  • С 50-х годов в СССР было широко развито и самостоятельное изготовление пластинок с песнями иностранных и запрещенных исполнителей. Появлялись целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок. В качестве материала использовались проявленные рентгеновские снимки. Такие пластинки назывались записанными «на костях».

  • Самая дорогая пластинка на сегодняшний день – это альбом группы The Quarrymen, созданной Джоном Ленноном и позднее превратившейся в The Beatles. Она была записана 14 июля 1958 года, причём на ней всего две песни: кавер-версия песни Бадди Холли That’ll Be the Day и собственная In Spite of All the Danger. Стоимость пластинки оценивается в 180 000 – 200 000 $. Она существует в единственном экземпляре и принадлежит Полу Маккартни.

  • Пластинки, изготовленные с напылением ацетатного лака, называются ацетатами. Они используются для того, чтобы услышать, как будет звучать аудио на виниле, то есть служат пробным вариантом будущих винилов. Однако среди ацетатов встречаются и такие, на которых записаны первоначальные варианты песен, сильно отличающиеся от конечных, и неизданные треки.

  • С 1977 года просторы космоса бороздит золотая пластинка, на которой записаны изображения и звуки, кратко рассказывающие о жизни на Земле. Сделано это для того, чтобы, если инопланетяне существуют, они могли бы ознакомиться с нашей цивилизацией при помощи информации с этой пластинки. Записана на ней и музыка: Моцарт, Бах, Стравинский и даже Чак Берри.

  • В 2007 году был учрежден День музыкального магазина, когда по всему миру в магазинах винила поступает в продажу ограниченный тираж редких альбомов. Этот праздник отмечается в третью субботу апреля (в 2017 году он выпал на 22 апреля). Ежегодно назначается посол праздника из мира музыки. Его задача — популяризировать праздник и обратить внимание фанатов на винил. Функции посла уже выполняли Оззи Осборн (призвал всех ходить в магазины за винилом), Джек Уайт (провёл экскурсию по виниловому заводу), Игги Поп (отпраздновал свой 65-й день рождения в магазине пластинок) и другие.

  • В то время как многие пользователи уже выбросили свои грампластинки в мусорный ящик, а их проигрыватели запихнули в чулан, те пока живы и развиваются. Хотя число магазинов, торгующих грампластинками, заметно сократилось даже у нас в России (тогда как компакт-диски можно встретить чуть ли не в каждой торгующей промышленными товарами лавчонке), ведущие фирмы мира продолжают выпускать и совершенствовать проигрыватели виниловых дисков — грампластинок.

    Для получения пластинок со стереофонической информацией два канала ее записываются на две стороны V-образной канавки. Высшим шиком считается прямая запись в начале созда-ния оригинала, без применения вспомогательных студий-ных магнитофонов. Увы, такие пластинки — большая редкость.

    Для воспроизведения пластинок используется сдво-енный звукосниматель с одной иглой — составляющие ее колебаний от двух наклонных стенок канавки механичес-ки передаются на две системы преобразования механи-ческих колебаний в электрические. Игла имеет U-образный конец с малым радиусом закругления и располагается внутри V-образной канавки пластинки, не касаясь ее дна. Поэтому на иглу передаются лишь изменения профиля канавки. Игла выполняется из твердого малоизнашивающегося материала — обычно из корунда или алмаза. В мало-мальски качественных проигрывателях применяются только алмазные иглы со сроком службы до 500-1000 часов.

    Причины долгой жизни грампластинок не только в том, что у многих меломанов и просто любителей музыки накоплены целые коллекции этих изделий, — многие находят, что звук проигрываемой пластинки мягче, есте-ственнее и теплее, чем у цифровых систем. И с этим нельзя не согласиться. Даже собственные шумы пластинок стали настолько привычными, что разработчики проигрывателей компакт-дисков вынуждены создавать в паузах слабый шум.

    Грампластинка (чаще просто пластинка) — аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого тем или иным методом нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной.
    Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны, патефоны, в дальнейшем — электропроигрыватели и электрофоны.
    При движении по дорожке грампластинки игла проигрывателя начинает вибрировать (поскольку форма дорожки неравномерна в плоскости пластинки вдоль её радиуса и перпендикулярно направлению движения иглы, и зависит от записанного сигнала). При вибрации пьезоэлектрический материал либо электромагнитная катушка звукоснимателя вырабатывает электрический сигнал, который усиливается усилителем и далее воспроизводится динамиком/динамиками, воспроизводя звук, записанный в студии звукозаписи.
    Слова «грампластинка» и «грамзапись» являются сокращениями от «граммофонная пластинка» и «граммофонная запись», хотя сами граммофоны уже давно широко не используются. В конце XIX и на протяжении XX века грампластинка являлась (до вытеснения её в середине 1990-х годов компакт-диском) популярнейшим средством распространения аудиозаписей, недорогим и доступным.
    Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки, кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон, чем более современные форматы хранения звукозаписей.
    Жёсткие пластинки Различные типоразмеры грампластинок: 30 см (45 об/мин), 25 см (78 об/мин) и 17,5 см (45 об/мин). У последней можно выломать центральное «яблоко», чтобы получить отверстие диаметром 38,24 мм для проигрывателей-автоматов Сам по себе термин «жёсткие» применительно к грампластинкам используется редко, потому что обычно под грампластинками, если нет уточнений, подразумеваются именно такие. Ранние грампластинки чаще всего называют «шеллачными» (по материалу изготовления), или «патефонными» (по распространённому устройству для их проигрывания). Шеллачные пластинки — толстые (до 3 мм), тяжёлые (до 220 г) и хрупкие. Прежде чем проигрывать такие пластинки на относительно современных электрофонах, необходимо убедиться, что их тонарм снабжён сменной головкой или поворотной иглой с маркировкой «78», а диск проигрывателя может вращаться на соответствующей скорости. Патефонные пластинки необязательно сделаны именно из шеллака — по мере развития технологий их стали изготавливать из синтетических смол и пластмасс. В СССР в 1950 году появились пластинки на 78 об/мин из полихлорвинила, на них делали пометки «ПХВ» и «Бесшеллачная». Последняя «бьющаяся» шеллачная грампластинка была выпущена на Апрелевском заводе в 1971 г.
    Но обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах, и на скорость вращения не выше 45 об/мин.
    Гибкие пластинки Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет, для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM, на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных. Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках.
    Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки. Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:
    Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
    Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Зато такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры, увидеть один из которых в работе можно в фильме «Карнавальная ночь».
    Сувенирные и декоративные пластинки «Звуковой сувенир» — фотокарточка с грамзаписью. Их изготавливали в присутствии заказчика маленькие полукустарные студии звукозаписи в курортных городах СССР. Привычный цвет грампластинок — чёрный, но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.
    Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах» Грамзапись на рентгеновской плёнке
    В 1950-х и 1960-х годах в СССР подпольные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям запрещалось распространять фирме «Мелодия», на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах»). В те годы записи многих западных певцов и музыкальных коллективов (например, группы «The Beatles)» можно было послушать только на таких подпольных пластинках. Из-за высыхания эмульсии плёнки подобные пластинки со временем скручивались, да и вообще были недолговечными.
    Такой оригинальный способ звукозаписи нашёл своё отражение в искусстве, например, в песне Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» есть слова: «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы». Также в песне «Мой старый блюз» лидера московской акустической группы «Бедлам» (конец 1990-х — 2002 гг.) Виктора Клюева есть слова: «Пластинка „на костях“ ещё цела, но не понять уже отдельных фраз». Сам процесс записи «на костях» продемонстрирован в фильме «Стиляги» (первоначальное название — «Буги на костях») 2008 года. Как только в продаже появились доступные по цене магнитофоны, кустарная грамзапись практически исчезла.
    Форматы записи
    Монофонические пластинки
    Исторически первыми появились пластинки с монофонической записью (один звуковой канал). Подавляющее большинство таких пластинок имело поперечную, или берлинеровскую запись, при которой игла звукоснимателя колеблется влево-вправо. Однако на заре эры грамзаписи выпускались и пластинки с глубинной («эдисоновской») записью, где игла ходила вверх-вниз. Некоторые граммофоны имели возможность поворота головки с мембраной на 90°, что позволяло им воспроизводить оба типа пластинок. Первые монофонические пластинки серийного выпуска имели скорость вращения 78 об/мин, затем появились пластинки, рассчитанные на скорости 45 и 33⅓ об/мин (для музыки) и 16⅔ и 8½ об/мин (для речи). Монофонические пластинки производства СССР маркировались знаком треугольника или квадрата. На ранних пластинках и проигрывателях величина скорости вращения писалась внутри геометрической фигуры. Иногда указывалась только скорость вращения, без маркировки.
    Стереофонические пластинки В монофонических грампластинках профили левой и правой стенок V-образной звуковой дорожки не отличаются, а в стереофонических (два звуковых канала, для правого и левого уха) правая стенка дорожки промодулирована сигналом первого канала, а левая — сигналом второго канала. Стереофоническая головка звукоснимателя имеет два чувствительных элемента (пьезокристалла или электромагнитных катушки), расположенных под углом 45° к поверхности пластинки (и под 90° друг к другу) и соединённых с иглой так называемыми толкателями. Механические колебания, которые игла воспринимает от левой или правой стенки звуковой дорожки, возбуждают электрический сигнал в соответствующем ей звуковом канале проигрывателя. Такая схема была теоретически обоснована английским инженером Аланом Блюмлейном ещё в 1931 г., но практическую реализацию получила только в 1958 году. Именно тогда первые стереопластинки современного образца были впервые продемонстрированы на Лондонской выставке звукозаписы-вающей аппаратуры.
    Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.
    В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой — на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались.
    Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.
    Квадрофонические пластинки На квадрофонических пластинках записана информация о четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon» 1973 года), а их тиражи ограничены — это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто. В СССР первый и единственный эксперимент по освоению четырёхканального звучания состоялся в 1980 году, когда был записан и выпущен альбом группы «Яблоко» под названием «Кантри-фолк-рок-группа „Яблоко“» (КА90—14435-6). Пластинка стоила дороже, чем обычная — 6 рублей (стереопластинка-гигант с эстрадной музыкой стоила тогда 2 руб. 15 коп., выпущенная по зарубежной лицензии — несколько дороже), а общий тираж составил 18 000 копий.
    Изготовление Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала концентрические звуковые дорожки. На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии — на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 70-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (Direct Metal Mastering), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день. С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.
    Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.
    Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок. Материал для изготовления современной грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида и винилацетата (поливинилхлорида) с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.
    В пресс-цехе в пресс подаётся разогретая порция винила с уже приклеенными сверху и снизу этикетками, которая под давлением до 100 атм растекается между двумя половинками пресс-формы и после остывания образует готовую грампластинку. Далее производится обрезка кромок диска, контроль и упаковка. Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, а затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку, а перед упаковкой в конверт внешний вид каждой грампластинки проверяется дополнительно.
    Воспроизведение Воспроизведение виниловых пластинок имеет ряд особенностей, связанных как с физической природой этого носителя, так и с техническими особенностями воспроизведения винилового звука и его усилением. Так, например, обязательным элементом для электрофонов с магнитной головкой звукоснимателя является фонокорректор.
    История Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления — ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.
    Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы
    В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно — в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф, в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.
    В 1887 году американский инженер еврейского происхождения Эмиль Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. Работая над своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро, предложенный 20 лет назад, применив пластинку из цинка вместо хромовой. Эмиль Берлинер заменил валики дисками — металлическими матрицами, с которых можно было тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки. Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж — не менее 500 пластинок, что значительно снижало расходы на изготовление, и, соответственно, на стоимость продукции. В этом состояло главное преимущество грампластинок Эмиля Берлинера по сравнению с восковыми валиками Эдисона, которые нельзя было массово тиражировать. В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный аппарат — рекордер, а для воспроизведения звука создал другой — граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года. Вместо глубинной записи Эдисона Берлинер применил поперечную, при которой игла оставляла извилистый след постоянной глубины. В XX веке мембрана была заменена микрофонами, преобразующими звуковые колебания в электрические, и электронными усилителями.
    В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака — воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность — по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми — из поливинилхлорида («винил») Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

    Гра̀мпласти́нка (от граммофонная пластинка , чаще просто пластинка ) - аналоговый носитель звуковой информации - диск , на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования , обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно простой и дешевой аппаратуре.

    Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны , патефоны , в дальнейшем - электропроигрыватели и электрофоны .

    Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки , кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон , чем более современные форматы хранения звукозаписей .

    Типы пластинок

    Жёсткие пластинки

    Сам по себе термин «жёсткие» применительно к грампластинкам используется редко, потому что обычно под грампластинками, если нет уточнений, подразумеваются именно такие. Ранние грампластинки чаще всего называют «шеллачными » (по материалу изготовления), или «патефонными » (по распространённому устройству для их проигрывания). Шеллачные пластинки - толстые (до 3 мм), тяжёлые (до 220 г) и хрупкие. Прежде чем проигрывать такие пластинки на относительно современных электрофонах , необходимо убедиться, что их тонарм снабжён сменной головкой или поворотной иглой с маркировкой «78», а диск проигрывателя может вращаться на соответствующей скорости.

    Патефонные пластинки необязательно сделаны именно из шеллака - по мере развития технологий их стали изготавливать из синтетических смол и пластмасс. В СССР в 1950 году появились пластинки на 78 об/мин из полихлорвинила, на них делали пометки «ПХВ» и «Бесшеллачная». Последняя «бьющаяся» шеллачная грампластинка была выпущена на Апрелевском заводе в 1971 г.

    Но обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах , и на скорость вращения 33⅓ об/мин или (реже) 45 об/мин.

    Гибкие пластинки

    Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM , на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных.

    Гибкие пластинки, на которых записывалась эстрадная музыка, были широко распространены в СССР. Они отличались небольшим размером и обычно вмещали всего 4 песни - по 2 на каждой стороне.

    Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках ("музыка на ребрах").

    Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

    • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
    • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Зато такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в фильме «Карнавальная ночь ».

    Сувенирные и декоративные пластинки

    Привычный цвет грампластинок - чёрный , но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.

    Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах»

    Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.

    В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой - на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались. Тем не менее, проблема вертикальных колебаний осталась, хотя и стала гораздо менее заметной, так как соответствует уже только разнице между каналами-в силу чего, звукорежиссёру рекомендуется при записи эту разницу по возможности уменьшать.

    Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. На территории СССР такие пластинки не встречались, как, впрочем, и музыкальные автоматы

    Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.

    Квадрофонические пластинки

    На квадрофонических пластинках записана информация на четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon » 1973 года), а их тиражи ограничены - это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто.

    Изготовление

    Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала концентрические звуковые дорожки . На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии - на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 70-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (Direct Metal Mastering), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день.

    С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.

    Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.

    Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок.

    Материал для изготовления современной грампластинки - это особая смесь на основе сополимера винилхлорида и винилацетата (поливинилхлорида) с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.

    История

    Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку , в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

    Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф ». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

    В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно - в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф , в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.

    В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми - из поливинилхлорида («винил») .

    Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

    Первая революция

    Первые серийные пластинки имели диаметр 6,89 дюймов (175 мм) и назывались 7-дюймовыми. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки как «7″», где «″» - знак дюйма. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую ширину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне.

    Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 12-дюймовые (12″) грампластинки реальным диаметром 11,89″ (300 мм). До начала 1910-х годов на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.

    Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10"), или 250 мм. На таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную 7-дюймовую.

    Три основных типоразмера пластинок - 12″, 10″ и 7″ - традиционно называются «гигант », «гранд » и «миньон », соответственно.

    «Жизнь» первых пластинок была недолгой - звукосниматель весил более 100 граммов и быстро изнашивал дорожку. Стальные иглы необходимо было менять после каждого проигрывания стороны, чем иногда пренебрегали, и при использовании уже играных игл пластинка портилась ещё быстрее. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

    В 1930-х годах пластинки выпускались с одной композицией на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, обычно в картонных или, реже, кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums («альбомы с записями»).

    Вторая революция

    С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ об/мин стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин), и в конце 1960-х годов их производство свернули окончательно (в СССР последняя патефонная пластинка выпущена в 1971 году).

    В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см (англ. LP ) используются до сих пор:

    • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
    • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
    • любителями старины и коллекционерами.

    На современных пластинках, предназначенных для диджеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива , не боится царапин и неосторожного обращения.

    Рост производства грампластинок в начале XXI века

    Развитие индустрии получило неожиданное продолжение в начале XXI века . По данным RIAA , продажи винила после снижения в 2005 году вновь показывают достаточно устойчивый рост .

    Начиная с 2006 года продажи виниловых пластинок растут каждый год: так, в 2007 г. рост продаж составил 37 %, и это на фоне 20 % спада продаж компакт-дисков в том же году. По оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen SoundScan, в 2009 году только в США было продано 2 млн виниловых пластинок ; в 2012 году там было продано уже 4,6 млн грампластинок, что на 17,7 % больше, чем в 2011 году .

    В 2013 году продажи в США составили 6,1 млн пластинок. Кроме США, эффект был заметен в Великобритании и Австралии . В 2016 году в Великобритании было продано более 3,2 миллиона пластинок (в 2007 году, при наименьшей популярности винила, в стране было продано чуть более 200 000 пластинок) . Грампластинки по-прежнему составляют незначительную часть рынка музыкальных записей (2 % в США в 2013 году против 57 % для компакт-дисков).

    В продажах грампластинок играет роль как ностальгия (в 2010 году лидером продаж был альбом Битлз Abbey Road), так и неясные другие факторы: первые два места в 2013 году заняли новые альбомы Random Access Memories (Дафт Панк) и Modern Vampires of the City (Vampire Weekend). Теории новой популярности грампластинок включают как желание слышать более «богатый» и «тёплый» звук, так и сознательное отрицание цифрового мира .

    Кроме того, немаловажную роль в «виниловом ренессансе » играет городская легенда о том, что современные дешевые проигрыватели компакт-дисков плохо воспроизводят звук . На самом деле, 16-битное квантование , используемое в компакт-дисках, значительно превосходит качество грампластинок (эквивалентное примерно 11 битам для наиболее качественной штамповки ).

    Грампластинка как элемент культуры

    Бартманский и Вудвард объясняют продолжающуюся притягательность грампластинок нетехническими причинами:

    • изменчивость смысла, позволяющая разным группам слушателей вкладывать в пластинки свои ассоциации;
    • чувства преемственности, достоверности и «клёвости (англ.) русск. ». Так, поскольку большое количество значимых для аудиофилов альбомов было первоначально выпущено на грампластинках, прослушивание их в этом виде создаёт ощущение сопричастности;
    • неидеальность и не-массовость, вытекающая из процессов производства и хранения грампластинок. Хрупкость грампластинок становится их преимуществом, если интерпретируется как чисто человеческая слабость, в отличие от безличных цифровых записей, которые можно скопировать или удалить нажатием нескольких клавиш;
    • механические ограничения проигрывателей, поощряющие групповое и ритуалистическое прослушивание.

    Рынок грампластинок

    Можно выделить два основных рынка грампластинок: первичный и вторичный.

    В начале XXI века на первичном рынке основными покупателями являются диджеи и аудиофилы , предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

    Дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон . Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше, чем на обычном виниле.

    Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

    Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания.
    Основными местами торговли являются интернет-аукционы , а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

    Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет , и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используются несколько различных систем оценки виниловых пластинок.