Презентация "что такое программирование". Введение в программирование презентация к уроку по информатике и икт на тему Презентация по теме программирование

Язы́к программи́рования - формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования опреде

Язы́ к программи́ рования - формальная знаковая система, предназначенная для
записи компьютерных программ. Язык программирования определяет
набор лексических, синтаксических и семантических правил, определяющих внешний вид
программы и действия, которые выполнит исполнитель (обычно - ЭВМ) под её
управлением.

Программирование - это искусство создавать программные продукты, которые написаны на языке программирования. Язык программирования – эт

Программирование - это искусство создавать программные продукты,
которые написаны на языке программирования. Язык
программирования – это формальная знаковая система, которая
предназначена для написания программ, понятной для исполнителя (в
нашем рассмотрении – это компьютер).

Язык программирования (англ. Programming language) - система обозначений для описания алгоритмов и структур данных, определенная искусственная фо

Язык программирования (англ. Programming language) - система обозначений для описания алгоритмов
и структур данных, определенная искусственная формальная система, средствами которой можно
выражать алгоритмы. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и
семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполняет исполнитель
(компьютер) под ее управлением.

Со времени создания первых программируемых машин было создано более двух с половиной тысяч языков программирования. Ежегодно их число поп

Со времени создания первых программируемых машин было создано более двух с
половиной тысяч языков программирования. Ежегодно их число пополняется новыми.
Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных
разработчиков, другие становятся известны миллионам людей. Профессиональные
программисты обычно применяют в своей работе несколько языков программирования.

?

какие же бывают языки
программирования?

Классификация
Программные языки условно можно
разделить на 4 вида, это:
1. Полнофункциональные;
2. По отдельным признакам;
3. Не полнофункциональные;
4. Эзотерические.

Естественно, в каждом
типе есть подразделы, но
в них особо мы вникать не
будем.
Главным и основным
языком разработки в
группе
полнофункциональных
является - С#, Паскаль,
С++, Delphi, ява и
яваскрипт, а также PHP и
Бэйсик

Паскаль

Это один из самых
известных языков по
разработке компьютерных
приложений. Паскаль
является базой под другие
языки. Когда я стал
интересоваться
программированием, то
первым вопросом было -
какой же язык
программирования изучать?
Паскаль был в моем списке
изучаемых языков, и я не
ошибся. Для меня изучение
паскаля было нетрудным, к
тому же существует большое
количество материалов по
изучению языка разработки
программ Паскаль

C#

Данный язык применяется
для создания
программного
обеспечения. На нем
строится большое
количество осей (ОС -
операционная система).
На С# разрабатываются
драйвера, и другие
прикладные программы.

PHP

Пи-Эйч-Пи очень удобен
при создании сайтов.
Если взглянуть на код
страницы, то можно
заметить на каком языке
прописан сайт.
Благодаря широкому
функционалу php дает
широкие возможности
для вебпрограммирования и
строения сайта.

Java

Java
Главным преимуществом данного
языка является независимость от
ОС и оборудования. На Джава
языке строятся как обычные
программы, игры, а также СУБД,
базы данных.
Я рассказал вам о самых
распространенных языках, теперь
вы имеете представление о каждом
из них. Главный выбор остается за
вами - какой изучать. На
просторах интернета вы найдете
большое количество полезного и
разнообразного материала по
изучению языков
программирования, данной
тематике посвятили себя многие
сайты. Удачи в изучении и выборе.

Как выучить язык программирования?

Eсли вы хотите научиться создавать компьютерные
программы, мобильные приложения, сайты, игры или
любое другое программное обеспечение, вам,
собственно, нужно научиться программировать.
Программы пишутся на языках программирования,
которые и дают программе возможность работать –
быть выполненной компьютером, смартфоном или
иным вычислительным устройством.

Часть 1

Выбираем язык программирования

Определитесь с тем, что вам
интересно. Конечно, вы можете
начать учить любой язык
программирования (далее ЯП).
Правда, некоторые ЯП существенно
легче в освоении других… Как бы то
ни было, вам нужно определиться с
тем, ради чего вы будете учить язык
программирования. Это позволит
вам определиться с тем, что именно
вам надо учить, да и просто станет
хорошей отправной точкой. Вебразработка греет вам душу? Список
ЯП, которые вам пригодятся,
существенно отличается от списка
ЯП, необходимых для написания
компьютерных программ.
Мобильная разработка – мечта
вашего детства? Это уже третий
список. То, что вы будете учить,
зависит от того, чем вы хотите
заниматься.
Начните с более простого языка. Что
бы вы там для себя ни решили, а
начинать стоит с относительно
простых языков высокого уровня.
Такие языки особенно хороши для
начинающих, так как они позволяют
овладеть базовыми принципами и
понять общую логику
программирования.Чаще всего в
этом контексте вспоминают про
Python и Ruby. Это два объектноориентированных ЯП с вполне
понятным синтаксисом,
используемых преимущественно
для создания веб-приложений.
"Объектно-ориентированный ЯП"
опирается представление всего в
виде «объектов», соединяющих
внутри себя данные и методы их
обработки, и последующую
манипуляцию объектами. Такими ЯП
являются, в частности, C++, Java,
Objective-C и PHP.

Почитайте обучающие пособия базового уровня к нескольким ЯП. Если вы до сих пор не определились с тем, что учить, почитайте обучающие пособ

Почитайте обучающие пособия базового уровня к нескольким
ЯП. Если вы до сих пор не определились с тем, что учить, почитайте
обучающие пособия к нескольким ЯП. Если что-то вас зацепит –
попробуйте разобраться в том ЯП чуть лучше. Задача эта простая,
так как различного рода обучающих материалов вводного уровня по
ЯП в сети можно найти более чем достаточно:Python –
замечательный язык для начинающих, который, впрочем, обладает
достаточно мощным потенциалом, если научиться им пользоваться.
Сфера использования – веб-приложения и игры.
Java – используется… ох, проще сказать, где этот ЯП не используется!
Почти что все, от игр и до софта для банкоматов - Java.
HTML – не ЯП, а язык разметки, но для любого веб-разработчика
просто необходим.
C – один из самых старых ЯП, не утративший актуальность и по сей
день. C – не только мощный инструмент сам по себе, но еще и
основа для более современных ЯП: C++, C# и Objective-C.

Часть 2 Начинаем с малого

Часть 2
Начинаем с малого
Выучите базовые принципы ЯП. Тут, конечно, все зависит от выбранного вами языка, однако есть
у ЯП и общие моменты, исключительно для написания полезных программ важные. Чем раньше
вы овладеете всеми этими понятиями и научитесь применять их на практике, тем лучше для вас и
ваших навыков программиста. Итак, вот лишь некоторые из вышеупомянутых
«моментов»:Переменные – в переменной можно хранить и вызывать меняющиеся данные.
Переменными можно управлять, у переменных есть типы (очень упрощенно говоря – числа,
символы и так далее), которыми и определяется тип хранящихся в переменной данных.
Наименования переменных принято задавать такими, чтобы человек, читающий исходный код,
мог получить представление о том, что в переменной хранится – так будет проще понять логику
работы программы.
Условные конструкции (они же – условные выражения) – это действие, которые выполняется в том
случае, если выражение или конструкция истинно или ложно. Наиболее распространенной
формой таких выражений можно назвать конструкцию "If-Then" (если-то). Если выражение
истинно (например, если x = 5), то произойдет действие №1, а если ложно (x != 5), то действие
№2.
Функции – в разных языках программирования их называют по-разному: где-то это процедуры,
где-то – методы, где-то – вызываемые единицы. По сути же, функции представляют собой минипрограммы, входящие в состав большой программы. Функцию можно вызывать несколько раз,
что позволяет программисту создавать сложные программы.
Ввод данных – достаточно широко трактуемое понятие, присутствующее в почти что каждом ЯП.
Суть его – обработка данных, введенных пользователем, и их хранение. То, как будут собраны
данные, зависит от программы и доступных пользователю способов ввода данных (с клавиатуры,
из файла и так далее). Понятие ввода данных тесно связано с понятием вывода данных – то есть
того, каким образом данные будут возвращены пользователю (выведены на экран, записаны в
файл и так далее).

Установите все необходимое ПО.

Многим ЯП нужны компиляторы – программы,
переводящие программный код в понятные для
компьютера инструкции. Впрочем, есть и ЯП другого типа
(вроде Python), в которых программы выполняются сразу, а
компиляция их не требуется. У некоторых ЯП есть так
называемые IDE (Integrated Development Environment,
интегрированная среда разработки), в которые входят
редактор кода, компилятор/интерпретатор и отладчик
(дебаггер). Это дает программисту возможность работать
над программой, образно выражаясь, по принципу одного
окна. Также в IDE могут входить визуальные представления
иерархий объектов и директорий.
Есть и онлайновые редакторы кода. Эти программы
подсвечивают синтаксис программного кода несколько
иначе, а также предлагают разработчику доступ к ряду
полезных и простых инструментов.

Часть 3 Пишем свою первую программу

1
Осваивайте базовые концепты
по одному за раз. Первой
программой, которую пишут на
любом ЯП, является
классическая "Hello World". Она
очень проста, вся ее суть –
вывести на экран текст "Hello,
World" (или его вариацию). Из
этой программы люди,
изучающие ЯП, должны усвоить
синтаксис простейшей рабочей
программы, а также способ
вывода данных на экран.
Меняя текст, можно заметить,
как обрабатываются
программой простые данные.
2
Учитесь на основе разбора
онлайн-примеров. В сети для
любого ЯП можно найти сотни,
тысячи примеров программ,
программок и просто кусков
кода. Изучайте различные
аспекты выбранного вами ЯП
на основе этих примеров.
Создавая свои собственные
программы, опирайтесь на
такие вот фрагменты знаний.

3
Выучите синтаксис ЯП. Что
такое синтаксис в контексте
ЯП? Способ написания
программ особым образом,
понятным для компиляторов.
У каждого ЯП собственные
правила синтаксиса, хотя,
конечно, встречаются и общие
элементы. Изучение
синтаксиса языка – один из
краеугольных камней
изучения ЯП. Довольно часто
люди даже думают, что
именно изучение синтаксиса
сделает их программистами. В
реальности, конечно, все не
так – синтаксис суть основа,
фундамент.
4
Экспериментируйте! Каким
именно образом? Вносите
изменения в примеры
программ и проверяйте
получаемые результаты.
Такой подход куда быстрее
позволит вам понять, что дает
результаты, а что – нет, чем
если бы вы занимались по
книге. Не бойтесь испортить
или «сломать» программу,
ибо исправление ошибок
является одним из ключевых
этапов в процессе разработки
ПО. Да и потом, с первого
раза написать работающую
программу… ну, это почти что
фантастика!

5
Начните работать с дебаггером. Программные ошибки
(баги) – это то, с чем вы обязательно столкнетесь,
занявшись программированием. Ошибки будут везде,
готовьтесь. Они могут быть безвредными, относительно
безвредными или, увы, критическими, не дающими
программе скомпилироваться. Процесс отладки
программы является одним из ключевых этапов
разработки ПО, повторим. Приучитесь к исправлению
ошибок как можно раньше.Экспериментируя с
программами, вы непременно что-то сломаете, и это
хорошо. Умение исправить программу – один из самых
ценных навыков для программиста.

6
Не забывайте комментировать код. Почти что все ЯП
позволяют вносить в программный код комментарии –
текст, не обрабатываемый компилятором. С помощью
комментариев вы можете внести в программу простые
и понятные описания того, что делает та или иная
функция (и не только функция). Комментарии
пригодятся не только вам самим (порой можно и в
собственном коде запутаться), но и другим людям,
совместно с которыми вы будете работать над
программой.

Часть 4 Программируем регулярно

1
2
Программируйте
Ставьте вашим программам
ежедневно. На что, чтобы
цели. Устанавливая сложные,
овладеть языком
но все же достижимые цели,
программирования, уйдет
вы научитесь решать
много времени. Очень много.
проблемы, находить
Даже Python, относительно
решения, бороться со
простой ЯП, чей синтаксис
сложностями. Например,
можно освоить за день-другой,
представьте себе простую
требует от любого, кто
программу – скажем,
вознамерится овладеть им в
калькулятор, а потом
совершенстве, сотен и тысяч
подумайте, как вы ее
часов работы.
напишете. Примените на
Программирование – навык, а
практике все то, чему вы уже
потому тот, кто хочется
научились.
овладеть таким навыком в
совершенстве, должен
регулярно практиковаться.
Старайтесь программировать
каждый день, пусть даже по
часу перед сном, если нет
другой возможности.

3
Обменивайтесь опытом и читайте чужие
программы. Вокруг каждого ЯП собралось
огромное сообщество. Если вы присоединитесь к
соответствующему сообществу, то очень сильно
себе поможете, так как получите доступ к более
чем качественному обучающему материалу.
Чтение чужого кода может вдохновить вас, может
придать вам сил и помочь лучше понять те
особенности программирования, на которых вы
до этого буксовали.Форумы и онлайнсообщества, посвященные программированию на
выбранном вами ЯП – вот что следует искать в
первую очередь. Не надо постоянно лишь
задавать вопросы, участвуйте в жизни сообщества
полноценно – это, как никак, места, где люди
сотрудничают друг с другом, а не проводят
бесплатные обучающие курсы. Иными словами,
не стесняйтесь просить о помощи, но и не сидите,
сложа руки!
Наработав более-менее приличный опыт,
принимайте участие в хакатонах или иных
аналогичных мероприятиях – соревнования, где
надо успеть написать особую программу в
отведенное время. Такие мероприятия
увлекательны и полезны.
4
Веселитесь. Делайте то, что еще не умеете
делать. Изучайте способы решения проблем, а
затем используйте их по-своему. Старайтесь не
радоваться тому, что «программа работает и
ладно» - делайте все возможное, чтобы
программа работала безукоризненно!

Часть 5 Расширяем кругозор

1
Запишитесь на
курсы. Университеты,
колледжи и
образовательные центры (и
не только) проводят курсы и
семинары по
программированию, что
может стать отличным
вариантом для начинающих.
Сами посудите, где еще
новички смогут вживую
пообщаться с матерыми
специалистами?

2
Читайте тематические
книги. Как вы получите
к книгам доступ – дело
ваше, суть в том, что по
любому ЯП можно
найти сотни книг разной
степени полезности.
Конечно, ваши знания
не должны быть сугубо
книжными, это факт.
Тем не менее, и в книгах
есть своя польза.

3
Учите логику и
математику. Программировани
е во многом завязано на
базовой арифметике, но и
более сложные моменты могут
пригодиться, особенно в тех
случаях, когда вы занимаетесь
алгоритмами или пишете
сложную программу. Впрочем,
скорее всего, если только вы не
будете зарываться в сложные
области, сложная математика
вам не понадобится, зато
понадобится логика, в частности
– компьютерная, так как с ее
помощью вы сможете лучше
понять, как надо решать задачи,
возникающие по ходу работы
над сложными программами.

4
5
Никогда не прекращайте
Выучите другой ЯП. Конечно,
программировать. Есть
овладение даже одним ЯП будет
популярная теория «10 тысяч
вам только в плюс, однако многие
часов», гласящая, что мастерство
программисты не
приходит спустя 10000 часов,
останавливаются на достигнутом
проведенных за тем или иным
и учат несколько языков. Будет
занятием. Точное количество
неплохо, если второй или третий
часов как точка достижения
ЯП, который вы выберете, будет
мастерства – вопрос, конечно,
дополнять первый – тогда можно
спорный, но в целом теория
будет создать даже еще более
верна – мастерство суть
сложные и интересные
результат приложенного труда и
программы. Само собой, учить
затраченного времени. Не
новое надо лишь тогда, когда
опускайте руки, и однажды вы
старым вы уже овладели на

станете экспертом.
приличном уровне.Есть все
шансы, что второй язык вы
выучите быстрее первого, но это
вполне понятно, так как многие
концепты программирования
распространены более чем
широко, особенно у
«родственных» языков.

Часть 6 Применяем полученные навыки

1
Получите университетское
образование. Этот пункт
обязательным не является, однако
годы учебы могут открывать что-то
новое (а могут и не открыть) и
познакомить вас с нужными
людьми (тоже не факт). Опять же –
этот шаг не обязателен, есть много
успешных программистов, которые
диплома о высшем образовании не
имеют.
2
Соберите портфолио. Создавая
программы и развиваясь как
специалист, обязательно
откладывайте лучшие образцы
ваших работ отдельно – в
портфолио. Именно портфолио вы
будете показывать рекрутерам и
интервьюерам в качестве
примеров того, на что вы
способны. Те проекты, которые вы
выполняли самостоятельно и по
собственной инициативе, можно
добавлять в портфолио без
размышлений, а вот те, над
которыми вы работали, будучи
сотрудником той или иной
компании, лишь с разрешения
соответствующих лиц.

3
Станьте
фрилансером. Программисты
(особенно те, которые
специализируются на
мобильных приложениях)
сейчас нарасхват. Выполните
пару-тройку проектов как
фрилансер – это и для
портфолио полезно, и для
кошелька, и для опыта.
4
Разработайте собственный
программный
продукт. Платным он будет или
нет – решать вам. В конце
концов, вовсе не обязательно
работать на кого-то, чтобы
заработать программированием
деньги! Если вы умеете писать
программы и продавать их, то
дело почти что в шляпе! Главное
– не забывать предоставлять
пользователям поддержку после
релиза программы.Модель
Freeware (бесплатное
распространение) популярна в
случае небольших программ и
утилит. В таком случае
разработчик ничего не
зарабатывает в финансовом
плане, зато получает репутацию
и узнаваемое имя среди коллег
по цеху.

Хотите создавать игры? Учите Python, C# и Java. Из этой троицы C# дает наилучшую производительность, Python самый простой, а Java запустится на всех ОС бе

Хотите создавать игры? Учите Python, C#
и Java. Из этой троицы C# дает
наилучшую производительность, Python
самый простой, а Java запустится на всех
ОС без особых проблем.

Изучайте исходный код программ. Зачем,
сами подумайте, изобретать велосипед,
когда можно взять готовый велосипед и
просто его улучшить? Главное –
понимать, что именно вы
программируете.

Изучая что-то новое,
полезно будет
самостоятельно это
реализовать, затем
внести изменения,
попытаться угадать
результаты и, как
следствие,
приблизиться к
понимаю сути.
Используйте
современные
интерфейсы и
актуальные версии ЯП.

Дополнительные
материалы – ваши
друзья. Нет ничего
плохо в том, что вы
что-то забыли или не
запомнили. Всему
свое время, не
переживайте. Главное
– знать. Где
подсмотреть!
Хорошей практикой
будет обучение других
– это позволит вам не
только лучше понять
материал, но и
взглянуть на него со
стороны.

Где работать?

Наиболее популярная область работы - разработка
и создание программного обеспечения, используемого
в текстовых редакторах, бухгалтерских программах,
играх, базах данных и даже системах
видеонаблюдения. Востребованы сегодня
и специалисты, адаптирующие уже готовые программы
(в частности 1С: Бухгалтерия) под особенности
конкретного предприятия. Не останутся без работы
и web-разработчики. Первой ступенькой карьеры
может стать должность программиста-стажера.
Необходимо знать языки высокого уровня, желательно
иметь хорошую теоретическую подготовку.

Зарплаты

Стажер, помощник
программиста
30-40 000 р.
Специалист
80-90 000 р.

Ведущий программист 110 000 р.

Ведущий программист
110 000 р.

Где учиться?

Какой бы вуз вы ни выбрали, учиться на программиста будет
сложно. Предстоит получить серьезную математическую
подготовку, изучить алгоритмические языки
и программирование, методы и средства защиты компьютерной
информации.
Придется «подружиться» с рядом специальных дисциплин,
в числе которых: структуры и алгоритмы обработки данных,
функциональное, логическое и объектно-ориентированное
программирование. Много времени придется проводить
непосредственно за компьютером.

Насколько программисту нужно математика? знать математику?

Зависит от того, что называть математикой. Умение
складывать числа тоже математика, и такое знание
крайне желательно. А, например, без понимания того,
что именно доказал Перельман, вполне можно
программировать. Любые попытки провести грань, до
которой необходимо знать математику, чтобы стать
программистом, заведомо обречены на провал. Одно
можно сказать наверняка - умение оперировать
абстрактыми понятиями (одно из основных для
математика) несомненно помогает и программистам в
их работе.

Как и в любом деле, все зависит от решаемой задачи.

слова программиста из яндекса
Когда я участвовал в разработке рекомендательной и
репутационных систем, математика была очень нужна.
Приходилось придумывать и разрабатывать
алгоритмы, использующие интегральное и
дифференциальное счисление, находить экстремумы,
строить регрессии, вводить метрики для определения
близости в многомерном пространстве. И все ради
каких-то лишних сотых долей в RMSE
рекомендательного движка.

Последние годы я занимаюсь разработкой
высокопроизводительных бэкендов, работающих в
режиме 24/7, обслуживающих миллионы онлайнпользователей, держащих сотни тысяч постоянных
соединений. Теперь мне достаточно знаний основ
теории алгоритмов, алгоритмической сложности,
теперь главное - надежный, поддерживаемый,
расширяемый, быстрый код.

И я бы не сказал, что из-за меньшей «математичности» работы я получаю от нее меньшее удовольствие и признание. В любом случае, программист, в

И я бы не сказал, что из-за
меньшей «математичности»
работы я получаю от нее
меньшее удовольствие и
признание.
В любом случае, программист,
впрочем, как и обычный человек,
должен знать и любить
математику!

История языков программирования

Одной из самых революционных идей приведших к
созданию автоматических цифровых вычислительных
машин, была высказанная в 20-х годах 19 века Чарльзом
Бебиджем мысль о предварительной записи порядка
действия машины для последующей автоматической
реализации вычислений – программе. И, хотя
использованная Бебиджем запись программы на
перфокартах, придуманная для управления такими
станками французским изобретателем Жозефом Мари
Жаккаром, технически не имеет ничего общего с
современными приемами хранения программ в ПК,
принцип здесь по существу один.

С этого момента начинается история программирования.

С этого момента начинается история
программирования.

Аду Левлейс, современницу Бебиджа, называют первым в мире программистом. Она теоретически разработала некоторые приемы управления послед

Аду Левлейс, современницу Бебиджа,
называют первым в мире
программистом. Она теоретически
разработала некоторые приемы
управления последовательностью
вычислений, которые используются в
программировании и сейчас. Ею же
была описана и одна из важнейших
конструкций практически любого
современного языка программирования
– цикл.

Революционным моментом в истории языков программирования
стало появление системы кодирования машинных команд с
помощью специальных символов, предложенной Джоном
Моучли.
Система кодирования, предложенная им, вдохновила одну из его
сотрудниц Грейс Мюррей Хоппер. При работе на компьютере
«Марк-1» ей и ее группе пришлось столкнуться со многими
проблемами и все, что ими придумано, было впервые. В
частности они придумали подпрограммы. И еще одно
фундаментальное понятие техники программирования впервые
ввели Хоппер и ее группа – «отладка».
В конце 40-х годов Дж. Моучли создал систему под названием
«Short Code», которая являлась примитивным языком
программирования высокого уровня. В ней программист
записывал решаемую задачу в виде математических формул, а
затем, используя специальную таблицу, переводил символ за
символом, преобразовывал эти формулы в двухлитерные коды. В
дальнейшем специальная программа компьютера превращала
эти коды в двоичный машинный код. Система, разработанная
Дж. Моучли, считается одним из первых примитивных
интерпретаторов.

Уже в 1951 г. Хоппер создала первый в мире компилятор и ею же был введен сам этот термин. Компилятор Хоппер осуществлял функцию объединения ко

Уже в 1951 г. Хоппер создала первый в мире компилятор и
ею же был введен сам этот термин. Компилятор Хоппер
осуществлял функцию объединения команд и в ходе
трансляции производил организацию подпрограмм,
выделение памяти компьютера, преобразование команд
высокого уровня (в то время псевдокодов) в машинные
команды. «Подпрограммы находятся в библиотеке
(компьютера), а когда вы подбираете материал из
библиотеки – это называется компиляцией» – так она
объясняла происхождение введенного ею термина.

В 1954 году группа под руководством Г.
Хоппер разработала систему,
включающую язык программирования и
компилятор, которая в дальнейшем
получила название Math-Matic. После
удачного завершения работ по созданию
Math-Matic Хоппер и ее группа принялись
за разработку нового языка и
компилятора, который позволил бы
пользователями программировать на
языке, близком к обычному английскому.
В 1958 г. появился компилятор Flow-Matic.
Компилятор Flow-Matic был первым
языком для задач обработки
коммерческих данных.
Разработки в этом направлении привели к
созданию языка Кобол (COBOL – Common
Business Oriented Language). Он был
создан в 1960 году. В этом языке по
сравнению с Фортраном и Алголом,
слабее развиты математические средства,
но зато хорошо развиты средства
обработки текстов, организация вывода
данных в форме требуемого документа.
Он задумывался как основной язык для
массовой обработки данных в сферах
управления и бизнеса.

Середина 50-х годов характеризуется стремительным прогрессом
в области программирования. Роль программирования в
машинных командах стала уменьшаться. Стали появляться языки
программирования нового типа, выступающие в роли
посредника между машинами и программистами. Первым и
одним из наиболее распространенных был Фортран (FORTRAN, от
FORmula TRANslator – переводчик формул), разработанный
группой программистов фирмы IBM в 1954 году (первая версия).
Этот язык был ориентирован на научно-технические расчеты
математического характера и является классическим языком
программирования при решении на ПК математических и
инженерных задач.
Для первых языков программирования высокого уровня
предметная ориентация языков была характерной чертой.
Особое место среди языков программирования занимает Алгол,
первая версия которого появилась в 1958 году. Одним из
разработчиков Алгола был «отец» Фортрана Джон Бэкус.
Название языка ALGOrithmic Language подчеркивает то
обстоятельство, что он предназначен для записи алгоритмов.
Благодаря четкой логической структуре Алгол стал стандартным
средством записи алгоритмов в научной и технической
литературе.

В середине 60-х годов Томас Курц и Джон Камени
(сотрудники математического факультета Дартмунтского
колледжа) создали специализированный язык
программирования, который состоял из простых слов
английского языка. Новый язык назвали «универсальным
символическим кодом для начинающих» (Beginner AllPurpose Symbolic Instruction Code, или, сокращенно, BASIC).
Годом рождения нового языка можно считать 1964. Сегодня
универсальный язык Бейсик (имеющий множество версий)
приобрел большую популярность и получил широкое
распространение среди пользователей ПК различных
категорий во всем мире. В значительно мере этому
способствовало то, что Бейсик начали использовать как
встроенный язык персональных компьютеров, широкое
распространение которых началось в конце 70-х годов.
Однако Бейсик неструктурный язык, и поэтому он плохо
подходит для обучения качественному программированию.
Справедливости ради следует заметить, что последние
версии Бейсика для ПК (например, QBasic) стали более
структурными и по своим изобразительным возможностям
приближаются к таким языкам, как Паскаль.

Разработчики ориентировали языки на разные классы
задач, в той или иной мере привязывали их к конкретной
архитектуре ПК, реализовывали личные вкусы и идеи. В 60-е
годы были предприняты попытки преодолеть эту
«разноголосицу» путем создания универсального языка
программирования. Первым детищем этого направления
стал PL/1 (Programm Language One), разработанный фирмой
IBM в 1967 году. Этот язык претендовал на возможность
решать любые задачи: вычислительные, обработки текстов,
накопления и поиска информации. Однако он оказался
слишком сложным, транслятор с него – недостаточно
оптимальным и содержал ряд невыявленных ошибок.
Однако линия на универсализацию языков была
поддержана. Старые языки были модернизированы в
универсальные варианты: Алгол-68 (1968 г.), Фортран-77.
Предполагалось, что подобные языки будут развиваться и
усовершенствоваться, станут вытеснять все остальные.
Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.

Язык ЛИСП появился в 1965 году. Основным в нем служит
понятие рекурсивно определенных функций. Поскольку
доказано, что любой алгоритм может быть описан с помощью
некоторого набора рекурсивных функций, то ЛИСП по сути
является универсальным языком. С его помощью ПК может
моделировать достаточно сложные процессы, в частности –
интеллектуальную деятельность людей.
Пролог разработан во Франции в 1972 году для решения проблем
«искусственного интеллекта». Пролог позволяет в формальном
виде описывать различные утверждения, логику рассуждений и
заставляет ПК давать ответы на заданные вопросы.
Значительным событием в истории языков программирования
стало создание в 1971 году языка Паскаль. Его автор –
швейцарский ученый Никлаус Вирт. Вирт назвал его в честь
великого французского математика и религиозного философа XVII
века Блеза Паскаля, который изобрел первое суммирующее
устройство, именно поэтому новому языку было присвоено его
имя. Этот язык первоначально разрабатывался как учебный язык
структурного программирования, и, действительно, сейчас он
является одним из основных языков обучения
программированию в школах и вузах.

В 1975 году два события стали вехами в истории программирования – Билл Гейтс и Пол Аллен заявили о себе, разработав свою версию Бейсика, а Вир

В 1975 году два события стали
вехами в истории
программирования – Билл Гейтс и
Пол Аллен заявили о себе,
разработав свою версию Бейсика, а
Вирт и Йенсен выпустили
классическое описание языка «Pascal
User Manual and Report».

Не менее впечатляющей, в том числе и финансовой, удачи
добился Филип Кан, француз, разработавший в 1983 году
систему Турбо-Паскаль. Суть его идеи состояла в
объединении последовательных этапов обработки
программы – компиляции, редактирования связей, отладки
и диагностики ошибок – в едином интерфейсе. ТурбоПаскаль – это не только язык и транслятор с него, но еще и
операционная оболочка, позволяющая пользователю
удобно работать на Паскале. Этот язык вышел за рамки
учебного предназначения и стал языком
профессионального программирования с универсальными
возможностями. В силу названных достоинств Паскаль стал
источником многих современных языков
программирования. С тех пор появилось несколько версий
Турбо-Паскаля, последняя – седьмая.
Фирма Borland/Inprise завершила линию продуктов ТурбоПаскаль и перешла к выпуску системы визуальной
разработки для Windows – Delphi.

Большой отпечаток на современное программирование наложил
язык Си (первая версия – 1972 год), являющийся очень
популярным в середе разработчиков систем программного
обеспечения (включая операционные системы). Этот язык
создавался как инструментальный язык для разработки
операционных систем, трансляторов, баз данных и других
системных и прикладных программ. Си сочетает в себе как черты
языка высокого уровня, так и машинно-ориентированного языка,
допуская программиста ко всем машинным ресурсам, чего не
обеспечивают такие языки как Бейсик и Паскаль.
Период с конца 60-х до начала 80-х годов характеризуется
бурным ростом числа различных языков программирования,
сопровождавшим кризис программного обеспечения. В январе
1975 года Пентагон решил навести порядок в хаосе трансляторов
и учредил комитет, которому было предписано разработать один
универсальный язык. В мае 1979 года был объявлен победитель
– группа ученых во главе с Жаном Ихбиа. Победивший язык
окрестили Ада, в честь Огасты Ады Левлейс. Этот язык
предназначен для создания и длительного (многолетнего)
сопровождения больших программных систем, допускает
возможность параллельной обработки, управления процессами в
реальном времени.

В течение многих лет программное обеспечение строилось на основе операционных и процедурных языков, таких как Фортран, Бейсик, Паскаль, Ад

В течение многих лет программное
обеспечение строилось на основе
операционных и процедурных
языков, таких как Фортран, Бейсик,
Паскаль, Ада, Си. По мере эволюции
языков программирования получили
широкое распространение и другие,
принципиально иные, подходы к
созданию программ.

11 языков программирования, которые стоит выучить в 2016 году

1. Java 2. JavaScript 3. C# 4. PHP 5. С++ 6. Python 7. Ruby

1. Java
2. JavaScript
3. C#
4. PHP
5. С++

Мова програмування формальна знакова система, призначена для опису алгоритмів у формі, яка зручна для виконавця (наприклад, компютера). формальна знакова система, призначена для опису алгоритмів у формі, яка зручна для виконавця (наприклад, компютера). Мова програмування визначає набір лексичних, синтаксичних правил, які використовуються при складанні компютерної програми. Вона дозволяє програмісту точно визначити те, на які події буде реагувати компютер, як будуть зберігатись і передаватись дані, а також які саме дії слід виконати над цими даними при різних обставинах.


Скільки всього МП? З часів створення перших компютерів, людство винайшло вже більше ніж 2500 мов програмування. Д Деякими мовами вміє користуватися тільки невелика кількість їх розробників, інші стають відомими для мільйонів людей. Професійні програмісти іноді застосовують у своїй роботі більше десятка різноманітних мов програмування.


Компілюючі мови Мови програмування діляться на два класи компілюючі та інтерпретуючі. Програма на компілюючій мові за допомогою спеціально ї програми компілятора перетворюється у набір інструкцій для даного типу процесора (машинний код) і далі записується у виконуємий файл (файли з розширення com, exe), котрий може бути запущеним на виконання як окрема програма. Іншими словами, компілятор перекладає програму з мови високого рівня на низькорівневу мову, зрозумілу процесору. Програма на компілюючій мові за допомогою спеціально ї програми компілятора перетворюється у набір інструкцій для даного типу процесора (машинний код) і далі записується у виконуємий файл (файли з розширення com, exe), котрий може бути запущеним на виконання як окрема програма. Іншими словами, компілятор перекладає програму з мови високого рівня на низькорівневу мову, зрозумілу процесору.


Інтерпретуючі мови Якщо програма написана на інтерпретуючій мові, то інтерпретатор безпосередньо виконує її текст без попереднього перекладу. При цьому програма залишається на вихідній мові і не може бути запущена без інтерпретатора. Якщо програма написана на інтерпретуючій мові, то інтерпретатор безпосередньо виконує її текст без попереднього перекладу. При цьому програма залишається на вихідній мові і не може бути запущена без інтерпретатора. Можна сказати, що процесор компютера це інтерпретатор машинного кода. Можна сказати, що процесор компютера це інтерпретатор машинного кода.


*** Коротко кажучи, компілятор перекладає програму на машинну мову одразу і цілком, створюючи при цьом окрему програму, а інтерпретатор перекладає її на машинну мову під час виконання програми. Коротко кажучи, компілятор перекладає програму на машинну мову одразу і цілком, створюючи при цьом окрему програму, а інтерпретатор перекладає її на машинну мову під час виконання програми.


Що таке рівень мови програмування? можна виділити наступні рівні МП: * машинні; * машинно-оp і єнтовні (ассемблери); * машинно-незалежні (мови високого рівня). Машинні мови і машинно-ор і єнтовні мови це мови низького рівня, які потребую ть вказівки дрібн их деталей процес у обробки даних. Мови ж високого рівня імітують природні мови, використовуючи деякі слова размовної мови і загальноприйняті математичні символи. Ці мови більш зручні для людей.


Мови високого рівня * процедурні (алгоритмічні) (Basic, Pascal, C та інші), которі призначені для однозначного описания алгоритмів; * логичні (Prolog, Lisp та інші), які орієнтовані не на розробку алгоритма вирішення задачі, а на системний і формальний опис задачі з тим, щоб рішення слідувало з складеного опису; * обєктно-орієнтовнні (Object Pascal, C++, Visual Basic та інші), в основі котрих лежить поняття обєкта, котрий суміщає у собі данні і дії над нами. Програма на обєктно- орієнтованій мові, вирішуючи будь-яку задачу, по суті описує частину світу, яка відноситься до цієї задачі.




Бейcік (BASIC скорочено від англ. Beginner"s All- purpose Symbolic Instruction Code універсальний код символічних інструкцій для поч атківців; англ. basic основний, базовий) с і мейство високорівневих мов програмування. Був разроблений у Мова призначалась для навчання програмуванню і отримала широке розповсюдження у вигляді різноманітних діалектів. Бейcік (BASIC скорочено від англ. Beginner"s All- purpose Symbolic Instruction Code універсальний код символічних інструкцій для поч атківців; англ. basic основний, базовий) с і мейство високорівневих мов програмування. Був разроблений у Мова призначалась для навчання програмуванню і отримала широке розповсюдження у вигляді різноманітних діалектів.


КОБОЛ (COBOL, COmmon Business Oriented Language), мова програмування третього покоління (перша версія в 1959), призначенний, у першу чергу, для разробки бізнес-додатків. Разробітником першого єдиного стандарта Кобола була Грейс Хоппер (бабуся Кобола). Однією з цілей розробітників мови було максимально наблизити конструкції до англійськой мови. КОБОЛ мав прекрасні, для свого часу засоби для роботи з структурами данних і файлами, що забе з печило йому довге життя у бізнес-додатках, принаймні, у США.


Ада (Ada) МП, створена у роках у результаті проекта, прийнятого Міністерством оборони США з ціллю розробити єдину мову програмування для бортових систем управління воєнними обєктами (кораблями, літаками, танками, ракетами, снарядами і т. п.).


Фортран (Fortran) перша реалізована мова програмування високого рівня. Створена у період з 1954 по 1957 роки. Назва Fortran є аббревіатурою від FORmula TRANslator, тобто, перекладач формул. Фортран широко використовується у першу чергу для наукових і інженерних обчислень. Одна з переваг сучасного Фортрана велика кількість написаних на ньому програм і бібліотек підпрограм.




Симула-67 (Simula 67) перша обєктно-ор і єнтовна МП. Була розроблена у кінці 60-х років 20 століття. Ця мова у значній мірі випередила свій час, сучасники (програмісти 60-х років) виявились не готові сприйняти цінність мови Simula 67, і він не витримав конкуренції з іншими мовами програмування (пред усім, з мовою Fortran).


Java обєктно-орієнтовна МП, була розроблена компанією Sun Microsystems у 1991 році і офіційно випущенна 1995 році. Багато хто у нас називают ь мову Ява за аналогією з географічною назвою. З самого початку нова МП наз и валась JaGo (James Gosling) і розробля ла с ь для побутової електроніки, але згодом бу ла пере йменована на Java і ста ла використовуватись для написання додатків і серверного програмного забезпечення.


Алгол 68 (англ. Algol 68 від англ. algorithmic алгоритмічний і англ. language мова), удосконалена у (Алгол-68). Алгол відноситься до мов високого рівня і дозволяє легко перекладати алгебраїчні формули у програмні команди.




Delphi - МП, раніше відома як Object Pascal, розроблена фірмою Borland і початково реалізована у її пакеті Borland Delphi, від котрого і отримав у 2003 році свою теперішню назву. По суті є послідовником мови Pascal з обєктно- орієнтовними розширеннями. З початку мова була призначена виключноно для розробки додатків Microsoft Windows.


Сі (англ. C) стандартизована процедурна МП, розроблена на початку 1970-х років як розвиток мови програмування Бібліотек. Сі була створенна для використання в операційній системі (ОС) UNIX. З тих пір вона була розсортована на багато інших ОС і стала однією з найуживаніших МП. Сі цінять за його ефективність; вона є найпопулярнішою мовою для створення програмного забезпечення. Недивлячись на те, що Сі не розроблялась для новачків, вона активно використовується для навчання програмуванню. У подальшому синтаксис мови Сі став основою для багатьох інших мов.


C# (вимовляється сі-шарп) МП, яка складається з об єктно- орієнтированих і аспектно-орієнтованих концепцій. Розроблен а у роках в компанії Microsoft як основна мова розробки додатків для платформ Microsoft.NET. C# відноситься до сімї мов з C-подібним синтаксисом, з них її синтаксис найбільш близький до С++ і Java. Перейняв він багато чого від своїх попередників мов С++, Delphi, Модула і Smalltalk.


Сі++ (англ. C++) компілююча МП загального призначення. У 1990-х роках ця мова стала однією з найбільш широко розповсюдже них мов програмування загального призначення. При створенні Сі++ намагались зберегти сумісність з мовою Сі. Мова виникла на початку 1980-х років, коли співробітник фірми Bell Laboratories Бьорн Страуструп придумав ряд удосконалень до мови Сі під власні потреби. Назва Сі++ походить від Сі. Сі++ (англ. C++) компілююча МП загального призначення. У 1990-х роках ця мова стала однією з найбільш широко розповсюдже них мов програмування загального призначення. При створенні Сі++ намагались зберегти сумісність з мовою Сі. Мова виникла на початку 1980-х років, коли співробітник фірми Bell Laboratories Бьорн Страуструп придумав ряд удосконалень до мови Сі під власні потреби. Назва Сі++ походить від Сі.


Perl мова програмування. Автор - Ларрі Уолт. Саме слово Perl аббревіатура, котра розшифровується як Practical Extraction and Report Language (практи чна мова звітів, через що спочатку називалась PEARL, але потім буква A загубилась). Талісманом мови Perl є верблюд не надто гарне, проте дуже витривале створіння, здатне виконувати тяжку роботу. Основною особливістю цієї мови вважають його багаті можливості для роботи з текстом. Perl платформа стійкої, перспективної мови програмування. Він використовується для маси проектів у публічних та приватних секторах і широко використовується д ля додатків мережних програм усіх потреб. Perl мова програмування. Автор - Ларрі Уолт. Саме слово Perl аббревіатура, котра розшифровується як Practical Extraction and Report Language (практи чна мова звітів, через що спочатку називалась PEARL, але потім буква A загубилась). Талісманом мови Perl є верблюд не надто гарне, проте дуже витривале створіння, здатне виконувати тяжку роботу. Основною особливістю цієї мови вважають його багаті можливості для роботи з текстом. Perl платформа стійкої, перспективної мови програмування. Він використовується для маси проектів у публічних та приватних секторах і широко використовується д ля додатків мережних програм усіх потреб.




*** Basic прогресував у Visual Basic, Basic прогресував у Visual Basic, Cobol майже не використовується і практично припинив своє існування, можна сказати помер так само як Simula-67 і Algol. Cobol майже не використовується і практично припинив своє існування, можна сказати помер так само як Simula-67 і Algol. Ada раніше використовувалась у робототехніці, зараз замінена мовою С. Ada раніше використовувалась у робототехніці, зараз замінена мовою С. Fortran був першою разповсюдженою мовою високого рівня, зараз також майже помер. Fortran був першою разповсюдженою мовою високого рівня, зараз також майже помер. Java є мовою широкого застосування. Java є мовою широкого застосування.

Cлайд 1

Cлайд 2

Программирование Разработка программ управления компьютером с целью решения различных задач Программисты Пользователи Системные Системное обеспечение: ОС, утилиты Прикладные Редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программы Язык программирования Фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных Универсальные Паскаль, Бейсик, СИ, Фортран Ориентированные HTML

Cлайд 3

Арифметические выражения на языке QB записываются по определенным правилам: Арифметическое выражение записывается в одну строку; Используются специальные знаки арифметических операций и соблюдается следующий порядок действий: Скобки () Возведение в степень ^ (23→2^3) Деление / и умножение * (2:3 → 2/3) Сложение + Вычитание - Десятичные дроби записываются с помощью десятичной точки (1,5→1.5 или 0,03→.03); Нельзя опускать знак умножения (6ab→6*a*b); Число открытых скобок должно быть равно числу закрытых скобок. Арифметическая запись Запись на языке qBasic

Cлайд 4

Оператор PRINT Оператор PRINT (?) позволяет: Выводить текстовую информацию, заключенную в кавычки, на экран монитора; Например: ? “Привет” Вычислять значения арифметических выражений; Например: ? 5*4-5.6^2 Выводить значения переменных на экран монитора. Например: DAY$=“понедельник” ? DAY$ Вместо слова PRINT можно набирать знак?. PRINT в переводе означает печатать. END – окончание программы.

Cлайд 5

Решение задач Вычислить значения выражения (a+b)(2a+1)(b-1) Для a=12, b=7 и a=-31, b=8. Программа. A=12 B=7 PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1) A= - 31 B=8 PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1) END

Cлайд 6

Переменная – это область памяти компьютера, где хранится некоторое значение Основные характеристики переменной: Имя; Значение; Тип (числовая, строковая) Каждая переменная имеет свое имя: Имя переменной записывается с помощью латинских букв или букв и цифр; В имени переменной может быть до 40 символов. Например: F, A5, SCHOOL8, SCHOOL8$, BC6A7$ Имена переменных значения переменных тип переменных Числовые переменные Символьная переменная А8 dog4 Sad$ 15 -20,8 молоко

Cлайд 7

Числовая переменная – это переменная, в которой хранится число. Строковая (символьная) переменная – это переменная, в которой хранится слово или фраза. В конце имени строковой переменной ставится знак доллара $. Значение символьной переменной записывается в кавычках. Операция передачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается знаком =. Содержимое хранится в переменной до тех пор, пока в эту переменную не будет занесено новое значение Например: А=10 – числовой переменной А присваивается значение, равное 10 B$=«МАМА» - символьной переменной В$ присваивается значение «МАМА» При выполнении программы: Имя переменной не изменяется; Значение переменной может изменяться несколько раз; Если значение переменной не задано, то оно считается равным нулю.

Cлайд 8

Оператор INPUT Оператор INPUT вводит значения переменной с клавиатуры в память компьютера. INPUT “подсказка”; имя переменной INPUT в переводе с английского языка означает вставлять, вводить. При встрече с оператором INPUT программа приостанавливает свое действие; на экране появляется знак вопроса?, после которого необходимо набрать на клавиатуре значение переменной, входящей в состав оператора INPUT , нажать клавишу Enter. Оператор INPUT можно использовать для присваивания значений как числовым, так и строковым переменным. Например: INPUT S INPUT “S=“; S INPUT “введи значение S=“; S Оператор CLS очищает экран монитора

Cлайд 9

Разветвляющийся алгоритм IF условие THEN ветвь да ELSE ветвь нет если тогда иначе Если условие верно, то выполняется оператор или группа операторов, записанная после слова THEN; Если условие неверно, то выполняется оператор или группа операторов, записанная после слова ELSE, затем компьютер приступает к выполнению следующей строки программы; Если слово ELSE отсутствует, то выполняется переход к следующей строке программы. Например: IF x>0 THEN y = x^2 +2 ELSE y = x -6 Условный оператор IF…THEN…ELSE

Cлайд 10

Условие записывается в виде строки отношений: A>B – больше C=Z – больше или равно S1 AND C

Cлайд 11

Задача Составь программу по заданной блок-схеме начало Ввод х Вывод Y конец Программа CLS INPUT “X=“;X IF X>0 THEN Y=X^3 ELSE Y=X^2 ? “Y=“;Y

Cлайд 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Что такое программирование Учитель информатики МБОУ СОШ №6 Фёдорова Ольга Михайловна

2 слайд

Описание слайда:

кто такие программисты; что такое язык программирования; что такое система программирования. Основные темы урока: 9 класс, учитель информатики Фёдорова О. М.

3 слайд

Описание слайда:

Теперь вам предстоит ближе познакомиться еще с одним разделом информатики, который называется «Программирование». Специалисты, профессионально занимающиеся программированием, называются программистами. В первые годы существования ЭВМ для использования компьютера в любой области нужно было уметь программировать. В 1970-х - 80-х годах XX века начинает развиваться прикладное программное обеспечение. Бурное распространение прикладного ПО произошло с появлением персональных компьютеров. Стало совсем не обязательным уметь программировать для того, чтобы воспользоваться компьютером. Люди, работающие на компьютерах, разделились на пользователей и программистов. В настоящее время пользователей гораздо больше, чем программистов. Кто такие программисты 9 класс, учитель информатики Фёдорова О. М.

4 слайд

Описание слайда:

Программирование принято разделять на системное и прикладное. Системные программисты занимаются разработкой системного программного обеспечения: операционных систем, утилит и пр., а также систем программирования. Прикладные программисты создают прикладные программы: редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программы и многие другие. Спрос на высококвалифицированных программистов, как системных, так и прикладных, очень большой. 9 класс, учитель информатики Фёдорова О. М.

5 слайд

Описание слайда:

Для составления программ существуют разнообразные языки программирования. За годы существования ЭВМ было создано много языков программирования. Наиболее известные среди них: Фортран, Паскаль, Бейсик, С (Си) и др. Распространенными языками программирования сегодня являются C++, Delphi, Java, Pascal, Visual Basic, Python. Что такое язык программирования 9 класс, учитель информатики Фёдорова О. М.

6 слайд

Описание слайда:

Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на языке программирования, используются системы программирования. Что такое система программирования 9 класс, учитель информатики Фёдорова О. М.

7 слайд

Описание слайда:

Программирование - область информатики, посвященная разработке программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Программирование бывает системным и прикладным. Паскаль, Бейсик, Си, Фортран - это универсальные языки программирования. Система программирования - это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования. Коротко о главном 9 класс, учитель информатики Фёдорова О. М.

8 слайд

Описание слайда:

Что такое программирование? Какие задачи решают системные и прикладные программисты? Назовите наиболее распространенные языки программирования. В чем состоит назначение систем программирования? Вопросы и задания 9 класс, учитель информатики Фёдорова О. М.