Если не работает вентилятор. Почему не крутится вентилятор в блоке питания. Сбрасываем настройки BIOS до заводских

При работе компьютера кулеры видеокарты должны крутиться - это их нормальный режим работы. Но часто некоторые пользователи сталкиваются с проблемой, когда кулер на видеокарте не крутится. Паниковать не стоит, ведь в некоторых случаях даже эта ситуация является нормальной. Но разобраться все равно рекомендуется.

Почему не крутятся кулеры на видеокарте?

Некоторые модели видеокарт оснащаются кулерами, которые крутятся постоянно. Это считается нормальным режимом работы, но другие модели охлаждаются только тогда, когда графический процессор нагревается. В таких видеокартах кулер не крутится при температуре нагрева чипа до 50 градусов, однако точная цифра зависит от самой модели. Некоторые видеокарты имеют более высокую температурную границу для активации кулеров. Современные чипы с большими радиаторами могут нагреваться до температуры 70 градусов и даже более. При этом вентиляторы вращаться не будут, и только при достижении определенной температуры (например, до 75 градусов) они активируются. Однако после того как температура падает ниже установленного порога, кулер на видеокарте перестает крутиться.

Сделано это для сохранения ресурса вентиляторов и экономии электроэнергии, что вполне логично, ведь незачем вращаться кулерам впустую, если чип и без них неплохо справляется. Но во многих моделях эта система отсутствует, и кулеры начинают крутиться уже при нажатии на кнопку включения компьютера.

Поэтому для начала нужно попробовать просто запустить какую-либо игру на компьютере. При этом графический процессор будет нагружен. В результате он нагреется, и специальный алгоритм запустит кулеры. Если вентиляторы закрутились после нагрева чипа, то значит, что с ними все в порядке.

Возможные проблемы

Несмотря на то что вентиляторы могут не вращаться по естественной причине, не исключены и возможные поломки. В том случае, если не крутится кулер на видеокарте, когда температура графического процессора поднимается выше 50 или 75 градусов (как задано системой), то это повод насторожиться. Такое может происходить из-за поломки в аппаратной или программной части видеокарты.

Проблема в драйверах

Чаще всего при повышении температуры до 51 градуса алгоритм должен запустить кулеры, и если он этого не сделал, то в первую очередь нужно попробовать поменять драйверы. Дело в том, что инструкции по запуску и остановке кулеров хранятся именно в драйвере, и часто после удаления старых и установки новых драйверов видеокарта начинает работать стабильно, как и ее система охлаждения, включая вентиляторы.

Если даже после смены драйвера проблема остается, то нужно копать глубже. В первую очередь следует попробовать запустить их вручную. Делается это с помощью специального приложения, которое устанавливается вместе с драйвером. В зависимости от производителя и модели карты приложение может называться по-разному. Чаще всего вместе с драйвером для карты производства AMD устанавливается программа AMD Control Center.

В этой программе можно вручную задать скорость вращения вентиляторов и запустить их. Если вентиляторы будут вращаться, то это говорит о неисправности датчика измерения температуры. Он не работает, а значит, система думает, что температура всегда в норме. Следовательно, алгоритм не будет подавать напряжение на вентиляторы. Жить с этой поломкой можно, но это не совсем удобно. Ведь при запуске игр придется вручную активировать вентиляторы на максимум, чтобы обеспечить хорошее охлаждение.

Но если даже после ручного запуска они не будут вращаться, то, скорее всего, проблема заключается не в программной части, а в аппаратной.

Причины поломки вентиляторов

Очень редко по причине недостатка питания кулер на видеокарте не крутится. Что делать в этом случае? Как минимум можно попробовать установить более мощный блок питания, после чего вентиляторы вновь запустятся. Но довольно редко подобная проблема случается из-за недостатка питания. Скорее всего, имеет место именно аппаратная (физическая) поломка.

Еще один вариант решения, который навряд ли поможет (но надежда есть): снимаете видеокарту, протираете спиртом контакты, подключаете обратно. Если кулеры закрутятся, то значит, имело место окисление некоторых контактов, из-за чего ток не поступал к вентиляторам, и те не вращались.

В этом случае карту необходимо снять и отнести в сервисный центр. Если на нее есть гарантия, то ремонт обойдется бесплатно. В противном случае придется заплатить. Подобная поломка достаточно распространена, и ремонт ее прост. Вероятнее всего, проблема заключается в том, что к кулерам не поступает ток, что говорит о перебое какой-либо дорожки на схеме видеокарты.

Самый плохой вариант

Последний случай, когда нет изображения, кулер видеокарты крутится и на экране вообще ничего не происходит. В этом случае проблема заключается не в вентиляторах, а в поломке видеокарты. Здесь необходима полная диагностика и ремонт. Самостоятельно определить причину не получится, если только у вас есть мультиметр и вы хорошо разбираетесь в электронных схемах.

Почему Не работает вентилятор на ноутбуке!

  1. капец вы помгаете советом: "поставил ли ты его назад? "у меня например такая беда актуальна через раз и решается почему-то перезагрузкой, либо (когда проходит ровно 7 дней (не просто так по-любому) восстановлением) на это кто-нибудь что-нибудь может посоветовать? p.s.снимал, проверял, подключен. Диагностику не предлагать, это я и сам додумаюсь. спасибо заранее
  2. itservice42.umi.ru/portfolio/
  3. В BIOS тебе лезть незачем. Проверь, правильно ли прицепил вентилятор - может, колодку не так поставил или оборвал в ней провод, когда снимал. И еще - подай на вентилятор напряжение 5-6 вольт от отдельного источника и посмотри, будет ли он вообще вращаться (полярность опытным путм определишь) . Если не будет - снять наклейку и капнуть туда одну каплю машинного масла. Потом, наклейку на место.
  4. Такие вопросы заочно не решаются. Нужно разбирать и смотреть. Ставьте AIDA 64 или Everest, смотрите секцию Датчики - Кулер/Вентиллятор - частота оборотов.
  5. ты его хоть назад подцепил? у меня также было забыл подцепить обратно его =) проверь все шлейфы) мб гдето чето нетак подцепил)
  6. У меня было такое =) овет оказался прост - в спешке забыл подключить куллер к питанию на материнке =) проверьте, возможно вы тоже не доглядели
  7. скорей всего провод до конца не вставил или крыльчаткой цепляется за корпус и нужно смазать подшибник кулера смазать под наклейкой
  8. еще раз разбери и собери, заработает:) проводок мож в крыльчатку попал, разъем не до конца воткнул или оторвал проводок с вентилятора... там причин не так уж и много.. если ты конечно отверткой никакие детали с материнки не снес.
  9. сними кулер и проверь на работоспособность или перепутал плюс и минус есть и такой случай. может после читки что то оборвал или когда нагреется ноут он сам должен включится.
  10. такая же хрень либо перезагрузка либо под настроение хочет работает не хочет не работает.. хз почему
  11. а кулер вообще крутится если нет надо его смазать, а может чето с разъемом
  12. Может, он просто сгорел? Бывает и такое. Это не смертельно. Купите новый кулер и поставьте. На крайний случай - данные-то на вашем жестком диске никуда не делись.
  13. есть только два варианта. 1: ты не до конца вставил вилку вентилятора в разъем.2: вентилятор вышел из строя (проверить можно просто оголив участки проводов идущих к вентилятору и использовать вольтметр или тестор. если напряжение на вентилятор подается то он просто вышел из строя а вот если не подается тогда нужно нести в сервис и там искать что навернулось. кстати вс тестировать можно не проводя полной сборки ноутбука) P.S. В ноутбуках устанавливается обрезанная версия биос так что в биосе вы ничего не увидите и не включить не выключить вентилятор не сможете

Если вынуть подвижную часть вентилятора, то можно увидеть не просто отсутствие смазки, но и наличие достаточно вязкого состава, который образовался из смазочного материала и мелких частиц отработанных материалов: пластмассы, изоляции проводников статора и пыли.

Во-первых, тщательно протрите все внутренние части кулера от данного состава. После этого необходимо капнуть машинным маслом (подойдет масло для швейных машинок) на места, где происходит скольжение подвижных частей вентилятора. Далее можно устанавливать кулер на свое место.

Вы будете приятно удивлены результатом: кулер заработал, при этом он стал работать на порядок тише, чем другие вентиляторы системы охлаждения компьютера. Пользуясь моментом, произведите ревизию других кулеров компьютера. Наверняка, они также отработали достаточное количество времени и могут отказать в любой момент.

Что делать, если предложенный выше способ «не привел в чувство» кулер?

Высока вероятность того, что данное устройство не получает питания по причине обрыва одного из проводов, посредством которого производится подача питания на вентилятор. Провод может быть оборван как возле штекера, так и в месте присоединения к электродвигателю кулера. Если обнаружен обрыв провода, то следует его припаять на место.

В 90% случаев можно отремонтировать кулер вышеприведенными способами. Поэтому не спешите сразу приобретать новый кулер. Попробуйте его отремонтировать самостоятельно, сэкономив деньги. А если у вас какой-то дорогой кулер или дорогостоящая система охлаждения и она начала давать сбои то обращайтесь в нашу компанию за помощью. Наши мастера например по

Сгорание топлива в цилиндрах ДВС сопровождается высвобождением значительного количества тепла, лишь часть которого используется двигателем и преобразуется в механическую энергию. Остальная бесполезно теряется, а для нейтрализации ее излишков приходится задействовать специальные устройства. К ним можно отнести систему охлаждения , возможность работы которой в любых условиях обеспечивает вентилятор радиатора охлаждения.

Принцип работы вентилятора радиатора

Прежде чем рассматривать этот вопрос, затронем в целом, что собой представляет водяная система охлаждения ДВС, показанная ниже на рисунке. Он позволит нам вспомнить принцип ее работы.

В тех случаях, когда через рубашку мотора проходит холодная жидкость, то она забирает излишки тепла, при этом двигатель охлаждается, а вода нагревается. Затем она проходит через радиатор, где отдает полученное тепло в атмосферу, и опять поступает в мотор.

Конструкция радиатора представляет собой набор тонких трубочек, которые создают большую охлаждающую поверхность. Набегающий поток воздуха, проходя через нее, уносит излишки тепла, которые хранятся в жидкости. В тех случаях, когда набегающий поток воздуха отсутствует (работа мотора на холостом ходу, пробки и другие аналогичные ситуации), или его недостаточно для охлаждения воды до нужной температуры, и предусматривается работа вентилятора радиатора охлаждения.

Для этого существует специальная схема управления, основу которой составляет термовыключатель вентилятора радиатора. Он контролирует температуру жидкости. Когда она превышает установленные пределы, то срабатывает датчик, по его сигналу включается вентилятор радиатора, который и создает необходимый поток воздуха. Этим потоком охлаждается нагревшаяся вода, а когда ее температура принимает необходимое значение, опять срабатывает датчик и выключает обдув.

Вот так можно описать основной принцип, по которому работает вентилятор радиатора – он включается, когда температура воды превышает заданную, и отключается после ее снижения до нужного значения .

Чем чревато, если не работает вентилятор радиатора

ДВС – сложное устройство, и его характеристики оптимальны, когда он работает при определенной температуре. Как уже отмечено выше, она зависит от правильной работы системы охлаждения. В случае, когда не удается выдержать нужную температуру, последствия будут достаточно печальными – при перегреве двигатель вполне может заклинить и тогда, как минимум, капитальный ремонт ему обеспечен.

Устойчивость работы всей системы должен создавать вентилятор, позволяя снизить температуру воды в любых условиях. А вот если он не работает, особенно когда жарко, то надо искать, почему вентилятор не включается или не крутится. Сейчас такие устройства обычно бывают электрическими, и отказ самого изделия маловероятен, а возможной причиной этого часто служит выход из строя его обвязки (датчика, предохранителя, соединительных проводов и т.д.).

Значит, выясняя причины, почему постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора или почему он не включается или не крутится, надо в первую очередь проверить именно обвязку устройства.

Как проверить вентилятор радиатора

Как мы уже установили, вентилятор радиатора должен включаться, когда температура воды (тосола) превысит заданное значение. Проконтролировать это можно по показаниям приборов на лицевой панели. Если вентилятор не включается, то необходимо проверить всю цепочку прохождения сигнала.

  1. Проверить наличие питающего напряжения, приходящего на изделие. Для этого можно воспользоваться тестером или лампочкой. Отсутствие напряжения будет свидетельствовать о возможном перегорании предохранителя или плохом контакте в проводах.
  2. Исправность самого вентилятора можно проверить, подав на него напряжение непосредственно с АКБ. Если он крутится, то с ним все в порядке, и дефект надо искать в других устройствах. Если же нет, и вентилятор не крутится, то причина дефекта именно в нем. В принципе, при этом можно не стоять на месте и двигаться дальше, но надо обязательно постоянно контролировать температуру двигателя. Когда стрелка подойдет к красному сектору, необходимо остановиться, открыть капот и охладить мотор. Два приема позволят вам двигаться и в этом случае. Держите скорость не менее шестидесяти км/ч, тогда постоянно набегающий поток встречного воздуха будет охлаждать воду, проходящую через радиатор, и вы сможете двигаться в обычном режиме, пока поддерживаете скорость. Другим приемом, позволяющим частично заменить неработающий вентилятор, будет использование обогрева. Переведите печку на максимальный режим нагрева, в этом случае часть лишнего тепла будет уходить через отопитель. Правда, в салоне будет как в бане, но вы сможете добраться до ближайшей СТО.
  3. Чтобы проверить датчик, от него надо отсоединить провода и замкнуть их между собой. Если при этом вентилятор включается и крутится, то значит, не работает сам датчик, он ремонту не подлежит, только замене. Однако если оставить провода замкнутыми, то можно двигаться дальше, при таком варианте вентилятор крутится постоянно, хотя возможно, температура двигателя будет понижена, но это лучше, чем стоять на месте.


Вентилятор радиатора работает постоянно

Частично такой случай рассмотрен выше, причиной является отказ датчика температуры или замыкание проводов, идущих на вентилятор. Но если он постоянно крутится, то вызвано это может быть и залипанием реле. Подобное происходит достаточно часто, особенно после того, как срабатывает реле и вентилятор должен включаться.
Залипание контактов реле означает, что они не могут разомкнуться, из-за чего происходит постоянная подача напряжения на контакты, вследствие чего электромотор крутится постоянно. К последствиям залипания контактов реле надо отнести то, что не выключается вентилятор радиатора.

Часто причиной того, что не работает отключение вентилятора, может служить термостат . Дело в том, что датчик находится в головке блока, именно он определяет, когда должно происходить включение вентилятора. Но охлаждающая жидкость может двигаться по большому и малому кругу, когда она движется по малому, то в радиатор для охлаждения не попадает. Режим движения воды определяет термостат.

Если его заклинило в положении движения воды по малому кругу, то она так и будет двигаться, перегреется, что вызовет срабатывание датчика и включение вентилятора, но т.к. вода не поступает в радиатор, она не охладится, и датчик постоянно будет сигнализировать о высокой температуре. В результате этого не выключается вентилятор радиатора. Определяется такой случай просто – надо потрогать шланги, идущие к радиатору. Когда заклинило термостат, то при перегретом двигателе они будут холодными.

Если не выключается вентилятор радиатора по причине заклинивания термостата, то порой для устранения такого явления можно постучать по корпусу. Часто этого бывает достаточно, и дефект пропадает. Если же всё остается без изменений, то придется снимать термостат, вынимать из него всю начинку и потом ставить на место само устройство.
Другим вариантом того же самого дефекта будет заклинивание термостата в промежуточном положении. Это также может привести к тому, что не выключается вентилятор радиатора, но такая ситуация диагностируется гораздо труднее. Вызваны подобные трудности тем, что некоторое количество воды поступает в радиатор, но ее проходит слишком мало, вся вода не успевает охладиться, что приводит к перегреву двигателя.

Все перечисленное выше не является полным описанием возможных причин, почему не выключается вентилятор радиатора. Их может быть много, порой достаточно странных и неожиданных, но в каждом из таких проявлений неисправностей необходимо искать причины и проводить тщательный анализ.

Рано включается вентилятор радиатора

Другой крайностью является ситуация, когда рано включается вентилятор. В данном случае надо смотреть опять же датчик температуры. Скорее всего, он нуждается в замене. Если конечно, стоит правильный датчик. Дело в том, что датчики бывают рассчитаны на разную температуру, их еще называют летние и зимние, каждый из них должен включаться в своем диапазоне температур. Последние срабатывают позже. И если вы всё время использовали такие, то вам может показаться, что включение вентилятора происходит рано, хотя оно осуществляется вовремя и все работает правильно.

Надо реально оценить, насколько рано все происходит. Если раннее включение установлено по показаниям на комбинации приборов, то это не показатель. Однако когда такое включение вызывает беспокойство, подключите по диагностическому каналу соответствующее оборудование и посмотрите реальные пороги срабатывания датчика.

Охлаждение мотора машины – задача наиважнейшая. Если допустить перегрев двигателя, то в лучшем случае нужен будет его капитальный ремонт. Возможность эксплуатации автомобиля в любых условиях обеспечивается надежной работой системы охлаждения, которая во многом определяется правильной работой всех ее компонентов.

Кулер иногда называют легкими компьютера. Поэтому если вы заметили, что не работает кулер на ноутбуке - нет привычного тихого жужжания, то устройство ни в коем случае нельзя эксплуатировать, чтобы не спровоцировать поломку.

Что такое кулер

Кулер (англ.cooler - охладитель) - это вентилятор, охлаждающий процессор и видеокарту. Последние элементы в работе (особенно интенсивной) сильно нагреваются. Если их не обеспечивать постоянным охлаждением, то они попросту выйдут из строя - сгорят. Вот почему нельзя продолжать эксплуатировать устройство, если перестал работать кулер на ноутбуке.

Этот своеобразный вентилятор вертится с различной скоростью: если процессор сильно нагружен, он набирает обороты, чтобы поддерживать элемент в оптимальной температуре, если ноутбук в спящем режиме, то кулер тоже отдыхает. В отличие от компьютера, лэптоп нагружается куда реже - только при работе "тяжелых" приложений, серфинге по веб-страницам с большим числом скриптов и т. д.

Некоторые неверно считают, что устройства Apple MacBook лишены кулеров, так как характерный шум они не издают. Однако это не так. Вентиляторы непременно присутствуют и там. Только из-за того, что алюминиевый корпус этих девайсов сам по себе отличный рассеиватель тепла, нагрузка на них невелика, оттого их и совсем не слышно.

Среднее время эксплуатации кулера - 2-5 лет, но в ряде случаев механизм выходит из строя куда раньше. Если он стал скрипеть, издавать странные звуки или медленнее крутится - это уже повод разобрать ноутбук или показать его специалисту.

Причины неполадок

Почему не работает кулер на ноутбуке - перечислим основные причины:

  • Сильное загрязнение. Вентилятор пропускает через себя воздух, который полон пыли - она накапливается на его лопастях.
  • Неисправность его собственного механизма.
  • Проблема с материнской платой - вышли из строя элементы, отвечающие за вращение кулера.

Если при кулер, установите утилиту, которая показывает температуру процессора (например, Core Temp). Если это значение выше 40-45 градусов, то проблема определена правильно - она заключена именно в вентиляторе.

Не работает кулер на ноутбуке - что делать?

Если вы не уверены в своих силах, или устройство на гарантии, то с проблемой лучше обратиться в соответствующий сервис, так решение ее будет одно - разобрать лэптоп. Сразу отметим, что в некоторых моделях используются неразборные охладители - их разобрать, почистить и продиагностировать невозможно.

Итак, начинаем:

  1. Выключите устройство, отсоедините от него ЗУ.
  2. Снимите заднюю крышку. На некоторых устройствах это достаточно просто - она держится на пластиковых защелках. На других же нужно открутить все шурупы.
  3. Отсоедините батарею, если она скрывается за крышкой, в иных случаях ее надо достать сразу после 1 пункта.
  4. Осторожно извлеките оптический дисковод, жесткий диск. От самого кулера нужно отсоединить все ведущие к нему шлейфы и кабели.
  5. После всего этого можно извлечь сам вентилятор.

Если его запыленность заметна невооруженным глазом, то, скорее всего, не работает кулер на ноутбуке из-за накопившегося на нем мелкого мусора. При сильном загрязнении нужно прочистить и радиатор, иначе очищенные лопасти не смогут стать решением проблемы. В этом случае вам нужно будет запастись новой термопастой и термопрокладками.

Чистка кулера

Почистить охладитель можно следующим образом:

  1. Аккуратно снимите наклейку, прикрывающую его центральные лопасти, и сохраните ее в надежном месте до окончания ремонта.
  2. Если она скрывала ось лопастей, то капните на последнюю пипеткой немного машинного масла. Если же ось прикрыта пробкой, крышкой, то снимите эту защиту, осторожно ее поддев чем-то острым.
  3. Далее необходимо снять пластмассовый стопорный элемент - кольцо, прокладку и извлечь на белый свет "пропеллер".
  4. С помощью ватной палочки аккуратно очистите элемент от накопившихся слоев пыли. В заключение смажьте ось тем же машинным маслом.
  5. А теперь поместите все элементы на их законные места в обратном порядке.

Данная манипуляция должна полностью решить проблему. Если после этого все равно не работает кулер на ноутбуке, то необходимо перейти к следующему пункту.

Диагностика кулера

Обратите внимание на провода, которые интегрируют охладитель с системной платой. Их, как правило, три штуки:

  • белый (желтый) - отвечает за скорость вращения лопастей вентилятора;
  • красный - непрерывное питание кулера постоянным током;
  • черный - масса.

Теперь можно протестировать охладитель, подключив проводки к источнику постоянного тока. Если устройство не начало вращаться - значит, неисправен его электромотор. В ином случае проблему нужно искать уже в материнской плате.

Профилактика проблемы

Представим ряд действенных советов, которые помогут кулеру вашего лэптопа сохранять долгую работоспособность:

  • эксплуатируйте ноутбук в прохладном проветриваемом помещении;
  • устройство обязательно должно находиться на столе (разумеется, не пыльном) - между его дном и поверхностью опоры всегда должно оставаться расстояние, равное высоте ножек лэптопа;
  • оставьте привычку ставить ноутбук на колени, ковер, кровать; животные, греющиеся возле кулера, тоже, увы, нежелательны;
  • проводите профилактическую чистку кулера от пыли не менее одного раза в год;
  • используйте охлаждающую подставку для ноутбука (некоторые модели удобны тем, что питаются от USB-разъема) - она позволяет кулеру прогонять через себя воздух быстрее и интенсивнее.

Основной причиной, по которой не работает кулер на ноутбуке, является засорение его лопастей бытовой пылью, витающей в воздухе. Однако соблюдение мер профилактики поможет защитить лэптоп от столь досадной поломки.